Опыт сравнительного анализа аграрных сообществ Бурятии (Россия), России и других стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.

Файлы: 1 файл

Манзанова.docx

— 383.62 Кб (Скачать файл)

продекларированных властями. В конечном счете это приводит к сег-

ментации социального  пространства национальных регионов и  выде-

лению отдельных территориальных  сегментов – эвенкийских общин  в

северных районах, и отдельных  сегментов рынка труда – традицион-

ных хозяйств бурят на территории Тункинского национального парка

Республики Бурятия. Последствиями  такой сегментации являются

замкнутость этносов в  масштабах собственного социального  про-

странства, их отчуждение от других этнических групп и трудности  в

восприятии проводимых на уровне государства новаций, вплоть до

68

возникновения этнических конфликтов, сепаратизма и возможного их

отторжения в дальнейшем от процессов реформ, что и происходит

сейчас в республиках  Кавказа.

Поэтому при общей направленности реформ к рынку в каждом из

национальных регионов возможны различные ориентации этносов на

внедрение тех или иных институтов и, соответственно, социально-

экономические последствия  аграрных реформ и возможные меры со-

циальной политики развития территорий. В советский период послед-

ствия индустриального освоения Сибири негативно отразились на

жизнедеятельности малочисленных  народов. Резкая смена форм заня-

тости и организации труда, не соответствующих традиционным на-

выкам и образу жизни этносов, повлекла за собой разрушение систем

их жизнеобеспечения и  основ воспроизводства, что привело  к факти-

ческому уничтожению ряда малочисленных народов (эвенки, ненцы,

тофалары и т. д.) как  этносов. В переходный период резкие рыночные

новации, не адекватные традиционным ориентациям народностей, и

негативные для них  социальные последствия привели  к возрождению

традиционных патриархальных отношений и клановости, как форме

страхования от неопределенности и высоких рисков изменения окру-

жающей среды. Так, в Республике Бурятия в условиях депрессивно-

сти в аграрном секторе  произошла натурализация хозяйственных  от-

ношений этносов, что привело  к углублению патриархальности и  но-

вой архаике. Возрождаются землячества, которые, поддерживая сель-

ских мигрантов в городе, выступают одним из основных каналов  их

социальной мобильности, основанной на системе родства и  клановых

связей. Имея в своем распоряжении людские ресурсы и используя

наработанные за период кризиса  механизмы влияния во властных

структурах, землячества  постепенно включаются в борьбу за передел

сфер влияния и властных полномочий, рекрутируя и поддерживая

своих кандидатов в период предвыборных кампаний. При отсутствии

конкурентных политических фигур выбор кандидатов с «малой роди-

ны» создает огромные преимущества и, в свою очередь, накладывает

свой, архаичный отпечаток  на весь перечень средств и методов  соци-

ально-экономической политики. При недостатке инновационных ме-

ханизмов для развития других сфер деятельности воссоздание  тради-

ционных отношений в национальной общности приводит к деформа-

69

ции трудовой мотивации, дезориентации  населения в сущности ры-

ночных отношений, невосприятию ценностей рыночной экономики, а

в итоге – к углублению общей депрессивности территории. Не слу-

чайно почти все национальные регионы Сибири в течение советского

периода и двадцати лет  перехода к рынку устойчиво депрессивны  и

по своим политическим ориентациям традиционно входят в состав

регионов «красного пояса».

Использование в экономике  форм архаичных отношений и неэф-

фективных форм хозяйственных  практик, унаследованных от предше-

ствующего периода развития этнического сообщества, приводит к

сохранению устойчивой депрессивности национального региона в

годы реформ, что накладывает  отпечаток на развитие всех сфер его

жизнедеятельности, вызывая  трансформацию этносоциальной струк-

туры населения, уровня его  жизни, процессов социальной мобильно-

сти, самоорганизации жизнедеятельности  населения и возможностей

ее государственного регулирования  средствами социальной политики.

Так, в условиях отсутствия других сфер приложения труда работники

высокой квалификации выезжают в более развитые регионы. В ре-

зультате меняется соотношение  и доминантное положение различных

региональных и этносоциальных групп, их «вес» в сложившемся  эко-

номическом пространстве, их поведение и ориентации на внедрение

тех или иных элементов  рынка. Возрождение традиционализма  среди

национальных элит отдаленной приграничной республики приводит

ко все большему расширению социальных контактов с этносами, про-

живающими в Монголии и  Внутренней Монголии (провинции Китая),

имеющими родственные  традиции и культуру. В условиях глобализа-

ции успехи стран Азии, в  частности Китая и особенно соседней Мон-

голии, в выборе путей  и методов перехода к более  эффективной эко-

номике открывают перед  национальными элитами другие перспекти-

вы в выборе пути развития приграничного региона.

В последние годы, вследствие оказания прямой государственной

поддержки отдельным территориальным  образованиям, имеющим

важное геополитическое  положение или обладающим природно-

ресурсным или технологическим  потенциалом, ситуация __________в нацио-

нальном регионе несколько  улучшилась. Вывести регион из состоя-

ния устойчивой депрессивности удалось лишь при использовании  в

70

региональной политике методов, унаследованных с прошедшего пе-

риода развития. Но в отличие  от советского периода, когда метода-

ми прямого государственного регулирования население более  высо-

кой квалификации перемещалось в регионы нового промышленного

освоения, в условиях переходного  периода эти меры применить уже

вряд ли возможно. Поэтому  без коренного изменения средств  соци-

ально-экономической и  культурной политики дальнейшее освоение

природных ресурсов региона, имеющего общие границы с Монголией

и Китаем, будет затруднительно.

Особенности адаптации  этнических мигрантов. Но сохраня-

ются ли привычки и традиции хозяйственного поведения этносов  в

другой, отличной от места  их компактного проживания, иноэтничной

среде? С этой точки зрения интересен социальный опыт хозяйствен-

ной адаптации и трудовой мобильности мигрантов в странах  Запада.

Проблемы хозяйственного поведения и ориентаций иноэтничных  ми-

грантов на различные сферы  занятости и труда «этническое  предпри-

нимательство» (т. е. производство уникальных товаров и услуг, по-

требляемых исключительно  в рамках своей этнической группы), так

называемые «торговые  меньшинства», выполняющие функцию  по-

средников между различными этническими группами в аграрных со-

обществах (10, с. 4), активно  изучались в странах Западной Европы.

Учеными-антропологами исследовалось  также влияние этнических

факторов на занятость  и трудовую мобильность различных  нацио-

нальных групп. Как было выявлено, в средах, отличных от сред тех

стран, откуда прибыли мигранты, с точки зрения воспроизводства

социально-экономических  и культурных моделей этническими  груп-

пами для адаптации  используются традиционные типы хозяйственно-

го поведения, принятые в  их среде. И это еще раз является ярким под-

тверждением правильности развиваемой  нами концепции Гидденса.

Агенты, т. е. различные этнические группы, проживающие в Москве и

других городах России, могут осуществлять на рынке лишь те соци-

альные действия, которые  в соответствии с результатами их «рефлек-

сивного мониторинга» считаются  нормальными, приемлемыми для

совершения. При помощи использования  традиционных практик и

институтов, унаследованных от предыдущих этапов развития этноса,

71

очерчивается круг, отличающий одно этническое сообщество от дру-

гого. Поэтому не случайно в отдельных сегментах рынка  труда, на-

пример в сфере услуг, как отмечают этносоциологи, некоторые  этни-

ческие группы устанавливают  свои механизмы контроля и регулиро-

вания процессов трудовой мобильности. В результате определенные

сферы «занятости и даже профессии оказываются оккупированными

определенными этническими  группами» (166, с. 25). В настоящее вре-

мя точно такие же процессы, наблюдаемые нами среди определенных

этнических групп, постепенно охватывают отдельные сегменты рын-

ка труда в Москве и  некоторых городах России, т. е. особенности  со-

циальных практик и  экономического поведения этносов  воспроизво-

дятся ими и при миграции в другую иноэтничную среду как  форма их

своеобразной социальной защиты от рисков в изменившейся природ-

ной, хозяйственной, культурной обстановке.

Труды экономиста-антрополога  М. Хехтера, посвященные «куль-

турному разделению труда» и «внутреннему колониализму» (см.: 214,

с. 43), стали одними из первых работ, в которых сделана попытка

проследить результативность внедрения рыночных новаций в  различ-

ные национальные сообщества. Как считал этот ученый, в многона-

циональных сообществах  нет универсальной модели хозяйствования

и формы занятости, подходящих для различных этносов – участников

рынка. Их модификация в  различных этнических сообществах  зави-

сит от опыта хозяйственного поведения акторов рынка, приобретен-

ного в предшествующей истории развития этносов, культурных осо-

бенностей развития этнического  сообщества. При этом в ряде случаев

к консервации традиционных, унаследованных от предшествующих

периодов социально-экономических  структур ведут действия нацио-

нальных клановых элит, ответственных  за законодательные инициа-

тивы и принятие решений. И правильность положений Хехтера  под-

тверждается процессами, которые  мы рассматриваем на примере Рес-

публики Бурятия. Здесь в 90-е гг. переходного периода произошел

возврат к патриархальным, унаследованным из прошлого отношени-

ям, к традиционным хозяйствам этносов и перераспределению  власт-

ных структур и полномочий в пользу клановых элит. Благодаря  поли-

тике жесткого регулирования  рынка, эти механизмы особенно укре-

пились в 2000-е гг., что  привело к консервации неотрадиционализма.

72

При помощи традиционных механизмов национальные клановые эли-

ты воспроизвели и затем  закрепили и распространили далее  свое

влияние для реализации собственных  интересов на формирующемся

рынке. То есть подтверждается вывод, сделанный Хехтером, о связи

между такими составляющими  внедрения инноваций рынка, как

«культурное разделение труда» (или этническая сегментация) и этно-

кратизм (в его терминологии – внутренний колониализм).

Общий вывод о трансформации  современных экономических

теорий был сделан американским ученым Б. Хиггинзом: «Важность

политического и культурологического  контекстов для экономическо-

Информация о работе Опыт сравнительного анализа аграрных сообществ Бурятии (Россия), России и других стран