Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее чётко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Понятие «рынок труда» наиболее полно выражает суть товарно-денежных и социально-трудовых отношений, касающихся условий найма и использования работников в общественном товарном производстве.

Содержание работы

Введение....……………………………………………………………....………..…..3

1.Сущность рынка труда………………………………………..…………..…..….4

1.1Функции рынка труда…………………………………...…………….…..….5

1.2Особенности механизма функционирования рынка труда в условиях
переходной экономике………………………………………………….…....….7

1.3 Особенности регулирования рынка труда и занятости населения в
условиях переходной экономики…………………….………….…….….…..8

2.Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике …………………………………………………………………………..24

3.Рынок труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики: состояние, цели, проблемы и перспективы...……………………36

Заключение………………………………………………………………….……....53

Список использованных источников….…………………………….……….…57

Приложение…….…………………………………...………………………………59

Файлы: 1 файл

Gotovy_kursach.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. Мн., 2010. С. 99-100

Переход Беларуси на рыночные принципы хозяйствования сопровождается уменьшением доли экономически активного населения (с 86,3 % в 1990 г. до 71,7 % в 2009 г.) и соответственно увеличением доли лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению (с 13,7% в 1990 г. до 28,3% в 2009 г.). В Беларуси это происходит в основном за счет повышения почти вдвое удельного веса учащихся (особенно студентов высших учебных заведений), что само по себе является позитивной тенденцией и согласуется с инновационной политикой государства. Отметим, что в России также наблюдается рост доли экономически неактивного населения (с 29,7 % в 1990 г. до 36,2 % в 2005 г.), но в силу иных причин. Это сократившиеся возможности трудоустройства для пенсионеров и сложности сочетания работы с воспитанием детей для женщин, а также появление на рынке труда новой категории «отчаявшихся найти работу». В Беларуси эти причины также имеют место, но выражены гораздо слабее и не являются столь масштабными [15, с. 12].

С переходом к рыночным отношениям значительные изменения произошли в структуре трудовых ресурсов по видам занятости (см. табл. 3.1). Среди незанятого населения стали выделяться категории, учитываемые государственной статистикой (учащиеся и студенты, обучающиеся с отрывом от производства, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми, зарегистрированные безработные), и прочие (незарегистрированные безработные, лица, ведущие домашнее хозяйство и др.). Из незанятого населения важнейшим источником пополнения трудовых ресурсов являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений: в 2005 г. направление на работу получили 65 % выпускников вузов и 59 % выпускников средних специальных учебных заведений, а остальным была предоставлена возможность самостоятельного устройства на работу. Очевидно, что проблема трудоустройства молодежи по окончании учебных заведений по-прежнему остается актуальной. В ходе социологического мониторинга (2001-2008 гг.) прослеживается и такая негативная тенденция, как трудоустройство не по специальности, полученной в вузе [16, с. 35].

В качестве источника пополнения трудовых ресурсов могут также рассматриваться лица, ведущие домашнее хозяйство, среди которых в основном женщины, давно или никогда не работавшие, поэтому они могут претендовать лишь на вакансии неквалифицированного физического или рутинного умственного труда. Проблема состоит в том, что включение этой категории граждан в рынок труда способствует улучшению их материального положения, но вместе с тем качественно ухудшает структуру занятости населения.

Из незанятого населения важным источником пополнения трудовых ресурсов выступают и безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории Беларуси, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы. Однако, по данным социально-экономических обследований домохозяйств, официально регистрируются в государственной службе занятости лишь 1/3 всех безработных, а 2/3 не проходят официальной регистрации. Это означает, что государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите только зарегистрированных безработных. В то же время устойчивое социально-экономичес-кое развитие государства невозможно без использования всех трудовых ресурсов и свободного перемещения рабочей силы из одних сфер деятельности в другие [1, с. 40].

Развитие занятости и ситуация на рынке труда находятся в тесной взаимосвязи с состоянием экономики. Падение производства и, как следствие, спроса на рабочую силу в сочетании с финансовыми трудностями привели к тому, что предприятия были вынуждены уволить значительную часть работников. Однако масштабы сокращения численности занятых оказались не столь велики, как можно было бы ожидать в сложившихся условиях. Согласно данным государственной статистики, при кумулятивном падении ВВП на 34,7% с 1991 по 1995 г. занятость сократилась на 14,4% (т. е. каждый процентный пункт падения ВВП сопровождался снижением численности занятых на 0,41 %). Выпуск промышленной продукции сократился за этот период на 38,6 %, а численность промышленного персонала - на 24,0% (т. е. каждый процент сокращения выпуска сопровождался снижением численности занятых на 0,62 %). Расчеты показывают, что сокращение производственного персонала происходило в промышленности в 1,5 раза активнее, нежели по экономике в целом. Особенно большие потери понесли в этот период крупные и средние предприятия, составлявшие костяк дореформенной экономики; отток рабочей силы в значительной мере направлялся на малые предприятия, а также поглощался самозанятостью. [15, с. 11]

