Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.

Содержание работы

Введение....……………………………………………………………....………..…..3

1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4

1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5

1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7

1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8

2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24

3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36

Заключение………………………………………………………………….……....53

Список использованных источников….…………………………….……….…57

Приложение…….…………………………………...………………………………59

Файлы: 1 файл

Gotovy_kursach.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Павлова, О. Рынки труда в странах СНГ/ О. Павлова// Эковест. – 2006. - № 6. – С. 46

      Российский статистический ежегодник. 2009. – М.: Росстат, 2010. – с. 743

Это различие отражает желание политических сил в новых странах ЕС ввести жесткие бюджетные ограничения для предприятий и стимулировать реформирование рынка труда. Создание новых частных компаний и придание большего значения эффективности государственных предприятий привели к более высоким уровням безработицы. С другой стороны, это сделало возможным быстрое увеличение производительности труда, которое обеспечило экономическую экспансию и рост доходов менеджеров и работников, сумевших воспользоваться преимуществами новых рыночных условий. Географическая близость новых стран ЕС к старым, как и отсутствие большого числа (в сравнении с экономиками СНГ) градообразующих предприятий, гарантировали работникам мобильность и предоставила возможности, недоступные в странах СНГ. В то время как уровень безработицы во многих новых странах ЕС выше среднего значения по ЕС или СНГ, в некоторых странах, таких как Венгрия, Чехия и Эстония, ее значение значительно ниже.

Различия в моделях рынка труда и социальной политике новых стран ЕС и СНГ также очевидны. Требования, предъявляемые кандидатам на вступление в ЕС, и относительно большая доля ВВП, перераспределяемого через государственный сектор, естественно подтолкнули новые страны ЕС к принятию европейской модели рынка труда. В отличие от стран СНГ (хотя необязательно от других стран ЕС) новые страны ЕС предпочли сохранить достаточно высокий уровень социальной защищенности. Они направляют 2-5% от ВВП на страхование по безработице, социальную помощь, пособия по болезни, в то время как в большинстве стран СНГ эти отчисления составляют меньше 1% от ВВП (обычно значительно меньше) (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Социальные отчисления, % от начисленной заработной платы [10, с. 47]

Это происходит несмотря на то, что отношение выплаченных социальных платежей к полученным на то средствам в виде налогов, выше в СНГ, чем в новых странах ЕС. В то же самое время реально существующая ситуация на рынке труда во многих новых странах ЕС значительно ближе к той, которая характерна для стран СНГ, чем для старых государств ЕС. Работники в Центральной Европе и Прибалтике предпочитают работать в теневом секторе и не стремятся попасть под действие схем социальной защиты, как работники в Западной Европе.

Легко сравнить, не в лучшую сторону, работу рынка труда в странах СНГ и их соседей через границу ЕС. С другой стороны, распространенная de facto либерализация рынка труда, которая происходит во многих странах СНГ, обеспечивает гибкость, необходимую для восстановления экономики. Хотя инвестиционный и бизнес-климат в СНГ кажется сложным по любым стандартам, не так много компаний сообщают о практических трудностях работы с профсоюзами или проблемах с наймом и увольнением сотрудников. Обширный теневой сектор стран СНГ может лишить работников прав, гарантированных законом, но он также предоставляет реальные возможности тем, кто готов работать ради высокого заработка в условиях, характерных для рынка. В этом смысле экономики стран СНГ даже предпочтительнее по сравнению с некоторыми новыми странами ЕС, где более централизованная система установления заработной платы и влияние профсоюзов ограничивают гибкость рынка труда и отталкивают инвесторов.

Оценивая государственную политику на рынке труда в переходных экономиках стран СНГ, важно подчеркнуть, что массовой и обвальной безработицы, которую многие предрекали на старте реформ, в изучаемых государствах удалось избежать.

Постсоветское общество отчасти сознательно, отчасти стихийно нащупало ряд механизмов, послуживших своеобразными амортизаторами в сложной экономической ситуации. Сокращение рабочего дня и рабочей недели, введение неоплачиваемых отпусков по инициативе администрации, уменьшение реальной заработной платы, ее систематические задержки позволяли предприятиям поддерживать высокий уровень занятости, редко прибегая к массовому сокращению персонала.

С одной стороны, это смягчило ситуацию на рынке труда, сохранило устойчивость всей системы, позволило избежать крупномасштабных социальных потрясений и продолжить реформирование национальных экономик. Поэтому явления, характерные для рынка труда в 90-е годы, можно рассматривать как меньшее зло по сравнению с массовым закрытием предприятий и увольнением работников. В любом случае переход к рыночным формам занятости осуществлялся постепенно, через ступень частичной занятости, что по-видимому лучше, чем «залповый» выброс на улицу многих миллионов людей. Да и сама частичная занятость далеко не всегда завершается полной безработицей.

С другой стороны, хотя массовая безработица в ее «стандартной» ожидавшейся форме пришла со значительным опозданием и в ограниченных масштабах, общие социальные издержки, заплаченные странами СНГ за переход к рыночным отношениям, были исключительно велики. Так, в большинстве государств слабость государства, безответственность собственников, пассивность самих работников способствовали перенесению всех трудностей на их плечи. При этом применение тех или иных механизмов (административные отпуска, неполное рабочее время, задержки зарплаты, бесконтрактный найм и т.п.) носили избирательный характер. В наименьшей степени от них страдали самые ценные, с точки зрения администрации предприятия, категории персонала (с высокой квалификацией и высоким уровнем потенциальной мобильности), в наибольшей – наименее конкурентоспособные, социально уязвимые и слабо защищенные категории (с низкой квалификацией и минимальными шансами на устройство в других местах), которым было значительно труднее найти свое место в новой системе.

В результате между полноценной занятостью и безработицей образовалось множество промежуточных состояний: человек имел работу в ограниченном количестве или надежду на ее возвращение (в случае административных отпусков), но не мог существовать на средства, получаемые от нее.

Переходный процесс стал не только более плавным, но и растянулся практически на целое десятилетие. В целом работодатели и работники получили значительное время для осмысления ситуации и выработки собственной стратегии действий. К сожалению этим временем многие распорядились не лучшим образом.

То, что бюджетные ограничения оставались мягкими не стимулировало руководство предприятий к принятию радикальных мер по реструктуризации предприятий, т.е. преобразованию прежних принципов и форм хозяйственной деятельности. Неэффективные предприятия имели возможность удерживаться на плаву, перекладывая издержки переходного периода на своих работников (так происходило и продолжает происходить в Казахстане, Кыргызстане, Беларуси).

Темпы создания эффективных рабочих мест и свертывания неэффективных были низки. Можно сказать, что субъекты рынка труда адаптировались к вызовам рыночной экономики без глубоких структурных изменений. Это означает, что задачу повышения эффективности производства и занятости еще только предстоит решить.

Тем не менее, экономический рост в странах СНГ, который наблюдается с 1999 г., увеличил спрос на трудовые ресурсы и оказал сдерживающее давление на уровень безработицы. Это предоставило окно возможностей для законодателей, стремящихся к дальнейшему реформированию рынка труда и модернизации трудовых отношений. Вышеприведенный анализ предполагает следующие рекомендации.

В первую очередь, реформирование рынка труда в любом государстве СНГ требует улучшения качества и количества статистики, рассчитываемой по международным стандартам. Государственные институты должны обеспечить возможность сбора данных на регулярной основе. Эти данные должны быть доступны для общественных и независимых исследователей, что позволит улучшить качество мониторинга и анализа ситуации на рынке труда.

Во-вторых, определенные меры необходимо принять для улучшения эффективности институциональных механизмов поддержки уволенных сотрудников, с учетом ограничения срока, в течение которого выплачивается пособие по безработице. В большинстве новых стран ЕС пособие предоставляется лишь в течение шести месяцев после потери рабочего места, затем используются другие средства социальной поддержки. Политики должны найти оптимальный вариант, который гарантировал бы, с одной стороны, что безработные не впадут в бедность, а с другой - стимулировал их (в особенности продолжительно безработных) вырабатывать активную линию поведения на рынке труда и самим не попадать в капкан бедности. Расширенное использование партнерских отношений с частным сектором и большее доверие организациям гражданского общества, занимающимся вопросами трудоустройства, снизит издержки такого компромисса.

В-третьих, ставки налогов на фонд заработной платы должны быть сокращены, чтобы уменьшить привлекательность теневой занятости и одновременно увеличить чистую заработную плату работников. Сокращение налога на заработную плату, на первый взгляд, противоречит требованию увеличить пособие по безработице и другие социальные выплаты. Однако опыт России и Украины по сокращению ставок индивидуального подоходного налога и ставок налога на заработную плату показал, что корректно проведенное уменьшение ставок компенсируется увеличением налогооблагаемой базы.

