Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях обучение персонала является одним из основных путей получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала
6
1.1. Сущность, место, влияние подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
6
1.2. Основные формы и методы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров
11
1.3. Управление профессиональным обучением кадров
17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М. ГОРЬКОГО»
30
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
30
2.2. Анализ существующей на предприятии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
46
2.3. Анализ экономической эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
59
ГЛАВА III. Предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.2. Оценка экономической эффективности изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Sevrikeeva_diplom.docx

— 354.51 Кб (Скачать файл)

Повышение квалификации связано  с  определенными  издержками,  как  для предприятия, так и для работника.  Это  затраты  на  оплату  преподавателям, аренду  помещений,  приобретение  материалов  и   т.д.   Поэтому   повышение квалификации  и  обучение  с  отрывом  от  производства,   вследствие   чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть  организовано  таким образом,   чтобы   результат   от   этого   –    более    высокий    уровень производительности  труда,  качество  продукции  вследствие  освоения  новых технологий, оборудования, приемов и методов  труда  –  перекрывал  издержки.

Показателями, характеризующими работу  по  повышению  квалификации  на предприятии,  являются:  доля  рабочих,  повысивших  квалификацию,  в  общей численности, структура обучающихся  по  формам  повышения  квалификации,  по срокам  обучения,  а  также  доля  повысивших  разряд  в  общей  численности рабочих, повышавших квалификацию, рост  производительности  труда,  снижение брака и т.п.

Повышение разрядов в первую  очередь  проводится  рабочим,  у  которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт,  которые освоили вторые  и  смежные  профессии,  применяют  рациональную  организацию труда  на  своем  рабочем  месте,  прошли   обучение   на   производственно-экономических курсах, имеют установленное для  данной  профессии  и  разряда общее  образование  или  учатся  в  техникуме,  институте;  хорошо   знающие технологический   процесс   выполняемой    работы,    правила    технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.

Если рабочему наряду с выполнением работы  по  основной  специальности поручено  совмещение  работ  другой  профессии,  то  при  установлении   или повышении разрядов  учитывается  также  уровень  подготовки  по  совмещаемой профессии.

Если рабочему первоначально был присвоен разряд ниже, чем он  имел  на предыдущем месте, то этот рабочий может  быть  аттестован  после  выполнения пробной работы и допущен к сдаче  квалификационного  экзамена  на  очередной разряд при  наличии  свидетельства  без  предварительного  профессионального обучения.

С целью мотивации работников к обучению  и  саморазвитию  используется не  только  правильно  организованная  оплата  труда  с  ориентацией  ее  на конкретные  результаты  работы,  но  и  увязка  продвижения   работников   в профессионально-квалификационном плане с повышением ими своей  квалификации.

Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и  навыков  не  только  рабочих,  но  и  других  категорий промышленно-производственного   персонала.    Главная    задача    повышения квалификации руководителей – обеспечить быструю  реализацию  новых  научных, технических, организационных  и экономических идей в  практику  деятельности предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения  квалификации этой категории работников – переход от сложившейся  практики  периодического обучения к непрерывному обновлению знаний. 

Поэтому  повышение  квалификации руководителей,  специалистов  и  служащих  должно  стать   основной   частью государственной  системы  непрерывного  образования  с   подключением   сюда системы высшего и среднего образования страны.

Повышение   квалификации    служащих    и    категорий    специалистов осуществляется в  различных  формах. В частности, это могут быть  курсы  при предприятиях и учреждениях с использованием в  качестве  преподавателей  как собственных квалифицированных работников, так  и  специалистов  со  стороны.

Такая  форма   повышения   квалификации   носит   оперативный   характер   и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки.

Организацию работы осуществляет отдел подготовки  кадров,  а  при  его отсутствии – отдел кадров.

Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в  порядке  повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах  повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах,  в отраслевых или  межотраслевых  институтах  повышения квалификации и их филиалах,  а  также  на  курсах,  семинарах,  устраиваемых многочисленными  фирмами,  специализирующимися  на   нужды   предприятий   и организаций.

Повышение  квалификации  руководителей  и  специалистов  будет   более эффективным   при   соблюдении   принципа   преемственности    обучения    и последующего рационального использования кадров с учетом  приобретенных  ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересовать  кадров  в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить  взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации,  должностных  перемещений  и оплаты  труда  работников   с   качеством   знаний   и   эффективностью   их практического использования.

Работа по повышению квалификации является основной  частью  подготовки кадрового  резерва  и  потому  предусматривается  коллективными   договорами администрации с работниками предприятия, а  сами  мероприятия  по  повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.

Острой потребностью стало улучшение связей и координации  деятельности специализированных учебных  заведений  и  различных  форм  производственного обучения. Непрерывное образование решает задачи до  обучения  управляющих  и специалистов, развития их профессиональных навыков, обучение  новым  методам и  приемам  работы,   переподготовки,   ускорения   внедрения   в   практику управленческих и научно-технических новшеств, повышение уровня управления  и экономической работы. Руководитель  проходит  несколько  этапов  подготовки.

Первый этап – базовое обучение в высшем учебном заведении. Именно  в  рамках этой   специализации   готовятся   будущие   специалисты    по    управлению  производством, финансами, маркетингу, планированию и  другим  функциональным дисциплинам.

Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах, несмотря даже на увеличение доли министерских программ. Виды  обучения  руководителей среднего и высшего  звена  многообразны:  самообразование,  курсы  различной продолжительности  с  отрывом  и  без  отрыва  от  производства,   семинары, симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка.

В системе повышения квалификации на  производстве  существуют  жесткие экономические  критерии,  она   ориентируется   на   конечный   практический результат, осуществляется  тщательный  контроль  и  обязательно  оценивается эффективность каждой  программы.  Повышение  квалификации  осуществляется  в двух  основных  формах:  тренировки  профессиональных  навыков   и   развития работников. В последнем случае обычно предполагается подготовка к  следующей должности.

В зарубежных странах есть центры оценки для аттестации управленческого персонала.  Задача  центров  выявление  с  помощью  экспертов  и  на  основе специальных  тестов  и  упражнений  потенциальные  способности   работников.

Существуют  3  группы  оценок:  оценка  работника  (потенциал);  должностные требования (нормативы); фактическое функционирование (результат). С  помощью их сравнений анализируется потребность в подготовке, повышении  квалификации или проведении других организационных мероприятий.

Широко  распространена  в  США  и  в  Японии   ротация   –   планомерно организованная смена должностей  руководителей  всех  рангов.  Руководителя, проявившего на том или  ином  участке  работы  организаторские  способности, направляют на другую работу –  с  теми  же  уровнем  ответственности,  но  с другими функциями  или  другой  обстановкой,  или  с  более  высоким  уровнем ответственности. Ротация  может  применяться  и  к  молодым  специалистам  в качестве введения их  в  курс  дела,  ознакомления  с  различными  сторонами деятельности   и   подразделениями   предприятия,   повышения   уровня    их информативности.

Рассматривая кадры как важнейший  ресурс  производства,  фирмы  ставят задачу  оптимального  его  использования,  прежде  всего,  за  счет  повышения качества,  в  том  числе  с  помощью  программ  привлечения  рабочей   силы, кадрового  планирования,   отбора,   мотивации,   подготовки   и   повышения квалификации.  Единая  кадровая  политика   строится   на   базе   тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к  персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними,  введения  типовых  процедур  работы  с кадрами.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат,  связанных  с обновлением   знаний,    переподготовкой    работников.    Считается,    что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

Большим  недостатком  программ  обучения  является  отсутствие  в  них экономических знаний.

Систему  переподготовки  и  повышения   деловой   квалификации   можно рассмотреть на примере США. Она может быть представлена в следующем виде:

  • краткосрочные курсы при школах бизнеса и университетах (2 недели);
  • вечерние курсы, рассчитанные на обучение высшего и среднего  управленческого персонала;
  • американская  ассоциация  менеджмента,  рассчитанная  на  низкий  и  средний управленческий персонал;
  • внутрифирменные курсы повышения квалификации;
  • центры  повышения  квалификации  при   колледжах,   университетах,   учебных центрах,  где  проводится  специализированная  подготовка   по   программам, разработанным фирмами;
  • переподготовка на основе долгосрочных соглашений  между  фирмами  и  школами бизнеса и университетами;
  • переподготовка на рабочем  месте  предполагает  создание  групп  работников, которые обучаются на основе разбора конкретных хозяйственных ситуаций;
  • вечерняя школа Американского института мировой торговли. [21, с.78-82]

Работник должен получать универсальное образование в быстро меняющихся условиях,  а  непрерывное  образование,  кроме   того,   является   фактором стабилизации рабочей силы на предприятии.

Подготовка и  повышение  квалификации  работников  в  настоящее  время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей  трудовой жизни.

Предприятия должны рассматриваться  затраты  на  подготовку  персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят  наиболее  эффективно использовать новейшие технологии.

Подготовка  кадров  заключается  в  обучении  их  трудовым   навыкам, необходимым  для  качественного  выполнения  работы.  Для   эффективности непрерывного  обучения   необходимо,   чтобы   работники   были   в   нем заинтересованы.     Администрации     необходимо     создать      климат, благоприятствующий обучению.

 

2. Анализ системы  подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»

2.1. Общая характеристика  предприятия ОАО «Зеленодольский  завод им. А.М. Горького»

Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» — судостроительное предприятие в городе Зеленодольск, Татарстан. Предприятие основано в 1895 году и является одним из ведущих судостроительных предприятий России. Расположение в центре России, на Волге, позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского, Белого морей по внутренним водным путям. [13, с.198]

Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» является одним из ведущих предприятий России, которое в 2010 году отметило 115-ти летний юбилей своей промышленной деятельности. За всю историю существования завода ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» зарекомендовал себя как надежный деловой партнер.

ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» осуществляет свою деятельность в следующих отраслях:

  • специальное кораблестроение;
  • гражданское (коммерческое) судостроение;
  • скоростное пассажирское судостроение;
  • машиностроение (производство оборудования для нефтегазодобывающей отрасли  и судовое);
  • черная и цветная металлургия, в том числе титановое литье;
  • производство крупногабаритных металлоконструкций.

Производственно-техническая база ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды современного судостроительного производства, позволяющих строить разнотипные корабли и суда малого и среднего класса. Постройка судов ведется прогрессивным блочным методом на закрытых стапельных местах, оборудованных мощным крановым оборудованием, спусковой наливной док-камерой с системой размораживания акватории в зимнее время. Это позволяет выполнять в любое время года независимо от погодных условий постройку, спуск судов при высокой степени технической готовности и производить швартовные испытания. На предприятии внедрены прогрессивные организационно-технические принципы поточно-позиционной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенного судна. Внедрены новые линии очистки и окраски листа, прогрессивные процессы сварки конструкций, автоматизированная система плазовой подготовки производства.

ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» имеет развитое машиностроительное производство, располагающее литейным, кузнечным, термическим, гальваническим, сварочным и механообрабатывающим цехами. Это позволяет предприятию самостоятельно производить широкую номенклатуру изделий судового машиностроения, широкий спектр оборудования для нефтегазодобывающей отрасли.

Информация о работе Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала