Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
обществ определяются небольшой группой “базовых институтов”, по
образу и подобию которых строятся все остальные. Общая эффектив-
ность институциональной системы, ее способность отвечать на внеш-
ние и внутренние вызовы, обеспечивать в меняющихся условиях
устойчивое развитие общества зависит, в первую очередь, от качества
институтов, составляющих ее ядро. Представление о ядре институ-
циональной системы, включающем сравнительно небольшое число
базовых институтов, облегчает исследование и сравнение институ-
циональных систем» (70, с. 45). Таким образом, автор подчеркивает
роль и значение социальных регуляторов, но инерционность их дей-
ствия в его концепции остается за пределами анализа, что приводит к
неправильным посылкам. Оценивая различные перспективы транс-
формации сообщества России, Т. И. Заславская и М. А. Шабанова в
принципе не отрицают саму
возможность как изменения
ного типа общества (при определенных условиях и в более или менее
отдаленной перспективе), так и снижения трансформационных
50
издержек средствами экономической и социальной политики (71,
с. 161). Но возможность снижения издержек существует только при
сохранении инерционности действия социальных институтов и прак-
тик, реализуемых различными акторами в процессе трансформации,
т. е. сохранения социетального типа общества. И авторы вновь как бы
пытаются соединить два проекта: с одной стороны, это проект дея-
тельности акторов самых различных уровней, например простых кре-
стьян – представителей различных аграрных сообществ, претворяю-
щих на практике аграрные реформы; с другой стороны – это проект
инноваций рынка, который пытаются реализовать властные структу-
ры средствами экономической и социальной политики. Между тем на
протяжении 20 лет переходного периода социологи села фиксируют
несоответствие между
реальными социально-
тиками крестьян и внедряемыми на уровне государства инновацион-
ными для села институтами рынка.
Социологические исследования, проведенные в годы реформ в
различных регионах страны, фиксируют сохранение ориентаций кре-
стьян на социальную защищенность и труд в коллективных формах
организации сельских хозяйств. А также устойчивое, в течение два-
дцатилетнего переходного периода, воспроизведение неэффективных
хозяйственных практик и институтов в виде колхозов, переименован-
ных в АО, натурального обмена,
патриархального семейного
вования, несмотря на все новации властных структур. Другими сло-
вами, существует культурное наследие предыдущего этапа развития
аграрного сообщества России, как важнейший элемент его жизнедея-
тельности, что было подробно рассмотрено нами в предыдущих раз-
делах. Поэтому объяснить, как у различных акторов, например про-
стых крестьян, происходит формирование ориентаций и предпочте-
ний выбора той или иной формы инноваций, с помощью концепции
этих авторов невозможно. А это очень важно для выбора элементов
новаций, наиболее подходящих к элементам данной социальной сис-
темы, прогностической оценки эффективности и последствий аграр-
ных преобразований для государств, имеющих различные типы ин-
ституциональных устройств. Кроме того, эта концепция, на наш
взгляд, не подходит и для сравнительного анализа проблем внедрения
инноваций в такой социальной системе, как Россия. Так, при оценке
51
перспектив трансформации социальных систем авторы, в чем мы с
ними согласны, «не выносят движущие силы общественных измене-
ний за рамки возможностей индивидов и групп, а непосредственно
связывают ход и перспективы трансформации с деятельностью, ре-
сурсами и возможностями
акторов самых различных
с. 164). Но деятельность, ресурсы и возможности разных акторов
представляют собой социальный капитал, унаследованный различны-
ми социальными группами
с предыдущего состояния
системы. Именно в результате использования отдельными (привиле-
гированными) группами преимуществ социального капитала, унасле-
дованного от предыдущего советского периода, на начальном этапе
развития рынка в аграрном сообществе России возникает эффект мо-
нополизма (кастовости) в экономике. В результате использования ад-
министративных ресурсов и рычагов влияния социальные группы,
унаследовавшие эти
кируют для других групп вход в экономику. В условиях переходного
периода, когда происходит только формирование основных институ-
тов рынка, неравный доступ представителей различных социальных
групп к унаследованным ресурсам, капиталу и информации ограни-
чивает действие механизма конкуренции. И широко развернувшаяся
на старте аграрных реформ кампания по развитию фермерского типа
хозяйствования убедительно свидетельствует об этом.
В начале 90-х гг. группа крестьян, в памяти которой еще были
живы унаследованные с советского периода практики свободного
доступа к материальным, финансовым и властным ресурсам, в усло-
виях неопределенности законодательной базы и неразвитости инфра-
структуры рынка использовала свои преимущества для закрепления
на рынке. Успешными фермерами, согласно исследованиям сельских
социологов, занимающихся проблемами развития предприниматель-
ства на селе, стали бывшие директора колхозов и выходцы из власт-
ных структур, уже владевшие практиками самостоятельного хозяйст-
вования, имеющие доступ
к материально-техническим и
ресурсам и сумевшие воспользоваться своими преимуществами для
закрепления на рынке (93, с. 209). Потенции других групп крестьян,
вследствие недостаточного знания рыночной среды, отсутствия прак-
тик коммерции, финансовых и материальных ресурсов для развития
52
фермерства так и остались нереализованными. А различные фор-
мы жесткого административного регулирования и контроля уже сло-
жившихся в аграрном секторе России различных форм хозяйствен-
ных практик способствовали только закреплению сложившегося рас-
пределения социальной структуры, блокируя вход для групп, распро-
страняющих инновации. В
пользу этого свидетельствует
щаяся на протяжении всего переходного периода стабильной до-
ля фермеров (2 % численности занятых в сельском хозяйстве) и фер-
мерских хозяйств среди числа хозяйств всех форм собственности
(6 %).
Анализируя последствия перехода к рынку в России, Т. И. За-
славская приводит мнения ряда авторов, и в частности Р. И. Капе-
люшникова, о том, что, «попадая в российскую среду, формально-
правовые нормы либерального типа меняются до неузнаваемости...
Дело обстоит так, как если бы они подвергались мутации и в резуль-
тате становились бы неспособными выполнять свое предназначение –
служить общезначимым правилам игры» (70, с. 49). Решение пробле-
мы видится автору в «создании или значительном усилении работо-
способных механизмов контроля enforcement ‘a, т. е. принудительного
внедрения рыночных институтов в российскую экономику» (там же).
И здесь вновь интересно переплетаются совершенно разные подходы:
рыночные методы регулирования экономики и методы жесткого ад-
министративного контроля, унаследованные с советского периода. Но
как могут сочетаться рыночные (инновационные) и административ-
ные (традиционные) методы регулирования экономики и вообще воз-
можно ли их сочетание? На этот вопрос у известного социолога пока
нет ответа. Отметим, что в течение десяти лет путинского периода
управления в российской
экономике усиливалась
составляющая регулирования рынка, внедрялись механизмы жесткого
контроля соблюдения контрактных и договорных отношений, унасле-
дованные из советских времен. Однако они дали лишь временный
эффект, загоняя внутрь накопившиеся проблемы и способствуя, как
уже показали рассмотренные нами практики аграрных реформ, только
закреплению в аграрном секторе неэффективных форм хозяйствова-
ния и блокировке новаций рынка. И в настоящее время, в условиях
неопределенности и грядущей смены руководства страны, эти про-
блемы вышли наружу в виде высокой инфляции, банкротства финан-
53
совых институтов и сельскохозяйственных предприятий и кризиса
аграрной экономики в целом. Причем кардинальные пути выхода из
такой ситуации до сих пор неизвестны. И далее, по мнению Д. Норта,
«такая траектория развития может быть долговременной и устойчи-
вой, потому что в подобных экономиках трансакционные издержки
политических и экономических рынков, наряду с субъективными мо-
делями, господствующими в восприятии “акторов” (реформаторов. –
Авт.), не способствуют постепенному продвижению этих обществ к
более эффективным результатам» (153, с. 144). И концептуальные
положения акторов – сторонников рынка, которые легли в основу аг-
рарных инноваций, и результаты их воплощения в практике реформ
(в частности, в кампании фермерства и в мерах по преодолению по-
следствий аграрного кризиса), на наш взгляд, убедительно свидетель-
ствуют о справедливости концептуальных положений Д. Норта.
Несовместимость в условиях перехода к рынку большинства ус-
пешно функционирующих на Западе институтов – формальных регу-
ляторов и реального экономического поведения организаций и акто-
ров – российских крестьян отмечается историками, экономистами,
культурологами. По их мнению,
институциональные системы
ско-советского типа обладают особенно высокой инерционностью,
которая делает импорт западных институтов практически невозмож-
ным. Но откуда возникает инерционность развития социально-
экономической системы, как
формируются механизмы и
действий акторов на рынке, способствующие ее самоподдержанию,
как обеспечивается устойчивость развития социальных систем?
Концепция трансформации социальных систем Д. Норта.
Д. Норт предложил теорию, дающую возможность предсказать ход
эволюции социально-
ституциональных изменений. Институты – это социальные нормы и
порядки, действующие в обществе, или правила игры, по которым это
общество функционирует и осуществляются взаимодействия индиви-
дов. При резкой смене социальных норм и порядков путем заимство-
вания из других моделей социальных систем возникает неопределен-
ность, сопровождающаяся высокими рисками внедрения инноваций.
Возникают издержки трансакций, заключения сделок, проведения
контрактов, соглашений, деятельности акторов в экономике. Для ми-
54
нимизации рисков, сопровождающихся издержками трансакций, ак-
торам (например, простым крестьянам) приходится использовать