Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.
Введение....……………………………………………………………....………..…..3
1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4
1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5
1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7
1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8
2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24
3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36
Заключение………………………………………………………………….……....53
Список использованных источников….…………………………….……….…57
Приложение…….…………………………………...………………………………59
Индексы валового внутреннего продукта стран СНГ (в процентах к предыдущему году)
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Азербайджан |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
Армения |
9,8 |
9,0 |
7,6 |
7,2 |
6,6 |
6,3 |
7,1 |
Беларусь |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
Казахстан |
1,8 |
1,5 |
1,2 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
Кыргызстан |
2,9 |
2,9 |
3,3 |
3,5 |
3,3 |
2,9 |
2,6 |
Молдова |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
2,8 |
Россия |
2,3 |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
2,8 |
Таджикистан |
2,3 |
2,0 |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
2,1 |
2,1 |
Украина |
4,8 |
4,8 |
4,3 |
3,7 |
3,1 |
4,1 |
2,6 |
Источник: СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 2010. – с. 577
В начале реформ трудовые отношения в странах СНГ регулировались нормами советских времен, в соответствии с которыми заработная плата устанавливалась сверху как в государственном, так и частном секторах, предприятия ограничивались в праве увольнять работников или обязались выплачивать большие выходные пособия. Работодатели, таким образом, предпочитали сокращать рабочие часы и/или заработную плату, чем число сотрудников. Высокие налоги на фонд заработной платы и отчисления на социальное страхование сделали совершенно невыгодным для предприятий увеличение оплаты труда рабочих. К примеру, в 2000 г. в Грузии на заработную плату в 200 лари налог составлял 66%, в то время как отчисления на социальное страхование - 27% [4, с. 29]. Все это увеличило привлекательность теневого сектора. Помимо этого, высокие затраты, связанные с оплатой труда, и препятствия, делающие невозможным увольнение ненужных сотрудников, привели к большим задолженностям по выплате заработной платы в государственном и частном секторах. Пик данного явления пришелся на 1998 г. и был связан с финансовым кризисом в России; последующее же восстановление экономики и улучшение платежной дисциплины значительно сократили невыплаты почти во всех странах СНГ.
Такое сочетание советского законодательства и условий переходной экономики создало множество препятствий на пути реформирования предприятий и рынка труда, особенно в горной и тяжелой промышленности и металлургии. В этих отраслях широкомасштабное создание новых рабочих мест и переподготовка рабочей силы было отложено почти на десятилетие. В условиях отсутствия новых активных предприятий, которые предоставляли бы рабочие места, безработные трудовые ресурсы направлялись на низкопродуктивный рынок услуг, натуральное сельское хозяйство и в другие неофициальные секторы. Вместе с практикой предприятий не увольнять ненужную рабочую силу занятость в данных отраслях послужила компенсацией для тех, кто проиграл от реформ, в особенности в отсутствие хорошо налаженной социальной политики.
Спрос на квалифицированную рабочую силу на рынках труда стран СНГ остается низким. Это объясняется тем, что невысокие заработные платы и недружественный бизнес-климат не стимулируют инвестирование в оборудование, повышающее производительность труда, работа на котором требовала бы более квалифицированный персонал. В дополнение, уровень технической и организационной реструктуризации остается относительно низким. Система образования не отреагировала должным образом на задачу перепрофилирования рабочих, так как фискальная нагрузка ограничила затраты на образование и сделала невозможным реформирование учреждений образования.
Несмотря на эти проблемы, произошло значительное перераспределение трудовых ресурсов с увеличением занятости в секторе услуг и ее сокращением в промышленности. В некоторых странах СНГ, таких как Грузия, Армения и Кыргызстан, особое значение приобрело сельское хозяйство. Во всех странах увеличилась дисперсия заработной платы, так как рыночные силы стали адекватнее отражать вознаграждение за более высокую квалификацию и продуктивность труда. Средние заработные платы в сельском хозяйстве упали относительно средней заработной платы в финансовом секторе, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, где дисперсия заработной платы не так велика.
Самой удивительной чертой реформ в странах СНГ является то, что значительное сокращение ВВП в 1990-х гг. и серьезный рост экономики после финансового кризиса России в 1998 г. не привели к соответствующим колебаниям уровня занятости. Экономический спад в новых странах ЕС, существенно меньший, чем в странах СНГ, привел к намного более значительному увеличению безработицы (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – Официальный уровень безработицы в странах СНГ, %
[3, с. 13]
В период с 1990 по 1994 гг. невзвешенное среднегодовое сокращение ВВП по странам СНГ составляло примерно 11%, в то время как занятость уменьшалась всего на 1% в год (в странах ЦВЕ данные показатели снизились на 3 и 4% соответственно). В периоды 1994-1998 и 1998-2004 гг. цифры были (-0.2, -0.3%) и (+4.5, +0.3%) соответственно. Только в государствах СНГ, которые пережили военный конфликт - Армении, Грузии и Молдове, - наблюдалось резкое сокращение уровня занятости.
С начала переходного периода страны СНГ сообщают о низком уровне безработицы, особенно рассчитанном по числу безработных, зарегистрированных в государственных центрах занятости (в основном ниже 5%). Однако многие, кто потерял работу, не спешат регистрироваться в центрах занятости по причине того, что пособия по безработице достаточно невелики, а продолжительная незанятость вообще лишает права на него. Данные значения значительно ниже уровня безработицы, рассчитанного по применяемым в МОТ методам (основанным на данных опросов рабочей силы), который держится в пределах 7-16%. Однако этот показатель не учитывает неполную занятость и скрытую безработицу, включающую в себя тех, кто работает меньше, чем желал бы, кто работает бесплатно или кто находится в отпуске по собственному желанию. К тому же ни один из методов не учитывает «разочарованных работников», которые больше не ищут работу. В некоторых странах СНГ, например в Таджикистане, экономически неактивное население составляет примерно 30% от трудоспособного населения.
Ограничения на рынке труда привели к уникальному явлению, характерному только для реформ в СНГ: наличие неполной занятости и неофициальной безработицы, когда люди официально числятся на предприятии, но работают только несколько часов в неделю или находятся в неоплачиваемом отпуске по собственному желанию. Если же учесть объем неполной занятости и скрытую безработицу, то общий уровень безработицы значительно увеличится независимо от того, какой метод расчета использовать.
В странах СНГ широко распространено явление, когда люди, официально оформленные как безработные или экономически неактивные, заняты в теневом секторе. Теоретически такая занятость должна учитываться при расчете безработицы методом МОТ, но большие различия в полученных оценках размера теневого сектора говорят об обратном (см. приложение). Такая неофициальная занятость является реакцией предприятий на нерациональное регулирование рынка труда. Люди, которые работают неофициально, законодательно не защищены: их могут нанять и уволить в любое время без выходного пособия и пособия по социальному страхованию. В то же самое время, поскольку заработная плата занятых неофициально не облагается налогом, доходы в теневом секторе значительно выше, чем официально сообщается (зачастую это минимальная заработная плата). Более высокие заработные платы, тем не менее, не трансформируются в большую гарантию занятости.
Уровень безработицы особенно высок среди молодежи: он в два раза превышает данный показатель для остальной части населения в Беларуси, Грузии, Армении, Таджикистане и Кыргызстане. Уровень безработицы среди женщин в целом выше, чем среди мужчин в странах СНГ (по крайней мере в тех странах, которые дифференцируют по полу статистические данные по безработице)
Существуют определенные различия в структуре безработных по странам СНГ. Работники с высшим образованием составляют достаточно небольшую долю безработных в странах Центральной Азии, где предложение высококвалифицированной рабочей силы на рынке труда относительно низко по сравнению с другими странами СНГ. Напротив, в Украине работники с высшим образованием составляют значительную долю в структуре зарегистрированных безработных. Дело не только в избытке людей с высшим образованием, но и в том, что система образования оказалась не способна реагировать на изменения потребностей рынка, и в результате номинально образованным людям не хватает подготовки, чтобы соответствовать запросам рынка труда. Безработица в странах СНГ также характеризуется отчетливыми внутригосударственными диспропорциями. В городской местности, и в особенности в столицах, уровень безработицы значительно ниже, чем в сельской, что является основной причиной продолжающейся эмиграции из постсоветской деревни.
В странах СНГ на этапе трансформации широко признается потребность в трудовом законодательстве, которое защищало бы рабочих от дискриминации со стороны нанимателей и гарантировало им заработную плату, соответствующую квалификации. К сожалению, едва ли осознается, что полная добрых намерений, но контрпродуктивная защита рынка труда может навредить как работникам, так и нанимателям. Примерами такой контрпродуктивной защиты прав трудящихся (наследованной из советского трудового кодекса) в начале реформ в странах СНГ служат большие выходные пособия по увольнению, роль профсоюзов в процедуре найма и увольнения, высокие отчисления на социальное страхование и другие налоги на заработную плату, чрезмерные требования по ведению отчетности на каждого нанимаемого сотрудника. Для многих компаний соблюдение данных требований невыгодно, и работники, которые были бы наняты официально при более либеральном трудовом законодательстве, лишены возможности трудоустройства в официальной экономике. Широко распространенная практика уклонения от существующих норм законодательного права и системы социальной защиты, наличие теневого рынка труда, значительные задолженности по заработной плате стали неизбежными побочными продуктами этих регулирований.
Трудовые кодексы всех стран СНГ, следовательно, нуждались в либерализации, чтобы соответствовать требованиям рыночной экономики. Тем не менее эта либерализация оказалась противоречивой, что в значительной степени замедляет внедрение рыночно ориентированных систем трудовых отношений. В конце 2003 г. пять государств СНГ (Беларусь, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) все еще сохраняли централизованную плановую систему установления заработной платы. Другие государства отказались от данной системы и приняли ряд мер, стимулирующих децентрализованные переговоры по размеру заработной платы на уровне предприятий. Данные нововведения включают индивидуальные трудовые контракты, сокращение препятствий при найме и увольнении сотрудников и снижение защиты от безработицы.
В государственном секторе в системе оплаты труда все еще используются минимальные заработные платы в качестве базовой величины. В отличие от новых стран ЕС, минимальные заработные платы устанавливаются в основном на очень низком уровне, ниже официально рассчитанного прожиточного минимума. Таким образом, они не служат связывающим ограничением на рынке труда и приводят к высокой дифференциации заработной платы. В середине 1990-х гг. соотношение минимальной заработной платы к средней в России и Украине было 1 к 10, в то время как в странах ЦВЕ оно было в среднем на уровне 4 к 10. Исходя из этого критерия, самое децентрализованное установление заработной платы наблюдалось в России, Украине и Кыргызстане.
Теперь сравним тенденции рынка труда в странах СНГ и новых странах ЕС. Одно из ключевых различий заключается в том, как страны адаптировались к экономическому спаду, обусловленному проводимыми реформами. В отличие от стран СНГ, уровень безработицы в новых странах ЕС значительно вырос вначале реформ и до сих пор остается выше, чем в большинстве стран СНГ. Например, уровень безработицы в Польше и Словакии в 2005 г. был в районе 18-19%. Из стран СНГ эти цифры сравнимы только с безработицей в Грузии, где в последнее десятилетие разворачивается военный конфликт. Динамика заработной платы также отражает различие в том, как проходила адаптация рынка труда к рыночным условиям: в новых странах ЕС реальные заработные платы не снизились так резко, как это было в странах СНГ в начале 1990-х гг. В большинстве новых странах ЕС средняя заработная плата не упала ниже 50% от уровня 1989 г. (табл. 2.2). В странах же СНГ реальные заработные платы претерпели в 1990-е гг. намного более серьезное снижение и остаются ниже доперестроечного уровня.
Таблица 2.2
Динамика реальной заработной платы в странах СНГ и новых странах ЕС, (1991-2002 гг. (1989 г =100); 2003-2008 гг. (2000 = 100), %
1989 |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Страны ЦВЕ |
||||||||||||||
Болгария |
100 |
64 |
78 |
60 |
39 |
51 |
51 |
51 |
104 |
105 |
111 |
115 |
127 |
… |
Чехия |
100 |
69 |
79 |
93 |
103 |
108 |
115 |
120 |
||||||
Эстония |
100 |
78 |
102 |
120 |
132 |
150 |
169 |
183 |
||||||
Венгрия |
100 |
97 |
98 |
92 |
93 |
99 |
111 |
116 |
130 |
129 |
136 |
141 |
141 |
143 |
Латвия |
100 |
68 |
49 |
55 |
58 |
63 |
68 |
72 |
||||||
Литва |
100 |
78 |
33 |
40 |
48 |
57 |
56 |
57 |
||||||
Польша |
100 |
82 |
100 |
104 |
117 |
127 |
131 |
134 |
107 |
107 |
109 |
114 |
120 |
127 |
Румыния |
100 |
85 |
64 |
74 |
64 |
62 |
71 |
72 |
123 |
136 |
147 |
163 |
190 |
… |
Словакия |
100 |
67 |
71 |
76 |
87 |
86 |
82 |
90 |
||||||
Словения |
100 |
57 |
62 |
67 |
73 |
76 |
80 |
82 |
||||||
Страны СНГ |
||||||||||||||
Армения |
100 |
51 |
6 |
5 |
7 |
9 |
11 |
14 |
140,3 |
163,9 |
195,1 |
226,9 |
259,0 |
279,9 |
Азербайджан |
100 |
80 |
44 |
14 |
26 |
37 |
50 |
60 |
163,8 |
197,1 |
223,6 |
248,8 |
308,8 |
325,0 |
Казахстан |
100 |
83 |
34 |
23 |
25 |
30 |
36 |
43 |
131,8 |
151,1 |
168,9 |
186,3 |
216,3 |
214,2 |
Кыргызстан |
100 |
82 |
28 |
21 |
24 |
24 |
26 |
30 |
||||||
Молдова |
100 |
96 |
41 |
25 |
28 |
26 |
32 |
39 |
169,7 |
187,0 |
199,8 |
228,1 |
247,2 |
268,7 |
Россия |
100 |
76 |
33 |
36 |
54 |
34 |
52 |
57 |
||||||
Таджикистан |
100 |
88 |
17 |
5 |
4 |
6 |
7 |
9 |
162,6 |
211,1 |
264,7 |
329,0 |
380,3 |
447,9 |
Украина |
100 |
108 |
47 |
44 |
41 |
38 |
46 |
56 |
169,1 |
197,9 |
238,5 |
282,3 |
324,7 |
346,6 |
Узбекистан |
100 |
91 |
100 |
133 |
165 |
240 |
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике