Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Описание работы
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.
Содержание работы
Введение....……………………………………………………………....………..…..3
1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4
1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5
1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях переходной экономике………………………………………………….…....….7
1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8
2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24
3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36
Заключение………………………………………………………………….……....53
Список использованных источников….…………………………….……….…57
За время своей деятельности государственная служба занятости накопила
огромный опыт работы с безработными,
который целесообразно продолжить и распространить
на возрастающие объемы безработицы в
связи с возможным высвобождением работников
из производства. Чтобы не произошло
взрыва социальной напряженности в стране в
случае роста открытой безработицы, необходимо
начать превентивную работу по высвобождениюс
предприятий и трудоустройству избыточных
работников совместными усилиями нанимателей,
органов государственной службы занятости,
участников института социального партнерства.
На уровне предприятий это означает
активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий,
сегментации персонала предприятия, определению
размера и структуры избыточной численности
персонала, размера вакансий и качественных
характеристик персонала на их замещение,
по составлению заявки в службу занятости
о наличии свободных рабочих мест и вакансий.
Меняются в этой связи задачи региональных служб занятости, в которые должно
входить составление каталогов трудоизбыточных
и трудонедостаточных предприятий и профессий,
разработка мероприятий в трудоизбыточных и трудодефицитных сегментах
рынка труда.
Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном
сегменте (предприятии). Это самое опасное
и в то же время, как показали исследования, наиболее вероятное направление развития
экономической ситуации. Здесь необходимо
сделать оптимальный выбор из возможных
альтернатив: высвобождение персонала;
сохранение персонала и финансовая поддержка
предприятия; развитие самозанятости
персонала вне предприятия. Рассмотрим
каждую из них.
При планируемом высвобождении отделу кадров необходимо рассчитать сумму,
выплачиваемую работнику при сокращении
согласно законодательству, и сравнить
ее с выплачиваемой ему заработной платой
при вынужденном бездействии; службе
занятости следует проанализировать возможность
трудоустройства работника в трудодефицитный
сегмент (предприятие), сроки и затраты
на переобучение либо размер пособия по
безработице и ее возможную продолжительность
по данной профессии, данной возрастной
категории и пр.
Можно воспользоваться и способом сохранения внутреннего рынка труда, применяемым
в Китае, Чехии, где в этих целях предприятиям
выдаются государственные субсидии
при условии наличия положительной добавленной стоимости на одного работника
на данном предприятии. Сохранение внутрённего
рынка труда возможно и путем проведения
общественных работ внутри предприятия
либо задействования персонала в области
социальных услуг, туризма и пр. (совместно
с центром занятости).
Третьей альтернативой действий в трудоизбыточном сегменте является помощь
высвобождаемым работникам в организации
самозанятости (например, сети сбытовиков
продукции данного предприятия из числа
его работников).
Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны
стать разработка и принятие пакета специализированных
подпрограмм в рамках областных программ
занятости населения. К разработке таких
программ необходимо привлекать не только
соответствующих специалистов областных,
региональных служб занятости и органов
исполнительной власти, но и специалистов
региональных учебных заведений, занимающихся
данной тематикой, областных объединений
работодателей и профсоюзов, руководителей
и специалистов заинтересованных предприятий.
Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления:
разработка комплекса мероприятий по
определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных
предприятий; разработка взаимоувязанного
комплекса мероприятий по подготовке
и трудоустройству работников для трудонедостаточных
предприятий (регионов); разработка мероприятий
по кадровому обеспечению реструктуризации
предприятий города; разработка комплекса
мер поддержки местными органами власти
развития различных форм самозанятости
населения, управления отраслевой структурой
малого и среднего частного предпринимательства;
разработка комплекса мер содействия
внутрирегиональной миграции населения
с целью более эффективного перераспределения
предложения труда в пределах региона.
Кроме мер, осуществляемых в настоящее время Комитетом по занятости населения
Республики Беларусь, можно предложить
следующие: повысить размер пособия по
безработице, ввести систему страхования
риска безработицы; ввести систему, профилирования
безработных, особенно маргинальных слоев.
Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой
базы. Необходимо принятие новых документов:
• на макро уровне - внесение дополнений в закон о банкротстве
предприятий, в закон о социальном партнерстве,
в положение о взаимодействии профсоюзов
с нанимателями при проведении массовых
сокращений;
• на региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов
государственной службы занятости
с предприятиями, участниками института социального
партнерства, органами исполнительной
власти при проведении сокращений
работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений
в Положение о городских (региональных)
центрах занятости населения, в должностные
инструкции их сотрудников;
• на уровне предприятий - изменение положения об отделе кадров, внесение
дополнений в должностные инструкции
его сотрудников, принятие методических
указаний для выполнения аналитической
работы. Традиционные отделы кадров отечественных
предприятий такую политику регулирования
занятости разработать и реализовать
пока не в силах. Поэтому важными являются
соответствующая организация кадровой
функции на предприятии, внесение необходимых
изменений в организационную структуру
управления предприятием и отдела
кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления
персоналом.
Реализация указанных мероприятий имеет смысл только при соответствующей
макроэкономической среде, ориентированной
на реальные рыночные преобразования в
экономике и состоящей в поддержании
факторов, способствующих эффективной
занятости. К числу таких факторов в Республике Беларусь
можно отнести: трансформацию отношений
собственности путем разгосударствления
и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса; равноправие всех форм
собственности и условий хозяйствования
для всех субъектов хозяйствования; облегчение
правил и процедуры регистрации субъектов
хозяйствования; образование и обучение; участие
в международном разделении и кооперации
труда; инвестиционно-структурную и финансово-кредитную
политику государства, ориентированную
на обеспечение эффективной занятости.
Как справедливо отмечают польские специалисты,
все на том, что лучший борьбы с безработицей
– высокий уровень экономического роста
и вложение средств в образование нынешних
и будущих работников .
Совокупность указанных факторов будет
способствовать формированию рациональной
структуры размещения и использования
человеческого капитала страны благодаря
активизации важнейшего рыночного механизма
межотраслевого, внутриотраслевого и
территориального перераспределения
занятости по критерию экономической
эффективности механизма конкуренции
и банкротства предприятий при котором
приоритетное развитие получают те формы
занятости, которые обеспечивают выпуск
качественной конкурентоспособной продукции
и высокую доходность трудаЗанятость
важнейшая характеристика экономики,
благосостояния народа; уровень занятости
– важнейший макроэкономический показатель.
Но занятость не только экономическое
явление, она зависит от демографических
процессов; выступает частью социальной
политики, т.е. имеет демографическое и
социальное содержание.
Как экономическая категория
занятость – это совокупность отношений
по поводу участия населения в трудовой
деятельности, выражает меру его включения
в труд, степень удовлетворения общественных
потребностей в работниках и личных потребностей,
в оплачиваемых рабочих местах, в получении
дохода. С этих позиций занятость выступает
важнейшей характеристикой рынка труда.
В законе «О занятости населения
в Республике Беларусь »занятость
определяется как общественно полезная
деятельность граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей, приносящая
заработок. Эта характеристика занятости
выражается как социально-экономическое,
так и правовое содержание.
Занятость общественно-полезной
деятельностью охватывает широкий круг
трудоспособного населения: работающие
по трудовому договору, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, самостоятельно обеспечивающие
себя работы, занятые в подсобных промыслах,
выполняющие работы по гражданско-правовым
договорам, а так же члены производственных
кооперативов; избранные, назначенные
или утверждённые на оплачиваемую должность,
проходящие военную службу, а так же службу
в органах внутренних дел; проходящие
очный курс обучения в общеобразовательных
и других образовательных учреждениях;
временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовками
или иными причинами. По роду деятельности
всех занятых можно разбить на три большие
группы: 1)занятые в экономике оплачиваемой
деятельностью 2)военнослужащие. Занимаются
деятельностью, не приносящей прямого
денежного дохода. По мере перехода на
контрактную форму службы военнослужащие
будут приближаться по статусу к занятым
в экономике. 3)учащиеся с отрывом от производства.
По способу вовлечения в трудовую
деятельность занятых в экономике можно
разделить на три подгруппы: 1)наёмные
работники. К ним относятся занятые на
основе продажи своей рабочей силы. 2)работодатели.
К ним относятся предприниматели, реализующие
свои предпринимательские способности.
3)самозанятые. К ним относятся лица, работающие
за свой счёт; члены производственных
кооперативов, не использующих наёмную
рабочую силу на постоянной основе.
