Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.
Введение....……………………………………………………………....………..…..3
1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4
1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5
1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7
1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8
2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24
3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36
Заключение………………………………………………………………….……....53
Список использованных источников….…………………………….……….…57
Приложение…….…………………………………...………………………………59
Институты рынка труда в Советском Союзе значительно отличались от западноевропейских. В советской плановой экономике дефицитные ресурсы направлялись в приоритетные отрасли, такие как оборонная и тяжелая промышленность; другие же были вынуждены работать с тем, что оставалось. Относительная значимость различных секторов экономики определялась централизованно плановиками, а не рынком. Официальный частный сектор был предельно мал, другая же частная деятельность считалась противозаконной. Ввиду необходимости обеспечить соответствие предлагаемой домохозяйствами рабочей силы запланированным приоритетам принимаемые предприятиями решения по трудоустройству лишь в малой мере основывались на критериях рынка труда. Ограниченное влияние рыночных сил, тем не менее, не помогло избежать многочисленных искажений. Предприятия нанимали рабочих про запас, чтобы угодить непредсказуемым потребностям плановиков. Такой высокий спрос на трудовые ресурсы и факт того, что безработица считалась противозаконной, обеспечили высокую долю экономически активного населения, включая, в особенности, высокие значения данного показателя среди женщин. Мобильность рабочей силы ограничивалась институтом «прописки», нехваткой жилья и системой градообразующих предприятий. Это позволяло плановикам перенаправить рабочую силу из низкопродуктивной сельской местности в высокопродуктивную городскую, тем самым поддерживая индустриализацию и модернизацию СССР.
Работники плановых служб устанавливали заработную плату кратной базовой (зарплате, назначаемой на самой низкой должности с минимальным образованием и стажем). При этом дифференциация в уровне оплаты труда различных профессиональных групп была незначительной. Высшее руководство официально зарабатывало лишь в два раза больше, чем среднестатистический работник физического труда, в то время как в США данное соотношение составляло 20 к 1 [4, с. 28]. Однако значительную часть доходов домохозяйства получали в форме выплат, не входящих в заработную плату (например, бесплатное или субсидируемое жилье). В основном такие выплаты предоставлялись непосредственно предприятиями. Следовательно, фактическое различие в величине заработной платы в СССР было, вероятно, выше официального, так как руководители предприятий и другая номенклатура получали большие неденежные выгоды в сравнении с обычными рабочими. Домохозяйства также выигрывали от номинально бесплатного доступа к здравоохранению, образованию и детским садам, предоставляемого государством. В итоге, стабильный спрос на трудовые ресурсы вместе с широкими социальными гарантиями обеспечивал высокий уровень занятости среди женщин и выгодные условия трудоустройства для низкоквалифицированной рабочей силы.
Реформирование рынка труда в странах СНГ происходило по-иному, чем в странах Центральной и Восточной Европы, недавно присоединившихся к ЕС (далее - новых странах ЕС), где наблюдался быстрый рост безработицы, незначительное первоначальное снижение (с последующим сильным ростом) реальной заработной платы и сохранение относительно щедрой системы социальной защиты. В государствах СНГ, несмотря на более серьезный спад выпуска и доходов, уровень безработицы оставался на достаточно низком уровне (см. табл. 2.1). Адаптация к новым условиям приняла вместо этого форму более обширного и продолжительного снижения реальной заработной платы. Общей же чертой для новых стран ЕС и многих государств СНГ стало сокращение рабочей силы и доли экономически активного населения, вызванное резким снижением спроса на трудовые ресурсы и демографическим спадом. При этом страны Средней Азии, где население прирастает, а в возрастной структуре преобладает молодежь, остаются исключением в этой демографической тенденции. Для рынка труда данных стран также характерна эмиграция молодых мужчин, в основном в Россию.
Таблица 2.1
Средние темпы прироста уровня занятости и ВВП в странах СНГ, %
1990-1994 |
1995-1998 |
1999-2002 | ||||
Уровень занятости |
ВВП |
Уровень занятости |
ВВП |
Уровень занятости |
ВВП | |
Армения |
-2.2 |
-16.2 |
-2.2 |
5.8 |
-0.9 |
7.9 |
Азербайджан |
-0.5 |
-17.0 |
0.5 |
1.0 |
0.1 |
9.7 |
Беларусь |
-2.3 |
-7.8 |
-1.5 |
2.7 |
-0.4 |
4.6 |
Грузия |
-10.8 |
-27.5 |
-0.3 |
6.6 |
-0.7 |
3.8 |
Казахстан |
-4.2 |
-9.6 |
-1.8 |
-2.1 |
2.3 |
8.8 |
Кыргызстан |
-1.5 |
-14.4 |
0.9 |
3.3 |
2.1 |
3.6 |
Молдова |
-5.1 |
-20.5 |
-0.6 |
-4.2 |
0.0 |
-1.1 |
Россия |
-2.3 |
-10.3 |
-2.0 |
-2.9 |
0.7 |
0.8 |
Таджикистан |
-1.1 |
-20.1 |
-0.7 |
-2.7 |
0.0 |
0.9 |
Туркменистан |
3.5 |
-9.2 |
2.5 |
-5.2 |
0.0 |
3.8 |
Украина |
-2.4 |
-14.1 |
-0.7 |
-6.9 |
-0.2 |
-0.1 |
Узбекистан |
1.3 |
-4.9 |
1.9 |
1.9 |
0.4 |
1.0 |
Источник: [4, с. 29]
Как видно из данных таблицы 2.1, падение объёмов ВВП во всех государствах СНГ за исключением Туркменистана в начале переходного периода (1990-1994 гг.) сопровождалось падением уровня занятости. В 1995-1998 гг. темпы снижения ВВП замедлились, у 6 из 12 государств наметился рост, однако уровень занятости сохранил отрицательную динамику в большинстве стран СНГ, за исключением Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана. Причём прямой взаимосвязи между динамикой данных показателей не обнаруживается.
На этапе выхода из трансформационного кризиса (1999-2002 гг.) во всех государствах СНГ за исключением Украины и Молдовы имел место экономический рост, рост безработицы был приостановлен, хотя и не наблюдалось значительного повышения уровня занятости.
В 2003-2009 гг. в странах СНГ возросли темпы экономического роста, что сопровождалось значительным приростом занятости и сокращением безработицы (см. табл. 2.2 и 2.3)
Таблица 2.2
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Азербайджан |
111,2 |
110,2 |
126,4 |
134,5 |
125,0 |
110,8 |
109,3 |
Армения |
114,0 |
110,5 |
113,9 |
113,2 |
113,7 |
106,8 |
85,6 |
Беларусь |
107,0 |
111,4 |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
Казахстан |
109,3 |
109,6 |
109,7 |
110,7 |
108,9 |
103,3 |
101,2 |
Кыргызстан |
107,0 |
107,0 |
99,8 |
103,1 |
108,5 |
107,6 |
102,3 |
Молдова |
106,6 |
107,4 |
107,5 |
104,8 |
103,0 |
107,2 |
93,5 |
Россия |
107,3 |
107,2 |
106,4 |
107,7 |
108,1 |
105,6 |
92,1 |
Таджикистан |
111,0 |
110,3 |
106,7 |
107,0 |
107,8 |
107,9 |
103,4 |
Узбекистан |
104,4 |
107,7 |
107,0 |
107,3 |
109,5 |
109,0 |
… |
Украина |
109,6 |
112,1 |
102,7 |
107,3 |
107,9 |
102,1 |
85,0 |
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике