Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
Именно колхозы (зачастую переименованные в АО), исторически
унаследовавшие все черты свойственной различным этносам России
общинной формы организации труда, в условиях резких новаций
рынка поддержали непрерывность традиции и обеспечили сохранение
инерционности развития отдельных национальных сообществ и сель-
ского социума России в целом.
77
Как эффективнее и быстрее аграрному сообществу страны в це-
лом и отдельным его регионам перейти от исторически сложившейся
распределительной системы хозяйствования к более рациональным
формам организации их экономики? На какие факторы аграрной по-
литики предпочтительнее опереться – внутренние (традиции) или
внешние (новации__________), чтобы в зависимости от выбранных точек отсчета
определить выбор направлений политики и траектории развития раз-
личных аграрных сообществ страны? Этим вопросам посвящены сле-
дующие разделы работы.
78
Глава 2. Сравнительный институциональный анализ
трансформации аграрных сообществ
различных стран
2.1. Россия: традиции и новации в процессе перехода
от планового к рыночному хозяйству
Аграрные реформы в 90-е и 2000-е гг. Многочисленные социо-
логические исследования, проведенные в начале 90-х гг. в ряде ре-
гионов страны, свидетельствовали о неподготовленности российских
крестьян к рынку и частному хозяйствованию. Одной из основных
проблем становления новых форм хозяйствования в АПК было не-
умение крестьян работать в условиях экономического и социального
риска, самостоятельности и напряженного труда (см.: 90, с. 25). Одна-
ко, по замыслу российских реформаторов, именно фермерство, пред-
принимательство, бизнес-ассоциации должны были качественно из-
менить организационные
структуры аграрного
В 90-е гг. была ускоренно
проведена реорганизация
ных хозяйств путем распада колхозов и преобразования их в различ-
ные формы самостоятельно хозяйствующих субъектов, с одной сто-
роны, и организации фермерских хозяйств – с другой. После мас-
штабной кампании перехода к фермерскому типу хозяйствования все-
го лишь 170 тыс. крестьян, или 2 %, как показали результаты опросов,
из всех работников сельского
хозяйства стали успешными
нимателями. И эта доля остается неизменной на протяжении всего
переходного периода, что характерно для Республики Бурятия и
большинства регионов страны. Согласно данным наших опросов, ко-
торые подтверждаются и данными сельских социологов, занимаю-
щихся проблемами развития предпринимательства на селе, успешны-
79
ми фермерами стали бывшие директора колхозов и выходцы из власт-
ных структур, уже владевшие методами самостоятельного хозяйство-
вания, имеющие доступ к
материально-техническим и
ресурсам и сумевшие воспользоваться своими преимуществами для
закрепления на рынке.
Мероприятия по формированию новых форм хозяйствования по-
ложительных результатов в повышении эффективности и увеличении
объемов сельскохозяйственного производства не принесли. Если __________в
1990 г. сельские хозяйства производили 73,7 % общего объема про-
дукции, то в 2003 г. – только 40,6 % (197, с. 350). Большинство сель-
скохозяйственных предприятий России на протяжении 20 лет перехо-
да к рынку так и не смогли выйти из тяжелого экономического поло-
жения: их общий уровень рентабельности в 1991 г. равнялся 43 %, в
1995 г. – минус 2 %, а в 2003 г. – минус 26 % (там же, с. 353). В целом
за годы реформ объем производства сельскохозяйственной продукции
в России сократился на 40 %, посевная площадь культур – на 35 %,
техническая оснащенность предприятий – в 1,5 раза, поголовье скота
– почти в 2 раза. Из-за формальности проводимых преобразований
смена форм собственности не привела, как планировалось, к быстро-
му повышению эффективности производства, в результате не были
задействованы финансовые ресурсы, необходимые для интенсифика-
ции производства, – расширения применения удобрений, новой тех-
ники, мелиорации земель и др.
В 1994 г. было принято Положение о реорганизации колхозов и
совхозов, согласно которому вся колхозная земля должна быть разде-
лена на паи и передана во владение и распоряжение крестьянам. Од-
нако, как показали данные опросов, проведенных в Республике Буря-
тия и Новосибирской области, многие сельчане до сих пор не знают
расположения своих земельных паев, не имеют паевых свидетельств и
не могут востребовать свой пай из колхоза, даже если он используется
неэффективно. По мнению большинства исследователей, в результате
такой формальной реорганизации
крестьяне оказались в
ном, «подвешенном» положении: «с одной стороны, они, будучи соб-
ственниками земли, не являются реальными хозяевами и не могут
выйти из колхоза со своим наделом без разрешения его членов, с дру-
гой стороны, как собственники паев и члены коллектива предприятия
80
они оказались отчуждены от управления им куда сильнее, чем в кол-
хозах и совхозах» (67, с. 90).
