Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.
Введение....……………………………………………………………....………..…..3
1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4
1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5
1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7
1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8
2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24
3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36
Заключение………………………………………………………………….……....53
Список использованных источников….…………………………….……….…57
Приложение…….…………………………………...………………………………59
Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми)
Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.
Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара - заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.
Можно также с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и биржи труда, выступающие посредниками между работодателями и соискателями рабочих мест.
Особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике стран СНГ связаны с трансформационным спадом, структурной перестройкой экономики, всплеском безработицы. а также с формированием институтов регулирования рынка труда.К настоящему времени реформы рынка труда не завершены ни в одном из государств СНГ. Большинство проблем начала 1990-х гг. остались нерешенными. Среди них:централизованное установление заработных плат в пяти странах СНГ: Беларуси, Молдове, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане; значительная безработица, большая часть которой скрытая;неэффективная система трудовых отношений и социальной защиты, что предопределяет широкое распространение занятости в теневом секторе и вызывает сопутствующие проблемы злоупотребления системой социальных выплат, правами рабочих и нелегальное движение рабочей силы;
В Беларуси состояние макро- и микроэкономических
механизмов спроса на труд и социальных механизмов
предложения рабочей силы пока что не
способствует преодолению диспропорции
между структурами спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда. Улучшение
конъюнктуры коснулось как рабочих, так
и служащих, хотя структура безработных
и вакансий по социальному признаку существенных
изменений не претерпела. Сохраняющийся
дисбаланс спроса и предложения рабочей
силы по профессионально-
Оценить действительные масштабы безработицы в Беларуси довольно трудно, поскольку наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица. Велика официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность учета последней в свою очередь создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть населения не имеет официальных доходов либо за ними сохраняются временно не функционирующие рабочие места, но они имеют «теневой» доход.
Исследуя структуру и динамику рынка труда в Беларуси, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя, регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).
Методологическая не проработанность вопроса о сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости. Административный запрет на массовые высвобождения обусловил снижение доли безработных по причине высвобождения, ликвидации предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СРЕДНИЕ РАЗМЕРЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ЦВЕ
Удельный вес теневой экономики в соответствии с динамическим подходом, % |
Рабочая сила, занятая в теневой экономике, % от трудоспособного населения | ||
1990-1995 |
1995-2000 |
1990-1999 | |
Страны СНГ |
|||
Армения |
40.1 |
45.3 |
40.3 |
Азербайджан |
45.1 |
60.1 |
50.7 |
Беларусь |
35.6 |
47.1 |
40.9 |
Грузия |
45.1 |
66.1 |
53.2 |
Казахстан |
31.9 |
42.2 |
33.6 |
Кыргызстан |
35.2 |
39.4 |
29.4 |
Молдова |
29.3 |
44.1 |
35.1 |
Россия |
27.8 |
45.1 |
40.9 |
Украина |
29.4 |
51.2 |
41.2 |
Узбекистан |
22.1 |
33.4 |
33.2 |
Невзвешенное среднее |
34.2 |
47.4 |
39.9 |
Государства Балтии |
|||
Эстония |
34.3 |
39.1 |
33.4 |
Латвия |
25.7 |
39.6 |
29.6 |
Литва |
26.0 |
29.4 |
20.3 |
Невзвешенное среднее |
28.7 |
36.0 |
27.8 |
Страны ЦВЕ |
|||
Болгария |
27.1 |
36.4 |
30.4 |
Хорватия |
24.6 |
32.4 |
27.4 |
Чехия |
13.1 |
18.4 |
12.6 |
Венгрия |
22.3 |
24.4 |
20.9 |
Македония |
35.6 |
45.1 |
35.1 |
Польша |
22.3 |
27.4 |
20.9 |
Румыния |
27.3 |
33.4 |
24.3 |
Словакия |
15.1 |
18.3 |
16.3 |
Словения |
22.9 |
26.7 |
21.6 |
Невзвешенное среднее |
23.4 |
29.2 |
23.3 |
Источник: [4, с. 30]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Таблица 1
Реализация активных мер политики занятости в Республике Беларусь
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите |
232 |
300 |
271 |
309 |
284 |
299 |
308 |
332 |
321 |
289 |
298 |
309 |
328 |
322 |
из них зарегистрировано безработными |
192 |
256 |
207 |
215 |
215 |
212 |
216 |
237 |
242 |
208 |
206 |
203 |
201 |
200 |
Трудоустроено - всего |
119 |
150 |
208 |
241 |
223 |
224 |
222 |
213 |
208 |
192 |
187 |
188 |
201 |
199 |
в т.ч. трудоустроено безработных |
81,5 |
111 |
147 |
159 |
161 |
148 |
139 |
129 |
140 |
152 |
144 |
134 |
130 |
131 |
Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации |
15,6 |
20,6 |
26,8 |
27,1 |
28,8 |
27,5 |
27,6 |
28,8 |
29,6 |
28,2 |
27,7 |
26,5 |
23,8 |
22,9 |
Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям |
920 |
1132 |
5234 |
8160 |
5865 |
4955 |
5723 |
4625 |
3517 |
4289 |
4400 |
3332 |
3258 |
3529 |
Оказзано содействие безработным в организации предпринимательской |
211 |
332 |
1226 |
1575 |
761 |
1572 |
1793 |
1861 |
1907 |
2247 |
2446 |
2823 |
2837 |
2685 |
Направлено на оплачиваемые общественные работы |
57,7 |
74,6 |
132 |
148 |
125 |
121 |
117 |
123 |
131 |
123 |
113 |
110 |
101 |
97,5 |
Переселено безработных и членов их семей |
38 |
103 |
182 |
283 |
277 |
279 |
287 |
248 |
187 |
248 |
318 |
380 |
332 |
346 |
Напряженоость на рынке труда (число безработных на одну вакансию) |
12 |
12 |
4 |
4 |
2,5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Уровень безработицы к численности экономически активного населения, % |
2,9 |
4,0 |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике