Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций
Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.
2. Кризисы носят болезненный, разрушительный характер, сопровождаются падением производства и инвестиций в основной капитал, недогрузкой производственных мощностей и банкротством многих предприятий, увеличением безработицы, падением реальных доходов значительных слоев населения, социально-политическими потрясениями. Общественная система становится неустойчивой, падает эффективность воспроизводства, усиливается хаотичность перемен. Но есть и позитивные последствия: устаревшие, но все еще преобладающие элементы системы радикально трансформируются либо уничтожаются.
3. Кризисы имеют созидательный характер, открывая простор для новых, перспективных элементов систем - уже существующих, но не получающих простора из-за сопротивления устаревших элементов системы. Кризисы дают импульс для развертывания волны инноваций на следующих фазах цикла.
4. Кризисы выполняют важнейшую функцию в генетическом развитии общества. Они сохраняют и передают следующим поколениям генотип, наследственное ядро социально-генетической системы, в то же время очищая его от устаревших элементов и обогащая новыми, помогающими адаптироваться к существенно изменившимся внешним и внутренним условиям развития системы, поддерживая ее жизнестойкость.
5. Кризис не является постоянным, перманентным состоянием системы. Он завершается ее обновлением и переходом к новому витку цикличной динамики, к оживлению и подъему в новом качестве либо в худшем случае - летальным, исходом, сходом ее с исторической сцены и заменой более прогрессивной системой.
6. Кризисы занимают обычно меньшую часть цикла и включают следующие стадии.
7. Глубина и длительность кризиса зависят от характера цикла и взаимодействия циклов разной длительности и в различных сферах. Для кризисной фазы среднесрочного цикла характерна продолжительность кризисной фазы в один-два года, после чего следуют непродолжительный период депрессии, а затем оживление. При этом глубина падения производства, которая измеряется обычно снижением ВВП, не превышает 5-10% или меньше. Однако если кризис среднесрочного цикла совпадает с кризисной фазой долгосрочного цикла, то он может затянуться до 3-4 лет и обусловить падение производства в 15-20% и больше. Так было, например, в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Несколько меньше были темпы падения в кризисной фазе четвертого кондратьевского цикла 70-х годов.
8. Кризисы в динамике социальных систем имеют сложную структуру. Это прежде всего экономический кризис, который, в свою очередь, начинается с инвестиционного кризиса, перенасыщения рынка (кризис сбыта), кредитного кризиса (рост спроса на кредиты при затруднении их возврата), волны банкротств, сокращения производства и роста безработицы, недогрузки производственных мощностей.
Рост безработицы и падение уровня жизни вызывают социальные потрясения и политический кризис, который ведет иногда к смене политической власти (как это было, например, в Германии после экономического кризиса начала 30-х годов).
9. Выход из кризиса начинается в фазе депрессии и в начале оживления. Он состоит в постепенном рассасывании товарных излишков, начале инновационно-инвестиционного обновлении производства, что вызывает дополнительный спрос на рабочую силу и на средства производства. Развертывается инвестиционный бум. Этому способствует антикризисная политика государства, реализующая кейнсианскую концепцию. Экономика в целом входит в фазу оживления, а затем и подъема.
10. Взаимодействие кризисов разной длительности и в разных сферах может развиваться в трех формах.
Это прежде всего резонансное взаимодействие: кризисные фазы разных по длительности циклов и в разных сферах, совпадая во времени, усиливают друг друга. На это влияние обратил внимание Н.Д. Кондратьев, указав, что на понижательной волне большого цикла конъюнктуры кризисы среднесрочных циклов более глубоки и длительны.
Рисунок 3.3 Прогнозирование кризисов
Признание неизбежности кризисов и понимание их характера, природы, периодичности делают возможным и необходимым прогнозирование кризисов. Блок-схема, приведенная выше, показывает, что этот процесс включает несколько этапов.
Тема 4. Планирование и прогнозирование социодемографического развития
Считается, что социодемографическая динамика – конечный результат деятельности государства.
Основные этапы и виды демографического прогноза
Важнейшей целью демографического прогноза является оценка будущих численности и возрастно-полового состава населения страны, регионов и типов населенных пунктов (городские поселения, сельская местность). Социальные запросы не ограничиваются данными о возрастно-половом составе населения на перспективу. Не менее важны сведения о численности и структуре семей, прежде всего для прогноза жилищного строительства и потребности в предметах длительного пользования, которые приобретаются на «семью». Все чаще предпринимаются попытки прогнозировать образовательную и даже профессиональную структуру населения, рождаемости, смертности, брачности и т.п.