В соответствии с Международным
классификатором статуса занятости выделяются
6 групп занятого населения: 1)наёмные работники
2)работодатели 3)лица, работающие за свой
счёт 4)члены производственных кооперативов
5)помогающие члены семьи 6)работники, не
классифицируемые по статусу.
В зависимости целей анализа
можно использовать разные классификации.
Переход России от экономики административно-командного
типа к рыночным отношениям потребовал
проведения экономических реформ в сфере
занятости. Опираясь на мировой опыт, были
выбраны и закреплены в законодательных
актах основные принципы занятости.
Первым принципом является
добровольность труда. Свободное распоряжение
граждан своими способностями к производительному
и творческому труду. Каждый человек может
выбирать для себя ту форму жизнедеятельности,
которая позволяет ему лучше реализовать
себя в жизни. Принуждение к труду не допускается,
кроме случаев особо установленных законодательством.
Не занятость граждан не служит основанием
для их привлечения к административной
и иной ответственности. Сфера труда становится
одним из равноправных видов общественно
полезной деятельности, наряду с учёбой,
занятием домашним хозяйством, воспитанием
детей, общественной, религиозной и другой
деятельностью.
Данный принцип позволяет человеку
свободно выбирать тот или иной вид деятельности,
место и форму приложения своих способностей.
Проводимые реформы способствуют реализации
этого принципа.
Второй принцип – это ответственность
государства за создание условий для реализации
прав граждан на труд и свободно избранную
занятость.
Государство должно содействовать
усилиям индивидуумов приобрести соответствующую
квалификацию, заняться тем или иным видом
деятельности косвенными мерами – экономическими,
законодательными, социальными.
Третий принцип – комплексный
подход к решению проблем занятости –
включает координацию усилий органов
власти всех уровней, взаимодействия механизмов
государственного регулирования и рыночного
саморегулирования, использование финансовых
возможностей бюджетов, внебюджетных
фондов, средств предприятий, общественных
объединений и граждан, достижение экономической
и социальной эффективности от принимаемых
программ.
В новых экономических условиях
государство отказалось от прямого
централизованного управления занятостью.
Постепенно формируется новая система
воздействия на занятость – система регулирования
занятости. Главными звеньями выступают
законы, программы стимулирования занятости;
соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых
отношений на национальном, региональном,
отраслевом уровне и в рамках предприятий.
Важная роль отводится инвестиционно-структурной,
налоговой, финансово-кредитной политики.
Совместными усилиями субъектов социально
трудовых отношений должны определятся
основные направления занятости, изменение
её структуры, улутшениея качественных
характеристик рабочей силы, а повышение
её конкурентно способности на внутреннем
и международном рынках труда. Гоударство
в этой системе выступает координатором
этих усилий, создаёт рыночные уловия
для их функционоирования.
Достижение полной и эффективной
занятости ключевая задача социально-экономической
политики, важнейшая проблема экономической
науки.
Понятие «полная занятость»
не имеет однозначного толкования и в
зависимости от критерия трактуется по-разному.
В условиях нейтрализованной планово-распределительной
системы полная занятость – это состояние
экономики, при котором задействованы
все трудовые ресусы. Однако практика
показала, что такой уровень занятости
чрезмерный, т.к. наносил ущерб другим
важным сторонам жизнедеятельности.
В заподной экономической
мысли и практике полная занятость – это
состояние экономики, при котором все
желающие работать при сложившемся уровне
реальной зароботной платы имеют работу.
В этом контексте как тождественое используется
понятие «оптимальная занятость».
Экономически целесообразное
рабочее место – это продуктивное рабоче
место, позволяющее человеку реализовать
свой личный интерес, добится высокой
производительности труда, используя
достижения науки и техники и иметь достойный
зароботок . отвечающее указанным требованиям
рабоче место может использоватся в 2-3
смены. Рабочее место может быть индивидуальным
или коллективныи.
Если спрос на экономически
целесообразные места будет удовлетворяться
соответствующим по профессионально-квалификационной
структуре предложенем рабочей силы, это
и будет означать полную занятость. Достижение
полной занятости невозможно обеспечить
с помощью одного рыночного м еханизма,
необходимо постоянное регулирование
этого процесса со стороны государства,
общества.
Полная занятость вазможна
и при некотором отклонении существующих
рабочих мест от статуса экономически
целесообразных, при не соответствии их
профессионально-квалификационному составу,
образовательному уровню. В данной
ситуации и работники, и государство будут
нести экономические и социальные потери.