Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.
Введение....……………………………………………………………....………..…..3
1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4
1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5
1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7
1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8
2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24
3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36
Заключение………………………………………………………………….……....53
Список использованных источников….…………………………….……….…57
Приложение…….…………………………………...………………………………59
Источник: Павлова, О. Рынки труда в странах СНГ/ О. Павлова// Эковест. – 2006. - № 6. – С. 46
Это различие отражает желание политических сил в новых странах ЕС ввести жесткие бюджетные ограничения для предприятий и стимулировать реформирование рынка труда. Создание новых частных компаний и придание большего значения эффективности государственных предприятий привели к более высоким уровням безработицы. С другой стороны, это сделало возможным быстрое увеличение производительности труда, которое обеспечило экономическую экспансию и рост доходов менеджеров и работников, сумевших воспользоваться преимуществами новых рыночных условий. Географическая близость новых стран ЕС к старым, как и отсутствие большого числа (в сравнении с экономиками СНГ) градообразующих предприятий, гарантировали работникам мобильность и предоставила возможности, недоступные в странах СНГ. В то время как уровень безработицы во многих новых странах ЕС выше среднего значения по ЕС или СНГ, в некоторых странах, таких как Венгрия, Чехия и Эстония, ее значение значительно ниже.
Различия в моделях рынка труда и социальной политике новых стран ЕС и СНГ также очевидны. Требования, предъявляемые кандидатам на вступление в ЕС, и относительно большая доля ВВП, перераспределяемого через государственный сектор, естественно подтолкнули новые страны ЕС к принятию европейской модели рынка труда. В отличие от стран СНГ (хотя необязательно от других стран ЕС) новые страны ЕС предпочли сохранить достаточно высокий уровень социальной защищенности. Они направляют 2-5% от ВВП на страхование по безработице, социальную помощь, пособия по болезни, в то время как в большинстве стран СНГ эти отчисления составляют меньше 1% от ВВП (обычно значительно меньше) (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 – Социальные отчисления, % от начисленной заработной платы [10, с. 47]
Это происходит несмотря на то, что отношение выплаченных социальных платежей к полученным на то средствам в виде налогов, выше в СНГ, чем в новых странах ЕС. В то же самое время реально существующая ситуация на рынке труда во многих новых странах ЕС значительно ближе к той, которая характерна для стран СНГ, чем для старых государств ЕС. Работники в Центральной Европе и Прибалтике предпочитают работать в теневом секторе и не стремятся попасть под действие схем социальной защиты, как работники в Западной Европе.
Легко сравнить, не в лучшую сторону, работу рынка труда в странах СНГ и их соседей через границу ЕС. С другой стороны, распространенная de facto либерализация рынка труда, которая происходит во многих странах СНГ, обеспечивает гибкость, необходимую для восстановления экономики. Хотя инвестиционный и бизнес-климат в СНГ кажется сложным по любым стандартам, не так много компаний сообщают о практических трудностях работы с профсоюзами или проблемах с наймом и увольнением сотрудников. Обширный теневой сектор стран СНГ может лишить работников прав, гарантированных законом, но он также предоставляет реальные возможности тем, кто готов работать ради высокого заработка в условиях, характерных для рынка. В этом смысле экономики стран СНГ даже предпочтительнее по сравнению с некоторыми новыми странами ЕС, где более централизованная система установления заработной платы и влияние профсоюзов ограничивают гибкость рынка труда и отталкивают инвесторов.
Тем не менее, экономический рост в странах СНГ, который наблюдается с 1999 г., увеличил спрос на трудовые ресурсы и оказал сдерживающее давление на уровень безработицы. Это предоставило окно возможностей для законодателей, стремящихся к дальнейшему реформированию рынка труда и модернизации трудовых отношений. Вышеприведенный анализ предполагает следующие рекомендации.
В первую очередь, реформирование рынка труда в любом государстве СНГ требует улучшения качества и количества статистики, рассчитываемой по международным стандартам. Государственные институты должны обеспечить возможность сбора данных на регулярной основе. Эти данные должны быть доступны для общественных и независимых исследователей, что позволит улучшить качество мониторинга и анализа ситуации на рынке труда.
Во-вторых, определенные меры необходимо принять для улучшения эффективности институциональных механизмов поддержки уволенных сотрудников, с учетом ограничения срока, в течение которого выплачивается пособие по безработице. В большинстве новых стран ЕС пособие предоставляется лишь в течение шести месяцев после потери рабочего места, затем используются другие средства социальной поддержки. Политики должны найти оптимальный вариант, который гарантировал бы, с одной стороны, что безработные не впадут в бедность, а с другой - стимулировал их (в особенности продолжительно безработных) вырабатывать активную линию поведения на рынке труда и самим не попадать в капкан бедности. Расширенное использование партнерских отношений с частным сектором и большее доверие организациям гражданского общества, занимающимся вопросами трудоустройства, снизит издержки такого компромисса.
В-третьих, ставки налогов на фонд заработной платы должны быть сокращены, чтобы уменьшить привлекательность теневой занятости и одновременно увеличить чистую заработную плату работников. Сокращение налога на заработную плату, на первый взгляд, противоречит требованию увеличить пособие по безработице и другие социальные выплаты. Однако опыт России и Украины по сокращению ставок индивидуального подоходного налога и ставок налога на заработную плату показал, что корректно проведенное уменьшение ставок компенсируется увеличением налогооблагаемой базы.
В-четвертых, требуется на законодательном уровне согласовать систему социальной защиты и защиту прав трудящихся с тем, что работодатели и государство могут реально обеспечить. Это позволит сократить масштаб теневого сектора и тем самым увеличить эффективность социальной защиты.
В-пятых, правительства должны больше инвестировать в человеческий капитал посредством увеличения затрат на медицину и образование, чтобы предотвратить дальнейшую потерю квалифицированной рабочей силы. Системы образования должны быть реформированы с тем, чтобы учебные программы и преподаваемые практические навыки соответствовали требованиям рыночной экономики.
Последней по списку, но не по значимости является рекомендация ввести меры, которые упростили бы передвижение рабочей силы внутри стран и за их пределами. Дальнейшая либерализация внутреннего рынка труда и жилья и поддержание безвизового режима для стран СНГ в сочетании с увеличением доли легальной миграции рабочей силы между странами и принятием законов, которые на основании Палермской конвенции защищали бы группы риска от чрезмерной эксплуатации, помогут с решением самой сложной проблемы трафика людей внутри СНГ.
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ
Как происходит формирование и использование трудовых ресурсов в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений? Что представляют собой социально-экономические механизмы формирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда? Существуют ли возможности совершенствования этих механизмов средствами государственной социальной политики? Ответы на эти вопросы даются на основе статистических материалов, которыми располагают государственные органы Республики Беларусь, а также в русле ежегодного республиканского социологического мониторинга «Общественное мнение по экономическим, социокультурным и политическим вопросам», проводимого Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси.
Проанализируем процессы формирования и использования трудовых ресурсов.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг. - глубокий затяжной экономический кризис; 1996-2000 гг. - выход экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001-2009 гг. - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития. Если до реформ существовала в основном трудодефицитная экономика, когда необходимо было стимулировать удержание рабочей силы, то при переходе к рыночной возникла иная задача: формирование занятости в соответствии с реальным спросом на рабочую силу. В результате, начиная с 1991 г., новой тенденцией явилось сокращение численности занятых в народном хозяйстве и официальная регистрация безработных. Лишь в 1996 г. стали происходить позитивные изменения в этом процессе: наметилась стабилизация уровня занятости, что связано с улучшением положения в экономике страны [15, с. 11].
Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого выросла с 94,2% в 1995 г. до 95,8% в 2009 г. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991-1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993-1995 гг. - сокращение, в 1996 г. - снова рост и далее стабилизация на уровне 95-96 % (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Распределение трудовых ресурсов по видам занятости, %
Структура трудовых ресурсов |
Годы | |||||||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Трудоспособные в трудоспособном возрасте |
94,0 |
94,2 |
95,2 |
95,3 |
95,4 |
95,5 |
95,6 |
95,7 |
95,7 |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
Работающие в нетрудоспособном возрасте |
6,0 |
5,8 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4.3 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
Экономически активное население |
86,3 |
76,6 |
75,5 |
74,9 |
74,6 |
74,4 |
73,5 |
72,9 |
72,4 |
72,0 |
71,9 |
71,7 |
Экономически неактивное население |
13,7 |
23,4 |
24,5 |
24,8 |
25,2 |
25,6 |
26,4 |
27,1 |
27,7 |
28,0 |
28,1 |
28,3 |
Занятое население |
86,3 |
74,9 |
74,0 |
73,8 |
73,1 |
72.7 |
71,6 |
70,6 |
70,4 |
70,2 |
70,2 |
70,1 |
Незанятое население |
13,7 |
25,1 |
26,0 |
26,5 |
26,9 |
27,3 |
28,4 |
29,4 |
29,7 |
29,8 |
29,8 |
29,9 |
зарегистрированные безработные |
- |
1,9 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике