Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация
Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.
Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Глобальный финансовый кризис 2007-2008 гг. выявил слабые стороны валютно-финансового сотрудничества ЕС, что обусловливает необходимость реформирования экономического и валютного союза. Ряд членов ЕС, лишившись из-за единой валюты стимулов к ужесточению монетарной политики, использовало свое членство в ЕС для наращивания объемов кредитования и социальных расходов. Эффективными антикризисными мерами могут быть: переформатирование структуры бюджета ЕС; создание независимого рейтингового агентства; трансформация ЕЦБ в бюджетное правительство, регулирующее спрос в европейской экономике.
Глобальный финансовый кризис 2007-2008 гг. также подорвал доверие в доллару США, поэтому при формировании будущих экономических и валютных союзов будут востребованы мультивалютные корзины и более комплексные и гибкие стратегии валютно-финансового сотрудничества.
Опыт валютно-финансового сотрудничества стран ЕС важен для интеграционного развития евразийских стран. В настоящее время в Евразии развиваются несколько интеграционных объединений, которые нуждаются в общем бюджете для реализации совместных программ. Опыт общего бюджета может быть использован в ЕЭП ЕврАзЭС при достижении определенного этапа интеграционного развития, в том числе: использование механизмов Рамочных программ ЕС для среднесрочного планирования расходов интеграционного объединения; создание системы собственных бюджетных ресурсов, подобных бюджету ЕС.
Интеграция евразийских стран в мировую экономику происходила на условиях, которые определяли развитые страны.
Основной статью экспорта для евразийских стран стало сырье, а главным источником инвестиций для модернизации экономики – заимствования на внешних финансовых рынках. Поэтому состояние экономик евразийских стран находится в сильной зависимости от цен на сырье и ситуации на мировых финансовых рынках.
Нарастающая нестабильность мировой финансовой системы определяет насущную необходимость валютно-финансовой интеграции стран Евразии с перспективой создания ЕАЭС с единой денежно-кредитной и валютно-финансовой системой. Однако межгосударственное интеграционное взаимодействие носит по большей части декларативный характер, но отрадно, что набирает ход евразийская интеграция на уровне бизнес-структур.
В условиях глобализации снижается роль национальных государств и растет вес региональных объединений, постепенно выходящих на первый план в мировой экономике и политике. В настоящее время содержанием большинства реально функционирующих межгосударственных союзов являются льготные условия международной торговли. Поэтому эффективность валютно-финансовой интеграции стран Евразии будет определяться ее институциональной организацией, а создание евразийского ЦБ для централизованного наднационального управления монетарной политикой и введение единой евразийской валюты реально рассматривать только как долгосрочный стратегический ориентир.
Ближайшей перспективой валютно-финансовой интеграции стран Евразии является активация межбанковского сотрудничества государств для обеспечения реальной валютно-финансовой интеграции по всем сегментам финансового рынка, трансформация ЕЭП ЕврАзЭС в единое валютно-финансовое пространство, инновационная модернизация экономик евразийских стран.
Основными условиями для создания валютного союза евразийских стран являются: высокая степень взаимной открытости рынков, широкий масштаб взаимной торговли, высокая степень мобильности труда и капитала, близкий характер социально-экономических структур. Для создания валютного союза необходима предварительная координация подходов к бюджетно-финансовой политике, определение оптимальной стратегии макроэкономической политики (в том числе, выбор антиинфляционных инструментов) инструментов, сближения показателей инфляции, величины дефицита бюджета и национального долга. Следующие шаги - увеличение рублевой составляющей внешнего долга институтов частного сектора, превращение российского рубля в региональную валюту.
Для антикризисной политики в России в качестве временных мер допустимо искусственное стимулирование совокупного спроса за счет увеличения эмиссии рублевой массы и рост долговой нагрузки государства. В долгосрочной перспективе необходимо устойчивое развитие финансовой сферы, особенно важна концентрация усилий на стратегически важных направлениях: повышение эффективности управления экономикой; борьба с коррупцией; рост инвестиционной привлекательности российской экономики.
Для валютно-финансовой интеграции в ЕврАзЭС представляются целесообразными следующие шаги: разработка законодательства для повышения взаимной открытости финансовых рынков; обязательный обмен информацией о состоянии, проблемах и перспективах развития всех сегментов финансовых рынков и их национальных регуляторов; формирование единого финансового пространства, основанного на общих институтах, ценностях и правовых нормах.
Ключевым фактором успеха интеграционного проекта является формирование динамичной инновационной экономики в государстве-лидере экономического и валютного союза. Только такая экономика, будучи глубоко интегрированной в постиндустриальный мир, будет реальной притягивающей силой в мировой экономике к будущей единой валюте интеграционного проекта. Кроме этого, важными факторами являются: формирование правового монетарного режима, устраняющего барьеры для проведения операций между резидентами и нерезидентами; достижение высокой ликвидности финансового рынка регионального объединения; формирование и развитие банковской и биржевой инфраструктуры мирового уровня с большим арсеналом финансовых инструментов; создание регионального МФЦ.
Для валютно-финансовой интеграции стран Евразии возможны две модели экономического и валютного союза. Наиболее реальна модель валютного союза с доминирующим государством во главе, аналогичная сложившейся в Северной Америке. Такая модель естественно возникает при существенной разницы в масштабах экономик интегрирующихся государств. Европейская модель валютного союза с равноправным участием нескольких государств представляется менее реальной, хотя именно равноправное сотрудничество интегрирующихся государств при решении важнейших политических вопросов интеграции способно обеспечить устойчивое развитие валютного союза.
У стран ЕврАзЭС, с одной стороны, наблюдается существенная ассиметрия развития экономики, с другой стороны, усиливается взаимозависимость. Поэтому для формирования устойчивого валютного союза в Евразии необходимо: свободное перемещение труда и капитала; свободное рыночное ценообразование; создание структуры демпфирования внешних шоков; снижение влияния государства на процессы рыночного ценообразования.
Современное состояние интеграции стран ЕврАзЭС находится на этапе начала функционирования таможенного союза и формирование единого рынка. Насущной потребность перехода на более высокий уровень интеграции (создание экономического и валютного союза) является гармонизация налоговой и бюджетной политики стран ЕврАзЭС.
Валютно-финансовая интеграция ЕврАзЭС в условиях глобализации мировой экономики включает в себя ряд этапов20: Первый этап - формирование инфраструктуры единого денежно-кредитного рынка ЕврАзЭС, включая: свободная конвертация валют; создание единого рынка труда ЕврАзЭС; обретение рублем статуса резервной региональной валюты; формирование Московского МФЦ. Второй этап - разработка нормативной базы экономического и валютного союза, включая: согласование макроэкономических параметров и концепций (величина инфляции, дефицит бюджета и государственного долга, валютная стабильность, независимость центрального банка); синхронизацию национальных законодательств; стратегические решения, определяющие архитектуру валютного союза. Третий этап- формирование инфраструктуры экономического и валютного союза, включая: создание платежного союза ЕврАзЭС; координацию деятельности регуляторов финансовых рынков; гармонизацию социально-экономической политики; создание независимого Центрального банка ЕврАзЭС. Четвертый этап - введение единой валюты в безналичный оборот, включая: систему фискальных трансфертов для сближения социально-экономических показателей интегрирующихся государств; создание единой валюты ЕврАзЭС; создание Экономического правительства зоны единой валюты. Пятый этап- введение единой валюты в наличный оборот.
Современной тенденцией является «интеграция снизу» - усиление взаимодействия бизнес-структур, заинтересованных в создании благоприятной институциональной среды для своего развития. Такая тенденция в условиях вялого развития «интеграции сверху», на межгосударственному уровне, способна стать реальной силой валютно-финансовой интеграции Евразии.
Формирование регионального МФЦ Евразии в Москве является ключевым моментом валютно-финансовой интеграции. Тенденция региональной интеграции включает в себя два важных процесса. Первый - интеграция «сверху», регионализм, основанный на межгосударственных отношениях и приводящий к созданию международных союзов и наднациональных институтов. Таким процессом является постсоветская евразийская интеграция. Второй — интеграция «снизу», регионализация, основанная на неформальном взаимодействии между компаниями, общественными группами и людьми в отдельных странах и возникновении торговых и инвестиционных связей. Таким процессом является континентальная евразийская интеграция21 - качественный рост экономических, политических и социальных взаимосвязей между субрегионами евразийского континента.
Термин «Евразия» в общественных науках используется как синоним постсоветского пространства22, либо евразийской идеологии23, либо органического единства Европы и Азии24. Последняя трактовка интересна благодаря концепция «либерального евразийства»25, в которой большое значение придается формированию спонтанных экономических связей между странами континента., а также концепцией «сетевой Евразии»26, в которой упор исследования делается на неформальных сетях, связывающих Евразию.
Задача создания МФЦ была впервые была поставлена в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»27. Более подробно она была изложена в «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации»28 и в Плане мероприятий по его созданию29.
Для формирования глобального МФЦ в России необходимо повышение рейтинга по ряду критериев: повышение общей конкурентоспособности российской экономики развитие национального финансового рынка, улучшение его регулирования, углубление интегрированности в глобальный рынок, улучшение общих условий жизни и ведения бизнеса, развитие человеческого капитала. Требуется системное (географическое и институциональное) развитие всего российского финансового рынка. Представляется малоперспективным формирование МФЦ в виде особой зоны с льготным налогообложением типа. Территориальные анклавы, как показывает международный опыт, не стимулируют развитие национального финансового рынка. Процесс построения МФЦ можно разделить на две фазы: развитие национального фондового рынка до уровня регионального МФЦ евроазиатского пространства, интегрированного в мировую финансовую инфраструктуру; достижение высокого уровня конкурентоспособности ЕврАзЭС на глобальном уровне.
Ведущие МФЦ характеризуются большим арсеналом и высокой ликвидностью используемых финансовых инструментов. Поэтому необходимо активизировать выпуск первичных финансовых инструментов (акции, облигации и т.д.) и развивать рынок производных финансовых инструментов (деривативов). Для повышения ликвидности ценных бумаг финансового рынка необходимо стимулировать рост объемов торгов и первых публичных размещения (IPO) в московском МФЦ ценных бумаг российских компаний (особенно – с государственным участием), а также облегчить доступ нерезидентов к торгам. Необходимые шаги для развития рынка производных финансовых инструментов: уточнить проведение операций хеджирования : разработать типовую документацию выпуска и обращения деривативов; расширить возможности пенсионных фондов и других институтов коллективных инвестиций по разрешенным операциям с деривативами. Важнейшим элементом роста МФЦ является развитие финансовой инфраструктуры МФЦ (валютная и фондовые биржи, депозитарии, клиринговые палаты и т.д.), эффективной и надежной платежной системы.
19 декабря 2011 года объединились две ведущие российские фондовые биржевые группы – ММВБ и РТС. Объединенная биржа с 1 августа 2012 года получила название Московская биржа. Большую роль в организации биржевой торговли призван сыграть Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Регламентируются правила проведения торгов и требования к собственным средствам организатора торгов. Согласно закону, организаторы торгов должны будут получать лицензию на осуществление своей деятельности. Для развития МФЦ необходимо повышение уровня технологий и стандартов торговли.
Опыт развитых рынков свидетельствует о необходимости совершенствования централизованной системы учета прав на ценные бумаги, включая существенное изменить законодательного регулирования деятельности учётных институтов (регистраторов и депозитариев); интеграцию российской учётной системы в международную сеть учётных институтов.
Для развития платежной системы необходимо включение в систему банковских срочных платежей (система БЭСП) всех участникам системы, а также создание интерфейсов системы БЭСП с системой SWIFT и системой расчетов CLS-банка.
Для развития банковской системы целесообразно введение институтов номинальных банковских счетов (эскроу-счетов) и безотзывного банковского вклада физических лиц; создание механизма инвестирования части средств государственных фондов в активы российских эмитентов; упрощение реорганизации кредитных организаций; упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг.