Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
народного хозяйства, на особенности организации и управления в
процессе труда, на личностные отношения работников, систему оцен-
ки трудовой деятельности, представление о нравственных ценностях»
(там же, с. 126). Примером стойкости традиций, до сих пор опреде-
ляющих хозяйственную дифференциацию народов-соседей, может
служить Забайкалье. Несмотря на значительные изменения, произо-
шедшие за годы советской власти, здесь сохранилась этническая спе-
циализация жителей сельских районов – русских, бурят, эвенков. У
русских главная отрасль – по-прежнему земледелие. У бурят оно так-
же получило заметное распространение под русским влиянием; одна-
ко ведущее положение, как и в прошлом, занимает скотоводство. Что
касается эвенков, то для структуры их занятости характерно опять-
таки традиционное сочетание охоты, рыболовства и оленеводства.
Готовность этносов к освоению определенных технологий, форм
организации труда и способов трудовой деятельности имеет культур-
ные и исторические корни. Ее степень очень сильно зависит от веко-
вого опыта взаимодействия того или иного этноса с окружающей сре-
дой, его трудовых навыков, устоявшихся форм и способов обработки
и использования природных ресурсов. В. И. Ленин считал, что куль-
тура освоения новаций есть не просто усвоение определенных знаний
или отдельных приемов, «в этих делах достигнутым надо считать
только то, что вошло в культуру, быт, привычки».
В истории развития аграрных сообществ каждый этнос имел свой
ареал расселения и территорию, которую он осваивал, а в качестве
адаптации к уникальной природной, хозяйственной, культурной среде
использовал своеобразные практики и институты хозяйствования.
Необходимость выживания
в различных природно-
условиях, когда результаты труда и жизнеобеспечения этносов зави-
64
сели не столько от эффективности труда, сколько от степени познания
законов природы и вписанности в разные среды обитания, обусловила
применение различных решений в освоении технологий, практик и
институтов хозяйствования. Как пишет Д. Норт, «в строгой социо-
биологической модели мотивацией индивида служит его способность
к выживанию» (153, с. 144). Взаимосвязанность и взаимообусловлен-
ность особенностей природных условий, хозяйственного развития,
образа жизни этносов предъявляет особые требования к выбору эле-
ментов новаций в национальной общности, так как воздействие на
один из элементов структуры их жизнедеятельности неизбежно вызо-
вет трансформацию другого. Здесь издержки новаций очень высоки,
так как современные технологии недостаточно развиты и могут под-
вергнуть риску основы существования рода, общины. Как в биологии
– выживание определенных видов возможно только в определенной
среде.
Этническое сообщество воспроизводит в новых поколениях пра-
вила хозяйственного поведения, ценности, символы, смыслы, которые
выработаны этносами за многие столетия адаптации к природной и
социальной среде, то есть выполняет функцию поддержания культур-
ной традиции. При этом «роль этноса как информационного фильтра
возрастает в обществах переходного типа» (123, с. 55), когда старая
система хозяйствования, основанная на устоявшихся в течение дли-
тельного времени формах взаимодействия членов сообщества, рушит-
ся, а новая еще не сформировалась. Информационная фильтрация но-
ваций на предмет их соответствия хозяйственным привычкам, стерео-
типам этносов и наличия
необходимых элементов для
в систему жизнеобеспечения осуществляется этнической группой с
использованием механизма традиций, т. е. практик и институтов,
унаследованных от предшествующих периодов развития этнической
общности. Как считают ученые-антропологи, «устойчивый комплекс
информации, каковым является традиция», «может восприниматься
лишь столь же устойчивой группой, сохраняющей свои границы,
принципы идентификации принадлежащих к ней индивидов и пере-
дающих их (принципы) из поколения в поколения» (там же, с. 54).
Традиционные практики и институты этноса в условиях кризиса и
резких перемен выполняют
функцию «информационной
65
членов от нестабильности и неопределенности внешней среды. Под-
держивая социальные институты, регулирующие жизнедеятельность
этносов, традиции обеспечивают инерционность развития националь-
ной общности. Поэтому влияние традиций в этнической среде имеет
решающее значение, от которого
зависит непрерывность
ского развития этносов.
Исторически складывающиеся хозяйственные практики и эконо-
мические предпочтения этносов обусловлены, по мнению антрополо-
гов, соотношением __________двух факторов: характером среды обитания и
уровнем социально-экономического развития. В случае их длитель-
ной стабильности эти условия как бы превращаются в константы и
создают инерцию применения определенных хозяйственных практик
(институтов) этнического сообщества. Именно от этих факторов зави-
сит выбор данным этносом тех или иных технологий и форм (ориги-
нальных или заимствованных)
использования природных
(хозяйственных практик)
для обеспечения своей
Внедрение инноваций в традиционной этнической среде должно обес-
печить поддержание
жизнедеятельности этносов, сформировавшихся на протяжении дли-
тельного исторического развития. Примером этому является сохране-
ние кочевого образа жизни и номадизма в Монголии, позволяющего в
суровых природно-климатических условиях осваивать огромные про-
странства страны и обеспечивать сохранение этноса и его постепен-
ную адаптацию к внедрению более эффективных, чем в прошлом пе-
риоде, образцов хозяйствования.
