Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.

Содержание работы

Введение....……………………………………………………………....………..…..3

1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4

1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5

1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7

1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8

2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24

3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36

Заключение………………………………………………………………….……....53

Список использованных источников….…………………………….……….…57

Приложение…….…………………………………...………………………………59

Файлы: 1 файл

Gotovy_kursach.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)



Индексы валового внутреннего продукта стран СНГ (в процентах к предыдущему году)

Источник: СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 2010. – с. 578

Таблица 2.2

Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Азербайджан

1,4

1,4

1,4

1,3

1,2

1,0

1,0

Армения

9,8

9,0

7,6

7,2

6,6

6,3

7,1

Беларусь

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9

Казахстан

1,8

1,5

1,2

0,9

0,7

0,6

0,6

Кыргызстан

2,9

2,9

3,3

3,5

3,3

2,9

2,6

Молдова

1,3

1,4

1,5

1,4

1,4

1,3

2,8

Россия

2,3

2,6

2,5

2,3

2,0

2,0

2,8

Таджикистан

2,3

2,0

2,1

2,3

2,5

2,1

2,1

Украина

4,8

4,8

4,3

3,7

3,1

4,1

2,6


Источник: СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 2010. – с. 577

 

В начале реформ трудовые отношения в странах СНГ регулировались нормами советских времен, в соответствии с которыми заработная плата устанавливалась сверху как в государственном, так и частном секторах, предприятия ограничивались в праве увольнять работников или обязались выплачивать большие выходные пособия. Работодатели, таким образом, предпочитали сокращать рабочие часы и/или заработную плату, чем число сотрудников. Высокие налоги на фонд заработной платы и отчисления на социальное страхование сделали совершенно невыгодным для предприятий увеличение оплаты труда рабочих. К примеру, в 2000 г. в Грузии на заработную плату в 200 лари налог составлял 66%, в то время как отчисления на социальное страхование - 27% [4, с. 29]. Все это увеличило привлекательность теневого сектора. Помимо этого, высокие затраты, связанные с оплатой труда, и препятствия, делающие невозможным увольнение ненужных сотрудников, привели к большим задолженностям по выплате заработной платы в государственном и частном секторах. Пик данного явления пришелся на 1998 г. и был связан с финансовым кризисом в России; последующее же восстановление экономики и улучшение платежной дисциплины значительно сократили невыплаты почти во всех странах СНГ.

Такое сочетание советского законодательства и условий переходной экономики создало множество препятствий на пути реформирования предприятий и рынка труда, особенно в горной и тяжелой промышленности и металлургии. В этих отраслях широкомасштабное создание новых рабочих мест и переподготовка рабочей силы было отложено почти на десятилетие. В условиях отсутствия новых активных предприятий, которые предоставляли бы рабочие места, безработные трудовые ресурсы направлялись на низкопродуктивный рынок услуг, натуральное сельское хозяйство и в другие неофициальные секторы. Вместе с практикой предприятий не увольнять ненужную рабочую силу занятость в данных отраслях послужила компенсацией для тех, кто проиграл от реформ, в особенности в отсутствие хорошо налаженной социальной политики.

Спрос на квалифицированную рабочую силу на рынках труда стран СНГ остается низким. Это объясняется тем, что невысокие заработные платы и недружественный бизнес-климат не стимулируют инвестирование в оборудование, повышающее производительность труда, работа на котором требовала бы более квалифицированный персонал. В дополнение, уровень технической и организационной реструктуризации остается относительно низким. Система образования не отреагировала должным образом на задачу перепрофилирования рабочих, так как фискальная нагрузка ограничила затраты на образование и сделала невозможным реформирование учреждений образования.

Несмотря на эти проблемы, произошло значительное перераспределение трудовых ресурсов с увеличением занятости в секторе услуг и ее сокращением в промышленности. В некоторых странах СНГ, таких как Грузия, Армения и Кыргызстан, особое значение приобрело сельское хозяйство. Во всех странах увеличилась дисперсия заработной платы, так как рыночные силы стали адекватнее отражать вознаграждение за более высокую квалификацию и продуктивность труда. Средние заработные платы в сельском хозяйстве упали относительно средней заработной платы в финансовом секторе, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, где дисперсия заработной платы не так велика.

Самой удивительной чертой реформ в странах СНГ является то, что значительное сокращение ВВП в 1990-х гг. и серьезный рост экономики после финансового кризиса России в 1998 г. не привели к соответствующим колебаниям уровня занятости. Экономический спад в новых странах ЕС, существенно меньший, чем в странах СНГ, привел к намного более значительному увеличению безработицы (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Официальный уровень безработицы в странах СНГ, %

[3, с. 13]

В период с 1990 по 1994 гг. невзвешенное среднегодовое сокращение ВВП по странам СНГ составляло примерно 11%, в то время как занятость уменьшалась всего на 1% в год (в странах ЦВЕ данные показатели снизились на 3 и 4% соответственно). В периоды 1994-1998 и 1998-2004 гг. цифры были (-0.2, -0.3%) и (+4.5, +0.3%) соответственно. Только в государствах СНГ, которые пережили военный конфликт - Армении, Грузии и Молдове, - наблюдалось резкое сокращение уровня занятости.

С начала переходного периода страны СНГ сообщают о низком уровне безработицы, особенно рассчитанном по числу безработных, зарегистрированных в государственных центрах занятости (в основном ниже 5%). Однако многие, кто потерял работу, не спешат регистрироваться в центрах занятости по причине того, что пособия по безработице достаточно невелики, а продолжительная незанятость вообще лишает права на него. Данные значения значительно ниже уровня безработицы, рассчитанного по применяемым в МОТ методам (основанным на данных опросов рабочей силы), который держится в пределах 7-16%. Однако этот показатель не учитывает неполную занятость и скрытую безработицу, включающую в себя тех, кто работает меньше, чем желал бы, кто работает бесплатно или кто находится в отпуске по собственному желанию. К тому же ни один из методов не учитывает «разочарованных работников», которые больше не ищут работу. В некоторых странах СНГ, например в Таджикистане, экономически неактивное население составляет примерно 30% от трудоспособного населения.

Ограничения на рынке труда привели к уникальному явлению, характерному только для реформ в СНГ: наличие неполной занятости и неофициальной безработицы, когда люди официально числятся на предприятии, но работают только несколько часов в неделю или находятся в неоплачиваемом отпуске по собственному желанию. Если же учесть объем неполной занятости и скрытую безработицу, то общий уровень безработицы значительно увеличится независимо от того, какой метод расчета использовать.

В странах СНГ широко распространено явление, когда люди, официально оформленные как безработные или экономически неактивные, заняты в теневом секторе. Теоретически такая занятость должна учитываться при расчете безработицы методом МОТ, но большие различия в полученных оценках размера теневого сектора говорят об обратном (см. приложение). Такая неофициальная занятость является реакцией предприятий на нерациональное регулирование рынка труда. Люди, которые работают неофициально, законодательно не защищены: их могут нанять и уволить в любое время без выходного пособия и пособия по социальному страхованию. В то же самое время, поскольку заработная плата занятых неофициально не облагается налогом, доходы в теневом секторе значительно выше, чем официально сообщается (зачастую это минимальная заработная плата). Более высокие заработные платы, тем не менее, не трансформируются в большую гарантию занятости.

Уровень безработицы особенно высок среди молодежи: он в два раза превышает данный показатель для остальной части населения в Беларуси, Грузии, Армении, Таджикистане и Кыргызстане. Уровень безработицы среди женщин в целом выше, чем среди мужчин в странах СНГ (по крайней мере в тех странах, которые дифференцируют по полу статистические данные по безработице)

Существуют определенные различия в структуре безработных по странам СНГ. Работники с высшим образованием составляют достаточно небольшую долю безработных в странах Центральной Азии, где предложение высококвалифицированной рабочей силы на рынке труда относительно низко по сравнению с другими странами СНГ. Напротив, в Украине работники с высшим образованием составляют значительную долю в структуре зарегистрированных безработных. Дело не только в избытке людей с высшим образованием, но и в том, что система образования оказалась не способна реагировать на изменения потребностей рынка, и в результате номинально образованным людям не хватает подготовки, чтобы соответствовать запросам рынка труда. Безработица в странах СНГ также характеризуется отчетливыми внутригосударственными диспропорциями. В городской местности, и в особенности в столицах, уровень безработицы значительно ниже, чем в сельской, что является основной причиной продолжающейся эмиграции из постсоветской деревни.

В странах СНГ на этапе трансформации широко признается потребность в трудовом законодательстве, которое защищало бы рабочих от дискриминации со стороны нанимателей и гарантировало им заработную плату, соответствующую квалификации. К сожалению, едва ли осознается, что полная добрых намерений, но контрпродуктивная защита рынка труда может навредить как работникам, так и нанимателям. Примерами такой контрпродуктивной защиты прав трудящихся (наследованной из советского трудового кодекса) в начале реформ в странах СНГ служат большие выходные пособия по увольнению, роль профсоюзов в процедуре найма и увольнения, высокие отчисления на социальное страхование и другие налоги на заработную плату, чрезмерные требования по ведению отчетности на каждого нанимаемого сотрудника. Для многих компаний соблюдение данных требований невыгодно, и работники, которые были бы наняты официально при более либеральном трудовом законодательстве, лишены возможности трудоустройства в официальной экономике. Широко распространенная практика уклонения от существующих норм законодательного права и системы социальной защиты, наличие теневого рынка труда, значительные задолженности по заработной плате стали неизбежными побочными продуктами этих регулирований.

Трудовые кодексы всех стран СНГ, следовательно, нуждались в либерализации, чтобы соответствовать требованиям рыночной экономики. Тем не менее эта либерализация оказалась противоречивой, что в значительной степени замедляет внедрение рыночно ориентированных систем трудовых отношений. В конце 2003 г. пять государств СНГ (Беларусь, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) все еще сохраняли централизованную плановую систему установления заработной платы. Другие государства отказались от данной системы и приняли ряд мер, стимулирующих децентрализованные переговоры по размеру заработной платы на уровне предприятий. Данные нововведения включают индивидуальные трудовые контракты, сокращение препятствий при найме и увольнении сотрудников и снижение защиты от безработицы.

В государственном секторе в системе оплаты труда все еще используются минимальные заработные платы в качестве базовой величины. В отличие от новых стран ЕС, минимальные заработные платы устанавливаются в основном на очень низком уровне, ниже официально рассчитанного прожиточного минимума. Таким образом, они не служат связывающим ограничением на рынке труда и приводят к высокой дифференциации заработной платы. В середине 1990-х гг. соотношение минимальной заработной платы к средней в России и Украине было 1 к 10, в то время как в странах ЦВЕ оно было в среднем на уровне 4 к 10. Исходя из этого критерия, самое децентрализованное установление заработной платы наблюдалось в России, Украине и Кыргызстане.

Теперь сравним тенденции рынка труда в странах СНГ и новых странах ЕС. Одно из ключевых различий заключается в том, как страны адаптировались к экономическому спаду, обусловленному проводимыми реформами. В отличие от стран СНГ, уровень безработицы в новых странах ЕС значительно вырос вначале реформ и до сих пор остается выше, чем в большинстве стран СНГ. Например, уровень безработицы в Польше и Словакии в 2005 г. был в районе 18-19%. Из стран СНГ эти цифры сравнимы только с безработицей в Грузии, где в последнее десятилетие разворачивается военный конфликт. Динамика заработной платы также отражает различие в том, как проходила адаптация рынка труда к рыночным условиям: в новых странах ЕС реальные заработные платы не снизились так резко, как это было в странах СНГ в начале 1990-х гг. В большинстве новых странах ЕС средняя заработная плата не упала ниже 50% от уровня 1989 г. (табл. 2.2). В странах же СНГ реальные заработные платы претерпели в 1990-е гг. намного более серьезное снижение и остаются ниже доперестроечного уровня.

 

Таблица 2.2

Динамика реальной заработной платы в странах СНГ и новых странах ЕС, (1991-2002 гг. (1989 г =100);  2003-2008 гг. (2000 = 100), %

 

1989

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Страны ЦВЕ

                           

Болгария

100

64

78

60

39

51

51

51

104

105

111

115

127

Чехия

100

69

79

93

103

108

115

120

           

Эстония

100

78

102

120

132

150

169

183

           

Венгрия

100

97

98

92

93

99

111

116

130

129

136

141

141

143

Латвия

100

68

49

55

58

63

68

72

           

Литва

100

78

33

40

48

57

56

57

           

Польша

100

82

100

104

117

127

131

134

107

107

109

114

120

127

Румыния

100

85

64

74

64

62

71

72

123

136

147

163

190

Словакия

100

67

71

76

87

86

82

90

           

Словения

100

57

62

67

73

76

80

82

           

Страны СНГ

                           

Армения

100

51

6

5

7

9

11

14

140,3

163,9

195,1

226,9

259,0

279,9

Азербайджан

100

80

44

14

26

37

50

60

163,8

197,1

223,6

248,8

308,8

325,0

Казахстан

100

83

34

23

25

30

36

43

131,8

151,1

168,9

186,3

216,3

214,2

Кыргызстан

100

82

28

21

24

24

26

30

           

Молдова

100

96

41

25

28

26

32

39

169,7

187,0

199,8

228,1

247,2

268,7

Россия

100

76

33

36

54

34

52

57

           

Таджикистан

100

88

17

5

4

6

7

9

162,6

211,1

264,7

329,0

380,3

447,9

Украина

100

108

47

44

41

38

46

56

169,1

197,9

238,5

282,3

324,7

346,6

Узбекистан

100

91

100

133

165

240

               

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике