Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация
Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.
Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77
О единой валюте для нескольких стран можно говорить, только если они соответствуют критериям оптимальной валютной зоны. Уже по первым двум условиям можно говорить о несоответствии Евразии критериям оптимальной валютной зоны. Торговля со евразийскими странами не преобладает в общей внешнеторговой деятельности Российской Федерации и составляет не более 15%. В совокупном объеме торговли внутри Евразии преобладают не высокотехнологичные, а сырьевые товары, на долю последних приходится более 60%. От внешних кризисных сценариев отечественная экономика в настоящее время также не застрахована (третий критерий). В качестве примера можно привести рекордный нетто-отток капиталов из России в 2008 г. (более 20 млрд долл.) против рекордного нетто-притока в 2007 г. как реакцию на потрясения мирового финансового рынка. Гораздо худшие реакции ждут российскую экономику от внешних шоков, связанных с падением цен на нефть. Такой шок и произошел в сентябре 2008 г. под воздействием временного падения мировых цен на нефть до 100 долл. за баррель. Он выразился в резком падении курсов акций на российском фондовом рынке и резком ухудшении состояния ликвидности отечественных коммерческих банков. Совершенна недостаточна роль макроэкономической стабильности в экономических показателях (четвертый критерий). Относительно положительный ответ можно дать только по пятому критерию оптимальной валютной зоны. Интеграционные процессы в Евразии могут говорить о схожести показателей экономического развития и принципов построения финансовой системы. В рамках ЕврАзЭС Казахстан проявляет конструктивный подход к валютной интеграции. Принципиально не возражает против единого рублевого пространства Белоруссия. Другие страны СНГ, больше Армения, Молдавия, Узбекистан и Таджикистан, экономически привязаны к России по линии трудовой миграции. Созданы Евразийский банк развития (ЕАБР) и антикризисный фонд ЕврАзЭС. Действует с 1 января 2010 г. ТС. Возрождается сотрудничество с Украиной в связи с переизбранием в 2010 г. нового президента. Таким образом, Евразия пока не является оптимальной валютной зоной. Это подтверждается скорее отрицательным, чем положительным опытом образования валютного «рублевого» союза. «Рублевая зона» действовала в рамках СНГ в начале 1990-х гг., но это была временная мера, переходный период от рубля к национальным валютам, а не валютный союз. Общая валюта России и Беларуси должна была появиться в начале 2000-х гг., но ее введение постоянно откладывалось, и теперь срок даже не обозначается.
В качестве предложений по реализации потенциала рубля и становления его как резервной валюты рекомендуется52 ряд мер. Во-первых, постепенно восстанавливать макроэкономический баланс, сокращая бюджетный дефицит, прежде всего за счет повышения эффективности бюджетных расходов. Во-вторых, уменьшить инфляцию до уровня 5-10%, обеспечивающего в долгосрочной перспективе стабильный экономический рост. В-третьих, диверсифицировать экономику путем снижения сырьевой зависимости, но, напротив, переводя расчеты за энергоносители в рубли. В-четвертых, Банку России сконцентрироваться на мерах по уменьшению волатильности рубля относительно ведущих мировых валют, но ограничить прямое влияние на курс рубля. Большая гибкость и независимость валютного курса рубля поможет смягчать влияния внешних шоков, уменьшить волатильность ставок на межбанковском рынке В-пятых, создать благоприятные условия для международного капитала путем формирования благоприятной бизнес-среды, в частности снижение коррупции, реформирование судебной системы. В-шестых, совершенствовать, повысить эффективность финансового сектора, его регулирование и контроль. Внедрение МСФО в финансовом секторе позволит улучшить его стабильность в долгосрочной перспективе.
Ближайшие перспективы становления рубля в качестве одной из мировых резервных валют скорее отрицательные. Однако если развитие международной денежной системы пойдет по пути региональных валютных зон, у российской валюты достаточно серьезные перспективы стать региональной резервной валютой. Российский рубль во времена взвешенной денежно-кредитной политики играет не последнюю роль в мировых валютно-финансовых отношениях. Наша страна имеет опыт работы в сложных ситуациях, и принимаемые решения в финансовой сфере в целом успешны. Разработанные Россией решения, поддержанные Казахстаном и Украиной, будут иметь вес не только среди евразийских стран, но и в целом в мировом сообществе. Препятствиями для трансформации рубля в мировую резервную валюту являются высокий уровень инфляции и недостаточная емкость национального рынка капиталов. Первоочередным шагом является сокращение темпов инфляции и рост объемы и инвестиционной привлекательности внутреннего финансового рынка. И это не разовый мега-проект, а долгая последовательная работы по повышению статуса рубля как международной торговой валюты и средства международных инвестиций.
ЕЭП по силам создать благоприятные предпосылки для становления рубля в качестве региональной валюты сначала — евразийских государств, стать первой ступенью развития международного статуса рубля. Рубль потенциально может стать основной расчетной и резервной валютой евразийских стран.
Вплоть
до недавнего времени под влиянием, как
внутренних процессов деградации экономики,
так и внешних сил экономического давления
со стороны расширяющегося Евросоюза,
быстро растущего Китая, стремительно
модернизирующейся Турции, а также сконцентрировавших
глобальную финансовую мощь США на Евразии
среди бывших союзных республик доминировали
дезинтеграционные процессы. Стремительно
сокращалась доля взаимной торговли новых
государств в структуре их внешнеторгового
оборота, рушилась десятилетиями сложившаяся
производственно-
Лишь в 2008 году с созданием ТС дезинтеграционный вектор, по меньшей мере, на части Евразиии, сменился интеграционным. После нескольких неудачных попыток создания многосторонних интеграционных объединений в 90-х годах эти три государства образовали ядро интеграционного процесса, сформировав первый в постсоветской истории наднациональный орган - Комиссию ТС (КТС), которому были делегированы полномочия по принятию согласованных решений в области торговой политики и таможенному регулированию. При этом исполнение этих решений осуществлялось на всей единой таможенной территории автоматически без необходимости принятия национальных законодательных актов.
Сконцентрировав полномочия по регулированию внешней торговли в Комиссии ТС и сняв таможенный контроль на своих межгосударственных границах, государства ТС быстро двинулись по пути интеграции, унифицируя все виды пограничного контроля движения товаров. Вслед за таможенным, на межгосударственных границах был упразднен санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль, введены единые нормы технического регулирования. Сразу же после завершения формирования единой таможенной территории эти государства приступили к созданию ЕЭП, введя с 1 января 2012 г. пакет соглашений, устанавливающий нормы регулирования общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала. Одновременно было объявлено о начале формирования ЕАС.
Создание ТС дало мощный импульс активизации процессов евразийской интеграции. В октябре 2011 года было подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В дополнение к нему государства-члены ТС установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Перед историческим выбором встала Украина, намерения руководства которой перейти к отношениям свободной торговли с ЕС вошли в конфликт с объективной ориентацией ее экономики на интеграцию с Таможенным союзом.
Академик РАН Е.М. Примаков считает, что в последнее время процессы евразийской интеграции имеют определенную позитивную динамику, однако будущее этого интеграционного объединения и более малых форм интеграции, которые существуют в его рамках, во многом будет зависеть от того, извлечем ли мы уроки из событий в ЕС53. Во-первых, опыт ЕС показывает, что без наднациональных структур не может быть никакой интеграции. Сейчас в зоне евро и Евросоюз в целом переживают серьезные кризисы. Все больше возникает потребность в создании наднациональных структур, в которые страны передают часть суверенитета. Эти наднациональные структуры в какой-то степени руководят банковской средой, бюджетным процессом всех членов этого объединения. Очень важно, чтобы все страны, входящие интеграционные структуры ЕЭП, поняли, что нужны наднациональные структуры. Во-вторых, интеграция должна быть разноскоростной, нельзя принимать очень много стран в интеграционные процессы.
В развитии евразийской интеграции необходимы наднациональные структуры, в пользу которых должна отойти часть суверенитета интегрирующихся государств. Однако, как показывает отношение Украины к ТС, создание таких структур может войти в противоречие с политическими притязаниями руководителей государств.
Создание ТС осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию ТС54. С 1 июля 2010 г. в ТС начало действовать единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. К концу 2011 года были выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования ТС, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования. В налоговой сфере согласованы принципы взимания косвенных налогов при экспорте и (или) импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС; сформирована нормативно-правовая база ТС в области косвенного налогообложения; налажен информационный обмен между налоговыми органами государств – членов ТС, национальные налоговые законодательства приведены в соответствие с международными нормативно-правовыми актами ТС. Совершенствование законодательство позволило начать осуществлять взимание НДС и акцизов на единой таможенной территории с 1 июля 2010 года в условиях отсутствия таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года - отсутствия таможенного контроля. Разработан и принят статут Суда ЕврАзЭС, определен порядок обращения в Суд ЕврАзЭС по спорам в рамках ТС и особенностях судопроизводства по ним. К середине 2012 года начал действовать в полном объеме комплекс международных договоров единого таможенно-тарифного регулирования в ТС. Объемы внешней торговли государств-членов ТС в течение последних 3 лет существенно растут. При этом прирост стоимостного объем внешней торговли, в большей степени, обусловлен наращиванием стоимостного объема экспорта товаров. Рост внешней торговли сопровождался соответствующим увеличением собираемых импортных пошлин. Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты Сторон согласно нормативам распределения.
Накопленный опыт функционирования ТС свидетельствует об эффективности его институционального устройства и механизмов работы, которые органично сочетаются с организацией работы национальных правительств. К настоящему времени юридически и фактически решена задача унификации торговых режимов ТС с другими государствами. С присоединением России к ВТО вступает в силу Соглашение о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы, которое интегрирует принятые Россией обязательства в договорно-правовую базу ТС. Тем самым со всеми государствами-членами ВТО устанавливается режим наибольшего благоприятствования, за исключением некоторых из них, с которыми действуют преференциальные торговые режимы. Вместе с тем ТС остаются открытыми для присоединения других государств, прежде всего, членов ЕврАзЭС. Последние (Киргизия и Таджикистан) имеют для этого необходимые правовые основания, зафиксированные в основополагающих договорах ЕврАзЭС и ТС. Нынешнее руководство Киргизии официально обратилось в Высший орган ТС с заявлением о присоединении. Объективно в участии в ТС жизненно заинтересована Украина, экономика которой связана с ними тысячами кооперационных связей и наиболее важными рынками.
Первоначально, в 2003 году, ЕЭП (единое экономическое пространство) планировали создать 4 государства: Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина. Однако в 2005 году Украина стала тормозить процесс формирования такого пространства. Основное возражение Украины вызвало создание наднациональных органов. Украина согласна была участвовать только в формате зоны свободной торговли. ЕЭП «образца 18 ноября 2011 года» является международной организацией, в отличие ЕЭП «образца 2003 года». Первым этапом к созданию ЕЭП ЕврАзЭС стало образование ТС ЕврАзЭС, который начал действовать с 1 июля 2011 года. В настоящее время ЕЭП — это интеграционное объединение государств ТС (Белоруссии, Казахстана, России), начавшее в полной мере действовать с июля 2012 года. Конечным этапом развития ЕЭП было провозглашено создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Целью формирования ЕЭП провозглашено стабильное и эффективное развитие экономик государств-участников. Основными принципами функционирования ЕЭП установлены 4 свободы трансграничного перемещения: товаров, услуг, финансового и человеческого капитала. В частности, согласно принципу свободного движения товаров устраняются ограничения во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, обязательные для каждого из государств-участников. Развитие ЕЭП происходит по пути синхронизации экономических преобразований, проведения согласованной экономической политики, гармонизации национальных законодательств. Значительная часть мероприятий по формированию договорно-правовой базы ЕЭП была проведена в 2010 году, включая разработку и подписание базовых 17 соглашений. В дальнейшем основная тяжесть работы переносится на адаптацию национальных законодательств к законодательству ЕЭП, которая будет осуществляться силами национальных правительств и парламентов.
Создание ЕЭП и, в последующем, ЕАЭС предполагает формирование его общей стратегии развития. Стратегия необходима для обоснования и эффективности: координации макроэкономической и антимонопольной политики; регулирования финансовых рынков и естественных монополий, госзакупок; предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий; внешнеторгового регулирования. Для реализации стратегических планов необходимо формирование наднациональной финансовой системы ТС.
Эффективность реализуемых в настоящее время решений о переходе к новой системе управления ТС-ЕЭП в решающей степени будет зависеть от применения современных информационных технологий. Проблемы информационного взаимодействия носят системный характер и обусловлены стремлением сохранить ведомственный информационный «суверенитет» контролирующих органов, исходя из норм национального законодательства государств-членов ТС при отсутствии правовой определенности по многим вопросам на наднациональном уровне. Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС (ИИСВВТ) была утверждена Решением Высшего органа ТС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. и введена в действие Соглашением о создании, функционировании и развитии ИИСВВТ и Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории ТС.
ЕврАзЭС, как региональная структура, проходит в настоящей время на пути к ЕАЭС начальные этапы, включающие формирование ТС ЕврАзЭС и ЕЭП ЕврАзЭС. Формирование ЕАЭС включает в себя общий таможенный тариф, свободу перемещения факторов производства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в валютной, бюджетной и денежной областях. Принципиальной проблемой формирования ЕАЭС является надгосударственность управления.
Целью формирования регионального МФЦ является повышение национального благосостояния стран ЕврАзЭС путем увеличения капитализации финансового сектора, снижения издержек финансирования национальных компаний, оптимизации инвестиционной деятельности. Активно функционирующий региональный МФЦ дает возможности для эффективного решения ряда стратегических задач: повышение эффективности инвестиций, привлечение в экономику финансовых ресурсов для проведения модернизации и реализации крупных проектов, привлечение инновационных технологий, расширение международного сотрудничества евразийских стран. Формирование МФЦ ЕЭП создает условия для интеграции рынков капиталов, снижения зависимости от международного рынка ссудных капиталов, перераспределения свободных финансовых ресурсов в евразийских странах.