Государство посредством принятия соответствующих законодательных и нормативных актов стремилось сдерживать массовые увольнения, проводя политику, направленную на сохранение трудовых коллективов, а также во избежание социальной напряженности в обществе. Темпы сокращения численности работников сдерживались путем предоставления им разного рода отпусков, частичной остановки производства, перехода на сокращенный рабочий день или неделю, выделением государственных дотаций и льготных кредитов на поддержание убыточных и неконкурентоспособных предприятий, доля которых возросла с 1995 по 2008 г. в 1,5 раза (с 17,9 до 27,2 %). В результате на предприятиях скопилась излишняя рабочая сила и значительно выросла скрытая безработица [15, с. 11].

Рост скрытой безработицы, достигшей в 2009 г. 13,4 % по отношению к среднесписочной численности работников, обусловлен, по нашему мнению, не только проведением государством определенной социальной политики в области занятости, но и другими причинами. Во-первых, убежденностью руководителей предприятий в том, что спрос на их продукцию вскоре увеличится и рабочая сила будет востребована (что в ряде случаев оправдалось). Большинство работников не увольнялись в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также не будучи уверенными, что в условиях кризиса экономики найдут более высокооплачиваемую работу. Во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства (от 10 до 15 %) делала бессмысленной экономию на рабочей силе. В-третьих, многие предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам заработную плату. Все эти меры приводили к тому, что сокращение объемов производства не сопровождалось пропорциональным высвобождением рабочей силы. Социальными последствиями скрытой безработицы явились вторичная и неформальная занятость [15, с. 12].

Вторичная занятость – одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработной платы по основному месту работы. К формам вторичной занятости относят совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), нерегулярные заработки. Согласно данным республиканского социологического мониторинга (табл. 3.2), с 2001 по 2008 г. доля занятых только на основной работе возросла в 1,3 раза (с 63,3 до 83,9 %), а число подрабатывающих на основном или другом месте работы уменьшилось в 4 раза (с 21,1 до 5,1 %). Тенденцию уменьшения вторичной занятости в Беларуси можно объяснить рядом факторов позитивного развития экономики, среди которых санация убыточных предприятий, улучшение организации труда и трудовой дисциплины, расширение рынков сбыта производимой продукции, а также повышение производительности труда работников [15, с. 12]. Данные по вторичной занятости за 2002,2004,2006, 2007,2008 гг. не публиковались.

 

Таблица 3.2

Распределение респондентов по видам вторичной занятости, %

Показатель

Годы

2001

2003

2005

2008

Не подрабатывают

63,4

66,5

77,3

83,9

Подрабатывают на основном месте работы

9,3

8,2

5,3

1.2

Подрабатывают на другом месте работы

11,8

10,8

10,4

3,9

Имеют дополнительные доходы от индивидуальной деятельности

15,5

14,5

13,0

11,0


[8, с. 32]

В качестве основной причины, побуждающей работников иметь вторичную занятость, назван низкий уровень оплаты труда на основной работе (4/5 занятых вторично); вторая по значимости причина - относительно высокий уровень заработков на дополнительной работе (1/10 респондентов); третья причина - дополнительная работа не требует специальной профессиональней подготовки (1/10 респондентов). Есть основания полагать, что с помощью дополнительной работы, особенно в непроизводственной сфере, граждане пытаются достичь уровня минимального потребительского бюджета до начала 1990-х гг. [8, с. 32]

Считается, что наличие вторичной занятости ухудшает отношение работников к труду, так как уменьшает их интерес к основной работе и снижает эффективность трудовой деятельности. Вместе с тем признается, что вторичная занятость является способом социальной адаптации населения к условиям переходного периода с характерными для него экономической нестабильностью и ухудшением уровня и качества жизни. Работники, у которых помимо основной работы имеется дополнительная, в значительно меньшей степени опасаются остаться без работы и отличаются большей потенциальной трудовой мобильностью.

Неформальной занятостью считается та, что осуществляется без юридического оформления трудовых отношений. В силу своей специфики неформальная занятость по определению не находит отражения в государственной статистике; она выявляется в ходе социологических опросов населения.

С началом трансформационного периода неформальная занятость получила широкое распространение. Согласно оценкам ВЦИОМ и ИСИТО, без юридического оформления трудовых отношений заняты на основной работе от 8 до 10 % от общего числа работающих. Отмечено также, что неформальными отношениями пронизана и вторичная занятость. По тем же данным, на основе устной договоренности осуществляется более половины всех наймов на дополнительную работу.

Такая ситуация во многом обусловлена низким уровнем заработной платы, доля которой составляет 2/3 денежных доходов населения. При этом до 60 % заработной платы (по данным выборочного обследования домохозяйств НИИ статистики и анализа Республики Беларусь) идет на питание. Такие статьи расходов, как покупка товаров долговременного пользования и оплата бытовых услуг, отсутствуют у 1/3 респондентов; отдых, санаторное лечение, посещение концертов и театров - у 1/2 респондентов; затраты на платное образование – у 2/3 респондентов, что свидетельствует о весьма скромном уровне и качестве жизни [8, с. 34].

Из сказанного следует, что неформальная занятость становится одним из механизмов повышения если не качества, то уровня жизни населения. По расчетам белорусских экономистов, в 2008 г. около 300 тыс. занятых в режиме неполного рабочего времени на производстве имели отношение к неформальному сектору. С одной стороны, неформальная занятость в определенной мере способствует решению проблем безработицы и содействует росту доходов населения, с другой – отсутствуют какие-либо гарантии для граждан, создаются условия для развития криминальной среды. В результате оттока в этот сектор значительной части инициативных и квалифицированных работников снижается эффективность труда и качество рабочей силы в общественном производстве. Легализация неформальной занятости и ее интеграция в общественное производство - одна из задач государственной политики занятости.

Процессы формирования и использования трудовых ресурсов во многом определяют природу и особенности социально-экономических механизмов регулирования потоков рабочей силы, определяемых спросом и предложением на нее.

Рассмотрим социально-экономические механизмы формирования спроса на рабочую силу на белорусском рынке труда.

Как известно, спрос на труд является функцией общего платежеспособного спроса и тесно связан с платежеспособным спросом населения по показателю совокупных денежных доходов; платежеспособным спросом предприятий, оцениваемым по уровню прибыли; объемом капиталовложений в экономику государства. По данным государственной статистики, уровень платежеспособного спроса населения возрос по сравнению с 2000 г. в 2003 г. в 1,5 раза, в 2005 г. - в 2,1 раза, а в 2009 г. - в 2,6 раза. Вместе с тем доля заработной платы в денежных доходах населения и доля доходов от предпринимательской деятельности почти не изменяются и колеблются в режиме флуктуации, составив в 2009 г. соответственно 55,7 и 21,8 % (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Структура денежных доходов населения Республики Беларусь, %

Источники доходов

Годы

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Оплата труда, включая выплаты социального характера

63,8

55,9

56,3

58,0

60,7

58,9

58,7

57,1

Социальные трансферты

22,9

19,3

21,8

21,6

21,8

21,0

20,4

19,7

Доходы от собственности

3,5

2,0

1,6

1,6

1,5

1,7

2,0

2,8

Доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы

9,8

22,8

20,3

18,8

16,0

18,4

18,9

20,4


Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. – Мн., 2010. – С. 124

      Платежеспособный спрос субъектов хозяйствования, выраженный через динамику показателей прибыли и инвестиций в основной капитал, сокращается вплоть до 2009 г. Так, спрос на рабочую силу в 2003 г. по сравнению с 2000 г. снизился в 1,2 раза, а в 2005 г. - в 1,4 раза; в 2009 г. спрос на рабочую силу был на уровне 40,2 тыс. человек, что позволило снизить социальную напряженность на рынке труда. Это свидетельствует о возможности для отечественных работодателей создавать новые рабочие места за счет инвестиций в основной капитал [15, с. 9].

На формирование спроса на рабочую силу большое влияние оказывают инвестиционные расходы – затраты на создание новых и реконструкцию действующих основных средств (фондов) экономики, составляющие, по данным государственной статистики, 91-93 % от всех инвестиций. При абсолютном увеличении денежных средств, вкладываемых населением в экономику республики (в 1,3 раза в 2005 г. и 1,94 раза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.), их доля в общей структуре инвестиций уменьшилась в 2009 г. в 1,2 раза по сравнению с 2005 г. Очевидно, что в абсолютном выражении различные компоненты структуры инвестиций изменяются неравномерно: при общем их росте в основной капитал в 2,4 раза в 2009 г. по сравнению с 2000 г. инвестиции из средств местных бюджетов и собственных средств организаций возросли в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в 2,5 раза, а инвестиции из республиканского бюджета и средств населения – в 2 раза . Поэтому в относительном выражении доля инвестиционных средств в основной капитал из республиканского бюджета и от населения постепенно уменьшается, а их доля из местных бюджетов и собственных средств организаций увеличивается (табл. 3.4).

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда трансформационной экономике