Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………
Если в 1980 г. в сфере наука и научное обслуживание было занято 2972 тыс. человек или 4,2% трудовых ресурсов, то в 2004 г. всего 1165 тысяч или 1,8% .79 При этом до 1990 г. 70-75% трудовых и финансовых ресурсов было сосредоточено на оборонных исследованиях, а секторы гражданских отраслей в т.ч. «новой экономики», за пределами ВПК не получали необходимых ресурсов для развития. За 1991-1998 гг. объем финансирования НИОКР в ВПК уменьшился в 10 раз, а в целом - в 5,4 раза. В начале нового XXI века в России расходы на НИОКР по абсолютной величине находились на уровне 50-х годов прошлого века.80 В абсолютном выражении (в пересчете по ППС) Россия затрачивает на науку меньше Японии в 9,3 раза, Германии в 4,7раза, Франции в 2,8 раза. Расходы на науку в США больше российских в 24 раза.81
За 1990-2005 гг. науку покинуло около 60% высококвалифицированных специалистов, «утечка мозгов» главным образом шла за рубеж, а также в отечественный бизнес.
Мобилизация имеющегося ресурса в сфере НИОКР возможна в создаваемых особых экономических зонах, в т.ч. и при создании в кластерных альянсов, базирующихся на межотраслевом разделении труда. Однако, во-первых, еще несколько лет потребуется на обустройство ОЭЗ, а во-вторых, главным критерием эффективности здесь должно стать доведение перспективной идеи до стадии готового материального или нематериального продукта, с последующим получением конкретного коммерческого результата от массового производства и продажи.
Если говорить
о перспективах технико-экономического
развития, то в т.ч. необходимо рассмотреть
сферу образования. Доля расходов на
образование в федеральном
В РФ износ основных
фондов сферы образования достиг
37%. Федеральное правительство
Во многих странах априори признается высокий уровень российского образования, но при этом, как правило, не признаются дипломы российских вузов. В этой связи присоединение России к Болонскому соглашению, предполагающему унификацию с ЕС стандартов в области высшего образования создаст благоприятную среду для расширения экспорта образовательных услуг (как минимум в государства СНГ).
В условиях снижения количественных показателей воспроизводства трудовых ресурсов в РФ, на первый план выходит повышение качества персонала. Поэтому, одной из основных задач видится реформирование системы образования исходя из целей новой высокотехнологичной экономики и возрастающей роли сферы услуг в ней. В этой связи показателен опыт экономически развитых государств (США, Великобритания, Франция), до 10% их совокупных доходов от экспорта услуг приходится на экспорт образовательных услуг.
Существенное влияние на развитие сферы услуг и всей экономики оказывают ценовые диспропорции, свидетельствующих о скрытом субсидировании некоторых отраслей. При сравнении курса национальной валюты в номинальном выражении и по ППС можно выявить, что только в 2005 г. у России соотношение ВВП по ППС (1,5 трлн. долларов) к ВВП по рыночному обменному курсу (740 млрд. долларов) приблизилось к двукратному. Разрыв между рыночным курсом и ППС типичен не только для России, но и для многих стран с переходной экономикой.84 Однако в России этот разрыв в 1993-1994 гг. и в 1999-2003 гг. составлял 5,5 раза85, в то время как в странах Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Словения), этот разрыв примерно двукратный.
Влияние ценовых диспропорций выражается в том, что цены на ряд товаров и услуг могут быть сопоставимы с ценами мирового рынка, в то время как по другим группам товаров и услуг имеется существенный разрыв (применительно к российской экономике это касается цен на жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги для пассажиров, тарифы на энергоресурсы).86 Следовательно, скрытое субсидирование, выводит некоторые сектора экономики за границы рыночных способов предоставления услуг и конкурентоспособности, деформирует структуру платежеспособного спроса.
По мнению большинства отечественных87 и зарубежных исследователей и потенциальных инвесторов, кроме перечисленных, в РФ существуют проблемы, связанные с низким качеством государственного управления и невысокой инвестиционной привлекательностью.88 В частности, согласно рейтингу Всемирного экономического форума по независимости судебной системы у РФ 102 место89, по объективности решений чиновников - 106, по защите прав миноритарных акционеров - 109. Больше всего, компании, работающие в России, беспокоит коррупция (16%), налоговое администрирование (14%), неэффективность госорганов (12%), доступ к финансированию (11%) и инфляция (9%).90 В целом нужно согласиться, что проблемы по указанным вопросам есть.
