Перспективы формирования регионального международного финансового центра в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация

Описание работы

Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Diplom пример.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

При формировании регионального МФЦ в Москве необходимо учесть комплекс факторов: состояние финансовых рынков, имеющиеся предпосылки и проблемы формирования МФЦ, сильные и слабые стороны Москвы как МФЦ, имеющихся конкурентов региональному МФЦ.

На сегодняшний день финансовые рынки евразийских стран относятся к группе развивающихся. Лидирующими экономиками в ЕвраАзЭс являются российская и казахстанская. Уровень развития фондовых рынков остальных стран ЕврАзЭС (Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана) на порядки отстает от стран-лидеров. Существующая система инфраструктурных институтов евразийских стран отличается территориальным рассредоточением, слабой капитализацией, недостаточным технологическим оснащением, сверхконцентрацией финансовых ресурсов в России. Финансовые рынки евразийских стран характеризуются дороговизной и малодоступностью банковских услуг, низким уровнем финансового посредничества в большинстве евразийских стран крайне низок, низкой капитализаций банковской системы, большим количеством малых по размеру банковских организаций, доминирующим положением государственных банков (кроме Армении) на рынке банковских услуг. В финансовой сфере евразийских стран есть и определенный прогресс за последние годы: происходит рост банковских активов и объемов кредитования; появляются банки с иностранным участием, что усиливает конкуренцию; развиваются новые информационные технологии; внедряются Международные стандарты финансовой отчетности; повышается размер минимального уставного капитала, что содействует увеличению капитализации банков.

Развитие финансовых рынков евразийских государств сталкивается с примерно одинаковыми проблемами: высокая волатильность рынков; малое количество участников – как эмитентов, так и инвесторов; недостаток ликвидности; низкая прозрачность (транспарентность) для инвесторов деятельности эмитентов. По этим показателям даже рынки экономических лидеров сообщества – России и Казахстана - существенно, качественно проигрывают другим развивающимся на евразийском пространстве рынкам, в первую очередь, китайскому. Процесс формирования регионального МФЦ в Москве сталкивается с необходимостью решения ряда проблем. Первая проблема - малочисленность иностранных компаний в Москве, в том числе иностранных портфельных и других частных инвесторов. Вторая - мало представленных на организованных рынках эмитентов. Третья - рынок межбанковских инструментов является низколиквидным и краткосрочным, с малым арсеналом финансовых инструментов. Четвертая  проблема - - иностранный капитал является большей частью спекулятивным. Пятая - происходит отток капитала55, российские компании предпочитают размещаться за рубежом. Шестая - на российском финансовом рынке, по сравнению с ведущими МФЦ, значительно меньше средств и существенно хуже финансовая инфраструктура. Седьмая - у МФЦ Москвы отсутствуют уникальные преимущества, Москве нечего предложить потенциальным инвесторам из того, что они не смогут купить непосредственно у себя. Аналогичная ситуация – для потенциальных размещающих компаний. Информационно-коммуникационными технологиями нивелируют роль географических расстояний, поэтому географическая близость перестает играть важную роль. трудно стимулировать выбор МФЦ Москвы вместо ведущих МФЦ, выстраивать объективно привлекательные условия.

Дезинтеграционные тенденции последних двух десятилетий, отразившиеся в относительной отрицательной динамике взаимной торговли ряда евразийских стран, не снижают интеграционного потенциала экономической интеграции. Снижение взаимных инвестиций и замещение их внешними инвестициями на фоне недостаточности внутренних инвестиций также говорят не о пределе интеграции, а о существенном потенциале инвестиционного взаимодействия в евразийском регионе. В условиях недостаточности внутренних и взаимных инвестиций страны Евразии осуществляют привлечение внешних инвестиций в те ресурсы внутреннего роста, которые вызывают спрос у международных инвесторов. Сложившаяся ситуация указывают на необходимость концентрации капитала и инвестиций в самой Евразии, подтверждая востребованность дальнейшей финансовой регионализации и целесообразность развития регионального МФЦ. Возможной конкурентной нишей является формирование русскоговорящего МФЦ, который будет ориентирован на потребности финансовых рынков евразийских стран, в первую очередь, ЕЭП, которое выглядит наиболее жизнеспособным из существующих ныне интеграционных объединений евразийских стран.

Основные пути и механизмы формирования МФЦ ЕЭП ясно следует из тех слабых и сильных сторон, которые в настоящее время присущи финансовому рынку и российской экономике в целом. Сильные стороны Москвы как финансового центра: более 60% банковских активов России находятся в Москве; почти все крупные инновационные технологические компании расположены в Москве, и значительная часть объёма их деятельности направлена именно на финансовый сектор; Москва - месторасположение крупнейшей Московской биржи; Москва является инвестиционно привлекательным и инвестиционно активным городом. Москва как МФЦ обладает выгодными страновыми и локальными условиями. Сильные страновые условия: значительный потенциал экономического и торгового сотрудничества между Россией и соседними государствами, а также удобное географическое положение Москвы; политическая стабильность; низкая стоимость ресурсов в сравнении с развитыми странами (человеческие ресурсы прежде всего); разнообразные природные условия (возможность занятия различными видами спорта и т.д.). Сильные локальные условия: развитая финансовая система по сравнению с соседними евразийскими странами, а также значительная концентрация различных типов финансовых институтов, в том числе и с участием иностранного капитала, которые по объему осуществляемых операций опережают столицы близлежащих государств; достаточно высокий инвестиционный потенциал; развитое регулирование и надзор финансового рынка по сравнению с другими евразийскими странами; Москва выгодно отличается от крупных городов соседних государств тем, что в нем проживает достаточное количество людей с высоким уровнем индивидуального дохода - как иностранных, так и российских граждан, которые представляют интерес как платежеспособные потребители финансовых услуг.

Слабыми сторонами Москвы как потенциального МФЦ являются: относительно высокие ставки, как по корпоративным, так и по индивидуальным налогам; недостаточно богатая история в финансовой сфере и поэтому вполне возможно недоверие со стороны иностранных инвесторов; отсутствие недорогой и быстрой системы коммуникаций; экологическая ситуация города (загазованность, загрязненность города в целом); транспортная инфраструктура (низкая пропускная мощность аэропортов, плохое качество дорог); наиболее привлекательные сектора экономики уже приватизированы; недостаток опыта создания свободных экономических зон.

В Казахстане в 2004 году была начат процесс формирования Регионального финансового центра Алматы (РФЦА), включавший в себя особый режим налогообложения для Специальной торговой площадки РФЦА, упрощенный порядок лицензирования, создание специального финансового суда. Реализации планов создания РФЦА помешали финансовый кризис и организационные проблемы, в первую очередь двойное курирование государственными ведомствам (Агентством РК по регулированию деятельности РФЦА, Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК).

Тенденцией глобальной экономики является сетевое построение финансового рынка, на котором присутствует большое количество игроков, легко устанавливающих взаимосвязи с помощью современных информационных технологий. Говоря о МФЦ ЕЭП, необходимо ориентироваться на создание единой информационной инфраструктуры интеграции финансовых рынков ЕЭП. МФЦ ЕЭП может быть формироваться как единый евразийский финансовый центр, элементы инфраструктуры которого могут располагаться в разных странах ЕврАзЭС, будучи объединенными в единую систему биржевой торговли, клиринга и расчетов . Для сетевого МФЦ ЕЭП необходимо создание сетевых центров: единого центра раскрытия корпоративной информации от эмитентов на русском и английском языках, единый информационно-технический центр для обеспечения унифицированного электронного документооборота и т.д. Конечно же, финансовая инфраструктура большей частью будет расположена в России в силу явных экономических и технологических преимуществ. Однако будет целесообразно участие Казахстана и других евразийских стран в капитале и физической инфраструктуре основных инфраструктурных институтов регионального наднационального МФЦ. Высокие шансы для участия в региональном ФМЦ имеют Евразийский банк развития (ЕАБР) и другие имеющие высокий статус неправительственные институты. Для формирования регионального МФЦ на базе ЕАБР могут быть задействованы механизмы ЕврАзЭС, создана общая информационно-технологическая среду для участников финансовых рынков из стран ЕврАзЭС. ЕАБР является перспективным субъектом финансовой инфраструктуры ЕврАзЭС, способным стать центром возможной консолидации финансовых рынков ЕврАзЭС в рамках единого сетевого МФЦ. Особый статус ЕАБР (не подчиняется национальными регуляторами финансового рынка, не платит налогов и т.д.) освобождает его в значительной степени от страновых рисков и создает предпосылки для выполнения банком функций синтезирующего элемента финансовых рынков евразийских стран.

Главный путь развития Московского МФЦ для привлечения евразийских стран - становление рубля как региональной резервной валюты. Для определения своей ниши на мировой финансовом рынке требуется определить специализацию МФЦ в Москве и расширить его ресурсную базу, а также каналы движения капитала между секторами экономики.

Необходимо определить базовые институты, ответственные за создание и развитие МФЦ. Обеспечить постепенное расширение участия частного капитала в этом процессе за счет более активного использования государственно-частного партнерства. Нужно создать «дорожную карту» - долгосрочный поэтапный структурно-функциональный план развития МФЦ.

