Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Сектор малого и среднего бизнеса развивался в  последние годы довольно быстро, хотя по размеру остается сравнительно небольшим. Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые и средние предприятия составляют около 64 % (1,6 млн. юридических лиц), что более, чем в 2 раза меньше показателей развитых стран.95 Темпы прироста вновь зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса не высокие 5-7%. А например, средний показатель развитых стран - ежегодное создание от 10% до 20% новых предприятий, столько же компаний ликвидируется, что обеспечивает быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики.

Важным для  оценки развития предпринимательства  является показатель «плотности» малых  предприятий в субъектах Российской Федерации (в расчете на 100 тысяч  населения). Максимально близки к  среднеевропейским показателям (3 000 малых предприятий на 100 тысяч жителей) Москва и Санкт-Петербург (2,0 тысячи и 2,3 тысячи предприятий на 100 тысяч жителей соответственно). А разрыв между регионом-лидером (Санкт-Петербургом) и регионами-аутсайдерами достигает десятки и сотни раз.

Структура малого и среднего бизнеса не меняется на протяжении последних 11 лет. Наибольшее количество рабочих мест создано в оптовой и розничной торговле и сфере услуг - 47%. Промышленность и строительство предоставляют соответственно 19 % и 17 %, занятость на малых и средних предприятиях в иных сферах менее значимая: здравоохранение - 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйство - 2,7%, наука - 1,3%, транспорт и связь -5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах. По темпам прироста рабочих мест лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5% в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития бизнеса в этом секторе. В совокупности, в малом бизнесе занято 16,7 млн. человек или 24,7% от числа работающих. По этому показателю мы отстаем от США и развитых стран Европы в 2 раза (50-55 % занято в малом бизнесе), от Японии в 3,5 раза, где в малом бизнесе занято 80 %. Такое различие может объясняться, в том числе и высокой теневой составляющей занятости в России.

Вместе с  тем, высокими темпами росло число занятых в государственном секторе экономики. Только за период 2003-2004 г. количество государственных служащих увеличилось на 11 %, а за 1994-2004 гг. в 1,5 раза. Прирост трудовых ресурсов во всей экономике за указанный период происходил более медленными темпами в среднем всего 3-5% в год.

Едва заметен  рост в динамике реального объема произведенного ВВП в процентах  к предыдущему году в сфере  нерыночных услуг, где в основном заняты государственные служащие, что свидетельствует о более низкой производительности и эффективности нерыночного сектора по сравнению с рыночным.

В частности, в 2005 г. в рыночном секторе прирост  ВВП составил от 6 до 16%, а в нерыночном 1-2,8%. В то же время, в ряде субъектов  РФ до 50% ВРП формируется за счет нерыночных секторов услуг, в частности 43,7% ВРП Республики Тыва, 43,2% ВРП Республики Северная Осетия-Алания, 33% ВРП Ингушетии и др.96

Сильное давление нерыночных отраслей на экономику приводит к тому, что из-за перераспределения  бюджета в пользу более слабых регионов ухудшаются макроэкономические показатели и сдерживают развитие экономически более развитых регионов и РФ в целом, при этом дотации не способствуют росту экономик депрессивных регионов, а только консервируют отсталость экономики.97

В соответствии с официальной статистикой98 наибольший доход от экспорта приносят транспортный, туристический, строительный сектора, а кроме того поступления по статье роялти и лицензионные платежи и услуги связи, торговля и общественное питание. Наибольшее потребление импорта падает на туристические услуги, транспорт, строительные услуги, некоторые виды деловых услуг.

В анализе экспорта российских услуг представляет интерес  устойчивая тенденция роста объемов  и повышения удельного веса экспорта различных наукоемких видов услуг (Приложение 3). К таким услугам относятся: услуги космического транспорта, телекоммуникационные услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, услуги в области исследований и разработок, услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях. Суммарное абсолютное приращение экспорта по указанным позициям за 2003-2006 гг. равнялось 2,3 млрд долл. (или свыше 13% всего повышения доходов по услугам за соответствующий период). Увеличение в 2006 г. к 2002г. составило 2,6 раза, в 2006 г. к 2001 г. – 3,3 раза. Доля в общем экспорте услуг выросла с 9,9% в 2001 г. и 10,8% в 2002 г. до 12,1% в 2006 г. Самыми динамичными в группе наукоемких услуг были компьютерные услуги (рост в 2006 г. к 2002 г. в 6,1 раза), а также услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях (рост в 3,8 раза).

Таблица 1.

Экспорт услуг  России в 2002-2006 гг. (в млн. долл) по данным ЦБ РФ

 

Таблица 2.

Отраслевая структура  российского экспорта услуг в 2002-2006 гг. (в % к итогу) по данным ЦБ РФ

На сегодня  наиболее высокие индексы международной  специализации России в торговле услугами сложились в экспорте услуг, так или иначе связанных с  территориальным фактором (наличие  большой и географически выгодно  расположенной территории, возможностей для развития различных видов туризма, др.), и услуг, обусловленных использованием традиционных конкурентных преимуществ. Среди услуг, привязанных к территориальному фактору, – услуги транспорта (с общим индексом 1,42 в 2006 г. и 1,56 в 2005 г.), связи (1,38 в 2005 г.), международного туризма (0,91 в 2006 и 0,84 в 2005 г.). По большинству указанных видов и подвидов услуг в первой половине текущего десятилетия происходило снижение индекса международной специализации РФ, хотя он по-прежнему превосходил аналогичные показатели для других секторов услуг. Исключение составляли стабильно высокий индекс международной специализации по услугам про- чих видов транспорта (что связано с растущими объемами транзитных перевозок железнодорожным и трубопроводным транспортом) и в основном стабильный и также достаточно высокий индекс по услугам воздушного транс-порта (по причине увеличения международного туристического потока и сохраняющегося монополизма российских перевозчиков на ряде направлений, традиционно прочных позиций РФ на рынках авиаперевозок негабаритных и сверхтяжелых грузов). Самым высоким является индекс международной специализации России в экспорте строительных услуг (приближается к 4), причем за последние годы с расширением участия отечественных компаний в сооружении энергетических и иных объектов за рубежом он существенно вырос99.

Характерная тенденция  прошлого десятилетия – повышение  индексов специализации практически  по всем видам деловых услуг, хотя сами показатели все еще ниже 1 (и в ряде случаев существенно ниже). Наиболее заметно данный показатель увеличился для прочих деловых услуг, страховых, компьютерных и информационных услуг. Общий индекс России по всей категории прочих коммерческих услуг (коммерческие услуги за вычетом транспорта и туризма) вырос с 0,60 в 2000 г. до 0,85 в 2006 г. Необходимо отметить, что высокая и опережающая среднемировые показатели динамика российского экспорта большинства видов деловых услуг обусловлена низкой стартовой базой и пока еще не всегда отражает реальные конкурентные преимущества национальных провайдеров услуг.


Рис.3 Индекс международной  специализации России в торговле услугами.

Примечание: За мировой экспорт услуг в данном случае принят суммарный экспорт  услуг США, Канады, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Китая, Тайваня, Южной Кореи. Источник: WTO International Trade Statistics, ЦБ РФ.

По данным ВТО  за 2011 год наблюдалась динамика общего объема экспорта российских услуг на мировой рынок. По уровню объем экспорта услуг оставил более 50 млн.долл. и был на уровне 2007 года рис.5

Рисунок 5. Общий объем  экспорта услуг России с 1994 по 2011 гг.

 

Поскольку в  настоящее время, доминирующее позиции  в российском экспорте услуг по-прежнему принадлежит транспортной отрасли, то можно было бы рассмотреть перспективы развития транспортной отрасли более подробно на предмет перспективности дальнейшего расширения экспорта.

В 2004 г. в транспортном секторе числилось 110,4 тыс. предприятий  и организаций по ОКОНХ100 (раздел «транспорт и связь» ОКВЭД фиксирует 141,5 тыс. предприятий и организаций).101 Общее число занятых 4 405 тыс. человек (в 2003 г. 4 234 тыс. человек), т.е. совокупный прирост числа рабочих мест в отрасли за год составил всего 4%, при этом в транспортной отрасли создается 1% российского ВВП.

На экспорт  транспортных услуг приходится 38,4% от совокупного объема экспорта услуг, из них на грузовые перевозки приходится около 97%, в т.ч. 28% вклад трубопроводного  транспорта, 28% водного и 21% воздушного. В импорте на транспортные услуги приходится 32%, основу импорта услуг составляют пассажирские перевозки 75%, в т.ч. 50% приходится на воздушный, 35% на водный, 9% на железнодорожный и 6% на автомобильный виды транспорта.

Грузооборот транспорта общего пользования (железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, трубопроводного) в 2004 г. по сравнению с 2003 г. вырос в среднем на 6,8% и составил 4,4 трлн. т/км, против 4,1 трлн. т/км годом ранее. Однако, это ниже уровня 1990 г. - 5,9 трлн. т/км, но выше уровня 1995 г. почти на 30% (3,5 трлн. т/км).102

Достаточно  активный рост по сравнению с предыдущим годом демонстрировали железнодорожные  грузовые перевозки +7,4% (1,8 трлн. т/км в 2004 г. против 1,69 трлн. т/км годом ранее), трубопроводные поставки + 5,2% (2,4 трлн. т/км и 2,27 трлн. т/км соответственно), внутренние водные +9% (78 млрд. т/км и 71 млрд. т/км), автомобильные +10,7% (28 млрд. т/км и 25 млрд. т/км), воздушные + 10,7% (3 млрд. т/км и 2,7 млрд. т/км). В то же время, за период с 1990 г. имело место многократное падение грузооборота в секторе морских перевозок, который только в 2004 г. сократился на 27% (47 млрд. т/км против 65 млрд. т/км в 2003 г.), а за период с 1990 г. снижение объемов составило более 10 раз (508 млрд. т/км и 297 млрд. т/км в 1995 г.).

Пассажирооборот (на железнодорожном, автобусном, воздушном, морском, внутреннем водным транспорте и др.) в 2004 г. составил 469,2 млрд. пассажиро-километров, т.е. по сравнению с предыдущим годом  произошло увеличение пассажирооборота лишь на 1,3% (463,4 млрд. пас/км). На рост перевозок железнодорожным транспортом в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом пришлось 4,3% (164 млрд. пас/км), хотя в 1995 г. этот показатель равнялся 192,2 млрд. пас/км. На рост показателей перевозок остальными видами транспорта пришлось соответственно: на воздушный 16,4% (83 млрд. пас/км), внутренний водный 0% (0,8 млрд. пас/км). В морским перевозках динамика отрицательная - снижение за год на 33% до 0,03 млрд. пас/км (хотя в 1995 г. он равнялся 0,2 млрд. пас/км).

Несмотря на то, что в большинстве подотраслей транспортной отрасли наблюдается положительная динамика роста объемов основных показателей, а наиболее быстрыми темпами растут железнодорожные, трубопроводные, водные и автомобильные грузовые перевозки, и кроме того, железнодорожные и воздушные пассажирские перевозки, показатели всех подотраслей транспортной отрасли еще даже не достигли уровня 1990 г., а в некоторых случаях и 1995 г. При этом грузооборот и пассажирооборот в секторе морские перевозки сократился почти в десять раз.

По своему вкладу в ВВП России транспортная отрасль  занимает четвертое место и первое среди отраслей сферы услуг по доходам бюджета от экспорта. В 2005 г. инвестиции в транспортную инфраструктуру увеличились на 20%, однако при этом, в своем развитии она отстает от роста экономики РФ. При росте ВВП на 6% в год развитие транспортной инфраструктуры должно увеличиваться на 10-12%, в то время как в настоящее время она растет только на 1% в год.103 Протяженность эксплуатируемой железнодорожной, автомобильной, внутренней водной и трубопроводной инфраструктуры практически не увеличилась, а даже сократилась (за исключением внутреннего водного транспорта), что говорит о хроническом недофинансировании транспортной отрасли.

Например, эксплуатируемая  длина железнодорожных путей общего пользования в 2004 г. составляла 85 тыс. км, а в 1995 г. - 87 тыс. км (надо отметить, что количество электрифицированных путей увеличилось с 39 тыс. км в 1995 г. до 43 тыс. км в 2004 г.). Количество эксплуатируемых автомобильных дорог по сравнению с 1995 г. в 2004 г. сократилось с 750 тыс. км до 738 тыс. км., количество аэропортов уменьшилось с 1300 (19 международных) до 411 аэропортов (70 международных, при этом только из 18 осуществляются регулярные международные рейсы), путей внутреннего водного транспорта увеличилось с 84 до 102 тыс. км., а трубопроводного с 62 до 63 тыс. км. Т.е. увеличение путей следования имеется только на водном транспорте +22% и в трубопроводном, однако в последнем рост составил всего 1,5 п.п.

Таким образом, расширению экспорта транспортных услуг препятствует:

1) изношенность  и дефицит транспортной инфраструктуры;

2) ощутимый дефицит  транспортных средств и их  техническая отсталость;

3) проблемы с  управлением перевозкой и перевалкой  грузов.104

Территория  РФ имеет большую протяженность с запада на восток, а среднее расстояние между городами в РФ значительно превышает расстояние между городами в ЕС. В этой связи имеет смысл большее внимание уделить воздушным перевозкам, развитию аэропортовой инфраструктуры и региональной авиации, как например, сейчас это делает Китай.105

Импорт услуг  вырос в 2006 г. по сравнению с 2002 г. в 1,9 раза. Абсолютная сумма прироста за весь рассматриваемый период составила 21,2 млрд долл., в том числе 33% общего прироста было обеспечено за счет расширения импорта туристических услуг, по 18% – за счет импорта транспортных и прочих деловых услуг, 13% – за счет строительных услуг, 8% – за счет увеличения расходов по статье «роялти и лицензионные платежи», 4% – за счет страховых и финансовых услуг рис.4.

Рисунок 4. Структура абсолютного  прироста импорта услуг в 2002-2006 гг.

Таким образом, основное приращение импорта услуг  произошло за счет расширения закупок  традиционных видов услуг (туристических, транспортных, строительных) при относительно меньшей роли интеллектуальных и технически сложных услуг, необходимых для модернизации отечественной экономики.

Наиболее высокие  темпы роста в 2003-2006 гг. по данным ВТО были зафиксированы в импорте по статье «роялти и лицензионные платежи» – 5,9 раза, финансовых услуг – 3,8 раза, услуг в сфере культуры и отдыха (хотя с очень низкой базы) – 3,1 раза, строительных услуг – 2,55 раза, транспортных услуг – 2,4 раза.

Высокие темпы  роста расходов по статье «роялти  и лицензионные платежи» обусловлены, с одной стороны, низкой стартовой базой, а с другой – объективным повышением потребностей отечественных производителей в приобретении современных технологий и ноу-хау. Значительное увеличение импорта финансовых услуг связано с быстрым ростом в последние годы заимствований российских компаний на мировом рынке ссудного капитала (в форме кредитов и облигационных займов, прежде всего евробондов), а также с высокой активностью резидентов по размещению IPO на зарубежных площадках. Динамичное развитие импорта услуг в сфере культуры и отдыха во многом является следствием процессов интернационализации российского шоу-бизнеса, сопряженных с расширением импорта аудиовизуальных и связанных с ними услуг. Устойчивый рост импорта строительных услуг стимулируется высокой инвестиционной активностью в стране, в том числе в сфере жилищного строительства и сооружения инфраструктурных

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами