Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
го развития очевидна; экономисты, занимающиеся развивающимися
странами, обнаруживают, что они стали писать о таких явлениях, как
связь между идеологией и
предпринимательской
уровнем грамотности и психологическими ориентациями на развитие,
о влиянии сельской, общинной организации на экономическое разви-
тие и т. п. При новом
подходе экономистов к
тых стран становится все сложнее определить, где кончается эконо-
мика и начинается социология, социальная антропология и политиче-
ская наука» (цит. по: 213, с. 15).
Особенности теоретических взглядов автора. В условиях гло-
бализации проблема этничности, как мы считаем, должна быть по-
ставлена совершенно иначе. Под ударами глобализации в этнических
сообществах возникает шок, стресс как реакция на высокие риски ин-
новаций, и для минимизации рисков акторами используется хозяйст-
венный опыт, унаследованный от прошлых этапов развития. И эти
процессы мы наблюдаем не только в отдельных этнических сообще-
ствах, например в Республике Бурятия, но и в Москве и в городах За-
пада. Традиционные практики и институты хозяйствования, исполь-
зуемые акторами – представителями различных социумов, невозмож-
но отменить. Они возникают
как продукт общественного
труда из глубины веков, из недр развития общества и закрепляют од-
нажды выбранное направление развития путем минимизации издер-
жек деятельности акторов, что, естественно, накладывает ограниче-
ния на их дальнейший выбор. И здесь, на наш взгляд, уместно при-
вести цитату из работы Д. Норта: «Институты создаются людьми.
73
Люди развиваются и меняют институты; поэтому наша теория должна
начаться с индивида» (153, с. 57). В условиях стремительного внедре-
ния рынка для минимизация рисков неопределенности и хаоса этно-
сами были использованы традиционные практики и институты, как
ограничения внедряемых инноваций, что привело к их блокировке и
возврату к архаике. И, как далее пишет Норт, «в то же время ограни-
чения, накладываемые институтами на человеческий выбор, оказы-
вают влияние на самого индивида. Соединение индивидуального вы-
бора с ограничениями, накладываемыми институтами на весь пере-
чень выборов, является важным шагом в сторону интегрального со-
циального анализа» (там же, с. 89). Возрождение новой архаики, в
свою очередь, обусловило выбор клановых институтов, унаследован-
ных этносами с предшествующего периода развития, которые закре-
пили их неэффективность. В результате у акторов-крестьян произош-
ло падение трудовой мотивации и полная дезориентация в рынке, что
наложило свой отпечаток на выбор средств и методов социальной
политики в виде институтов административного контроля, унаследо-
ванных из прошлого периода страны.
Считаем важным еще раз подчеркнуть, что именно под влиянием
действия этого механизма и возникает зависимость от траектории
предшествующего развития. Тем самым традиции (институты) обра-
зуют своеобразную колею, коридор, поддерживающий инерцион-
ность эволюции социальных систем, обеспечивающий его историче-
скую преемственность, устойчивость и воспроизводство социальной
целостности общества. Возникающие из недр общества, эти институ-
циональные ограничения, т. е. традиционные практики и институты,
радикально отличаются друг от друга и во временном разрезе, и при
сравнении моделей трансформации социальных систем различных
стран.
Именно __________за счет использования преимуществ традиционных, ис-
торически сложившихся хозяйственных укладов и форм социальных
практик был обеспечен взрывной эффект перехода к рынку аграрных
сообществ Японии, Китая, Индии, Вьетнама, а в последнее время и
Монголии. В аграрных сообществах Китая и Вьетнама социальные
институты и формы организации труда, унаследованные от предыду-
щих периодов, были использованы в качестве фундамента для по-
74
строения более эффективных форм их экономической и социальной
организации. Рыночные новации, органично встроенные в унаследо-
ванные от прошлого формы
организации хозяйственной
сти, стали примером эффективной адаптации аграрных реформ к тра-
диционному укладу и образу жизни различных этносов. Для объясне-
ния этого феномена, на наш взгляд, лучше всего подходит тезис
Де Сото: «Формы поведения,
которые сегодня склонны
культурным наследием, вовсе не представляют собой результат этни-
ческих или иных особенностей, а имеют причиной разумную оценку
издержек и выгод от обращения к услугам легальной системы собст-
венности» (60, с. 42), т. е. существовавших ранее в данной социальной
общности форм хозяйственных отношений. Традиционные институты
этих стран, реорганизуясь, могут эффективно приспосабливаться к
меняющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случа-
ях даже обеспечивают источники легитимации для достижения новых
целей и, в частности, для легитимации изменений в правах собствен-
ности и облегчения условий для пользования ими различными соци-
альными группами.
Опыт трансформации аграрных сообществ ряда стран Азии убе-
дительно свидетельствует о том, что традиционные практики (инсти-
туты) семейного (общинного) хозяйствования могут быть использо-
ваны не только для обеспечения легитимности аграрных инноваций,
но и для развития на их основе институтов рыночной направленности,
в частности высокоэффективных корпоративных предприятий. И это
подтверждает правильность излагаемой нами концепции о том, что
только использование адаптивных (в нашей концепции – инноваци-
онных) по отношению к традиционным, складывающимся веками
образцам хозяйственной деятельности обусловливает выбор опти-
мальной последовательности, скорости и эффективности аграрных
реформ, обеспечивающих поддержание инерционности развития тра-
диционного социума.
Особенно ярким свидетельством в пользу пересмотра использо-
вавшихся ранее концепций является опыт трансформации аграрного
сообщества Японии после второй мировой войны (см.: 149). Япония –
обделенная природными ресурсами и земельными угодьями, сокру-
шенная в войне аграрная феодальная страна – при переходе к рынку
75
использовала преимущества традиционной общинной самоорганиза-
ции. В период трансформации была сохранена парцеллярность сель-
ского хозяйства: раздробленные мелкие хозяйства полностью охваче-
ны кооперативами, выполняющими все функции: сбытовые, произ-
водственные и социальные.
Кооперативная система
была органично встроена в систему жизнедеятельности села, поддер-
живала и сохраняла сельский социум. (Эта система в значительной
степени напоминает наши колхозы, которые на заре кооперации, воз-
можно, могли бы пойти этим путем, если бы не было жесткого адми-
нистративного прессинга, приведшего впоследствии к их деграда-
ции.) Как считает российский этнолог Л. Перепелкин, «традиции об-
щинного землепользования, в основе которых коллективизм и груп-
повая ответственность за принятие решений, стали ключевыми фак-
торами успеха знаменитой системы японского менеджмента, многие
элементы которого были заимствованы из советской системы управ-
ления» (166, с. 38). И это еще раз убеждает в правильности развивае-
мой нами концепции. Сохранение преемственности социальных прак-
тик и институтов социальной системы при переходе из одного качест-
венного состояния в другое способствует минимизации транс-
акционных издержек. И путем ускорения процесса преобразований
достигается взрывной эффект
инноваций и высокая
способность традиционного социума к переменам.
Постепенно западными учеными-этносоциологами была призна-
на высокая значимость традиционных, унаследованных от прошлого
периода развития этносов социальных практик и сложившихся соци-
альных структур и институтов в социальном поведении, процессах
модернизации, политической жизни отдельных стран. Были даже вве-
дены термины «анклавной цивилизации» и «локальных солидарно-
стей», которыми подчеркивалась роль и значение культурного и со-
циально-экономического своеобразия развития отдельных стран, на-
циональных регионов, городских и сельских образований, а внутри
них отдельных национальных районов и поселений.
Между тем в российской социологии изучению своеобразия раз-
вития отдельных стран, регионов, национальных общностей и роли в
их трансформации
ванных от предшествующего развития этих сообществ, не уделялось
76
ранее достаточного внимания. Это привело, на наш взгляд, к ошибкам
в выборе направлений перехода к более эффективной, как ранее счи-
талось, модели трансформации такой социальной системы, как Рос-
сия. В условиях глобализации и перехода этносов к более эффектив-
ным формам социально-экономических отношений результатом
взаимодействия традиций и инноваций, как мы считаем, должен стать
новый механизм, воспроизводящий эталоны хозяйственного поведе-
ния, проверенные опытом исторического и хозяйственного развития
различных этносов и соответствующий потребностям их дальнейшего
социально-экономического развития. Такое понимание исторической
обусловленности изменения современных, происходящих в различ-
ных регионах и национальных сообществах страны социально-эконо-
мических процессов открывает другие горизонты в оценке возможно-
стей их трансформации. Скопированные с опыта стран Запада, аграр-
ные инновации не могут быть однозначно повторены крестьянами –
представителями других национальных сообществ и регионов страны,
имеющими отличный от стран Запада опыт развития хозяйственных
практик и институтов. И когда мы анализируем последствия транс-
формации аграрных регионов и национальных сообществ, мы, в свою
очередь, вынуждены сталкиваться
с особыми условиями и
их формирования и развития, накладывающими яркий отпечаток на
результаты произошедших в них преобразований. Последствия транс-
формации различных аграрных сообществ раскрывают более слож-
ную логику развития регионов и отдельных этнических образований
как на протяжении всего пути их трансформации, так и в отдельные
периоды их истории.
Эта логика, как мы писали выше, представляет скорее результат
взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния сообществ,
представляющих разные хозяйственные культуры. И это положение
подтверждается ходом
трансформации аграрного