Представляется целесообразным при создании регионального МФЦ опираться на взаимодействие рынков России и Казахстана как наиболее развитых в сообществе с последующим подключением рынков остальных государств - членов ЕврАзЭС. Необходимо совершенствование законодательства для обеспечения взаимной финансовых рынков евразийских государств. Для общего развития и интеграции финансовых рынков следует провести масштабные мероприятия по развитию взаимодействия банков, бирж, депозитариев, страховых компаний и других участников финансового рынка.

Для развития финансовых рынков требуется всемерное развитие платежных систем, а также систем расчетов по ценным бумагам. Необходимо унифицировать стандарты национальных платежных систем со стандартами международных систем расчетов в режиме реального времени, организовать взаимодействие с международными расчетными системами, проводить расчеты на базе национальных валют.

Большую роль в развитии МФЦ играет применение инновационных технологий финансовой сферы, в том числе: риск-менеджмента, информационных технологий, оптимизации управления, повышение квалификации сотрудников, повышение уровня финансовой грамотности клиентов.

Такой комплексный подход может стать залогом успеха при решении задачи построения МФЦ в Москве.

 «Сила притяжения» национальных финансовых систем напрямую зависит от международной конкурентоспособности экономики. Поэтому ключевым вопросом формирования регионального МФЦ является эффективное использование конкурентных преимуществ России. Инновации в финансовой сфере (секьюритизация, деривативы, срочные товарные инструменты, по хеджирование рисков, венчурное финансирование и т.д.) тесно связан с инновациями в других сферах социально-экономической жизни общества. Региональный МФЦ в Москве будет иметь реальную перспективу роста при совместном развитии фондовой биржи, научно-исследовательской сферы, инновационными экономики. Успех финансовых технологий неразрывны с развитием высоких технологий в стране. Высокие технологии финансовой сферы, позволяющие оперативно мобилизовать инвестиционные ресурсы, обеспечить кредитный рычаг и проведение первичного размещения в качестве выхода из венчурного проекта – все они реально востребованы только для инновационной экономики. По большому счету, одно без другого бессмысленно.Построение и развитие инновационной экономики в России нуждается в изменении структуры отечественной экономики, отхода от сырьевой направленности.

Для становления Москвы как регионального МФЦ требуется развитие конкурентоспособности России. Финансовые рынки России должны стать лидирующими в Евразии. Финансовые организации, расположенные в России должны активно аккумулировать и распределять активы стран Евразии, а также служить проводниками международных финансовых рынков. Финансовые посредники должны активно торговать широким спектром финансовых активов и создать значительные рынки листинговых инструментов, обеспечивая тем самым чрезмерную ликвидность, являющуюся неотъемлемой для успеха рынков капитала. Финансовые рынки и посредники должны глубоко интегрироваться в международное сообщество путем развития связей с другими финансовыми центрами и посредниками в мире. Необходимо также создавать привлекательное социальное бизнес-окружение для ведения бизнеса (поощряющего инновации), способствовать совершенствованию таких продуктов, как рейтинги, фондовые индексы.

Имеющаяся законодательная база финансовой сферы в России в целом соответствует международной практике. Вместе с тем, необходимо ее эффективное внедрения и дальнейшее совершенствования уже имеющихся процедур. Для развития МФЦ требуется обеспечить такие законодательные и регулятивные рамки осуществления финансовой деятельности, которые вызывали бы доверие и интерес со стороны международных компаний. Для этого необходимо создание правового поля, позволяющего обеспечить условия деятельности, соответствующие высоким стандартам регулирования и надзора, применяющимся на передовых мировых финансовых рынках. Для формирования МФЦ ЕЭП необходимо совершенствование правового поля, учитывающее практику лучших МФЦ, и в то же время наиболее адаптированное к действующему российскому законодательству.

 

Заключение

На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы.

1. Анализ  опыта создания и функционирования  МФЦ показал достаточно различные между собой модели развития как по причинам создания, так и по механизму реализации МФЦ. По результатам их рассмотрения можно сделать основной вывод о том, что их успех был определен целым рядом уникальных конкурентных преимуществ, основная часть которых в настоящее время нехарактерна для России. В  то же время  Россия обладает своими конкурентными преимуществами, связанными с усилением процессов  евразийской интеграции, включающей как интеграцию «сверху» - через создание международных союзов и наднациональных институтов, так и интеграцию «снизу» – через  взаимодействие между компаниями евразийских стран и сети торговых и инвестиционных связей.

2. В условиях глобализации развитие евразийских стран в большое степени зависит от их экономической интеграции, включающей в себя такие этапы как зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок. Валютно-финансовое сотрудничество в ЕврАзЭС включает в себя: формирование единой финансовой инфраструктуры; разработку нормативных актов, регулирующих экономический и валютный союз; создание единой платежной системы; введение единой валюты в оборот.

Информация о работе Перспективы формирования регионального международного финансового центра в Москве