В-четвертых, требуется на законодательном уровне согласовать систему социальной защиты и защиту прав трудящихся с тем, что работодатели и государство могут реально обеспечить. Это позволит сократить масштаб теневого сектора и тем самым увеличить эффективность социальной защиты.

В-пятых, правительства должны больше инвестировать в человеческий капитал посредством увеличения затрат на медицину и образование, чтобы предотвратить дальнейшую потерю квалифицированной рабочей силы. Системы образования должны быть реформированы с тем, чтобы учебные программы и преподаваемые практические навыки соответствовали требованиям рыночной экономики.

Последней по списку, но не по значимости является рекомендация ввести меры, которые упростили бы передвижение рабочей силы внутри стран и за их пределами. Дальнейшая либерализация внутреннего рынка труда и жилья и поддержание безвизового режима для стран СНГ в сочетании с увеличением доли легальной миграции рабочей силы между странами и принятием законов, которые на основании Палермской конвенции защищали бы группы риска от чрезмерной эксплуатации, помогут с решением самой сложной проблемы трафика людей внутри СНГ.

Выводы: итак, реформы рынка труда не завершены ни в одном из государств СНГ. Большинство проблем начала 1990-х гг. остались нерешенными. Среди них:

централизованное установление заработных плат в пяти странах СНГ: Беларуси, Молдове, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане;

значительная безработица, большая часть которой скрытая;

неэффективная система трудовых отношений и социальной защиты, что предопределяет широкое распространение занятости в теневом секторе и вызывает сопутствующие проблемы злоупотребления системой социальных выплат, правами рабочих и нелегальное движение рабочей силы;

обширное несовпадение на рынке труда умений и знаний, предлагаемых устаревшей системой образования, с одной стороны, и тем, что требует новая рыночная экономика, с другой стороны. В особенности это касается городов и регионов, в которых доминирует одно или несколько предприятий;

неадекватные официальные статистические данные по рынку труда. Несмотря на то что качество этих данных улучшилось по сравнению с начальным переходным периодом, в большинстве стран СНГ они не отражают реально существующих тенденций на рынке труда.

 

3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ  ЭКОНОМИКИ: СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Как происходит формирование и использование трудовых ресурсов в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений? Что представляют собой социально-экономические механизмы формирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда? Существуют ли возможности совершенствования этих механизмов средствами государственной социальной политики? Ответы на эти вопросы даются на основе статистических материалов, которыми располагают государственные органы Республики Беларусь, а также в русле ежегодного республиканского социологического мониторинга «Общественное мнение по экономическим, социокультурным и политическим вопросам», проводимого Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси.

Проанализируем процессы формирования и использования трудовых ресурсов.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг. - глубокий затяжной экономический кризис; 1996-2000 гг. - выход экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001-2009 гг. - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития. Если до реформ существовала в основном трудодефицитная экономика, когда необходимо было стимулировать удержание рабочей силы, то при переходе к рыночной возникла иная задача: формирование занятости в соответствии с реальным спросом на рабочую силу. В результате, начиная с 1991 г., новой тенденцией явилось сокращение численности занятых в народном хозяйстве и официальная регистрация безработных. Лишь в 1996 г. стали происходить позитивные изменения в этом процессе: наметилась стабилизация уровня занятости, что связано с улучшением положения в экономике страны [15, с. 11].

Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого выросла с 94,2% в 1995 г. до 95,8% в 2009 г. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991-1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993-1995 гг. - сокращение, в 1996 г. - снова рост и далее стабилизация на уровне 95-96 % (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Распределение трудовых ресурсов по видам занятости, %

Структура трудовых ресурсов

Годы

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Трудоспособные в трудоспособном возрасте

94,0

94,2

95,2

95,3

95,4

95,5

95,6

95,7

95,7

95,8

95,8

95,8

Работающие в нетрудоспособном возрасте

6,0

5,8

4,8

4,7

4,6

4,5

4,4

4.3

4,3

4,2

4,1

4,0

Экономически активное население

86,3

76,6

75,5

74,9

74,6

74,4

73,5

72,9

72,4

72,0

71,9

71,7

Экономически неактивное население

13,7

23,4

24,5

24,8

25,2

25,6

26,4

27,1

27,7

28,0

28,1

28,3

Занятое население

86,3

74,9

74,0

73,8

73,1

72.7

71,6

70,6

70,4

70,2

70,2

70,1

Незанятое население

13,7

25,1

26,0

26,5

26,9

27,3

28,4

29,4

29,7

29,8

29,8

29,9

зарегистрированные безработные

-

1,9

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике