Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация
Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.
Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Сингапур. Факторы успеха МФЦ: Сингапур – «азиатский тигр» (небывалый рост в 1960-1990-е гг.); развитая промышленность, логистика (Сингапурский порт лидирует в Юго-Восточной Азии по объему грузопотоков), большие реэкспорта, обработки беспошлинного сырья, морских грузоперевозок; мировой центр обмена валют; развитая торговля деривативами; сильные позиции риск-менеджмента, первичного и вторичного страхования; легкость ведения бизнеса (первое место в мире); высокая инновационность. Базовыми факторами становления Сингапура как МФЦ стали открытая экономика страны, широко вовлеченная в международную торговлю, открытость рынков капитала и благоразумная фискальная политика. Формирования МФЦ способствовала целенаправленная Правительства Сингапура: учреждение Банка Развития Сингапура как крупнейшего источника долгосрочного кредитования и венчурного финансирования; создание эффективной системы единого регулирования финансового сектора; стимулирование прозрачности на финансовом рынке, облегчение процедуры получения «экономического гражданства» для нерезидентов; введение ряда налоговых льгот для финансовых институтов, потребителей их услуг и инвесторов. Для успешного становления МФЦ был предпринят ряд эффективных мер по стимулированию развития финансового рынка: создание Азиатского долларового рынка; привлечение зарубежных компаний путем установления налоговых льгот на услуги, оказываемые нерезидентам, отмены налога с капитала и налога с процентов по депозитам, выплачиваемых в пользу нерезидентов; стимулирование появления и развития новых видов финансовых услуг; разделение банков по ограниченности их деятельности (полная лицензия, ограниченная лицензия, оффшорные виды); повышения уровня автоматизации фондовой и фьючерсной биржи до уровня бирж развитых стран; ряд серьезных налоговых льгот, направленных на привлечение иностранных финансовых организаций в Сингапур; создание Фонда развития финансового сектора.
Лабуан (Малайзия). Факторы успеха МФЦ: ряд налоговых льгот в виде вычетов при обложении подоходным налогом, скидок и других льгот при налогообложении для привлечения местных и иностранных инвесторов; создание (1990 г.) Международного оффшорного финансового центра, что повысило привлекательность Малайзии как инвестиционного центра; политическая стабильность; стабильная валюта с минимальным валютным контролем; секретность и конфиденциальность банковской деятельности; минимум правил и инструкций; хорошая инфраструктура, включающая прекрасную связь с другими финансовыми центрами; высококвалифицированные и опытные работники; законодательно созданы наилучшие условия для оффшорных финансовых операций. К существенным преимуществам Лабуана как оффшорного МФЦ можно отнести: низкие операционные расходы;; благоприятный налоговый режим (ставка налога составляет 3% годовых от чистой прибыли); создание единого регулирующего органа надзора за финансовыми услугами; правительственная поддержка развития инфраструктуры Лабуан как оффшорного МФЦ; современная инфраструктура Лабуана .
Дубай (ОАЭ). Факторы успеха МФЦ: наличие оффшорной зоны с льготным налогообложением; независимость (от ОАЭ) юрисдикции, хорошо разработанное (Англией) собственное гражданское и хозяйственное законодательство, отдельное законодательство для МФЦ; выгодное стратегическое местонахождение между Европой и Азией. Препятствия развития МФЦ: МФЦ не нацелен на местный бизнес (только на привлечение международных мультинациональных финансовых организаций и состоятельных частных лиц); не проводится какая-либо маркетинговая работа; отсутствие «розничного» финансового бизнеса; настороженное отношения международных организаций к оффшорным зонам; последствия долгового кризиса в 2008-2009 гг.; слабое раскрытие информации.
Обобщая опыт ведущих МФЦ, можно сформулировать16 благоприятные факторы для успеха формирования конкретного МФЦ: либеральное законодательство, стимулирующая налоговая, таможенная политика, иммиграционное законодательство и пр.; макроэкономическая и политическая стабильность в стране, благоприятность для проживания (высокое качество жизни, высокие темпы роста, развитие); наличие крупного финансового рынка, притягиваемого и обслуживаемого этим центром; открытость экономики для движения капиталов, трудовых ресурсов, нематериальных активов и пр.; развитая финансовая инфраструктура (биржи, банки, страховые, инвестиционные компании и фонды, трастовые компании, консультанты и пр.); соответствие современным мировым стандартам в области учета, отчетности, надзора и регулирования; упрощенные процедуры регистрации, оформления сделок, низкие издержки администрирования, низкий уровень коррупции и блокирование неформальных отношений власти и бизнеса.
Глава 2 Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции
Процессы валютно-финансового сотрудничества играют важную роль в экономическом развитии государств. Экономическая интеграция происходит в трех направлениях: банковском, валютном и финансовом, каждое из которых имеет свою специфику. Ключевым звеном интеграционных данных процессов выступают банковские системы интегрируемых стран. Экономическое развитие стран Евразии в значительной степени определяется степенью их валютно-финансовой интеграции.
Валютно-финансовая интеграция представляет собой «сложноорганизованную модель глубоких и устойчивых межгосударственных взаимоотношений, основанную на координации, гармонизации и унификации денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, которая ведет к формированию единого валютно-финансового пространства, а в своей высшей стадии — валютного союза с единой денежной единицей и наднациональным механизмом регулирования межгосударственными валютно-финансовыми организациями (центрами)»17.
В настоящее время потенциал интеграции евразийских стран реализован явно недостаточно. Основное препятствие заключается в слабом взаимодействии и относительной закрытости по отношению друг к другу финансовых рынков разных государств. В последние десятилетия на европейском континенте происходят два диаметрально противоположных процесса в валютно-финансовой сфере: ускорение процесса валютной интеграции в западной части и, в то же время, процессы дезинтеграции – в Евразии, на востоке Европы. Однако в последние время интеграционные процессы начали проявляться и в евразийских странах. Углубление и развитие валютно-финансового сотрудничества происходит через движение от зоны свободной торговли к таможенному союзу, единому рынку и далее - к экономическому и валютному союзу. Модель Европейского союза обладает высоким потенциалом для зарождающихся интеграционных объединений государств Западного полушария и Тихоокеанского региона. Уровень такого потенциала интеграционных объединений государств в том или ином регионе можно оценить путем сравнения ситуации в рассматриваемом регионе с европейской интеграционной моделью.
Важную роль в интеграционных процессах играют участвующие экономические институты и настроение представителей политической элиты. Так, с точки зрения США, их роль в Западном полушарии следует рассматривать как лидерство. Анализ взаимоотношений США и государств Латинской Америки позволил Ч. Киндлбергеру сформулировать теорию гегемонистской стабильности18. Региональные торговые блоки не всегда способствуют формированию благоприятных условий для валютной интеграции, решающими в этом процессе являются политические усилия государств.
Успех интеграции стран ЕС убедительно свидетельствует о важности политических решений при формировании единого рынка, наднациональных институтов, обеспечивающих функционирование экономического и валютного союза. Аналогичные интеграционные процессы в настоящее время происходят в Восточной Азии, Латинской Америки, В Северной Америке (в рамках NAFTA).
Долгое время решением проблем валютной нестабильности для государств Латинской Америки представлялась модель долларизации. Однако, острый финансовый кризис в Аргентине в начале столетия показал неоднозначность такого выбора. Более перспективной выглядит идея экономического и валютного союза стран Латинской Америки.
В азиатском регионе интеграционные процессы, начавшись с либерализации торговли товарами, все более подходят к стадии валютно-финансового сотрудничества. Выделим в этом развитии следующие важные шаги: Диалог по экономическому анализу и политике стран АСЕАН; инициатива Азиатского рынка облигаций; многосторонняя инициатива Чианг-Май (16 двухсторонних сделок типа «валютный своп», в которых участвовали государствами АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея); формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли.
Анализ истории валютно-финансового сотрудничества показывает важную роль валютных союзов, среди которых что логично выделить два типа. Первый тип – это межгосударственные валютные союзы, реализовавшие сотрудничество государств в финансовой сфере в первой половине XX века (до окончания Второй мировой войны). Второй тип - это национальные валютные союзы, создаваемые для комплексного решения экономико-политических задач, таких как содействие развитию торговли, снижение волатильности валютного курса и т.д. Экономические причины для создания валютных союзов как национальных, так и международных, были сходными: стремление сократить трансакционные издержки от валютообменных операций и способствовать развитию межгосударственной торговли. В валютном союзе жестко фиксируются курсы обмена валют или вводится единая валюта.
Процессы глобализации привели к значительному расширению круга участников интеграционных процессов, часть из которых стала выходить за рамки национальных государств. В настоящее время наиболее глубокой формой интеграции является экономический и валютный союз19, который характеризует страны ЕС. В экономическом и валютном союзе синтезируются: единый рынок, налоговая и бюджетная дисциплина, валютный союз. Экономический и валютный союз является, с одной стороны, более высокой ступенью интеграции, по сравнению с экономической интеграцией, идущей с начала 1950-х гг. в разных регионах мира, и, с другой стороны, предшествует валютной интеграцией, начавшейся относительно недавно в ЕС.
Западноевропейская интеграция, начавшись с интеграции рынков угля и стали, поэтапно приближалась к современному состоянию интеграции, когда действует единая валюта и постепенно гармонизируются налоговые системы. И на всех этапах ключевую роль играли политические факторы.
Формирование экономического и валютного союза в ЕС проходило ряд этапов. К начальному этапу можно отнести создание зоны свободной торговли, таможенного союза, формирование общего рынка стран, а затем и внутреннего рынка ЕС. Затем - создание Европейского валютного института, принятие Пакта стабильности и роста, а также другие меры по координации валютно-финансового сотрудничества. Далее - создание Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), фиксация курсов обмена валют стран ЕС, введение в оборот единой валюты в безналичной форме. И, наконец, введение единой валюты в наличный оборот и обмен национальных валют на нее.
Развитие валютно-финансового сотрудничества направлено на решение основных задач интеграционного развития, в том числе: повышение конкурентоспособности; рост общей инновационной сферы и научно-технического потенциала; социально-экономическое взаимодействие регионов интегрирующихся стран.
Валютно-финансовое сотрудничество стран ЕС поэтапно углублялось по мере интеграционного развития европейских государств, что отражалось в принципах наполнения и структуре расходов общего бюджета. На I этапе (1951–1968 гг.) существовало три бюджета разных интеграционных объединений, структура расходов: административные расходы, социальная и сельскохозяйственная политика (с 1962 г.), исследования в области атомной энергии, добычи угля и стали. На II этапе (1968–1986 гг.) была создана независимая система собственных ресурсов ЕС (таможенные и сельскохозяйственные платежи, а также перечисления на основе НДС). В структуру расходов включается региональная политики, политика сближения (с 1974 г.). На III этапе (1987–1992 гг.) наполнение бюджета ЕС расширялось (дополнительно были введены перечисления членов ЕС, рассчитываемые на основе ВВП государств). В структуру расходов включены новые статьи: поддержания конкурентоспособности (с 1988 года), международная деятельность и безопасность (с 1990-х годов). На IV этапе (1992―2009 годы) изменялась структура бюджетных расходов ЕС из-за расширения ЕС на восток. На V этапе, начавшемся в 2009 г., бюджет ЕС стал формироваться в соответствии с Лиссабонской стратегией.
Важнейшим элементом экономического и валютного союза стран ЕС является общий бюджет - централизованный фонд денежных средств для покрытия расходов ЕС. ЕС стал первым интеграционным объединением стран с рыночной экономикой, обладающих различным экономическим развитием, в рамках которого создан общий бюджет для реализации общих задач. Бюджет ЕС всегда являлся одним из инструментов достижения задач интеграционного развития Евросоюза: с одной стороны, с помощью него финансировались совместные программы государств-членов Европейского Союза, а с другой стороны, бюджет Союза стал средством вовлечения европейских стран в участии в развитии интеграционных процессов в рамках ЕС.
Назначение бюджета ЕС изменялось в ходе развития валютно-финансового сотрудничества стран ЕС. Вначале бюджет ЕС расходовался преимущественно на поддержание административной деятельности, а сейчас является мощным инструментом финансирования стратегически важных направлений совместной деятельности стран ЕС и вовлечения новых стран.
Бюджет ЕС строится на тех же принципах, что и бюджеты национальных государств-членов Евросоюза (Германии, Франции и т.д.), за исключением принципа равновесия, так как он не может быть дефицитным. При этом бюджет ЕС не является классическим инструментом макроэкономического регулирования единого экономического пространства ЕС. Регулирование бюджетной политики стран ЕС не закреплено учредительными договорами, единственным инструментом регулирования являются бюджетные ограничения по уровню государственного долга и дефицита бюджета.