Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Описание работы
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.
Содержание работы
Введение....……………………………………………………………....………..…..3
1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4
1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5
1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях переходной экономике………………………………………………….…....….7
1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8
2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24
3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36
Заключение………………………………………………………………….……....53
Список использованных источников….…………………………….……….…57
Особенностью Республики Беларусь является
наличие скрытой безработицы, оценку которой
большинство специалистов проводит по
размерам вынужденной неполной занятости.
В 1994 г. работали в режиме неполного рабочего
времени и были отправлены в отпуска по
инициативе администрации 15% численности
экономически активного населения, в 1996
г. - более 20%, в 1999-2000 гг. -7,7-7,1%. И все же эти
цифры не полностью отражают размер скрытой
безработицы, а лишь ее часть - неполную
вынужденную занятость. Вторая часть скрытой
безработицы - избыточная занятость по
отношению к объему выпускаемой продукции,
как результат устаревших норм и организации
труда. Это неиспользуемый внутрипроизводственный
резерв рабочей силы. Точно рассчитать
ее масштабы на основе имеющейся статистической
базы трудно. Поэтому, на наш взгляд, необходимо
начинать анализ с микро уровня, расширив
круг проводимых специализированных исследований и опросов по данной проблеме.
В Беларуси можно выявить еще один вид безработицы, существенно влияющий на
эффективность занятости - фрикционную
безработицу. Ее принято идентифицировать
по охвату людей, желающих сменить место
работы, но а) либо работающих на прежнем
месте из-за отсутствия видимой альтернативы;
б) либо прибегнувших за помощью к службе
занятости и получивших ее; в) либо самостоятельно
ведущих поиск работы, не обращаясь в государственные
службы. Статистически этот вид безработицы
в республике на сегодняшний момент можно
оценить по численности безработных, находящихся
в данном состоянии менее 1 месяца, либо
по обследованию домашних хозяйств. Фрикционная
безработица в 1999-2000 гг. составляла 11-12%
в официально контролируемой безработице.
Понятие «естественного» уровня безработицы, введенное М.Фридменом, означает
такой ее уровень, при котором отсутствует
циклическая безработица. Поскольку же
для большинства стран этот уровень принимается
как сумма фрикционной и структурной безработицы,
то оправданно таким же принять его и для
Беларуси.
Представляет интерес расчет фактического уровня безработицы на
официально контролируемом рынке труда
в Беларуси с целью оценки реальных масштабов
работы службы занятости. Для этого, на
наш взгляд, необходимо к численности
безработных, состоящих на учете на начало
года, добавить разницу между численностью
безработных, признанных ими в течение
года, и численностью безработных, трудоустроенных
в течение отчетного года. По расчетам,
фактический уровень открытой безработицы
в Беларуси приблизительно вдвое выше
официально декларируемого - в 1999-2000 гг.
он составлял 3,5%.
Наиболее достоверную оценку фактического уровня безработицы на совокупном
рынке труда (и не только его официальной
части) дают специальные обследования
(по методологии МОТ). В 1998-1999 гг. по заказу
Комитета по занятости населения при Министерстве
труда Республики Беларусь такие исследования
проводились в Брестской области и г. Минске.
В результате было установлено, что в Брестской
области фактический уровень безработицы
составил 10% (из них 8,7% незарегистрированной
безработицы и 1,3% зарегистрированной),
в г. Минске - 5,4% (где только 1% зарегистрированной),
в Минской области - 6,2% (1,6% зарегистрированной).
Многие экономисты при расчете фактической безработицы в Беларуси учитывают
скрытую безработицу (как неполную вынужденную
занятость). Эта точка зрения широко распространена,
но в современных условиях представляется
недостаточно обоснованной. О недопустимости
учета скрытой безработицы в составе фактической
пишут некоторые российские авторы (М.Х.Гарсия-Исер,
О.Ю.Го-лодец, С.Н.Смирнов, В.Кабалина, З.Рыжико-ва),
аргументируя это тем, что «ни в одной
стране не используется такой способ определения
размеров безработицы». Следует отметить,
что промышленно развитые страны и не
испытывают проблемы скрытой безработицы
(вынужденной неполной занятости). Неполная
занятость существует в рыночной экономике
в основном как добровольная (гибкая) занятость.
По оценкам, ею охвачено в промышленно
развитых странах около 5% наемной рабочей
силы [8. С. 35]. В нашей экономике неполная
занятость является вынужденной.
Как представляется, скрытую безработицу не следует учитывать при расчете
уровня фактической безработицы в Беларуси,
поскольку лица, относимые к ней, не являются
безработными, они неэффективно заняты,
а это уже проблема не государственной
службы занятости, а предприятий, содержащих
неэффективный труд, и государства, не
создающего условий для рационального
использования человеческого капитала.
Исследование численности безработных в Республике Беларусь с помощью экономико-статистических
методов на предмет обнаружения ее зависимости
от других экономических показателей
за период 1996-1999 гг. выявило, что существует
достаточно сильная связь между ростом
числа безработных и снижением реальной
заработной платы; параметры безработицы
во многом детерминируются доходами государственного
бюджета и широкой денежной массы МЗ. Это
позволяет предположить, что достигнутое
снижение безработицы - не столько результат
расширения спроса на труд в народном
хозяйстве, сколько прямого государственного
финансирования создания новых рабочих мест. Об этом
же свидетельствует связь числа безработных
с числом вакансий: их рост на 1% способствует
снижению численности безработных на
0,43%. Таким образом, безработица в Беларуси
детерминируется во многом монетарными
и административными мерами, а не экономическими
закономерностями, свойственными рыночной
экономике.
По нашему мнению, уровень безработицы в 2% можно принять за ее нижний предел,
который не может быть далее снижен без
необратимых изменений в системе использования
труда (т. е. возвращение к поголовной и
неэффективной занятости).
Последствия сдерживания роста безработицы
В динамике любого экономического явления присутствуют как позитивные, так
и негативные последствия - важно то, какие
из них преобладают, сила их влияния на
социально-экономическую и политическую
ситуацию в стране. С началом экономических
преобразований в государствах с переходной
экономикой сложилось два противоположных
мнения о необходимой динамике и последствиях
безработицы. С одной стороны, некоторые
выступают за радикальные изменения в
экономике, что спровоцирует быстрый рост
безработицы. Высокая безработица рассматривается
как положительное явление, поскольку
воспринимается как инструмент санации
и реструктуризации экономики. Другая
точка зрения основана на том, «что процесс
перехода должен сопровождаться по возможности
более низким уровнем безработицы»
[9. С. 439], поскольку высокая безработица предполагает
большие расходы госбюджета и не оказывает
положительного влияния на создание новых
рабочих мест и ограничение заработной
платы. Но если последствия безработицы
- достаточно разработанный вопрос, то
последствия сдерживания ее роста (тактика,
выбранная в Беларуси) - недостаточно очевидны.
Последствия сдерживания роста безработицы в Беларуси
можно условно разделить на социальные
и экономические.
В качестве позитивных социальных последствий
принято выделять сохранение социального мира и стабильности в Беларуси,
социальных гарантий занятости, защиты
от увольнений и массовых сокращений.
Однако не менее важен вопрос об их цене.
Исследователь М.Бреннер на основе эмпирических
данных о развитии США, Великобритании
и Швеции доказал существование связи
между ростом безработицы и так называемыми
показателями «социальной патологии»
(смертность, заболеваемость психическими
и нервными расстройствами, численность
заключенных преступников) [10. С. 100]. По
М.Бреннеру, при сохранении возросшей
безработицы на 1% в течение шестилетнего
периода наблюдается прирост общей смертности
на 2%, прирост числа самоубийств на 4,1%,
прирост количества убийств на 5,7%, увеличение
числа заключенных в тюрьмах на 4% и увеличение
количества больных психическими расстройствами
на 4% . В Беларуси за 1990-1999 гг. прирост общей
смертности составил 29,5%, числа самоубийств
- 63,3%, количество убийств увеличилось
в 1,57 раза, заключенных в тюрьмах - в 2,4
раза, больных психическими расстройствами
- в 2 раза. Конечно, такой рост показателей
«социальной патологии» вызван не только
безработицей, но очевидно, что вклад нерешенности
социально-трудовых проблем здесь имеет
место.
Социальные последствия сдерживания роста безработицы можно отразить с помощью
показателя «социальной напряженности»,
используя методику расчета А.Семенова,
согласно которой вклад безработицы в
уровень социальной напряженности в регионе
учитывается через показатели доли лиц,
не занятых трудовой деятельностью, ищущих
работу и зарегистрированных в службе
занятости, в экономически активном населении
региона (на конец отчетного периода) и
средней продолжительности безработицы
в месяцах. Расчет уровня социальной напряженности
в Республике Беларусь по данной методике
показал, что за 1990-1999 гг. он возрос в 2,5
раза.
Экономические последствия сдерживания роста безработицы многогранны. Это падение
доходов занятых, рост теневой занятости,
инфляция и др. Сохранение стабильного
коллектива (т.е. недопущение массового
высвобождения персонала) ведет к снижению
эффективности применяемого труда, росту
потерь рабочего времени и снижению реальных
доходов наемной рабочей силы. Это, в свою
очередь, сокращает платежеспособный
спрос населения. Гуманные цели защиты
заработной платы от понижения и сохранения
уровня занятости на практике приводят
к прямо противоположным результатам.
Доля населения с располагаемым доходом
на уровне и ниже прожиточного минимума
в 1997 г. составляла 32,1%, во втором квартале
1999 г. - 53,9% . Сохраняемые уровень и структура
занятости воспроизводят прежний (неконкурентоспособный)
продукт, на который нет спроса, следовательно,
нет возможности возмещения затрат на
его производство (в том числе и трудовых,
т. е. по выплате заработной платы) и на
расширенное воспроизводство. Таким образом,
нет материальной и финансовой основы
для инноваций,
улучшения условии труда, социальных выплат работникам.
