Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
продекларированных властями. В конечном счете это приводит к сег-
ментации социального пространства национальных регионов и выде-
лению отдельных территориальных сегментов – эвенкийских общин в
северных районах, и отдельных
сегментов рынка труда –
ных хозяйств бурят на территории
Тункинского национального
Республики Бурятия. Последствиями такой сегментации являются
замкнутость этносов в масштабах собственного социального про-
странства, их отчуждение от других этнических групп и трудности в
восприятии проводимых на уровне государства новаций, вплоть до
68
возникновения этнических конфликтов, сепаратизма и возможного их
отторжения в дальнейшем от процессов реформ, что и происходит
сейчас в республиках Кавказа.
Поэтому при общей направленности реформ к рынку в каждом из
национальных регионов возможны различные ориентации этносов на
внедрение тех или иных институтов и, соответственно, социально-
экономические последствия аграрных реформ и возможные меры со-
циальной политики развития территорий. В советский период послед-
ствия индустриального освоения Сибири негативно отразились на
жизнедеятельности малочисленных народов. Резкая смена форм заня-
тости и организации труда, не соответствующих традиционным на-
выкам и образу жизни этносов, повлекла за собой разрушение систем
их жизнеобеспечения и основ воспроизводства, что привело к факти-
ческому уничтожению ряда малочисленных народов (эвенки, ненцы,
тофалары и т. д.) как этносов. В переходный период резкие рыночные
новации, не адекватные традиционным ориентациям народностей, и
негативные для них социальные последствия привели к возрождению
традиционных патриархальных отношений и клановости, как форме
страхования от неопределенности и высоких рисков изменения окру-
жающей среды. Так, в Республике Бурятия в условиях депрессивно-
сти в аграрном секторе
произошла натурализация
ношений этносов, что привело к углублению патриархальности и но-
вой архаике. Возрождаются землячества, которые, поддерживая сель-
ских мигрантов в городе, выступают одним из основных каналов их
социальной мобильности, основанной на системе родства и клановых
связей. Имея в своем распоряжении людские ресурсы и используя
наработанные за период кризиса механизмы влияния во властных
структурах, землячества постепенно включаются в борьбу за передел
сфер влияния и властных полномочий, рекрутируя и поддерживая
своих кандидатов в период предвыборных кампаний. При отсутствии
конкурентных политических фигур выбор кандидатов с «малой роди-
ны» создает огромные преимущества и, в свою очередь, накладывает
свой, архаичный отпечаток на весь перечень средств и методов соци-
ально-экономической политики. При недостатке инновационных ме-
ханизмов для развития других сфер деятельности воссоздание тради-
ционных отношений в национальной общности приводит к деформа-
69
ции трудовой мотивации, дезориентации населения в сущности ры-
ночных отношений, невосприятию ценностей рыночной экономики, а
в итоге – к углублению общей депрессивности территории. Не слу-
чайно почти все национальные регионы Сибири в течение советского
периода и двадцати лет перехода к рынку устойчиво депрессивны и
по своим политическим ориентациям традиционно входят в состав
регионов «красного пояса».
Использование в экономике форм архаичных отношений и неэф-
фективных форм хозяйственных практик, унаследованных от предше-
ствующего периода развития этнического сообщества, приводит к
сохранению устойчивой депрессивности национального региона в
годы реформ, что накладывает отпечаток на развитие всех сфер его
жизнедеятельности, вызывая трансформацию этносоциальной струк-
туры населения, уровня его жизни, процессов социальной мобильно-
сти, самоорганизации
ее государственного регулирования средствами социальной политики.
Так, в условиях отсутствия других сфер приложения труда работники
высокой квалификации выезжают в более развитые регионы. В ре-
зультате меняется соотношение
и доминантное положение
региональных и этносоциальных групп, их «вес» в сложившемся эко-
номическом пространстве, их поведение и ориентации на внедрение
тех или иных элементов рынка. Возрождение традиционализма среди
национальных элит отдаленной приграничной республики приводит
ко все большему расширению социальных контактов с этносами, про-
живающими в Монголии и Внутренней Монголии (провинции Китая),
имеющими родственные традиции и культуру. В условиях глобализа-
ции успехи стран Азии, в частности Китая и особенно соседней Мон-
голии, в выборе путей и методов перехода к более эффективной эко-
номике открывают перед национальными элитами другие перспекти-
вы в выборе пути развития приграничного региона.
В последние годы, вследствие оказания прямой государственной
поддержки отдельным территориальным образованиям, имеющим
важное геополитическое положение или обладающим природно-
ресурсным или технологическим потенциалом, ситуация __________в нацио-
нальном регионе несколько улучшилась. Вывести регион из состоя-
ния устойчивой депрессивности удалось лишь при использовании в
70
региональной политике методов, унаследованных с прошедшего пе-
риода развития. Но в отличие от советского периода, когда метода-
ми прямого государственного регулирования население более высо-
кой квалификации перемещалось в регионы нового промышленного
освоения, в условиях переходного периода эти меры применить уже
вряд ли возможно. Поэтому
без коренного изменения
ально-экономической и культурной политики дальнейшее освоение
природных ресурсов региона, имеющего общие границы с Монголией
и Китаем, будет затруднительно.
Особенности адаптации этнических мигрантов. Но сохраня-
ются ли привычки и традиции хозяйственного поведения этносов в
другой, отличной от места их компактного проживания, иноэтничной
среде? С этой точки зрения интересен социальный опыт хозяйствен-
ной адаптации и трудовой
мобильности мигрантов в
Проблемы хозяйственного поведения и ориентаций иноэтничных ми-
грантов на различные сферы занятости и труда «этническое предпри-
нимательство» (т. е. производство уникальных товаров и услуг, по-
требляемых исключительно в рамках своей этнической группы), так
называемые «торговые меньшинства», выполняющие функцию по-
средников между различными этническими группами в аграрных со-
обществах (10, с. 4), активно изучались в странах Западной Европы.
Учеными-антропологами
факторов на занятость и трудовую мобильность различных нацио-
нальных групп. Как было выявлено, в средах, отличных от сред тех
стран, откуда прибыли мигранты, с точки зрения воспроизводства
социально-экономических и культурных моделей этническими груп-
пами для адаптации используются традиционные типы хозяйственно-
го поведения, принятые в их среде. И это еще раз является ярким под-
тверждением правильности развиваемой нами концепции Гидденса.
Агенты, т. е. различные этнические группы, проживающие в Москве и
других городах России, могут осуществлять на рынке лишь те соци-
альные действия, которые в соответствии с результатами их «рефлек-
сивного мониторинга» считаются нормальными, приемлемыми для
совершения. При помощи использования традиционных практик и
институтов, унаследованных от предыдущих этапов развития этноса,
71
очерчивается круг, отличающий одно этническое сообщество от дру-
гого. Поэтому не случайно в отдельных сегментах рынка труда, на-
пример в сфере услуг, как отмечают этносоциологи, некоторые этни-
ческие группы устанавливают свои механизмы контроля и регулиро-
вания процессов трудовой мобильности. В результате определенные
сферы «занятости и даже
профессии оказываются
определенными этническими группами» (166, с. 25). В настоящее вре-
мя точно такие же процессы, наблюдаемые нами среди определенных
этнических групп, постепенно охватывают отдельные сегменты рын-
ка труда в Москве и некоторых городах России, т. е. особенности со-
циальных практик и экономического поведения этносов воспроизво-
дятся ими и при миграции в другую иноэтничную среду как форма их
своеобразной социальной защиты от рисков в изменившейся природ-
ной, хозяйственной, культурной обстановке.
Труды экономиста-антрополога М. Хехтера, посвященные «куль-
турному разделению труда» и «внутреннему колониализму» (см.: 214,
с. 43), стали одними из первых работ, в которых сделана попытка
проследить результативность внедрения рыночных новаций в различ-
ные национальные сообщества. Как считал этот ученый, в многона-
циональных сообществах нет универсальной модели хозяйствования
и формы занятости, подходящих
для различных этносов –
рынка. Их модификация в различных этнических сообществах зави-
сит от опыта хозяйственного поведения акторов рынка, приобретен-
ного в предшествующей истории развития этносов, культурных осо-
бенностей развития этнического сообщества. При этом в ряде случаев
к консервации традиционных, унаследованных от предшествующих
периодов социально-
нальных клановых элит, ответственных за законодательные инициа-
тивы и принятие решений. И правильность положений Хехтера под-
тверждается процессами, которые мы рассматриваем на примере Рес-
публики Бурятия. Здесь в 90-е гг. переходного периода произошел
возврат к патриархальным, унаследованным из прошлого отношени-
ям, к традиционным хозяйствам этносов и перераспределению власт-
ных структур и полномочий в пользу клановых элит. Благодаря поли-
тике жесткого регулирования рынка, эти механизмы особенно укре-
пились в 2000-е гг., что
привело к консервации
72
При помощи традиционных механизмов национальные клановые эли-
ты воспроизвели и затем закрепили и распространили далее свое
влияние для реализации собственных интересов на формирующемся
рынке. То есть подтверждается вывод, сделанный Хехтером, о связи
между такими составляющими внедрения инноваций рынка, как
«культурное разделение труда» (или этническая сегментация) и этно-
кратизм (в его терминологии – внутренний колониализм).
Общий вывод о трансформации современных экономических
теорий был сделан американским ученым Б. Хиггинзом: «Важность
политического и культурологического контекстов для экономическо-