Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация
Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.
Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77
При формировании регионального МФЦ в Москве необходимо учесть комплекс факторов: состояние финансовых рынков, имеющиеся предпосылки и проблемы формирования МФЦ, сильные и слабые стороны Москвы как МФЦ, имеющихся конкурентов региональному МФЦ.
На сегодняшний день финансовые рынки евразийских стран относятся к группе развивающихся. Лидирующими экономиками в ЕвраАзЭс являются российская и казахстанская. Уровень развития фондовых рынков остальных стран ЕврАзЭС (Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана) на порядки отстает от стран-лидеров. Существующая система инфраструктурных институтов евразийских стран отличается территориальным рассредоточением, слабой капитализацией, недостаточным технологическим оснащением, сверхконцентрацией финансовых ресурсов в России. Финансовые рынки евразийских стран характеризуются дороговизной и малодоступностью банковских услуг, низким уровнем финансового посредничества в большинстве евразийских стран крайне низок, низкой капитализаций банковской системы, большим количеством малых по размеру банковских организаций, доминирующим положением государственных банков (кроме Армении) на рынке банковских услуг. В финансовой сфере евразийских стран есть и определенный прогресс за последние годы: происходит рост банковских активов и объемов кредитования; появляются банки с иностранным участием, что усиливает конкуренцию; развиваются новые информационные технологии; внедряются Международные стандарты финансовой отчетности; повышается размер минимального уставного капитала, что содействует увеличению капитализации банков.
Развитие
финансовых рынков евразийских государств
сталкивается с примерно одинаковыми
проблемами: высокая волатильность рынков;
малое количество участников – как эмитентов,
так и инвесторов; недостаток ликвидности;
низкая прозрачность (транспарентность)
для инвесторов деятельности эмитентов.
По этим показателям даже рынки экономических
лидеров сообщества – России и Казахстана
- существенно, качественно проигрывают
другим развивающимся на евразийском
пространстве рынкам, в первую очередь,
китайскому. Процесс формирования регионального
МФЦ в Москве сталкивается с необходимостью
решения ряда проблем. Первая проблема
- малочисленность иностранных компаний
в Москве, в том числе иностранных портфельных
и других частных инвесторов. Вторая -
мало представленных на организованных
рынках эмитентов. Третья - рынок межбанковских
инструментов является низколиквидным
и краткосрочным, с малым арсеналом финансовых
инструментов. Четвертая проблема
- - иностранный капитал является большей
частью спекулятивным. Пятая - происходит
отток капитала55, российские
компании предпочитают размещаться за
рубежом. Шестая - на российском финансовом
рынке, по сравнению с ведущими МФЦ, значительно
меньше средств и существенно хуже финансовая
инфраструктура. Седьмая - у МФЦ Москвы
отсутствуют уникальные преимущества,
Москве нечего предложить потенциальным
инвесторам из того, что они не смогут
купить непосредственно у себя. Аналогичная
ситуация – для потенциальных размещающих
компаний. Информационно-
Дезинтеграционные тенденции последних двух десятилетий, отразившиеся в относительной отрицательной динамике взаимной торговли ряда евразийских стран, не снижают интеграционного потенциала экономической интеграции. Снижение взаимных инвестиций и замещение их внешними инвестициями на фоне недостаточности внутренних инвестиций также говорят не о пределе интеграции, а о существенном потенциале инвестиционного взаимодействия в евразийском регионе. В условиях недостаточности внутренних и взаимных инвестиций страны Евразии осуществляют привлечение внешних инвестиций в те ресурсы внутреннего роста, которые вызывают спрос у международных инвесторов. Сложившаяся ситуация указывают на необходимость концентрации капитала и инвестиций в самой Евразии, подтверждая востребованность дальнейшей финансовой регионализации и целесообразность развития регионального МФЦ. Возможной конкурентной нишей является формирование русскоговорящего МФЦ, который будет ориентирован на потребности финансовых рынков евразийских стран, в первую очередь, ЕЭП, которое выглядит наиболее жизнеспособным из существующих ныне интеграционных объединений евразийских стран.
Основные пути и механизмы формирования МФЦ ЕЭП ясно следует из тех слабых и сильных сторон, которые в настоящее время присущи финансовому рынку и российской экономике в целом. Сильные стороны Москвы как финансового центра: более 60% банковских активов России находятся в Москве; почти все крупные инновационные технологические компании расположены в Москве, и значительная часть объёма их деятельности направлена именно на финансовый сектор; Москва - месторасположение крупнейшей Московской биржи; Москва является инвестиционно привлекательным и инвестиционно активным городом. Москва как МФЦ обладает выгодными страновыми и локальными условиями. Сильные страновые условия: значительный потенциал экономического и торгового сотрудничества между Россией и соседними государствами, а также удобное географическое положение Москвы; политическая стабильность; низкая стоимость ресурсов в сравнении с развитыми странами (человеческие ресурсы прежде всего); разнообразные природные условия (возможность занятия различными видами спорта и т.д.). Сильные локальные условия: развитая финансовая система по сравнению с соседними евразийскими странами, а также значительная концентрация различных типов финансовых институтов, в том числе и с участием иностранного капитала, которые по объему осуществляемых операций опережают столицы близлежащих государств; достаточно высокий инвестиционный потенциал; развитое регулирование и надзор финансового рынка по сравнению с другими евразийскими странами; Москва выгодно отличается от крупных городов соседних государств тем, что в нем проживает достаточное количество людей с высоким уровнем индивидуального дохода - как иностранных, так и российских граждан, которые представляют интерес как платежеспособные потребители финансовых услуг.
Слабыми сторонами Москвы как потенциального МФЦ являются: относительно высокие ставки, как по корпоративным, так и по индивидуальным налогам; недостаточно богатая история в финансовой сфере и поэтому вполне возможно недоверие со стороны иностранных инвесторов; отсутствие недорогой и быстрой системы коммуникаций; экологическая ситуация города (загазованность, загрязненность города в целом); транспортная инфраструктура (низкая пропускная мощность аэропортов, плохое качество дорог); наиболее привлекательные сектора экономики уже приватизированы; недостаток опыта создания свободных экономических зон.
В Казахстане в 2004 году была начат процесс формирования Регионального финансового центра Алматы (РФЦА), включавший в себя особый режим налогообложения для Специальной торговой площадки РФЦА, упрощенный порядок лицензирования, создание специального финансового суда. Реализации планов создания РФЦА помешали финансовый кризис и организационные проблемы, в первую очередь двойное курирование государственными ведомствам (Агентством РК по регулированию деятельности РФЦА, Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК).
Тенденцией глобальной экономики является сетевое построение финансового рынка, на котором присутствует большое количество игроков, легко устанавливающих взаимосвязи с помощью современных информационных технологий. Говоря о МФЦ ЕЭП, необходимо ориентироваться на создание единой информационной инфраструктуры интеграции финансовых рынков ЕЭП. МФЦ ЕЭП может быть формироваться как единый евразийский финансовый центр, элементы инфраструктуры которого могут располагаться в разных странах ЕврАзЭС, будучи объединенными в единую систему биржевой торговли, клиринга и расчетов . Для сетевого МФЦ ЕЭП необходимо создание сетевых центров: единого центра раскрытия корпоративной информации от эмитентов на русском и английском языках, единый информационно-технический центр для обеспечения унифицированного электронного документооборота и т.д. Конечно же, финансовая инфраструктура большей частью будет расположена в России в силу явных экономических и технологических преимуществ. Однако будет целесообразно участие Казахстана и других евразийских стран в капитале и физической инфраструктуре основных инфраструктурных институтов регионального наднационального МФЦ. Высокие шансы для участия в региональном ФМЦ имеют Евразийский банк развития (ЕАБР) и другие имеющие высокий статус неправительственные институты. Для формирования регионального МФЦ на базе ЕАБР могут быть задействованы механизмы ЕврАзЭС, создана общая информационно-технологическая среду для участников финансовых рынков из стран ЕврАзЭС. ЕАБР является перспективным субъектом финансовой инфраструктуры ЕврАзЭС, способным стать центром возможной консолидации финансовых рынков ЕврАзЭС в рамках единого сетевого МФЦ. Особый статус ЕАБР (не подчиняется национальными регуляторами финансового рынка, не платит налогов и т.д.) освобождает его в значительной степени от страновых рисков и создает предпосылки для выполнения банком функций синтезирующего элемента финансовых рынков евразийских стран.
Главный путь развития Московского МФЦ для привлечения евразийских стран - становление рубля как региональной резервной валюты. Для определения своей ниши на мировой финансовом рынке требуется определить специализацию МФЦ в Москве и расширить его ресурсную базу, а также каналы движения капитала между секторами экономики.