При этом, аналитики
ВЭФ отмечают, что среди конкурентных
преимуществ выделяется оставшаяся
с советских времен система подготовки
квалифицированных научных
Для развития сервисных отраслей и модернизации российской экономики требуются масштабные инвестиции. Внутренний инвестиционный ресурс достаточно ограничен, а приток долгосрочных инвестиционных ресурсов мирового рынка капитала, сдерживался в т.ч. и тем, что инвестиционный климат в РФ продолжительное время оставался ниже среднего. В предыдущие годы область интересов иностранных инвесторов ограничивалась краткосрочными спекуляциями на фондовом и валютном рынке, ресурсными отраслями, недвижимостью и торговлей.
В целом, внутреннее
и внешнее ограничение
Перераспределения финансовых ресурсов в пользу реального сектора экономики и увеличения инвестиций можно добиться при большей уверенности частных и институциональных инвесторов в стабильности доходов предприятия в средне- и долгосрочном аспекте. А стабильность доходов должна обеспечиваться стабильностью макроэкономической ситуации. Текущая ситуация позволяет предприятию рассчитывать на банковский кредит под 11-15% годовых сроком на три года, На срок более трех лет в России предоставляется всего 14-15% финансовых ресурсов, таким образом емкость российского рынка кредитования укладывается в эти 15%. Поэтому, ключевой задачей на ближайшую перспективу необходимо сделать снижение стоимости кредитных ресурсов до 5-7%.
Таким образом, для активизации инвестиций необходимо снизить кредитную ставку, обеспечить стабильную макроэкономическую среду для предприятий с целью достижения ими стабильного финансового результата и поддерживать экспортную ориентацию на внешние рынки. В этой связи возникает вопрос о доведении уровня инфляции в кратко- среднесрочной перспективе до уровня 3-5%, имеющийся российский опыт 2000-2005 гг. доказывает, что снижение уровня инфляции сопровождалось снижением процентной ставки по кредитам нефинансовым компаниями - с 23,8% до 10,8%. Объем выданных кредитов нефинансовым структурам-резидентам в реальном выражении увеличился в 2005 г. по сравнению с 1999 г. почти в 4 раза, ежегодный прирост составлял около 25%. В настоящее время свободная банковская ликвидность продолжает расти. На корреспондентских счетах, на депозитах и в облигациях российским и иностранными банками в ЦБ РФ аккумулировано 860 млрд. рублей (почти 33 млрд. долларов), по сравнению с началом года прирост составил около 12 млрд. долларов. Индикатором того, что капитал не может найти применения в стране служит и то, что в 2005 г. рост валового оттока капитала почти удвоился по сравнению с 2004 г. и составил 73,4 млрд. долларов, сальдо осталось положительным только благодаря возросшему притоку ПИИ.
В 2002-2005 гг. ситуация со структурным распределением ПИИ несколько улучшилась, если в предыдущие годы основные ПИИ поступали в сырьевые отрасли, то в последнее время большая доля поступает в сферу услуг (в т.ч. в транспортную отрасль и связь 25,9%, операции с недвижимостью 16,6%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,6%, оптовую и розничную торговлю 3,9%, строительство 3,5%). Подобное распределение инвестиций свидетельствует о том, что иностранные инвесторы в большей степени ориентированы на высокую емкость внутреннего рынка и возрастающий спрос внутренних потребителей (который в первую очередь вызван ростом уровня доходов, а следовательно потребления в крупных городах), а высокая доля ПИИ, поступившая в транспортную отрасль обусловлена расширением экспорта транспортных услуг.
В целом в экономику России в 2005 г. поступило 53,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, из них 13,1 млрд. долларов пришлось на прямые, 0,5 млрд. - портфельные и 40,13 прочие иностранные инвестиции. На конец 2005 г. в экономике России было накоплено 111,84 млрд. долларов иностранных инвестиций, в т.ч. прямых - 49,75 млрд. долларов, 1,9 млрд. долларов портфельных и 60,18 млрд. долларов прочих.91
Однако, объем ПИИ, поступивший в экономику России в 2005 г. в пять раз меньше объема ПИИ, поступившего в экономику Китая за сопоставимый период (72 млрд. долларов в 2005 г.). Причем в КНР, объем инвестиций, сопоставимый с совокупным российским поступает в сектор услуг, в т.ч. в банковский сектор и страхование (в 2005 г. -12 млрд. долларов ПИИ, что на 15% больше, чем в 2004 г.)92
В российской экономике в секторальном разрезе наибольшая доля ПИИ тоже пришлась на сферу услуг в 2005 г. около 64,8%, что в принципе говорит о том, что общемировая тенденция о доминировании третичного сектора в привлечении ПИИ в российской экономике в целом поддерживается.
К негативным тенденциям можно отнести концентрацию инвестиционных ресурсов в нескольких крупных городах и регионах наиболее обеспеченных природными ресурсами, дальнейшее снижение изначально невысокой доли ПИИ в гостиничном и ресторанном бизнесе с 0,7% в 2002 г. до 0,3% 2005 г. и стабильно низкий уровень ПИИ поступивших в финансовый сектор 1,0-1,4% за сопоставимый период. Причем финансовый сектор, гостиничный и ресторанный бизнес в России были наименее привлекательными для ПИИ за весь рассматриваемый период. Хотя, в масштабе мировой экономики наибольший кумулятивный ввоз ПИИ пришелся в т.ч. на эти два сектора (финансы - 29%; деловые услуги - 26%; торговля -18%; транспорт, связь, гостиничный и ресторанный бизнес по 11%, электро- газо- и водоснабжение - 6%). А наибольший кумулятивный вывоз ПИИ на деловые услуги - 36%; финансы - 34%; транспорт, связь и складское хозяйство - 19%, торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес -10%.
В 2002-2005гт. российский сектор услуг обеспечивал примерно одну треть экономического роста экономики и, хотя он растет чуть медленнее, чем в Азиатских странах, но гораздо активнее, чем в странах Западной Европы и, по нашему мнению, останется самым динамичным сектором российской экономики и в ближайшие годы. Если рост ВВП в России в ближайшие пять лет составит в среднем 5,5% в год, то рост в сфере услуг будет около 6,5%. А опережающий рост сферы услуг, в целом соответствует общемировой тенденции, характерной для развитых стран. Сдерживающим фактором для расширения участия России в экспорте услуг является и неоднородный уровень развития российских регионов. Например, Москва и Санкт-Петербург обладают достаточно диверсифицированной экономической структурой и ведут активную внешнеэкономическую деятельность, в то время как в других специализация производства замкнута на 1-2 отраслях, что естественным образом ограничивает возможности для ВЭД. Например, в Республике Карелия и Архангельской области специализация производства более чем на 50% основывается на производстве целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.93
Уровень экономического развития субъектов РФ крайне неравномерен. В частности, из 13 субъектов Южного федерального округа 6 формируют бюджет за счет дотаций федерального центра (т.е. за счет перераспределения доходов тех регионов, которые ведут экономическую деятельность более успешно). Доходная часть бюджетов дотационных субъектов на 80-98% состоит из трансфертов федерального бюджета, более половины населения занято в нерыночных секторах услуг и около 20% населения являются безработными. В целом же в РФ около 20 регионов, где уровень финансовой помощи из федерального бюджета ниже 20% от уровня собственных доходов, 57 регионов, где этот уровень составляет 20-60% и 12 регионов, где этот показатель выше 60%. Средний уровень ВРП на душу населения, измеренный по ППС, для 17 ведущих регионов превышает соответствующий показатель для 17 наиболее отсталых регионов почти в 4,5 раза.
Кроме того, для российской экономики характерна высокая концентрация собственности на национальном уровне. Сформировавшаяся в результате структура характеризуется доминирующим положением относительно небольшого числа вертикально интегрированных крупных компаний - монополистов на отраслевых ранках. Причем, большинство из этих компаний сосредоточено промышленности и энергетике и слабо похожи на ТНК в общепринятом смысле. Как правило, они не имеют коммерческого присутствия за границей страны базирования, во многих из них государство владеет 100% акций или контрольным пакетом и до 2006 г. существовали ограничения в допуске иностранцев к покупке их акций. В других случаях, это не публичные компании, поэтому их бенефициары и информация об экономической составляющей основной деятельности не известны рынку. На 10 самых крупных промышленных групп вместе с контролируемым государством ОАО «РЖД», национальными газовой, электроэнергетической и трубопроводной компаниями, приходилось около 50% объема в промышленном производстве и предоставлении услуг.94