Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях обучение персонала является одним из основных путей получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала
6
1.1. Сущность, место, влияние подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
6
1.2. Основные формы и методы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров
11
1.3. Управление профессиональным обучением кадров
17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М. ГОРЬКОГО»
30
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
30
2.2. Анализ существующей на предприятии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
46
2.3. Анализ экономической эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
59
ГЛАВА III. Предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.2. Оценка экономической эффективности изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Sevrikeeva_diplom.docx

— 354.51 Кб (Скачать файл)

Профессиональное обучение делится на производственное и теоретическое.

Рассмотрим   структуру   производственного   обучения.   Все    работы выполняемые рабочим любой  профессии  и  квалификации,  можно  разделить  на несколько групп.  В  каждой  из  них  используются  одинаковые  или  сходные трудовые операции или  приемы.  Комбинируя  типичные  операции  или  приемы, рабочий выполняет работу по своей специальности.

Этим  определяется  структура  производственного  обучения.  Вначале осваиваются разрозненные типичные  трудовые  действия,  приемы  и  операции, затем их комбинации.

В связи с этим производственное обучение делится на три периода:

  1. Период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
  2. Период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных   типичных  приемов  и   операций   выполняются   ряд   постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
  3. Период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем  месте,   которое   он   займет   после   обучения,   приучается   к самостоятельной  работе.  Третий   период   заканчивается квалификационным испытанием.

  При  производственном  обучении  инструктор  передает  свой  опыт,  а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность,  переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением,  при котором изучаются основы технических знаний, необходимые  для сознательного выполнения производственных работ  и  помогающие  в  дальнейшем  рабочему  в производственном росте. Они дают  обучаемому знания  технологии,  понимания смысла и правил выполнения работы.

Для теоретических  знаний  организуются  группы  рабочих,  обучающихся одной или родственным специальностям.

Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники  по программе и определенному расписанию,  обеспечивающему  окончание  теории  к моменту  начала  третьего  периода  производственного  обучения.   Обучаемый выполняет  самостоятельную  работу,   понимая   ее   теоретические   основы, приучается использовать полученную теорию на практике.

Основным документом, определяющим содержание, объем  и  целесообразную последовательность    обучения,    являются    учебная     программа.     Ей предусматривается  систематическое,  последовательное  освоение  техники   и технологии, методов труда на основе  достоверных  теоретических  данных,  то есть увязка производственного и теоретического обучения.

Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ.  Право  на утверждение учебной программы  принадлежит  только  главному  инженеру,  или лицу, исполняющему его обязанности.

Учебные  программы  разрабатываются  как  наиболее  квалифицированными специалистами,  преподавателями,  так  и  сторонними  лицами  на  договорных началах.

Заводские программы для рабочих, связанных с обслуживанием и  ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того, чтобы  обучение было для обучаемого  посильным,  программа  в  целом  и  каждый  ее  раздел, построены так, что все новое основывается  на  уже  известном,  и  обучаемый постепенно переходит от простого к сложному.

Каждая программа содержит:

  • объяснительную записку;
  • производственно-квалификационную  характеристику  по  данной   профессии   и квалификации;
  • тематический план и программу теоретического обучения;
  • тематический план и программу производственного обучения;
  • перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.

Подготовка  новых  рабочих  –  это   первоначальное   профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности. [13, с.234]

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в  учебных  комбинатах  и  непосредственно  на производстве.

Подготовка   новых   рабочих   осуществляется   на   предприятии   по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих  не  только производственное обучение, но и  изучение  теоретического  курса  в  объеме, обеспечивающем освоение  профессиональных  навыков  начальной  квалификации, необходимых   в    условиях    механизированного    и    автоматизированного производства.

Сроки такого обучения составляют 3  месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением  рабочему  определенного  тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся  прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому  специалисту   либо включается в состав бригады, где его  производственным  обучением  руководит бригадир  или  другой  член  бригады.  Теоретический   курс   индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады  и выполняют работу согласно учебной программе под руководством  бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается  в  зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки  используется  для  обучения  рабочих  особо сложным профессиям,  требующим  значительного  объема  теоретических  знаний различного вида  работ,  которыми  невозможно  овладеть  не  рабочем  месте.

Теоретическое обучение при этом производится в  учебно-курсовых  комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми  министерствами,  а также в вечерних отделениях профессионально-технических училищ (по договорам за счет средств предприятия).

Сроки подготовки новых рабочих определяются  нормативными  документами и  не  подлежат  сокращению,  за  исключением   лиц,   имеющих   техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится  в пределах продолжительности рабочего дня.

Переподготовка – получение новой специальности из числа  лиц,  имевших рабочую профессию для удовлетворения потребности предприятия и  рынка  труда в данной специальности. [25, с.98]

Рассмотрим  особенности  организации   процесса   переподготовки   на предприятии.   Наиболее   широко   она   практикуется    на    предприятиях, ориентированных в своей  кадровой  политике  на  собственную  рабочую  силу.                        Необходимостью в переподготовке вызывают такие  процессы,  как  высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.

Следует  иметь  в  виду,  что  переподготовка  касается   не   только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при  формировании  ряда  профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна  тесно  увязываться  с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная  ее  форма – это обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность переподготовки кадров – контингент рабочих,  которых  она охватывает.  Это  в  основном   рабочие   средних   и   старших   возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что  накладывает свою специфику на обучение.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

  • определение масштабов переподготовки и факторов влияющих на нее;
  • выбор  форм  переподготовки  с  учетом  достижения  нужного   результата   с минимизацией средств на ее проведение;
  • проведение социологических исследований  среди  высвобождаемого  контингента работников.

Структура вакантных рабочих мест и их требования к  квалификации  рабочей силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню  квалификации  и  определяет характер переподготовки. Структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации рассмотрена в табл. 3.

Таблица 3. - Структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации

Новые рабочие места

Высвобождаемые рабочие  

Квалифицированные

Неквалифицированные

Предъявляют требования к квалификации рабочих

Необходима               переподготовка с    учетом имеющейся у  рабочего задела знаний  и навыков по прежним                      профессиям. Обучение по индивидуальным учебным планам.

Необходима       переподготовка по     типовым учебным       планам.

Не предъявляют требований к квалификации

Переподготовка не  обязательна (вариант встречается редко и   может быть связан со сменой условий труда на более              благоприятные).

Переподготовка не     обязательна.


Переподготовка  кадров  проводится   за   счет   средств,   относимых   на себестоимость продукции.

При  расчете  средств,  необходимых   на   переподготовку   кадров,   должны учитываться не только затраты  на  сам  процесс  обучения,  но  материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки. [9, с.298]

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.

Повышение  квалификации  рабочих  –  это  обучение,  направленное  на последовательное  совершенствование  профессиональных   знаний,   умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Индексатором,   свидетельствующим    о    необходимости    повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда  рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.

Другим индексатором может быть  рост  бракованной  продукции  по  вине рабочего.

Система  повышения   квалификации,   сложившаяся   на   производстве, включает:

  • производственно-технические курсы;
  • курсы целевого назначения;
  • школы передовых приемов и методов труда;
  • курсы бригадиров;
  • самостоятельное обучение.

Производственно-технические  курсы,  как  наиболее   массовая   форма, создается в целях повышения производственных умений  и  технических  знаний  рабочих  до необходимого  для  выполнения  ими   работ   уровня,   в   целях   повышения квалификации  рабочих  в  пределах   данной   профессии   и   специальности.

Численность обучающихся составляет в среднем от 5  до  30  человек  в  группе.  Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в  пределах от трех месяцев  (с  отрывом  от  производства)  до  шести  (без  отрыва  от производства).  Обучение  производственно-технических  курсов  заканчивается сдачей экзамена.

Курсы целевого назначения создаются  непосредственно  на  предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники  безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их  задача  –  краткосрочное  обучение вновь принятых на предприятие  квалифицированных  рабочих  с  тем,  чтобы  в течение первого месяца работы на предприятии они могли  усвоить  особенности технологических процессов.

Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек  по учебным целевым программам продолжительностью обучения, как  правило,  до  3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.

Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях  массового освоения  рабочими  приемов  и  методов  труда   передовиков   и   новаторов производства, бригад коллективов, добившихся  высоких  технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.

Обучение включает  в  себя  практические  занятия  на  рабочем  месте, проводимые  преподавателями,  а  также  теоретические  занятия,   проводимые специалистами.

Продолжительность  школ  от  30  до  100  часов,  в  том   числе   на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.

Школы  заканчиваются  проведением  итогового   занятия   с   докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.

Курсы бригадиров организовываются  для  коллективов,  где  применяется бригадная форма труда. Курсы комплектуются из бригадиров, кадровых  рабочих,  имеющих  высший квалификационный разряд. Курсы создаются как для первичной  подготовки  бригадиров  и  кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации. [22, с.355-360]

Назначение курсов  –  вооружить  руководителей  первичных  коллективов знаниями в области безопасной  организации  производства,  работ,  трудового законодательства, прогрессивных форм  организации  и  стимулирования  труда, рыночного  механизма  хозяйствования.   Заканчиваются   собеседованием   или приемом зачета.

Для  принятия  управленческих  решений  важен  анализ  дифференциации уровня заработной платы  в  зависимости  от  квалификации  рабочих  с  целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.

Информация о работе Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала