Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация
Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.
Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Высокими темпами развивается МФЦ в Дубае (ОАЭ). О создании Dubai International Financial Centre (DIFC) как МФЦ, способным заполнить пробел (часовых поясов), не покрытый между МФЦ Лондона и Гонконга, было объявлено в феврале 2002 года. На формирование DIFC правительством Дубаи было выделено 2 млрд. долл. США. DIFC имеет статус оффшорной зоны с льготным налогообложением, имеющей независимую от ОАЭ юрисдикцию и собственное гражданское и хозяйственное законодательство, собственный суд и арбитраж. Области специализации МФЦ: инвестиционный, корпоративный и частный банкинг; рынки акций, облигаций, деривативов, фьючерсов; управление активами и регистрация фондов, управление фондами и перестрахование; исламские финансы. Отсутствуют ограничения на обмен валют и репатриацию прибыли и капитала. Основной целью создания DIFC являлась дальнейшая диверсификация экономики от нефтяного сектора, создание благоприятных условий для предполагаемых правительством ОАЭ приватизации в водном, энергетическом, транспортном секторах страны. Основными принципами DIFC являются целостность, прозрачность, простота, что предполагает избежание ненужных бюрократических процедур, и законодательство, явившееся результатом консультаций с финансовыми организациями и профессиональными консультантами. DIFC предполагает создание благоприятного инвестиционного климата путем предоставления следующих условий: возможность 100% иностранного владения; отсутствие налогов (корпоративных и индивидуальных); отсутствие какого-либо валютного контроля; уникальная операционная поддержка: современные офисы, современные технологии, защита данных. Стратегическое местонахождение DIFC между Европой и Азией позволяют ему нацелиться на страны Персидского залива, Индийского субконтинента, Каспийского региона, Северной и Восточной Африки, Китая, являющихся нетто экспортерами капитала (рынок оценивается более триллиона долларов). К оффшорным МФЦ относятся Багамы, Каймановы острова, Науру, Нормандские острова, остров Мэн и др. Всего к оффшорным МФЦ можно отнести 61 финансовый центр, в которых в сумме размещено более 5 трлн долл. оффшорных фондов. Оффшорные МФЦ характеризуются: гарантией конфиденциальности деятельности, льготным налогообложением, низкой стоимостью регистрации, отсутствием валютного контроля, слабыми требованиями к резервам банкам при кредитовании, упрощенными правилами оформления сделок, индивидуальной юрисдикцией, облегченным доступом к финансовым услугам. Оффшорные МФЦ являются неотъемлемой частью глобальной финансовой системы, однако роль их неоднозначна. С одной стороны, через оффшорные МФЦ происходит утечка капиталов, функционирование спекулятивных структур, «отмывание грязных денег». С другой стороны, оффшорные МФЦ играют стимулирующую роль, обеспечивая налоговую конкуренцию странам с высоким уровнем налогообложения. Ведущей тенденцией развития оффшорных МФЦ является (начиная с азиатского финансового кризиса 1997 г.) снижение кредитной компоненты и рост депозитов, что говорит об отходе оффшорных МФЦ от привычного образа «налогового рая». В развитии МФЦ прослеживаются следующие основные тенденции: превращение ведущей тройки МФЦ (Нью-Йорк, Лондон, Гонконг) в консолидированную глобальную структуру с общими правилами регулирования; рост влияния региональных МФЦ; повышение значимости информационных, аналитических и консалтинговых функций.
Анализ опыта создания и функционирования МФЦ показал достаточно различные между собой модели развития как по причинам создания, так и по механизму реализации МФЦ. По результатам их рассмотрения можно сделать основной вывод о том, что их успех был определен целым рядом уникальных конкурентных преимуществ, основная часть которых в настоящее время нехарактерна для России.
Исторически возникновение финансовых центров было связано с концентрацией капиталов в крупных городах. Однако такая концентрация сама по себе не ведет к развитию города как финансового центра. При этом необходимо отметить, что если часть МФЦ становилась таковыми стихийно (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Гонконг, Швейцария и др.), то, начиная с 1970-х годов, отдельные страны проводили целенаправленную работу по их созданию (Дубаи, Дублин, Лабуан, Сингапур).
Прирост доступных для инвестирования капиталов вызывает встречное предложение новых финансовых инструментов. В этих условиях город становится финансовым центром. Такова упрощенная модель возникновения финансовых столиц мира - Лондона и Нью-Йорка.
Отличие молодых финансовых центров (Гонконга, Сингапура, Брунея и других) заключается в преднамеренном стимулировании притоков капитала и финансовых инструментов для использования привлеченного капитала. Главные механизмы стимулирования - либеральные таможенный и налоговый режимы, либеральные режимы государственного регулирования и репатриации капитала, совмещаемые с высоким качеством бытового и бизнес-сервиса, требуемого инвесторами, предпринимателями и профессиональными финансовыми посредниками.
В то же время необходимо отметить определенную тенденцию по распространению финансовых центров: в 2002 г. решение о создании МФЦ в Шанхае было заявлено руководством Народного Банка Китая, в 2004 г. о формировании нового МФЦ в Брунее объявило Министерство финансов Султаната, над задачей создания МФЦ в Сеуле работает Правительство Кореи, в Казахстане получила популярность идея развития города Алматы как регионального (под регионом имелись в виду бывшие советские республики Средней Азии и Казахстан) МФЦ7.
В процессе генезиса МФЦ можно выделить три этапа. На первом этапе, до середины XX века, финансовые центры (Лондон, Нью-Йорк, Амстердам и т.д.). появлялись в экономически развитых странах Деятельность этих финансовых центров была направлена на обслуживание финансовых нужд индустриальной экономики, в которой на первом месте стоял промышленный капитал. На втором этапе, с 1950-х по 1980-е годы, формируются новые МФЦ (Гонконг, Токио, Сингапур и др.), помогающие повышению эффективности функционирования валютного рынка, рынка капитала, денежного рынка и фондовой биржи в мировом масштабе. На этом этапе трансформируется деятельности МФЦ вследствие действия ряда факторов: растущие потребностями глобализирующейся мировой экономики, интеграция международного финансового капитала, расширение арсенала финансовых механизмов за счёт инноваций. На третьем этапе (1980-2000 гг.) идет дальнейшее развитие МФЦ, сформировавшихся в развивающихся странах. Такое развитие обусловливается рядом факторов, в том числе усилением конкуренции в банковской сфере международной банковской сфере, увеличением объемов «горячих денег» - спекулятивных капиталов, развитием процессов глобализации.
Для классификации МФЦ нужно дать четкое определение самого понятия «международный финансовый центр». Общее понимание МФЦ дается в следующем определении: «Мировые финансовые центры функционируют как международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами, деривативами» 8. Данное определение можно детализировать в различных контекстах: функциональном – МФЦ как совокупность финансовых и консультационных услуг; институциональном – МФЦ как система финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции; геополитическом - МФЦ как «глобальный город с инфраструктурой, позволяющей привлекать и перераспределять финансовые ресурсы и обслуживать участников финансового рынка» 9. Критерием превращения в МФЦ финансового рынка той или иной страны является превышение определенного порогового уровня интегральным показателем развития, который обычно учитывает характеристики фондового, банковского, страхового рынков, инвестиционной деятельности. Классификация МФЦ строится на базе принятого определения МФЦ и выбранных пороговых значений индикаторов развития финансового рынка.
1. Рейтинговая
компания Z/Yen Group, в ведении которой
находится наиболее известный
Индекс международных
2. Классифицирующим
признаком может выступать
3. Классификация может строиться, исходя на предназначения МФЦ: «ворота» на емкий национальный рынок капитала (Нью-Йорк); «географическая локация» для трансграничных операций клиентов из разных стран мира (Лондон); «финансовое гетто» (оффшорные центры) 11.
4. Более
дательная классификация МФЦ
учитывает как область
Анализируя существующие МФЦ следует отметить следующие: Лондон (Великобритания). Препятствиями развитию МФЦ Лондона являются: дороговизна аренды помещений; борьба правительства со сверхдоходами менеджеров; высокие ставки налога на прибыль.
Франкфурт-на-Майне (Германия). В настоящее время растет рейтинг МФЦ во Франкфурте-на-Майне. Такой рост обусловливается успешной антикризисной политикой Германии в 2008-2010 годах. Отрицательно влияет на развитие МФЦ долговые проблемы других стран ЕС, обусловливающие колебания валютного рынка, что разогревает спекулятивную составляющую финансовых рынков.
Люксембург. Факторы успеха МФЦ: сохраняет коммерческую тайну вкладов; оффшорный центр; удачное расположение (в центре Европы); хорошие институциональные условия; развитая система перестрахования и приват-банкинга; мощный центр секьюритизации активов; развитый бизнес по управлению фондами. Недостатки МФЦ: непрозрачное законодательство; репутация «налоговой гавани».
Цюрих (Швейцария). Факторы успеха МФЦ: развитая финансовая инфраструктура; высокое качество жизни в стране; высокий уровень зарплат менеджеров. К недостатку МФЦ можно отнести имеющуюся репутацию «серой» оффшорной зоны ОЭСР.
Амстердам (Нидерланды). Факторы успеха МФЦ: высокоразвитая пенсионная индустрия; развитая финансовая логистика; развитая торговля ценными бумагами.
Дублин (Ирландия). Решающими факторами успеха МФЦ являются широкий спектр финансовой деятельности (инкорпоративный банкинг, торговый арбитраж и т.п.) и множество налоговых льгот. Успеху МФЦ способствовал ряд дополнительных факторов. Во-первых, эффективный и квалифицированный регуляторный режим. Регулирование Ирландии основано на директивах ЕС, вместе с тем целенаправленно стимулируется внедрение и развитие наиболее сложных финансовых продуктов (например, на ранней стадии - инвестиционные фонды, сейчас - деривативы). С 1 мая 2003 года действует единый финансовый регулятор - Irish Financial Services Regulatory Authority. Лицензирование и надзор финансовых компаний, регистрируемых в IFSC, осуществлялись в общем порядке, все специфические требования предъявлялись Министерством финансов. Во-вторых; наличие высококвалифицированного персонала. Первыми работниками компаний IFSC были недавние трудовые эмигранты - ирландцы, ранее работавшие в финансовых организациях США и Великобритании. В третьих, англоязычное население. Лишь около 42% ирландцев говорят на ирландском языке. В-четвертых, доступ к европейским рынкам. В результате процесса конвергенции законодательства ЕС финансовые компании, получившие лицензию в Ирландии, имели право оказывать финансовые услуги на территории всего ЕС. В-пятых, развитая инфраструктура (телекоммуникации, информационные технологии, квалифицированные бухгалтера, юристы, специалисты по ИТ). В-шестых, относительно низкая (по сравнению с США и странами ЕС) себестоимость продукции в течение 1980-х и 1990-х годов. Главным препятствием дальнейшего развития МФЦ являются экономические проблемы Ирландии (уменьшение реального ВВП, высокий уровень безработицы, быстрое увеличение государственного долга)
Нью-Йорк (США). Факторы успеха МФЦ: месторасположение крупнейших мировых бирж, штаб-квартир крупнейших финансовых организаций США, а также нефинансовых корпораций. Препятствия развития МФЦ: введение в действие в 2002 году закона Сарбейнса-Оксли, усилившего контроль за финансовой отчетностью; ужесточение иммиграционных правил.
Торонто (Канада). Факторы успеха МФЦ: месторасположение ведущих бирж Канады; центр развития банковской сферы, страхового бизнеса, паевых фондов, а также компаний, специализирующихся на ценных бумагах; устойчивость канадского доллара. Препятствия развития МФЦ: проблемы экономического развития Канады (показатель – ухудшение торгового баланса страны); ослабление конкурентоспособности канадских товаров в силу роста канадского доллара.
Сан-Паулу (Бразилия). Факторы успеха МФЦ: привлекательное место для бизнес-туризма; месторасположение крупнейшей фондовой биржи Латинской Америки. Препятствия развития МФЦ: рост государственного долга, существенные институциональные проблемы страны (высокие издержки ведения бизнеса, слабое законодательство, низкая эффективность налоговой системы).
Гонконг. Факторы успеха МФЦ: хорошо разработанные схемы синдицированного кредитования; развитость сферы услуг (90% ВВП производится в сфере услуг); активная деятельность в сфере сделок слияния-поглощения; высокая квалификация специалистов в области права, страхования, аудита; высокий уровень инновационного развития13) ; либеральное законодательство, обеспечивающее открытость экономики для движения капиталов, трудовых и интеллектуальных ресурсов; льготное налогообложения (налог на корпорации составляет 16,5%; отсутствуют налоги на капитал, НДС и налог с продаж; налог на индивидуальный доход составляет 15% и взимается по плоской шкале14); развитая торговля акциями иностранных компаний, опционами и фьючерсами; развитые хедж-фонды; соответствие законодательства стандартам развитых стран.
Шанхай (Китай). Факторы успеха МФЦ: Шанхай - центр тяжелой промышленности Китая15; развитая инфраструктура, визуальным образом которой является новый (построен в 2008 г) 101-этажный Всемирный финансовый центр (Shanghai World Finance Centre); месторасположение крупнейшей фондовой биржи. Препятствия развития МФЦ: административный механизм образования валютного курса; высокая доля государственной собственности в финансовом секторе страны; высокие резервные требования к коммерческим банкам; жесткость государственного регулирования; невысокая прибыльность крупных государственных китайских банков.
Токио (Япония). Фактором успеха МФЦ является высокий уровень международных инвестиций японских компаний. Препятствия развития МФЦ: длительная (уже больше 10 лет) рецессия в японской экономике; последствия азиатского кризиса 2008-2009 годов, а также природных и техногенных катастроф 2011 года; экономические проблемы Японии (огромный государственный долг, достигший в 2010 году 216% ВВП); дороговизна жизни.