Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
том, что даже практики, достигшие в переходный период успеха за
счет использования
ресурсов, лишившись их, были обречены на провал, и наводит на
мысль о модификации действия внедряемых по западному образцу
институтов рынка.
Действие факторов, унаследованных от советского периода раз-
вития, особенно показательно в отношении нарастания в переходный
период депрессивности развития отдаленных территорий Сибири и
87
Дальнего Востока. При отсутствии сфер приложения труда и отстава-
нии от других регионов РФ по
большинству показателей
жизни население с высокой квалификацией выезжает из этих терри-
торий в более развитые регионы. Так, численность миграционного
оттока населения из Республики Бурятия в 1996–2006 гг. составляла
примерно 2,5 тыс. в год. Для сравнения: численность жителей столи-
цы республики г. Улан-Удэ – 400,1 тыс. Соответственно изменились
пропорции и доминантное
положение различных
альных групп, их «вес» в сложившемся экономическом пространстве,
их поведение и ориентации на внедрение тех или иных элементов ре-
форм. Сельское население с более низкой квалификацией, оставав-
шееся в республике, было вынуждено использовать природный по-
тенциал региона и перейти
на натуральные формы
промыслы (охота, рыбалка, сбор дикоросов), дачное, личное подсоб-
ное хозяйство, в которых воспроизводился крестьянский образ жизни
и патриархальные отношения. В результате в депрессивных регионах,
отличающихся худшими условиями жизнедеятельности, выбор насе-
лением тех или иных форм аграрных практик и методов аграрной по-
литики становится другим.
Это еще более усиливает
цию социально-экономического развития регионов и ограниченность
возможностей ее регулирования средствами федеральной политики.
Нарастает внутрирегиональное неравенство в доходах, доступности
образования и других социально значимых услугах. Этот процесс
происходит в территориальных сообществах различного уровня ие-
рархии: регионах, поселках и поселениях. Аграрные поселки, нахо-
дящиеся вблизи региональных центров и городов с экспортной ори-
ентацией экономики, адаптируются к новым условиям намного быст-
рее, чем поселения с меньшей численностью населения и отдаленные.
Это делает особенно трудным подбор и внедрение соответствующих
элементов реформ для отдельных сообществ (принадлежащих к раз-
личным уровням иерархии в региональном пространстве РФ) и воз-
можностей их регулирования.
В советский период внутрирегиональное неравенство в доходах,
доступности образования и других социально значимых услугах, оп-
ределяющих уровень развития человеческого потенциала и соотно-
шения региональных социальных групп населения, жестко регулиро-
валось в соответствии с заданными параметрами плана социально-
88
экономического развития различных территорий. В переходный пе-
риод при устранении ряда функций государства значимость социаль-
ных регуляторов, определяющих готовность населения различных
региональных сообществ к освоению тех или иных типов социальных
практик и форм организации экономики, резко усилилась.
При более детальном анализе с позиций теории «path dependence»
не только внешних факторов трансформации, т. е. экономических ин-
новаций, но и внутренних,
т. е. исторически сложившихся
ных, социально-экономических и социокультурных особенностей
развития регионов РФ, мы приходим к совершенно другим выводам.
Решающее воздействие на произошедшее за годы реформ резкое уси-
ление поляризации развития территорий России оказали внутренние
параметры, т. е. традиции. В соответствии с уровнем развития своего
социокультурного потенциала, унаследованного от предшествующего
периода развития, население региона выбирает тип демографическо-
го, трудового поведения и тип рабочих мест, который, в конечном
счете, определяет уровень развитости инфраструктуры региона, об-
щую освоенность территории и ранг региона на соответствующей
шкале дифференциации социально-экономического положения. Это
подтверждает и противоречивые, с точки зрения функционального
подхода, результаты социологических исследований качества жизни.
Население депрессивных аграрных территорий и жители более разви-
тых регионов с лучшими
условиями жизнедеятельности
тую равнозначные оценки качества жизни (цит. по: 25, с. 413). Нераз-
витость, по сравнению с другими регионами, высокодоходных сфер
приложения труда определяет разную покупательную способность
населения, что влияет на
уровень платежеспособного
уровень потребностей. Именно по этой причине население депрес-
сивных территорий и дает неравнозначные реальному положению
этого региона на шкале качества жизни субъективные оценки. В ко-
нечном счете это приводит к формированию асимметричности на-
ционального рынка и способствует его дальнейшей локализации. Бо-
лее перспективные для
жизнедеятельности
вания как бы «стягивают на себя» более активные социальные группы
населения и инфраструктуру. Это приводит к двойственному эффек-
ту. С одной стороны, за счет процессов рыночной интеграции проис-
89
ходит расширение экономического поля регионов, а с другой – возни-
кает эффект «сворачивания__________» их экономического и социального про-
странства и образования «рыночных пустот». О правильности этого
тезиса свидетельствует продолжающийся миграционный отток сель-
ского населения из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока,
где в отдельных территориях уровень обеспеченности населения
услугами достиг уже предельных показателей. При этом оба процесса
протекают при несовпадении
территориально-
границ региональных субъектов как на макро-, так и на микроуровне.
В частности, территории, соседние с депрессивными, вынуждены ис-
пользовать часть своей собственной инфраструктуры для снятия нега-
тивных последствий процессов, происходящих у их административ-
ных границ. Особенно ярко это проявляется во взаимодействии отно-
сительно развитых и окружающих их депрессивных регионов, напри-
мер Иркутской области и Республики Бурятия. Жители последней
пытаются решить свои проблемы в Иркутской области, что вызывает
неконтролируемый миграционный поток и приводит к дополнитель-
ной нагрузке на ее инфраструктуру. Создаются проблемы и для самой
республики: отток квалифицированных кадров, сокращение спроса на
товары и услуги, что усугубляет ее отставание в социально-экономи-
ческом развитии. Эти противоречия, как показывает практика, все
более обостряются. И процесс концентрации населения в более бла-
гополучных для
разованиях происходит на уровне не только регионов, но поселков и
поселений.
В федеральной политике методы управления территориями под-
разделяются на две составляющие: административная, где использу-
ется метод компенсаций отставания в социально-экономическом раз-
витии, и рыночная, базирующаяся на собственном потенциале терри-
тории. В административной составляющей относительно низкий, по
сравнению с другими регионами, уровень доходности бюджета де-
прессивных территорий частично компенсируется из федерального
бюджета путем регулирования размеров дотаций отдельным регионам
в зависимости от их ранга на шкале социально-экономического поло-
жения. Рыночная составляющая этой политики увеличивает полномо-
чия регионов в использовании
бюджетных средств для
90
ния развития территории. Она базируется на жесткой институцио-
нальной привязке к внутренним факторам структуры производства,
т. е. унаследованным особенностям отдельных территорий.
Разнонаправленность социально-экономических интересов ре-
гионов и возможностей их реализации средствами федеральной поли-
тики приводит к результатам парадоксальным, с точки зрения пред-
принимаемых федеральными органами усилий по снятию возникших
противоречий. С одной стороны, компенсационная политика недоста-
точно стимулирует депрессивные субъекты РФ к выявлению собст-
венных потенциалов роста. Так, в результате перераспределения до-
ходов от регионов, являющихся донорами бюджета, к дотационным
регионам у первых снижаются стимулы к развитию, а у последних
появляется иждивенчество и недостаточно используются собственные
возможности. С другой стороны, рыночная составляющая не имеет
мягких институциональных форм стимулирования экономического
роста во внутрирегиональном
и межрегиональном
создание в отдельных регионах, обладающих более высоким потен-
циалом экономического развития, «полюсов роста», приводит к стя-
гиванию более активных социальных групп населения и инфраструк-
туры в более перспективные
для жизнедеятельности
в свою очередь, приводит к еще большему углублению депрессивно-
сти отстающих регионов и оголению, разреженности регионального
пространства. В странах Западной Европы и США, где уже нет таких
резких различий в природно-климатическом, социально-экономиче-
ском и геополитическом развитии отдельных территорий и историче-
ски унаследованные особенности уже не оказывают столь заметного
влияния на развитие аграрного сектора, результаты действия такой
политики эффективны и предсказуемы. Но для России, где историче-
ски складывающееся региональное пространство характеризуется со-
вершенно другими параметрами, результаты действия этой политики,
как уже показал 20-летний опыт реформ, могут иметь совершенно
другие последствия. В результате действия унаследованных особен-
ностей, отстающие регионы в условиях переходного периода стано-
вятся обреченными на воспроизводство депрессивных отношений.
Между тем в предлагаемой федеральными органами политике по
управлению социально-
упор сделан на внешние факторы их трансформации, без учета исто-
91
рически сложившихся природных, социально-экономических и со-
циокультурных особенностей. Необходима взаимная адаптация пара-
метров аграрных реформ и
характеристик социально-
среды регионов России, в которых они внедряются, что предполагает
учет всей сложности объекта управления, особенно в национальных
приграничных территориях. Это, в свою очередь, может потребовать
внесения корректировок в законодательные акты, планируемые Пра-
вительством России, в частности, по созданию особых экономических