Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 08:40, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы бюджетного устройства ………………………5
1. Понятие и сущность бюджетного устройства………………………………..5
2. Сущность и принципы организации бюджетного процесса……………….10
Глава 2. Особенности бюджетного устройства и бюджетного процесса в развитых странах………………………………………………………………...13
1. Особенности организации бюджетного процесса. ………………………....13
2. Модели бюджетного устройства унитарных и федеративных государств..17
Заключение……………………………………….………………………............25
Список использованной литературы………………………………..……….....27
Организация бюджетного процесса построена на следующих принципах.
Глава 2. Особенности бюджетного устройства и бюджетного процесса в развитых странах.
1. Особенности организации бюджетного процесса.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный процесс может занимать временной промежуток до двух и более лет [12, с. 39-40].
Составление проекта бюджета является первой стадией. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы. Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года: в Германии – за 6 месяцев, во Франции – за 14, в США – за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США – специальным органом – Службой управления и бюджета при президенте.
При составлении проекта бюджета ставятся следующие цели:
- активное воздействие его на повышение эффективности экономики;
- обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами-прогнозами правительства;
- установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;
- изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.
В некоторых развитых странах (США) действует бюджетный календарь – план распределения по времени движения бюджетного процесса. Хотя на практике этот календарь слабо исполняется.
До начала составления проекта бюджета министерство финансов (или специальный орган в США) направляет директивные указания руководителям министерств и государственных ведомств с предложением представить к определенному сроку расчеты смет расходов и возможных доходов. В одних странах им сообщаются общие контрольные цифры (или рекомендации) возможных ассигнований (Франция), которые служат основой бюджетных заявок (запросов) и смет в целом, в других – бюджетные заявки государственные ведомства высылают самостоятельно.
В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками между главой государства, министерством финансов (или специальным органом), министрами и иными главами государственных ведомств. Решение спорных вопросов иногда требует вмешательства главы государства. При принятии решений о бюджете учитываются перспективы экономического развития, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся социальной поддержкой. Согласованные бюджетные решения принимаются с учетом данных исполненного ранее утвержденного бюджета, включая бюджет текущего года. Затем министерство финансов (специальный орган) начинает разрабатывать бюджетные показатели и другие бюджетные документы.
При разработке проекта бюджета на предстоящий год, а во многих развитых странах на длительную перспективу (четыре-пять лет) используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения. С расширением масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью наиболее эффективно их использования стали применять сначала в США (с 1960-х годов), а затем и в других странах программно-целевой метод, в том числе системный анализ, экономические модели, электронно-вычислительную технику.
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. После одобрения высшим исполнительным органом (кабинетом министров, канцлером в Германии, президентом в США), проект бюджета поступает в законодательный орган – парламент для рассмотрения и утверждения его. Как правило, проект бюджета обсуждается каждой палатой отдельно (сначала в нижней, а затем в верхней – во Франции, либо одновременно в обеих палатах – в США, Германии). В каждой палате парламента функционируют специальные комитеты и комиссии, которые занимаются конкретными бюджетными вопросами, часто по программам. Они детально анализируют соответствующие статьи проекта бюджета, вносят коррективы и дают заключение с объяснительной запиской.
После принятия бюджета каждой палатой при отсутствии разногласий между ними выносится общее решение парламента о бюджете. Если же разногласия возникли, то их должна снять согласительная комиссия, состоящая из представителей двух палат.
При рассмотрении проекта в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, т.е. право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В некоторых странах (Франция, Великобритания и др.) члены парламента, не являющиеся членами правительства, не имеют право вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых налогов. Такое правило расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. В США бюджетные права Конгресса значительно шире. Ограничения бюджетных прав парламента проявляются в том, что законодательная власть принимает не бюджет как единый документ в целом (США), а ежегодные постановления о бюджетных назначениях, предоставляя полномочия президенту расходовать средства на определенные, но устанавливая верхний потолок. Некоторые статьи бюджета вообще не рассматриваются, а утверждаются автоматически.
Вторая стадия бюджетного
процесса заканчивается принятием
закона о бюджете в целом или утвержде
Исполнение бюджета
означает получение утвержденных доходов,
в основном налогов, и осуществление
предусмотренных бюджетных
Важный элемент этой стадии бюджетного процесса – кассовое исполнение бюджета, т.е. организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, в основном центральный банк, являются главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы: все бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов (казначейства) в центральном банке, с которого и осуществляются все расходы государства.
В ряде развитых стран действует правило секвестра, которое предполагает право правительства пропорционально снижать статьи расхода принятого бюджета в течение времени, оставшегося до конца текущего года. Так, в США секвестр применяется к определенным программам и вводится при возможном превышении установленного предела расходов. Принятие закона конгрессом о секвестре оговаривается определенными условиями.
Составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом – последняя стадия бюджетного процесса, начинающаяся после окончания финансового года [14, 248-251].
2. Модели бюджетного устройства унитарных и федеративных государств
Бюджетное устройство разных
стран обусловлено их государственным
устройством, территориально-
В унитарных государствах
бюджетная система представляет
собой совокупность бюджетов всех территориально-
Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. В 1960—1970 гг. во всех западных странах произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилилась регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.
В результате взаимодействия
центральных и местных властей
местные бюджеты выступают
Доходы местных бюджетов
формируются за счет закрепления
за ними второстепенных налогов. К их
числу относятся
Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).
Информация о работе Особенности бюджетного устройства и бюджетного процесса в странах мира