Вследствие создавшихся на сельскохозяйственных предприятиях
условий, основной доход крестьяне получают от деятельности в лич-
ном подсобном хозяйстве (ЛПХ), поэтому их интересы все более пе-
реключаются в эту сферу. Если в начале реформ в 1990 г. в хозяйст-
вах населения РБ производилось 37 % всей продукции сельского хо-
зяйства, то в 2003 г. – уже 81 % , тогда как в России – 26,3 и 53 % со-
ответственно. Однако при неразвитости рыночных инфраструктур, а
также финансовых, материальных и технических ресурсов для веде-
ния хозяйств крестьян ЛПХ всецело зависят от поддержки колхоза.
Колхоз выделяет земельные наделы, снабжает кормами, техникой для
обработки земли, семенами и т. д. Как показывают данные опросов,
владельцы ЛПХ не стремятся к самостоятельному хозяйствованию,
так как это повлечет за собой отсоединение от источников многих
ресурсов, социальных услуг (предоставляемых колхозами), увеличи-
вает социальную незащищенность и риск. При отсутствии знаний
рынка и доступа к материальным и финансовым ресурсам, которыми
обладают колхозы, в качестве элемента страховки от возможных в
этих условиях рисков владельцы ЛПХ прибегают к хорошо апробиро-
ванным в советские
времена практикам
хоза, но теперь уже на основе взаимовыгодной кооперации. Как и в
советское время, колхозы, вследствие отсутствия на селе других ис-
точников поддержки социальной инфраструктуры села, стали выпол-
нять функции содержания социальной сферы, неимущих и пенсионе-
ров. Этим и объясняется эффект сохранения колхозов, как гарантии
стабильности российских крестьян и обеспечения условий выживания
сельского социума. В условиях создавшегося аграрного кризиса и
развала социальной сферы села даже высокоэффективные фермерские
хозяйства, по данным наших обследований, вынуждены поддержи-
вать личные подсобные хозяйства, школы, пенсионеров и неимущих,
осуществлять строительство, ремонт сельских социальных учрежде-
ний, потому что иначе крестьяне мигрируют из села.
В 2002 г. в России был принят новый Земельный кодекс, кото-
рый, как считали многие экономисты и политики, должен был стать
катализатором дальнейших рыночных преобразований. По данным
социологического опроса, проведенного в Республике Бурятия, ре-
81
зультаты которого коррелируют с аналогичными опросами в других
регионах страны, доля крестьян, желающих взять землю в собствен-
ность для самостоятельного хозяйствования, составила в 2002 г. всего
6 %, что свидетельствует
об отсутствии спроса со
на земельные ресурсы. Эта доля, по данным опроса социологов, оста-
ется неизменной на протяжении всего периода начавшихся после
принятия закона земельных реформ. Как показали данные обследова-
ния, возможностями, предоставляемыми законом для приобретения
земли в частную собственность, воспользовались не крестьяне, а наи-
более информированные и подготовленные к условиям деятельности
на модифицированном рынке
крупные предприниматели и
из властных структур. Вследствие отсутствия у крестьян опыта част-
ного ведения хозяйства, их дезориентации в рынке, вызванной шоко-
вой терапией, они (предприниматели) воспользовались создавшимися
для них преимуществами для упрочения своего положения на рынке.
О правильности этих данных уже свидетельствует практика распро-
дажи земельных участков в ряде областей России.
В последние годы с целью оживления жизнедеятельности в сель-
ских поселениях полностью меняется политика в аграрном секторе:
от проводимой ранее политики открытого рынка и сокращения под-
держки убыточных сельских хозяйств, наоборот, к ограничению рын-
ка и протекционизму, субсидированию сельскохозяйственных пред-
приятий. В результате инвестирования национальных проектов АПК
для поддержки развивающихся предприятий и личных подсобных
хозяйств ситуация в аграрном секторе несколько улучшилась. Не-
сколько затормозить произошедшие кризисные явления удалось лишь
с помощью адресных мер, унаследованных с советского периода, –
прямого финансирования предприятий и ЛПХ. Однако это улучшение
носит временный характер, поскольку таким образом в условиях рын-
ка в корне переломить ситуацию невозможно, что подтверждает до-
воды российских социологов о неготовности российских крестьян к
работе в условиях свободного рынка. Как считают многие специали-
сты АПК, мнение которых, в частности, изложено в докладе Мини-
стерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, «коренным обра-
зом изменить убеждения людей, переориентировать их психологию,
сложившуюся в течение нескольких десятилетий, за короткий срок
реформ невозможно».
82
Что лежит в основе длительного сохранения устойчивости тради-
ций при внедрении рыночных новаций в аграрном сообществе Рос-
сии, ее регионах и этносоциальных сообществах? Какими факторами
определяется развитие дихотомии «традиции – инновации» при пере-
ходе различных региональных сообществ из одного качественного
состояния в другое? Как осуществляется воспроизводство их целост-
ности и устойчивости в переходный период? На какие составляющие
элементы традиций можно воздействовать, чтобы обеспечить успех
инноваций, и какова в связи с этим будет скорость и результативность
реформ в российском селе, регионах, отдельных аграрных нацио-
нальных сообществах? Этим вопросам будут посвящены следующие
разделы монографии.
Особенности перехода к рынку региональных сообществ Рос-