И напротив, новации, не соответствующие компонентам окру-
жающей природной и
социально-экономической среды
зывают шок, стресс и откат к еще более ужесточенным формам тра-
диционных отношений, так как в противном случае возможна потеря
этнической идентичности и гибель этноса. Как правильно отмечает
сибирский социолог Ю. В. Попков, в период перехода к рынку, когда
произошло «резкое снижение организованности социальных отноше-
ний, возросла фрагментация отдельных сфер жизнедеятельности и
деградация систем управления, этническая принадлежность людей
остается если не единственным, то наиболее субъективно значимым
фактором, гарантирующим минимальную защищенность людей»
(167, с. 23). Не случайно унаследованные от прошлого периода разви-
66
тия этносов хозяйственные практики и свойственные им институты
особенно укрепились под влиянием стремительных новаций рынка в
виде возрождения эвенкийских общин, специализирующихся на охоте
и оленеводстве в Баунтовском и Северо-Байкальском районах Рес-
публики Бурятия, и традиционных скотоводческих хозяйств бурят в
приграничных с Монголией территориях. В стремительно разрушаю-
щейся социальной среде существования они вновь используются эт-
носами для выживания
в суровых природно-
Не случайно процессы возрождения новой архаики мы наблюдаем не
только в национальных сообществах и отдаленных сельских поселе-
ниях России, но и в центральных городах России, где создаются раз-
ного рода землячества, а также в странах Запада, в виде закрытых
арабских общин и китайских «чайна-таунов», где исторически унас-
ледованные этносами практики и институты используются для адап-
тации и выживания в резко изменившихся для них обстоятельствах.
«Этничность нужно искать не в самих этносах, но, главным образом,
в тех конкретных условиях, в которых живут нации и народности», –
считает российский культуролог М. Мнацаканян (142, с. 163).
Наблюдаемые в национальном сообществе в переходный период
процессы, по нашему мнению, являются ярким подтверждением пра-
вильности выводов, полученных нами в предыдущем параграфе. И
здесь еще раз уместно повторить тезис Гидденса о том, что агенты,
т. е. различные этносы, компактно проживающие на территории Рос-
сии, могут осуществлять на рынке лишь те социальные действия, ко-
торые в соответствии с результатами их «рефлексивного мониторин-
га» считаются нормальными, приемлемыми для совершения. Таким
образом они могут воспроизводить рыночные организации и институ-
ты, делать их функциональными для себя, когда имеют не только по-
тенциальные знания о рынке, но хотя бы минимальные ориентации,
чтобы предпринимать адекватные действия на рынке для реализации
своих потенций в действительности. Поэтому в национальных сооб-
ществах России, например в Республике Бурятия, со свойственной ей
инерцией природного, хозяйственного, культурного развития, невоз-
можно реально воспроизвести скопированные с западных образцов
рыночные институты и организации. Особенно без овладения этноса-
ми практиками и ориентациями на рынке в массовом порядке, на
67
микроуровне отдельного бурятского села, где до сих пор сохраняются
социально-экономические отношения, унаследованные с прошедшего
периода истории: семейные традиционные хозяйства крестьян, нату-
ральный обмен продукцией и архаичные семейно-клановые взаимо-
действия. Согласно концепции Э. Гидденса, на которую мы опираем-
ся в своем исследовании, для того чтобы снизить огромные в пере-
ходный период трансформационные издержки и обеспечить стабиль-
ность контрактов, в качестве элемента страховки, этносами были за-
действованы уже хорошо апробированные в прошлом традиционные
практики хозяйствования и взаимодействия агентов, что привело в
национальном сообществе (например, Республике Бурятия) к возрож-
дению неотрадиционализма.
Новации в переходный период. Этносы, компактно проживаю-
щие в отдельных районах Сибири, могут иметь свои особые интересы
в сфере региональной аграрной политики. Малочисленные коренные
народы Сибири в первую очередь ориентированы на сохранение и
восстановление природной среды, традиционных форм хозяйствова-
ния и культуры, вплоть до создания специальных резерваций. Более
крупные этносоциальные группы с давними традициями производя-
щего хозяйства, напротив, более ориентированы на интенсивное про-
мышленное освоение восточных территорий. Таким образом, получа-
ется, что чем дальше социально-экономические практики – теперь
уже на на микроуровне отдельных этнических сообществ – отстояли
от характера внедряемых рыночных инноваций, тем больше оказа-
лись трансформационные издержки и риски, сопровождающие их ис-
полнение, тем менее реально было выполнение стратегий реформ,