Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:27, доклад
ПРЕДПОСЫЛКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СОВЕТА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Украина
В целях повышения ответственности брокеров и (или) дилеров по сделкам «репо» было установлено требование совершения операций «репо» за счет собственных денег брокера и (или) дилера либо в соответствии с приказом клиента в рамках договора на брокерское обслуживание, являющегося договором комиссии. Другими словами, брокер несет ответственность за исполнение операции «репо» вне зависимости от того, была ли сделка заключена за счет средств брокера или его клиента.
Кроме того, в целях предотвращения возможных манипуляций со стороны брокеров и (или) дилеров в ходе заключения ими сделок прямого и автоматического «репо» были внесены изменения в Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности, направленные на сокращение сроков проведения данных сделок до девяноста календарных дней с учетом продления первоначального срока операции «репо».
Также, в октябре 2008 года Правилами осуществления деятельности организатора торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами были определены случаи приостановления торгов на фондовой бирже. Так, было установлено, что помимо иных возможных случаев внутренние документы фондовой биржи предусматривают приостановление:
- торгов с акциями эмитентов, включенными в сектор «акции» официального списка фондовой биржи, в случае, если на любой момент времени в течение двух последовательных торговых дней зафиксировано снижение уровня индекса фондовой биржи на пятнадцать и более процентов по сравнению с показателем индекса, сформировавшимся на момент закрытия торгового дня, предшествующего первому торговому дню;
- торгов с акциями, включенными в первую категорию сектора «акции» официального списка фондовой биржи, цены на которые на любой момент времени в течение торгового дня снизились на тридцать и более процентов по сравнению с ценой на данные акции, сформировавшейся на момент закрытия предшествующего торгового дня;
- торгов с иными ценными бумагами, цены или объявленные участниками торгов котировки на которые отклонились от ранее зарегистрированных значений и достигли предельных величин, установленных внутренними документами фондовой биржи.
Кроме того, в 2009 году АФН РК с учетом текущей ситуации на финансовом рынке проводится работа, направленная на дальнейшее усиление защиты прав и интересов инвесторов, а именно:
- для минимизации рисков, связанных с невыполнением денежных обязательств сторонами сделки, предлагается внедрить по сделкам, осуществляемым в торговой системе KASE, клиринг с полным обеспечением, предполагающий возможность совершения операций только в пределах имеющихся у участника торгов денежных средств на момент совершения сделки;
- в целях максимальной унификации порядка осуществления оценки аналогичных финансовых инструментов, находящихся в портфелях накопительных пенсионных фондов и инвестиционных фондов, при одновременном обеспечении справедливой стоимости оцениваемых активов, пересматривается используемый институциональными инвесторами порядок оценки;
- в целях контроля за рисками, связанными с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, планируется дальнейшее совершенствование существующей системы риск-менеджмента профессиональных участников рынка ценных бумаг, в особенности организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг и деятельность по управлению инвестиционным портфелем и пенсионными активами. Планируемые изменения будут направлены на внедрение системы эффективной оценки подверженности профессионального участника различного рода рискам и создание механизмов оперативного оповещения и реагирования органов управления профессионального участника на увеличение рисков;
- в результате учащения случаев невыполнения эмитентами листинговых требований и своих обязательств перед держателями ценных бумаг в текущих кризисных условиях рассматривается целесообразность создания «буферной» площадки организатора торгов, в которую будут переводиться на определенный период времени ценные бумаги эмитентов, несоответствующих какому-либо листинговому требованию или по которым наблюдаются случаи дефолта в течение определенного периода, в целях устранения выявленных несоответствий/нарушений.
В Кыргызской Республике Правительством и Национальным Банком принимаются меры по мобилизации и развитию внутренних источников финансирования экономики через фондовый рынок, обеспечению выпуска и расширения объема обращения, в первую очередь, долгосрочных и среднесрочных государственных ценных бумаг и корпоративных облигаций. Создаются условия для участия коммерческих банков в качестве инвесторов по этим ценным бумагам. Вместе с тем, поставлена задача по поддержке ликвидности на фондовом рынке, посредством реализации внутренним инвесторам часть пакетов акций стратегических компаний, принадлежащих государству, в особенности тех, кто вошел в листинговый список.
Основными мерами для обеспечения стабильности банковской системы поставлены задачи по:
- формированию правительством Кыргызской Республики Фонда защиты депозитов и повышение суммы компенсации депозитов с 20 тыс. сомов до 100 тыс. сомов;
- проведению комплекса мер по снижению кредитных рисков;
- принятию законов «Об ипотечных ценных бумагах» и «О жилищных сертификатах» с учетом позитивного опыта функционирования исламских финансовых инструментов;
- уменьшению оттока денежных средств, отправляемых страховыми компаниями на перестрахование, путем создания Национальной перестраховочной организации с участием государства;
- снижению рисков страховых компаний через перевод и размещение государственных казначейский векселей и других планируемых к выпуску государственных ценных бумаг из торговой площадки Национального банка Кыргызской Республики на торговую площадку лицензированного организатора торгов ценными бумагами;
- выпуску среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг для развития экономики;
- созданию сильных финансовых институтов, в том числе: инвестиционно-кредитного банка с существенной долей Правительства в капитале, Агентства развития, конкурентоспособности и продвижения инвестиций, паевого инвестиционного фонда с привлечением средств кыргызских трудовых мигрантов, государственной страховой компании и др.
Кроме того, в 2008 году Службой надзора и регулирования финансового рынка Кыргызстана было предложено создать компьютерную мониторинговую программу «Система раннего предупреждения экономическо-финансовых кризисов», которая в последующем может включать такие разделы, как экологическая, продовольственная, энергетическая и оборонная безопасность. Мониторинг предполагает систематическое отслеживание, анализ и прогнозирование ситуации в важнейших сферах экономики и общества на основе социально-экономических показателей (индикаторов), группируемых по различным категориям.
Службой надзора и регулирования финансового рынка Кыргызстана создана рабочая группа, которая провела мониторинг влияния финансового кризиса на экономику республики. Согласно результатам анализа сложившейся экономической ситуации, специалисты дали оценку текущего состояния финансовой системы КР и выработали превентивные меры предупреждения кризисных явлений, которые сконцентрированы на двух концептуальных направлениях – усиление финансового надзора и дальнейшее улучшение небанковского финансового рынка.
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство Российской Федерации действует по трем основным направлениям. Первое – расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе – повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье – обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Основными мероприятиями Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российского рынка ценных бумаг в 2009 году является:
- выкуп ипотечных ценных бумаг, выдача целевых займов, в т.ч. сделки «репо» (на 2009 г. – 9,4 млрд.руб.);
- обеспечение возможности допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России – с передачей функций надзора и регулирования экономических показателей профессиональных участников Банку России;
- расширение ломбардного списка Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций (Включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. С 20-го октября 2008 г. существующая система рефинансирования дополнена новыми инструментами: кредиты на 30 дней по фиксированной ставке и на срок 3 месяца по итогам ломбардных кредитных аукционов);
- наделение Банка России правом участвовать в торгах на фондовом рынке (предоставление права купли-продажи казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России).
Кроме того, Федеральной службой по финансовым рынкам также были приняты меры, направленные на минимизацию влияния финансового кризиса на отечественный фондовый рынок.
ФСФР России в рамках антикризисных мер Правительства Российской Федерации предприняты следующие действия:
- введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов) снижения котировок ценных бумаг,
- запрещены необеспеченные сделки с ценными бумагами,
- ужесточены правила совершения маржинальных сделок,
- подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о снятии ограничений на выпуск ценных бумаг и о введении института собрания облигационеров.
Кроме этого, с учетом необходимости сокращения рисков на российском финансовом рынке и увеличения его емкости ФСФР России:
- подготовила новый порядок расчета собственных средств профессиональных участников финансового рынка,
- ввела требования раскрытия конечных собственников (бенефициаров) финансовых институтов,
- подготовила изменения требований к листингу ценных бумаг в целях запуска инфраструктурных облигаций.
Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины были приняты следующие меры для минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса:
- приняты изменения к Положению о функционировании фондовых бирж относительно определения срока биржевого курса на основании выполненных биржевых контрактов, в которых предусмотрено, что срок их выполнения не превышает 3-и дня с момента их заключения.
Внедрение данного нормативного акта будет способствовать упорядоченности на фондовом рынке и нивелированию влияния невыполненных биржевых соглашений на вычисление биржевого курса, уменьшения риска сторон биржевого соглашения и уязвимости позиции участников рынка, повышению эффективности деятельности рынка ценных бумаг и адаптации законодательства Украины к международным нормам относительно уменьшения разрыва между днем заключения и днем выполнения биржевого соглашения.
- разработан Порядок относительно предотвращения манипулирования на фондовых биржах с целью защиты участников биржевых торгов и инвесторов от возможных злоупотреблений на рынке ценных бумаг, формирования реальных рыночных цен на ценные бумаги, обеспечение информационной прозрачности относительно соглашений с ценными бумагами;
- разработаны изменения к Положению о функционировании фондовых бирж - с целью внедрения информационного взаимодействия между фондовыми биржами, направленного на повышение взаимного понимания, оперативный обмен информацией, пониманию и тесному сотрудничеству между фондовыми биржами, что позволит предотвращать манипулирование на фондовых биржах и будет способствовать формированию активов пенсионных фондов ценными бумагами по реальным рыночным ценам, защите прав инвесторов и обеспечению целостности регулируемых рынков;
- разработаны изменения к Положению о депозитарной деятельности относительно внесения в перечень ценных бумаг, которые обслуживаются в Национальной депозитарной системе, опционных сертификатов – с целью упорядочивания обращения этого вида производных ценных бумаг, предотвращения злоупотреблений со стороны эмитентов и профессиональных участников рынка производных ценных бумаг, защите потенциальных инвесторов этого рынка, в частности приобретателей опционных сертификатов с поставкой базового актива;
- были внедрены биржевые торги с обеспечением участниками биржевых торгов предыдущего резервирования ценных бумаг и денежных средств с целью выполнения биржевых контрактов в срок Т+0;
- разрабатывается проект нормативного акта относительно огласки информации о заключенных на неорганизованном рынке договорах с ценными бумагами, которую подают торговцы ценными бумагами на выбранные ими фондовые биржи с целью обеспечения прозрачности на фондовом рынке,
- разработано Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников фондового рынка - с целью усовершенствования саморегулирования на фондовом рынке и оперативного влияния на предотвращение нарушения законодательства на рынке ценных бумаг членами СРО – профессиональными участниками фондового рынка и принятия мер влияния на нарушителей, защите прав инвесторов;
Информация о работе О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