Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

Маятниковая (челночная, приграничная) миграция – ежедневный (еженедельный) переезд с места постоянного жительства на место работы или учебы.

За истекшие 30 лет значение и масштабы этого вида миграционного движения значительно возросли, превысив в ряде стран объем ежегодных безвозвратных переселений.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические поездки, не имеющие регулярного временного характера.

Своеобразным видом современных миграций, обусловленных прежде всего политическими и экологическими причинами, является вынужденная миграция, которая находит свое выражение, если речь идет о внутренних переселениях, в движении перемещенных лиц или вынужденных переселенцев (термин, принятый в России), и особенно в движении беженцев, т.е. лиц, ищущих политического или гуманитарного убежища за рубежом в силу непосредственной угрозы их жизни.

Относительно внешней миграции выделяют еще один своеобразный вид – нелегальную (незаконную, подпольную) миграцию. При этом нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках работы въезжают в другую страну как нелегально, так и на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов) с последующим переходом на незаконное положение и нелегальное трудоустройство. Со второй половины ХХ века наблюдается небывалый рост числа нелегалов. Определить истинные размеры данной миграции практически невозможно.

 

3). По формам  миграционное движение можно  разделить на

    • общественно – организованные, осуществляемые с помощью государства или различных общественных структур (организованный набор рабочих, миграция по общественным призывам),
    • неорганизованные, которые осуществляются без помощи со стороны государства.

Обе формы миграции по сути есть результат самостоятельного решения индивида. Основное различие между ними состоит в том, что во втором случае миграция дополнительно не поддерживается специальными мерами со стороны государственных органов.

4). Классифицируя  миграционное движение по причинам, следует выделить следующие из них:

    • экономические,
    • культурные,
    • политические,
    • этнические,
    • религиозные и т.п.

Но какие бы причины не определяли современную миграцию населения, главенствующая роль среди них принадлежит экономическим.

 

Демографический анализ

Демографический анализ следует рассматривать как неотъемлемый центральный элемент изучения воспроизводства населения, связанный с разработкой принципов применения статических, математических, социологических и других методов. Он не сводится, как это нередко понимают, к простой систематизации формально – количественных методов, применяемых для исследования демографических закономерностей. Он призван формировать особый «демографический» взгляд на население и факторы, определяющие его динамику, через призму методов анализа и моделирования действительности.

В этом смысле демографический анализ – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим уровнем в изучении населения.

 

Социологические методы сбора, обработки и анализа данных о социально-демографических фактах помогают установить и объяснить причинно-следственные связи между воспроизводством населения и социальным поведением.

Исключительно важной работой является составление программы исследования. Методологической основой программы обычно служит:

1) определение проблемы, задач и объекта и исследования;

2) уточнение  основных понятий и их эмпирическую интерпретацию;

3) предварительный  системный анализ предмета исследования;

4) выдвижение  и конкретизацию основных гипотез.

Методический (процедурный) раздел программы включает основные процедуры сбора и обработки данных (методы и техника исследования) и способы анализа данных по гипотезам.

Методами конкретного социального исследования называются способ установления конкретных социальных фактов и способ получения первичной информации, ее анализа и обработки. К основным методам фиксации событий относятся:

    • изучение документов,
    • наблюдение,
    • опрос – интервью,
    • анкеты, тесты,
    • эксперимент.

Технические приемы – это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. К ним относятся:

    • приемы контроля информации на надежность (обоснованность, устойчивость, точность),
    • приемы измерения качественных характеристик изучаемых явлений (шкалирование),
    • статистические приемы.

 

Задачи и основные направления демографической политики

Демографическая политика рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и методам их достижения, но обязательно согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости, труда, уровень жизни и социальное обеспечение населения, образование, здравоохранение.

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных специальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения.

Демографическая политика может быть представлена как система практических деятельностей, объединенных единой целью – качественное воспроизводство народонаселения.

Таким образом, в рамках демографической политики взаимосвязанно сосуществуют следующие направления:

- социально  – демографическая политика,

- политика  населения,

- семейная  политика,

- миграционная  политика,

- планирование  населения,

- контроль  рождаемости,

- управление  демографическим процессами.

 Структура  демографической политики, как и  любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей, разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительства или иных исполнительных органов, в законодательных ииных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

В общем виде цели демографической политики сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Они могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание цели), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.

Объекты демографической политики – это население страны в целом или отдельных регионов, социально – демографическое группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Основные направления демографической политики государства включают:

- государственную  помощь семьям с детьми,

- создание  условий для сочетания родительства  с активной профессиональной

деятельностью,

- снижение  заболеваемости и смертности,

- увеличение  продолжительности жизни,

- улучшение  качественных характеристик населения,

- регулирование  миграционных процессов, урбанизации  и расселения,

- социальную  поддержку инвалидов, пожилых и  нетрудоспособных, и т.д.

Эти направления демографической политики государства должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение.

Демографическая политика не должна и не может подменять экономическую и социальную политику. Попытки решать социально – экономические проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

 

Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:

1. Экономические  – оплачиваемые отпуска и различные  пособия при рождении детей, пособия  на детей в зависимости от  их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы; компенсации переселенцам и т.д.

2. Административно  – правовые – законодательные  акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные  обязательства, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин – матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.

3. Воспитательные  и пропагандистские, призванные  формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического  поведения, определенный демографический  климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а определенно через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Особую сложность демографической политики как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней индивидуальных, семейных, групповых и общественных, локальных, региональных, и общегосударственных, экономических, социально – политических, экологических и этно-культурных, ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции, и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность демографической политики. Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.

Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

 

Прогнозирование динамики уровня жизни

Динамика уровня жизни – конечный , обобщающий показатель (измеритель) социальной эффективности экономики. По сути именно он показывает степень достижения стратегической цели развития экономики. Исходя из закон возвышения потребностей, следует что уровень жизни должен иметь постоянную повышательную тенденцию.

Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

 

Уровень жизни и его динамика измеряется при помощи следующих показателей:

    1. Денежные доходы населения (общие  в расчете на душу). Денежные доходы населения выступают в формах оплаты труда, социальных выплат, доходов от собственности и т.п.
    2. Среднемесячная начисленная (номинальная) и реальная заработная плата.
    3. Величина прожиточного минимума на душу населения, ее соотношение со средней заработной платой и пенсией.
    4. Численность лиц с доходами ниже прожиточного минимума.
    5. Соотношение доходов 10% населения с самыми высокими и 10% с самыми низкими доходами.
    6. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

 

 

1. Показатели уровня жизни и их характеристика

Существует система показателей по 7 разделам, которая охватывает как общие (макроэкономические) показатели, так и частные (микроэкономические):

    1. Обобщающие показатели
    1. ВНП
    1. фонд потребления ВНП в расчете на душу населения:

-уровень  стоимости жизни и его динамика, текущие

трансферты и т.д.

    1. Доходы населения: месячные (денежные и натуральные);
      • совокупные доходы, располагаемые, реальные,
      • все виды доходов в среднем на душу населения,
      • средняя номинальная и реальная заработная плата,
      • средняя пенсия, стипендия, пособия.
    2. Потребление и расходы населения:
    • объем потребления материальных благ и услуг,
    • денежные расходы населения,
    • потребление основных продуктов питания на душу населения,
    • покупательная способность средней заработной платы, пенсии,
    • структура потребительских расходов населения.
    1. Денежные сбережения всего и по видам.
    1. Накопление имущества и жилище:
    • стоимость накопленного личного, домашнего имущества,
    • наличие предметов длительного пользования в собственности,
    • жилищные условия.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики