Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:17, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по проведению оценки рыночной стоимости акций ОАО «Сберегательный банк России». Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- выявить сущность и необходимость оценки рыночной стоимости акций кредитных организаций;
- выделить критерии оценки рыночной стоимости акций кредитных организаций на финансовых рынках;
- систематизировать методы оценки рыночной стоимости акций кредитных организаций на фондовом рынке;
- дать характеристику кредитной организации ОАО «Сберегательный банк России»;
- провести оценку рыночной стоимости акций ОАО «Сберегательный банк России» на фондовом рынке;
- сформировать заключение по результатам оценки рыночной стоимости акций.
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………….……………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………..…………………………………………...………7
1.1 Сущность и необходимость оценки рыночной стоимости акций кредитных организаций……….……………………………………………………………………………………….7
1.2 Критерии оценки рыночной стоимости акций кредитных организаций на финансовых рынках……………………………………………………………………...……………………………..14
1.3 Методы оценки рыночной стоимости акций кредитных организаций на фондовом рынке…………………………………………………………………..…………….................................20
ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ ОАО «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ»……………...………….………………………..……….36
2.1 Характеристика ОАО «Сберегательный банк России»…………..……………….………36
2.2 Оценка рыночной стоимости акций ОАО «Сберегательный банк России» на фондовом рынке………………………………………………………….…………………………………………..39
2.3 Результаты оценки рыночной стоимости акций и формирование заключений……… ..61
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ ОАО «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ»…………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………………………….....75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................…………………………………………..…….……..78
Кратное прибыли (P/E), или отношение курса акции к прибыли на одну акцию - один из наиболее распространенных относительных показателей, применяемых для определения стоимости акций. Рассчитывается как деление курса акции на значение прибыли на одну акцию. Коэффициент показывает, за сколько лет окупаются инвестиции в приобретение акции.
В то время как при вычислении коэффициента кратное прибыли в расчет принимаются прошлые показатели, его величина определяется ожиданиями инвесторов, которые в первую очередь заинтересованы в перспективах роста прибыли в будущем.
Преимущества высокого кратного прибыли существенны. Прежде всего, богатство акционеров увеличивается пропорционально этому показателю. В этом случае компании удается привлечь новый капитал дешевле.
Коэффициент кратное балансовой стоимости акции позволяет давать, может быть, самую обоснованную оценку общего положения компании на финансовом рынке. В нем обобщаются отношения инвесторов к данной компании, мастерство ее менеджеров, ее прибыли, ликвидность и, главное, перспективы. Рассчитывается как отношение рыночной капитализации к собственному капиталу. Результат такого соотношения может быть равен единице, выше или ниже ее. На этот результат влияют оценки инвесторами эффективности управления компанией, показатели структур баланса, ликвидность и возможность роста. Если рассматриваемый коэффициент ниже единицы, это означает, что инвестиции акционеров утратили часть стоимости, то есть они (точнее, их часть) истрачены зря. И это не останется без внимания заинтересованных лиц: они начнут выходить из игры (или не входить в нее, если говорить о новых инвесторах), так как не ожидают, что будущие доходы превысят текущие инвестиции в компанию.
Высокий коэффициент кратного балансовой стоимости акции может быть результатом искусственного снижения стоимости собственного капитала в балансе, например, за счет исключения репутации из активов стоимости. Считается, что минимальным порогом коэффициента кратное балансовой стоимости акции является 1,0. Компания считается привлекательной, если этот показатель достигает 2,0.
Для оценки эффективности работы банка рассчитывается показатель прибыли на активы – ROA и прибыли на капитал – ROE.
Прибыль на активы - ROA вычисляется путем деления дохода на общую сумму активов. Этот коэффициент показывает объем прибыли, который компания может извлечь исходя из всех видов находящихся у нее на балансе активов.
Прибыль на капитал – ROE вычисляется как отношение дохода компании к ее акционерному капиталу, выраженное в виде процентного соотношения. Данный коэффициент показывает объем той прибыли, которую приносит акционерный капитал компании.
Точной мерой эффективности управления эти коэффициенты не являются. Это происходит потому, что, во-первых, размер дохода (прибыли) позволяет собой манипулировать, а во-вторых, стоимость активов, которая указана в балансе компании, не является точным отражением реальной стоимости этой компании на рынке. В большей степени это относится к непроизводственным компаниям финансового и высокотехнологического секторов, которые всегда обладают большим количеством «интеллектуальных активов». Но, несмотря на все это, коэффициенты ROE и ROA представляют собой довольно-таки эффективные инструменты для сравнения акций.
1.3 Методы оценки рыночной
Практического руководства, которое научило бы разбогатеть, играя на фондовом рынке, нет и быть не может, поскольку выигрывать всегда и всем участникам рынка ценных бумаг в принципе невозможно. Однако каждый может повысить свои шансы на выигрыш. Способом, позволяющим увеличить вероятность получения стабильных и высоких прибылей от инвестирования, является инвестиционный анализ.
Инвестиционный анализ предполагает выявление сущности и объективно обусловленных взаимосвязей факторов и условий, которые могут влиять на результаты инвестирования, глубокое изучение этих факторов, прогнозирование инвестиционной среды. Современная практика использует различные виды, методы и направления инвестиционного анализа, тем не менее методика инвестиционного анализа далека от совершенства.
Сфера инвестиционного анализа включает анализ макросреды во всем ее многообразии, финансово-экономической деятельности эмитентов, то есть микросреды, ожидания и другие психологические характеристики участников фондового рынка.
На курс акций влияет целый комплекс разнообразных факторов, среди которых важнейшим является будущая динамика. Последняя, однако, не может быть предсказана с большой долей вероятности, поэтому прогнозы развития рынка ценных бумаг всегда имеют чисто спекулятивный характер.
Курсообразующие факторы рынка акций можно сгруппировать по следующим основным признакам:
1. Макроэкономические факторы: развитие конъюнктуры рынка, экономический рост, динамика цен, инвестиционный спрос, потребительский спрос, внешняя торговля, валютный курс;
2. Индустриально-отраслевые
3. Микроэкономические факторы: динамика прибыли общества, дивидендная политика, прогноз рентабельности в будущем периоде, менеджмент;
4. Рыночно-технические факторы: покупка для поддержания курса, скупка для получения контрольного пакета акций, повышение курсов после сильного снижения курса, спекулятивные манипуляции;
5. Политические факторы: бюджетная политика, налоговая политика;
6. Психологические факторы: настроения участников рынка (эмоции, страх, оптимизм)8.
Выделяют два вида анализа на фондовом рынке:
- фундаментальный анализ;
- технический (технократический) анализ.
Любое состояние фондового рынка поддается анализу. Когда рынок рационален (т.е. находится в упорядоченной, направленной фазе), следует применять технический анализ. Когда рынок иррационален (находится в хаотическом, колебательном состоянии), необходим наряду с техническим анализом и фундаментальный9.
Фундаментальный анализ рынка акций - это способ определения целесообразности покупки и обоснованности цены акций, основанный на данных, которые могут быть получены из балансов, сравнения отчетов прибылей и убытков и других источников информации.
На первом этапе проводится анализ макросреды, далее проводится отраслевой анализ, то есть отбирают отрасли, которые могут дать наилучшие результаты за отдельный промежуток времени (12-24 месяца). В этих отраслях устанавливаются компании-лидеры. Отрасли делятся на типы в зависимости от стадии развития. Различают: нарождающиеся, растущие, стабильные, цикличные, спекулятивные и увядающие отрасли.
Нарождающиеся отрасли не всегда доступны инвесторам, желающим приобрести акции. Они могут находиться в собственности немногих частных корпораций, не выпускающих акции на рынок. Или новый продукт может быть лишь одним из множества товаров, производимых диверсифицированной фирмой. Со временем нарождающаяся отрасль может превратиться в любую из отраслей.
Для растущих отраслей характерно постоянное и опережающее по сравнению с другими отраслями увеличение продаж и прибыли. Компании таких отраслей называются компаниями роста, а их акции - акциями роста.
Стабильными называются отрасли, в которых продажи и выручка относительно стабильны и отличаются устойчивостью даже в период рецессий. Эта стабильность, однако, не гарантирует иммунитета от снижения цены акций, хотя снижение может быть и не таким заметным. Компании стабильных отраслей имеют достаточно внутренних резервов, чтобы пережить трудные времена. Полезно различать следующие наиболее общие категории акций стабильных отраслей: «голубые фишки», оборонительные акции, доходные акции.
«Голубые фишки» - это акции с наилучшими инвестиционными свойствами. Компании, чьи акции считаются «голубыми фишками», демонстрируют способность получать прибыль и выплачивать дивиденды даже в худшие времена. За этим стоят, как правило, монопольное положение на рынке, финансовая мощь и эффективный менеджмент. Такие компании часто имеют высокие темпы роста, но отличаются от компаний роста большими размерами и «закаленностью»10.
Оборонительными называются акции, на которые выплачиваются щедрые дивиденды. Амплитуда колебания цены доходных акций и потенциал роста капитала незначительны. Но не все акции с высоким уровнем дивидендов доходные. Так, высокий уровень дивидендов в данный момент может быть результатом существенного снижения цены акций в ожидании сокращения или необъявления дивидендов в будущем.
Цикличные отрасли характеризуются особой чувствительностью выручки к деловому циклу. От цикличной отрасли следует отличать сезонную.
Хотя все инвестиции в обычные акции сопряжены с риском из-за колебания рыночной цены акций, есть отрасли, которые могут быть названы спекулятивными вследствие отсутствия надежной информации и вытекающего отсюда особого риска для инвесторов. Нередко спекулятивными являются нарождающиеся отрасли. Потенциал прибыльности здесь может быть очень высоким, что привлекает много новых производителей и делает первоначальный рост отрасли феноменальным. Но в результате следующей за тем конкуренции складывается окончательный рисунок отрасли, за рамками которого остаются многие компании. Только опытный эксперт может отважиться на предсказание того, какие компании возникнут в качестве лидеров отрасли.
К увядающим относятся отрасли, применяющие устаревшую технологию или производящие устаревшую продукцию.
В результате эксперт получает информацию, с помощью которой можно оценить обстоятельства развития отрасли.
После отраслевого анализа необходимо провести анализ микросреды компании. Анализ организации делится на количественный (изучение публикуемой финансовой отчетности) и качественный (изучение таких неосязаемых факторов, как менеджмент). В количественном анализе наиболее удобным является метод коэффициентов. Использование только коэффициентов без проведения всех этапов фундаментального анализа могут привести к получению недостоверной информации по организации.
Результаты анализа финансовых коэффициентов имеют несомненное значение при сравнении со стандартами, выбор которых всегда затруднителен. Сравнение можно проводить с аналогичными показателями западных компаний или коэффициентами других эмитентов в данном секторе рынка.
Эффективность менеджмента, для качественного анализа, выясняется главным образом из контактов с персоналом организации.
Методы технического анализа кардинально отличаются от методов фундаментального анализа. Сторонники технического анализа рассматривают акцию как продукт свободного рынка, чья цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Анализ практики показал, что цены акций движутся, как бы придерживаясь определенных тенденций. Искусство понимания этих тенденций и моментов их смены и является искусством технического анализа. Технический анализ предполагает, что цены акций отражают всю информацию о них.
Все, что необходимо знать специалисту, - это цены открытия, закрытия, уровни максимального и минимального значения цены, объем торгов за рассматриваемый период. Причем временной период может быть как пятиминутным, недельным, так и месячным, годовым и т.д.
Особенности технического анализа обусловливают возможности его применения. Прежде всего, это:
- высококонкурентный рынок, который обеспечивает ликвидность активов, то есть в любой момент можно как купить, так и продать актив по рыночной цене;
- отсутствие субъекта, который может единолично влиять на рынок и устанавливать на нем какие-либо преграды конкуренции11.
В отличие от фундаментального анализа, который призван ответить на вопрос, какую ценную бумагу следует купить или продать, технический анализ призван подсказать, когда это следует сделать.
Три предпосылки технического анализа:
1. Движения рынка учитывают все. Любой фактор, влияющий на цену (экономический, политический, психологический) уже отражен в его цене. Следовательно, все, что нужно, - это изучение ценовых движений без оглядки на внешние «раздражители». Поэтому изучение графика цен - обязательное условие прогнозирования. Однако цены сами по себе не заставляют рынки двигаться вверх или вниз, они отражают действительные события и психологию рынка.
2. Цены движутся в определенных направлениях. Это предположение послужило основой для создания всех методик технического анализа. Понятие тренда означает определенное направление движения цен за какой-либо период. Если мы не принимаем этой предпосылки либо утверждаем, что движение цен хаотично, использование технического анализа и его приемов невозможно, так как мы не сможем определить тенденцию, то есть тренд. Главной задачей технического анализа является именно определение трендов, то есть определение их характеристик (усиление, перелом) от момента возникновения до окончания тренда12.
Существуют три типа трендов:
практически не движется.
3. История повторяется. Почти все методы технического анализа и изучения рынка опираются на человеческую психологию, которая в своей основе практически неизменна. По сути, технический анализ занимается именно историей определенных событий, связанных с рынком, а значит, изучением человеческой психологии. Ведь главный «двигатель» цен - социально-массовое эмоциональное настроение. В своих существенных чертах оно повторяется на протяжении всей «рыночной» истории и соответственно отражается в графиках движений рынка. Аналитики предполагают, что если определенные типы анализа работали в прошлом, то будут работать и в будущем, поскольку их применение основано на устойчивой человеческой психологии.
Информация о работе Оценка рыночной стоимости акций ОАО «Сберегательный банк России»