Прежние формы занятости не способствуют росту легальных доходов, что провоцируют
рост теневой занятости. Сохранение стабильного
коллектива в наибольшей степени отвечает интересам работников, получающих
инфрамаржинальные ренты, а также неквалифицированным
либо работникам с устаревшими знаниями,
у которых шансы на трудоустройство в
другом месте невысоки. Однако этим самым
определенная часть персонала стимулируется
к увольнениям по собственному желанию.
В итоге наниматель остается преимущественно
с периферийной рабочей силой, а не с ее
квалификационным ядром (оно уходит либо
в частный бизнес, либо в теневой). Размеры
теневой занятости можно рассчитать:
• по разнице между удельным весом трудовых ресурсов (за вычетом работающих
пенсионеров и подростков) и удельным
весом экономически активного населения в
численности населения (которая в 1991 г.
составляла 5,6%, а в 1999 г. - 11,1%);
• по анализу структуры численности
экономически неактивного населения (в которой
удельный вес учащихся с отрывом от производства,
женщин в отпусках по уходу за детьми и
других категорий снизился, а удельный
вес лиц, отчаявшихся найти работу, а также тех, кому нет необходимости работать,
возрос и составлял в 1991 г. 3%, а в 1999
г. 7,1% к общей численности населения). Но
здесь не учитываются лица из состава
экономически активного населения, входящие в теневую
занятость, поэтому эта цифра ниже;
• по численности населения, чью занятость невозможно установить. Ее расчет
осуществляется последовательным вычитанием
из численности населения числа детей,
пенсионеров и тех, чью занятость возможно
установить исходя из имеющейся статистической
базы. В 1991 г. эта цифра составляла 9,2% в общей численности населения, в 1999 г.
- 16,3%. Но эта цифра завышена, так как включает
военнослужащих, а если без них - то выходим
на 11%. Характерно, что по всем трем вариантам
размеры теневой занятости возросли за исследуемый временной лаг вдвое.
Общепринятое проявление последствий роста безработицы - действие закона
Оукена, но в условиях административного
роста ВВП и удержания уровня безработицы
говорить о его действии можно условно.
Безработица как результат политики занятости
Безработица в целом является макроэкономическим
показателем, результатом экономической ситуации в стране, а не
работы отдельно взятого государственного
ведомства. Поэтому нецелесообразно административно
устанавливать уровень максимальной величины
безработицы в стране - это трансформирует
регулирующие воздействия, смещая акцент
в них на количественный уровень безработицы
с ее качественных характеристик. В результате
официальная безработица включает преимущественно
представителей вторичного рынка труда,
в то время как основные потоки найма и увольнения идут на неофициальной его
части, причем расширяются параметры и
усугубляется ситуация на скрытом рынке
труда.
Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости
в Беларуси. Для представителей вторичного
рынка труда привлекательно регистрироваться
в службе занятости, так как: 1) это легализация
их бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (в
оплате коммунальных услуг, например).
Представителям первичного рынка труда,
наоборот, нет стимула регистрироваться
в службе занятости, поскольку: 1) невысокий
размер пособия не дает возможности существовать
без дополнительного приработка, но в
случае его появления пособие не выплачивается;
2) организуемые общественные работы уравнивают
квалифицированный и неквалифицированный труд; 3) службы занятости располагают
сведениями о вакансиях в основном по
не престижным рабочим местам; 4) в период
безработицы затруднен самостоятельный
поиск работы ввиду необходимости соблюдать
определенные обязанности безработного.
Это объясняет снижение в структуре безработных
удельного веса квалифицированных специалистов
(с высшим и средним специальным образованием).
В целом, исследование отечественной
безработицы позволяет сделать вывод о том,
что ее уровень и структура (виды и формы)
являются следствием не проработанности
концепции регулирования занятости в
Беларуси. Это объясняет выпадение из
поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего
субъекта экономических отношений
занятости), регионального и микро уровней в вопросах
регулирования занятости и безработицы.
Практика регулирования занятости сводится
к контролю за показателем официально
регистрируемой безработицы на макроуровне,
что приводит к расхождению фактического
уровня безработицы с официальным (на
который ориентируются при разработке
государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение
официального уровня безработицы приводит
к росту ее теневых видов, размеры которых
невозможно точно определить и, следовательно,адекватно
управлять ими (скрытая безработица, структурная,
носящие регрессивный характер). Методологическая
непроработанность вопроса о сущности
и путях снижения размеров избыточной
занятости на предприятиях приводит к
концентрации усилий государственных
служб на предотвращении массовых высвобождений,
искусственном создании новых рабочих
мест, что улучшает конъюнктуру официально
контролируемого рынка труда, но не способствует
повышению эффективности занятости.
Административный запрет на массовые высвобождения обусловил снижение доли
безработных по причине высвобождения,
ликвидации предприятий и увеличение
доли безработных, уволившихся по собственному
желанию, хотя, как было показано выше,
часто эта формулировка является завуалированным высвобождением (подталкиванием к увольнению).
Косметический характер регулирования
занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий
только официальную часть открытого рынка
труда, способствует сохранению неэффективной
занятости.