Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

 

Последовательность операций при построении модели прогнозного фона и ее анализа

1. Составление  предварительного перечня индикатумов  модели прогнозного фона по  всем семи разделам. Наиболее  детально в социальном прогнозировании  разрабатываются три первых раздела (научно-технический, демографический  и экономический). Из первого наибольший  интерес представляют данные  о топливно-энергетической и материально-сырьевой  базе, уровне механизации — автоматизации  — компьютеризации производства, перспективах строительства, транспорта  и средств связи, из второго  — о динамике, структуре и миграции  населения, из третьего — масштабах  и характере ассигнований на  соответствующие социальные нужды.

2. Сведение  предварительного перечня к состоянию, пригодному для дальнейших операций, одним из способов: заменой групп  однородных показателей обобщающими  индексами, агрегацией групп однородных  показателей с конструированием  показателей более общего характера; выделением из каждой группы  однородных показателей “проблемного”  показателя.

3. Обсуждение  с целью уточнения полученной  модели, методами “комиссии”, деструктивной  отнесенной оценки или разновидностью  дельфийской техники. Если предмет  исследования не особенно сложен, возможно совмещение операций 2 и 3.

4. Доработка  модели прогнозного фона на  основе обсуждения методами системного  анализа.

5. Индикация  модели прогнозного фона (мобилизация  количественной информации в  имеющейся литературе, по заказам  в компетентных учреждениях или  условно постулируемой, с построением  динамических рядов).

6. Прогнозная  ретроспекции фоновых данных.

7. Прогнозный  анализ фоновых данных, заключающих  в себе не только тенденции  периода основания, как в исходной  модели, но и тренды периода  упреждения по полученным (или  постулированным) готовым данным.

 

Прогнозные показатели

Набор прогнозных показателей должен давать достаточно полное представление о параметрах объекта, прежде всего о его динамике. Критерии, по которым  определяется набор показателей прогноза:

    1. Этот набор должен быть достаточно полным, характеризовать динамику объекта и факторы, эту динамику определяющие.
    2. Число показателей должно быть ограниченным. Лучше, если эти показатели будут конечными, обобщающими. Иначе расчеты будут слишком сложными. Чрезмерная точность измерения показателей не обязательна, так как измерить будущие тенденции apriori можно только с высокой степенью неопределенности.
    3. Число показателей сокращается по мере перехода от кратко- к долго- и сверхдолгосрочным прогнозам. Расхождение альтернативных вариантов при этом возрастает.
    4. Необходимо обеспечивать максимально возможную достоверность используемых показателей. Нужно сочетать статистические показатели с расчетными, отражающими экспертную оценку. Наряду с первичными показателями используются вторичные и третичные, полученные путем расчетов.
    5. Используются так называемые сквозные показатели (не частные, используемые в одном разделе, а применяющиеся в ряде разделов прогноза). Например, численность населения, объем ВВП, ВВП на душу населения и др.

 

Прогнозные балансы ресурсов

Динамика основных макропоказателей зависит от объема и качества ресурсов:

    • трудовых;
    • природных;
    • материальных;
    • научно-технических;
    • финансовых и др.

Поэтому при разработке прогнозов следует строить балансов. Для долго- и сверхдолгосрочных прогнозов это укрупненные балансы, для средне- и краткосрочных – детализированные.

Балансы трудовых ресурсов включают:

    • данные о численности населения, региона;
    • данные о доле населения в трудоспособном возрасте;
    • данные об уровне безработицы.

Детализированные балансы трудовых ресурсов содержат данные:

    • о распределении трудовых ресурсов по отраслям, секторам и регионам;
    • по уровню образования занятых и специальностям в увязке с балансами подготовки специалистов.

 

Балансы основных фондов должны учитывать не только их стоимость и распределение по отраслям, секторам и регионам, но и степень их износа и их технологический уровень, распределение по поколениям техники.

 

Материальные балансы показывают обеспеченность экономики материальными ресурсами, как природными, так всеми иными. Так как число видов ресурсов много, то балансы строятся по товарным группам и товарам-представителям. Например, энергобаланс, который характеризует объем и соотношение видов первичных энергоресурсов с учетом их производства, потребления, экспорта и импорта.

 

Сценарии прогнозов

Прогнозы обычно разрабатываются в нескольких сценариях, отражающих возможные варианты будущего развития. Сценарии основываются на имеющихся ресурсах и возможностях. Обычно используются следующие сценарии.

Инерционный (базовый). Он основан на экстраполяции сложившихся тенденций на прогнозный период. Предполагается, что длительность ретроспективного периода должна превышать длительность прогнозного. Однако при этом часто не учитывается смена фаз цикла и самих цикла.

Оптимистический (инновационно-прорывной) сценарий. Он исходит из благоприятного сочетания условий использования ресурсов. Следует однако иметь в виду, что кроме желаемых вариантов перспектив развития, существуют и реальные.

Пессимистический вариант. Он исходит из неблагоприятного сочетания условий и факторов будущего развития. Иногда может совпадать с инерционным.

 

Реальная динамика объекта может располагаться и в промежутках между базовыми сценариями.

 

Условие качественного прогнозирования и стратегического планирования – высокий уровень профессионализма разработчиков. Некомпетентность приводит к серьезным ошибкам и просчетам.

 

Влияние глобализации на долгосрочное прогнозирование

Глобализация ведет к резкому усилению взаимозависимости экономических агентов. Следовательно, она должна учитывать в прогнозах.

Глобализация связана с обострением проблемы ограниченности природных ресурсов. Речь идет о необходимости выявить предельные параметры использования природных ресурсов человечеством в целом. Это делает актуальными глобально-мировые сценарии экономического и социального развития. Из них вытекают международные стандарты и правила формирования национальных программ.

Ряд таких долгосрочных прогнозов разработан. В них указывается на радикальные изменения соотношения экономических потенциалов стран и их группировок. Например, по прогнозу крупнейшими экономиками к середине века станут Китай и Индия.

Кроме того в этих прогнозах выявлены опасности, связанные с наращиванием потребления природных ресурсов, которые превышают экологически допустимые нормы.

В прогнозах ставится вопрос о необходимости активного вмешательства международных институтов в процесс глобализации. Дело в том, что прежняя линия раскола: между индустриальным Западом и Третьим миром заменяется новой линией раскола: между странами, которые интегрируются в мировое сообщество и теми, которые не делают этого.

Подходы ведущих стран в мировой политике должны быть серьезно скорректированы. Они должны приспособиться к появлению новых держав.

Прогнозный сценарий развития мира (прогноз Национального разведывательного совета США) – вывод, что рост мировой экономики при ограниченности ресурсной базы невозможен. Экономика либо должна кардинально перестроиться, либо она войдет в полосу кризиса и распада глобальных экономических связей.

Применительно в России выделены три возможных варианта:

    1. Следование в фарватере стратегий Запада («конец истории»).
    2. Новая социальная революция.
    3. «Альтернативная стратегия» - в случае консолидации общества вокруг инновационно-социальных программ.

Третий вариант предполагает ориентацию страны на инновационный тип развития.

 

 

Рисунок 2.5 Блок-схема технологии разработки и реализации национальных программ

 

1. Выбор объекта программы (проекта). При выборе объекта необходимо опираться на долгосрочный прогноз

2. Дерево целей. Для каждой программы (проекта) необходимо построить дерево целей: генеральную цель, цели 1-го уровня, цели 2-го уровня, 3-го уровня. Причем каждая цель должны быть определена в конкретных количественных параметрах и сроках. Главная задача при построении дерева целей – не допустить пропуска одной или нескольких целей, а также не включать ложных целей.

3. Система мероприятий. Следующий этап – принятие по каждому элементу дерева целей мероприятий (работ), которые обеспечат достижение каждой цели каждого уровня, и, в конечном счете – генеральной цели.

4. Структуризация программы. Полученный набор мероприятий необходимо структурировать, привести в удобный для дальнейшей работы и управления вид. Первичным звеном каждой программы является конкретный проект - исследовательский, инвестиционный, организационно-управленческий и т.д. Группа взаимосвязанных проектов объединяются в блоки, т.е. в подпрограммы. Примерная схема структуры национальной программы включает 5 контуров:

    • исследовательско-конструкторский,
    • инновационно-инвестиционный,
    • организационно-управленческий,
    • кадровый,
    • межрегионального и международного сотрудничества (впрочем, два последних контура могут быть объединены с организационно-управленческим).

Каждый контур включает определенный набор подпрограмм, блоков и проектов и имеет свою систему управления.

 

 

Рисунок 2.6 Структура Национальной программы

 

5. Бизнес-планы. После прохождения указанных выше этапов формируются бизнес – планы по каждому проекту и сводные бизнес-планы по блокам, подпрограммам и программе в целом. Бизнес-планы по конкретным проектам исследовательского и управленческого контуров, как правило, включают следующие разделы:

    • содержание, конкурентоспособность, конечные результаты проекта;
    • исполнители и соисполнители проекта;
    • необходимые ресурсы;
    • технология выполнения проекта;
    • источники финансирования и финансовые потоки;
    • риски и их минимизация;
    • эффективность реализации проекта.

Сводные бизнес-планы представляют суммарные расчеты по проектам определенного блока, подпрограммы, контура.

Интегральный бизнес-план дает итоговую оценку по национальной программе (национальному проекту) в целом.

6. Отбор проектов и корректировка программ. На основе информации бизнес-планов осуществляется общая оценка и отбор проектов для включения в национальную программу (национальный проект). Основными критериями являются:

    • технологический уровень;
    • наличие перспективных рыночных ниш (для коммерческих проектов) и насущных потребностей общества (для некоммерческих проектов);
    • обеспеченность ресурсами, прежде всего отечественными;
    • уровень эффективности – экономической, социальной, экологической и т.п.

Осуществляется инновационно-технологическая, экономическая и экологическая экспертиза проектов. По ее результатам производится рейтинговая оценка сравнительной интегральной эффективности и ранжирование набора проектов по национальной программе.

Проекты, получившие отрицательную оценку по одному из критериев, исключаются либо принимаются меры по их оптимизации. В результате осуществляется окончательный отбор проектов и корректировка по очередям.

7. Финансирование программы. Перед утверждением программы необходимо определить источники ее финансирования. Как правило, национальные программы и проекты финансируются на многоканальной основе, включающей следующие основные источники:

    • бюджетное финансирование;
    • вложения внебюджетных инвестиционных, венчурных, инновационных, экологических, социальных фондов;
    • инвестиции частных отечественных инвесторов;
    • инвестиций заинтересованных иностранных инвесторов;
    • самофинансирование участников реализации проектов.

8. Управление программой. Общая схема управления построена на принципе взаимодействия структур на всех уровнях и включает следующие элементы:

    • Генеральный Совет, координирующий всю деятельность по выполнению программы и несущий ответственность за ее результаты;
    • Совет заказчиков, включающий генерального заказчика и заказчиков по отдельным подпрограммам, блокам, обеспечивает финансирование, приемку, оценку и использование полученных результатов;
    • Научно-технический совет, объединяющий научного руководителя по программе в целом, научных руководителей по подпрограммам, блокам и проектам; совет отвечает за научное обеспечение программы, осуществляет авторский надзор;
    • Совет директоров (управляющая компания), обеспечивающий выполнение программы.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики