Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, диссертация
Важнейшим элементом международной финансовой системы в последние 30 лет становятся международные финансовые центры (МФЦ). С ростом глобализации мировой экономики существенно возрастают значимость и влияние МФЦ. Расширяется сфера деятельности МФЦ, которая теперь охватывает финансовые рынки и обслуживание международных валютно-финансовых и кредитных отношений, страховых и других услуг. Финансовые рынки играют существенную роль в развитии экономики развитых стран, а столицы этих стран являются ведущими МФЦ, становятся воротами в глобальную экономику. Среди ведущих МФЦ появляются новые региональные центры (Гонконг, Сингапур, Бостон и т.д.), сила и влиятельность которых неуклонно растет. Появление новых региональных МФЦ расширяет возможности финансовой экономики, усиливает её глобализированный характер.
Введение 3
Глава 1. Международные финансовые центры в мировой экономике 5
1.1. Роль международных финансовых центров в глобальной финансовой системе 5
1.2. Особенности современных международных финансовых центров 6
1.3. Факторы успеха и причины неудач формирования международных финансовых центров 12
Глава 2. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции 22
2.1. Этапы развития валютно-финансового сотрудничества 22
2.2. Валютные союзы в современной экономике 24
2.3. Углубление мирового опыта становления и развития валютно-финансового сотрудничества 24
2.4. Валютно-финансовая интеграция стран Евразии 25
Глава 3. Формирование регионального международного финансового центра в Москве 32
3.1. Концепция создания в России международного финансового центра 33
3.2. Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 38
3.3. Перспективы становления рубля как региональной резервной валюты на Едином экономическом пространстве 47
3.4. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве 60
3.5. Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра Единого экономического пространства 65
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Для увеличения интегрированности инфраструктуры российского финансового рынка в глобальные рынки капитала важна комфортная система доступа иностранных участников на российский финансовый рынок, включая: упрощение доступа иностранных активов к обращению и размещению в России; снижение расходов работы на российском рынке через иностранные депозитарии; упрощение доступа иностранных участников к организованной торговле; облегчение зарубежных инвестиций российским экономическим институтам с целью снижения рисков за счет международной диверсификации; стимулирование международных стандартов финансовой отчётности для российских компаний.
Следующим этапом развития Концепции создания МФЦ стала Государственная программа «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», которая была утверждена Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2013 № 226-р. Цель программы - создание эффективной финансовой системы в России, способной: качественно повысить уровень инвестиционной активности; успешно конкурировать на глобальных рынках; использовать соответствующие средства в реальном секторе, обеспечивая сбалансированный и основанный на инновациях рост экономики. Задачи данной программы - совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере развития финансового рынка, обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере финансового рынка. Её целевыми ориентирами являются: увеличение объёмов торгов биржевого рынка акций в 3,8 раза к 2020 году; достижение объёма публичных размещений акций на внутреннем рынке в 1,8 трлн рублей к 2020 году.
В госпрограмме дается общая характеристика российского финансового рынка как диверсифицированной, многоуровневая профессиональной системы, приближающейся по уровню развития к развивающимся рынкам новых индустриальных стран. Формулируются основные проблемы, препятствующие развитию финансового рынка: несовершенство государственного регулирования в сфере финансового рынка и обеспечения эффективного контроля и надзора; высокие корпоративные и предпринимательские риски, связанные с недостаточным уровнем защиты прав собственности; недостаточная емкость финансового рынка; высокие показатели концентрации капитализации и волатильности на рынке; неэффективность российской инфраструктуры финансового рынка. высокий уровень регулятивных издержек и административных барьеров, недостаточная эффективность осуществления государственного контроля и надзора. Сложившийся комплекс проблем российского финансового рынка противодействует повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, формированию МФЦ, улучшению инвестиционного климата, а также развитию экономики Российской Федерации.
Важнейшим приоритетом долгосрочной государственной политики, как говорится в госпрограмме, является формирование МФЦ. Процесс формирования МФЦ стимулируют усиление конкуренции крупнейших МФЦ; модернизация экономики России; ускорение интеграционных процессов в рамках ЕЭП. Формируемый МФЦ должен быть способен сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов; сконцентрировать спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов; создать условия для формирования цен на такие активы в РФ.
Госпрограмма состоит из двух частей: (1) нормативно-правовое регулирование финансового рынка; (2) контроль и надзор на финансовом рынке.
1. Мероприятия,
направленные на нормативно-
2. Совершенствование системы контроля и надзора на финансовых рынках предусматривает консолидацию контрольных и надзорных функций в сфере финансового рынка в рамках единого контрольного органа. Готовится создание так называемого мегарегулятора, единого регулятора.
Госпрограмма предусматривает достижение важных результатов работы финансовых рынков к 2020 году. Во-первых, это увеличение совокупных активов банковского сектора до 89% ВВП, доли страховых премий - до 5% ВВП, совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов и накопительного страхования жизни – до 5,5% ВВП (с нынешних 2,6%). Во-вторых, это рост доли участников финансового рынка, считающих, что качество государственного нормативно-правового регулирования и пруденциального надзора улучшилось и находится на достойном уровне. В-третьих, это существенное повышение уровня конкурентоспособности – достижение место в верхней десятке двух ведущих рейтингов МФЦ (Global Financial Centers Index и Xinhua-Dow Jones International Financial Centers Development Index). Конечным результатом программы должно стать создание в России одного из крупнейших МФЦ, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства.
В условиях глобализации экономики наличие ведущего МФЦ является серьезным фактором конкурентоспособности экономики, ее веса и, в конечном счете, суверенитета. Формирование такого МФЦ есть существенный элемент стратегии модернизации социально-экономических институтов, функционирующих в финансовой сфере. Ситуация на финансовых рынках в Российской Федерации требует кардинальных изменений в силу недостаточной развитости финансового рынка. Инвесторы уходят на зарубежные площадки. Даже продажи российских акций, в том числе российских предприятий с государственным участием, осуществляются на иностранных площадках. Глобальная конкуренция между крупнейшими МФЦ ставит дилемму: либо Москва станет одним из ведущих МФЦ, либо втянется в зону притяжения уже существующих глобальных МФЦ.
Собственно вызовы таковы. Во-первых, необходимо четко сформулировать: какая же модель функционирования финансового рынка сложилась в России. Финансовый оазис невозможно создать в слабом национальном финансовом рынке. Во-вторых, надо ответить: какова главная цель создания МФЦ в России? Тогда можно будет целенаправленно оценивать степень готовности российского финансового рынка. В-третьих, следует определить рыночную нишу и конкурентов формируемому МФЦ. Неизбежные изменения и рост конкуренции в глобальной финансовой системе в предстоящие 10-15 лет ставят перед МФЦ в Москве проблему поиска своей ниши.
России необходимо глубже интегрироваться в мировые рынки, становясь страной, не только благоприятной для вложения инвестиций, но и удобной для ведения крупного международного бизнеса. Начинать нужно с детального анализа условий, которые прямо влияют на выбор заинтересованных в центре иностранных инвесторов и других участников финансового рынка. Задача сегодня заключается, прежде всего, в том, чтобы сделать условия работы на российском финансово-кредитном рынке привлекательными для иностранных инвесторов, а для этого нужно решить целый комплекс задач: развивать законодательство, совершенствовать правоприменительную практику, усиливать защиту прав и охраняемых законом интересов инвесторов и бизнесменов, создание комфортных условий для работы. Москва как МФЦ (и Россия в целом), хоть и фигурирует в международных рейтингах, однако не является притягательным местом.. В первую десятку вошли также Сингапур, Австралия, Канада, Япония, Швейцария, Нидерланды и Швеция. Россия находится на 39-м месте. Москва как МФЦ, хоть и фигурирует в международных рейтингах, но на совсем скромных позициях. Так, согласно последней версии (март 2013 года) индексов GFCI (Global Financial Centres Index), вычисляемых британской Z/Yen Group, первое место среди МФЦ сохраняется за Лондоном, на втором месте – Нью-Йорк, на третьем - Гонконг лишь на третьем. Далее в числе ведущих МФЦ входят Сингапур, Цюрих, Токио, Женева , Востон, Сеул, Фракфурт-на-Майне. Москва находится на 65-м месте.
Индексы CFGI начал регулярно публиковаться с марта 2007 года, однако данные рейтинга публиковались только по 50 лучшим МФЦ, куда Москва не входила. В сентябре 2008 года список был расширен до 75 МФЦ, и теперь мы впервые (CRGI 4) видим Москву на 57-м месте. Вскоре после этого, 5 февраля 2009 года Правительством РФ была утверждена Концепция создания МФЦ, однако никакого результата не ощущается, более того, рейтинг мы не видим – Москва опускается на 3 позиции (CRGI 5) . Далее 11 июля 2009 года Правительством утверждается План мероприятий по созданию МФЦ в РФ, однако, судя по рейтингу, результат еще хуже – Москва опускается еще на 7 позиций – на 67-е место (CRGI 6) . Далее – практически никаких изменений в рейтинге не происходит (см. табл. 3.1) . Хотя результаты усилий по формированию МФЦ видны по росту рейтинговых баллов. Однако другие МФЦ тоже развиваются и рейтинг остается прежним.
CFCI 4 |
CFCI 5 |
CFCI 6 |
CFCI 7 |
CFCI 8 | |||||||
Время |
Сент. 2008 |
Март 2009 |
Сент. 2009 |
Март 2010 |
Сент. 2010 | ||||||
Место |
57 |
60 |
67 |
68 |
68 | ||||||
∆Место |
-1 |
-3 |
-7 |
-1 |
0 | ||||||
Баллы |
414 |
363 |
462 |
516 |
506 | ||||||
∆Баллы |
-8 |
-51 |
+99 |
+54 |
-10 | ||||||
CFCI 9 |
CFCI 10 |
CFCI 11 |
CFCI 12 |
CFCI 13 | |||||||
Время |
Март. 2011 |
Сент. 2011 |
Март. 2012 |
Сент. 2012 |
Март 2013 | ||||||
Место |
68 |
61 |
65 |
64 |
65 | ||||||
∆Место |
0 |
+7 |
-4 |
+1 |
-1 | ||||||
Баллы |
506 |
581 |
583 |
585 |
606 | ||||||
∆Баллы |
0 |
+75 |
+2 |
+2 |
+21 |
Таблица 3.1. Динамика Москвы в рейтинге МФЦ.
Источник: составлена автором по материалам рейтинга GFCI (Global Financial Centres Index), вычисляемого британской Z/Yen Group (www.zyen.com).
В «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации» (2009), а также в Государственной программе «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» (2013), на наш взгляд, не корректно сформулирована цель – создание МФЦ в Москве. Согласно принятым на международном уровне определениям, Москва уже является международным финансовым центром. Более того, в ведущем рейтинге МФЦ - Global Financial Centres Index – Москва отнесена к категории глобальных МФЦ30. Значит, требуется более точное целеполагание. Рассмотрим возможные варианты.
Цель – превращение Москвы в ведущий МФЦ. Критерием достижения цели можно положить включение Москвы как МФЦ в первую десятку индекса CFGI. Идея превращения Москвы в ведущий МФЦ выглядит трудно достижимой31, ряд ведущих международных финансистов считает что дорасти до уровня Лондона или Нью-Йорка нам просто невозможно32. В ведущих МФЦ, как показывает международный опыт, сложились оптимальные условия для осуществления финансовых операций и сосредоточения международного капитала, чего пока нет в России. Основные препятствия превращения Москвы в ведущий МФЦ: низкий уровень гражданских свобод в России, господство естественных монополий, многоуровневая коррупция, устойчивое недоверие бизнеса к российской власти33. По аналогичным причинам так и не стали ведущими МФЦ расположенные в материковом Китае Пекин или Шанхай, в отличие от свободного Гонконга. Процесс превращения Москвы в ведущий МФЦ сопряжен с рядом опасностей. Во-первых, российский финансовый рынок могут заполнить зарубежные деривативы, в первую очередь – разнообразные структурные финансовые продукты. Во-вторых, высококачественные иностранные ценные бумаги могут подорвать интерес локальных игроков к традиционным российским бумагам, «голубым фишкам», как это произошло уже произошло с российскими депозитарными расписками (РДР). В-третьих, опасность появляется при неконтролируемой работе нерезидентов, многие из которых преследуют только спекулятивные цели.
Цель – независимость МФЦ от иностранного капитала. Повышение рейтинга Москвы до уровня ведущих глобальных МФЦ привлечет спекулятивную ликвидность из развитых стран и эмитентов из развивающихся стран. Тогда в Москву придут большей частью компании, стремящиеся минимизировать свои издержки при международном перераспределении капиталопотоков. Дивиденты от высоликвидности финансовых инструментов российского рынка будут получать зарубежные собственники капитала, что не обеспечит социально-экономического роста России, не даст ресурсов для модернизации реального сектора. Более того, избыток спекулянтов на финансовом рынке с большой долей вероятности приведет к росту импорта и степени влияния нерезидентов на финансовую ситуацию в стране. Следовательно, России нуждается в суверенном МФЦ, не зависящим от иностранного капитала, подверженного повышенной «текучести». Наличие такого МФЦ поможет решению проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности российского бизнеса.