Необходимо определить базовые институты, ответственные за создание и развитие МФЦ. Обеспечить постепенное расширение участия частного капитала в этом процессе за счет более активного использования государственно-частного партнерства. Нужно создать «дорожную карту» - долгосрочный поэтапный структурно-функциональный план развития МФЦ.
Представляется целесообразным при создании регионального МФЦ опираться на взаимодействие рынков России и Казахстана как наиболее развитых в сообществе с последующим подключением рынков остальных государств - членов ЕврАзЭС. Необходимо совершенствование законодательства для обеспечения взаимной финансовых рынков евразийских государств. Для общего развития и интеграции финансовых рынков следует провести масштабные мероприятия по развитию взаимодействия банков, бирж, депозитариев, страховых компаний и других участников финансового рынка.
Для развития финансовых рынков требуется всемерное развитие платежных систем, а также систем расчетов по ценным бумагам. Необходимо унифицировать стандарты национальных платежных систем со стандартами международных систем расчетов в режиме реального времени, организовать взаимодействие с международными расчетными системами, проводить расчеты на базе национальных валют.
Большую роль в развитии МФЦ играет применение инновационных технологий финансовой сферы, в том числе: риск-менеджмента, информационных технологий, оптимизации управления, повышение квалификации сотрудников, повышение уровня финансовой грамотности клиентов.
Такой комплексный подход может стать залогом успеха при решении задачи построения МФЦ в Москве.
«Сила притяжения» национальных финансовых систем напрямую зависит от международной конкурентоспособности экономики. Поэтому ключевым вопросом формирования регионального МФЦ является эффективное использование конкурентных преимуществ России. Инновации в финансовой сфере (секьюритизация, деривативы, срочные товарные инструменты, по хеджирование рисков, венчурное финансирование и т.д.) тесно связан с инновациями в других сферах социально-экономической жизни общества. Региональный МФЦ в Москве будет иметь реальную перспективу роста при совместном развитии фондовой биржи, научно-исследовательской сферы, инновационными экономики. Успех финансовых технологий неразрывны с развитием высоких технологий в стране. Высокие технологии финансовой сферы, позволяющие оперативно мобилизовать инвестиционные ресурсы, обеспечить кредитный рычаг и проведение первичного размещения в качестве выхода из венчурного проекта – все они реально востребованы только для инновационной экономики. По большому счету, одно без другого бессмысленно.Построение и развитие инновационной экономики в России нуждается в изменении структуры отечественной экономики, отхода от сырьевой направленности.
Для становления Москвы как регионального МФЦ требуется развитие конкурентоспособности России. Финансовые рынки России должны стать лидирующими в Евразии. Финансовые организации, расположенные в России должны активно аккумулировать и распределять активы стран Евразии, а также служить проводниками международных финансовых рынков. Финансовые посредники должны активно торговать широким спектром финансовых активов и создать значительные рынки листинговых инструментов, обеспечивая тем самым чрезмерную ликвидность, являющуюся неотъемлемой для успеха рынков капитала. Финансовые рынки и посредники должны глубоко интегрироваться в международное сообщество путем развития связей с другими финансовыми центрами и посредниками в мире. Необходимо также создавать привлекательное социальное бизнес-окружение для ведения бизнеса (поощряющего инновации), способствовать совершенствованию таких продуктов, как рейтинги, фондовые индексы.
Имеющаяся законодательная база финансовой сферы в России в целом соответствует международной практике. Вместе с тем, необходимо ее эффективное внедрения и дальнейшее совершенствования уже имеющихся процедур. Для развития МФЦ требуется обеспечить такие законодательные и регулятивные рамки осуществления финансовой деятельности, которые вызывали бы доверие и интерес со стороны международных компаний. Для этого необходимо создание правового поля, позволяющего обеспечить условия деятельности, соответствующие высоким стандартам регулирования и надзора, применяющимся на передовых мировых финансовых рынках. Для формирования МФЦ ЕЭП необходимо совершенствование правового поля, учитывающее практику лучших МФЦ, и в то же время наиболее адаптированное к действующему российскому законодательству.
На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы.
1. Анализ
опыта создания и
2. В условиях глобализации развитие евразийских стран в большое степени зависит от их экономической интеграции, включающей в себя такие этапы как зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок. Валютно-финансовое сотрудничество в ЕврАзЭС включает в себя: формирование единой финансовой инфраструктуры; разработку нормативных актов, регулирующих экономический и валютный союз; создание единой платежной системы; введение единой валюты в оборот.