Без учета подобных сведений невозможно социально – экономическое прогнозирование развития страны в целом или отдельных отраслей экономики. Без учета данных о населении не могут быть определены перспективы производства и потребления, развитие социальной инфраструктуры, занятости и безработицы и т.д.
Таким образом, прогнозирование населения занимает важное место в деятельности демографических научных учреждений, общественных и частных институтов и структур как в отдельных странах, так и в международных организациях.
Демографический прогноз включает три этапа, главным из которых является качественный прогноз – прогнозный сценарий.
Задача прогнозного сценария состоит прежде всего в определении характера и направления динамики отдельных демографических процессов или их компонентов в течение прогнозного периода. Помимо самого качественного прогноза, сценарий должен содержать обоснование такого прогноза, включая условия, при которых можно ожидать предполагаемую динамику.
Состав и требования к прогнозному сценарию существенно зависят от периода прогноза. В настоящее время сложилась следующая классификация прогнозов: краткосрочные (на период до 5 лет), среднесрочные (на период от 5 до 30 лет) и долгосрочные (от 30 лет).
Краткосрочный прогноз предполагает сохранение и развитие тех тенденций демографических процессов, которые наблюдались в годы, непосредственно предшествующих прогнозному периоду. Прогнозный сценарий и сводится, по существу, к гипотезе, что наблюдаемые тенденции сохранятся в ближайшем будущем. Его основой служит представление о высокой инерционности демографических процессов.
Однако есть случаи, когда такой экстраполяционный прогноз невозможен и бессмысленен. Это периоды нарушения плавности, постепенности динамики демографии общества, либо под действием тех или иных мероприятий, направленных на изменение демографической ситуации.
Каждый среднесрочный прогноз есть самостоятельное научное исследование. Он включает и более общий социально – экономический прогноз и прогноз влияния социальной динамики на ход демографических процессов. В силу этого среднесрочный демографический прогноз содержит достаточно широкий спектр возможных вариантов демографического развития, однако в них выделяется относительно узкий класс наиболее вероятных демографических траекторий. Надо говорить о системе альтернативных прогнозных сценариев, среди которых выделяются:
Долгосрочный прогноз носит аналитический характер, поскольку его основная задача – помочь формулировке целей демографической политики или определить горизонты социальной, экономической, экологической политики.
Долгосрочные (и сверхдолгосрочные) на 60 – 100 лет (прогнозы осуществляются в рамках глобальных футурологических исследований и строятся по принципу «что будет, если…»).
Если среднесрочные прогнозы проводятся обычно по странам с учетом их внутреннего административно – территориального деления, то долгосрочные оперируют группами стран и целыми континентами.
Каждый сценарий демографического прогноза воспроизводства населения содержит предположение о будущем социально – экономическом развитии стран или региона. Тем не менее, демографические переменные редко включаются как эндогенные в социально – экономические прогнозы, и причина состоит в том, что связи типа «экономика – население», «экология – население» крайне плохо изучены количественно.
Таким образом, демографическое прогнозирование есть предварительная демографическая экспертиза всех принимаемых государственных, общественных и управленческих решений различного уровня. Экспертиза должна выявить возможное влияние принимаемых мер на демографические процессы и наоборот, указать пути предотвращения отрицательных последствий намечаемых мер.
Функциональные прогнозы населения
Демографические прогнозы в большинстве случаев являются основой для разработки другого вида перспективных оценок – функциональных прогнозов населения, результаты которых непосредственно применяются в процессе принятия решений в экономической, социальной и политической области.
Под функциональными прогнозами населения понимаются перспективные оценки численности и состав тех групп населения и домохозяйств, которые обеспечивают деятельность различных социально – экономических структур.
Именно прогноз численности и состава конкретных функциональных групп населения: учащихся и преподавателей, пенсионеров и налогоплательщиков, потребителей кофе и макарон, городского и сельского населения и интересует специалистов в области принятия решений.
Результаты функционального прогноза в конечном итоге позволяют выявить уровень спроса на предлагаемые товары и услуги, оценить численность занятых; на его основе разработать модель развития организации (определить необходимые для этого финансовые и материальные ресурсы), разработать главные направления экономической и социальной политики.
С точки зрения методологии расчетов можно выделить два класса функциональных прогнозов. К первому классу относятся так называемые прогнозы «предложения населения» или «демографического предложения». Демографическая система как бы предлагает различным структурам и организациям свою «продукцию»: лиц в школьном, призывном, трудоспособном, пенсионном возрастах и др. Соответственно фундаментом прогнозов первого класса являются результаты перспективных демографических расчетов. В большинстве случаев чисто демографические расчеты должны быть специальным образом обработаны для того, чтобы из них можно было получить данные, непосредственно пригодные для применения в различных экономических и социальных областях.
Ко второму классу функциональных прогнозов относятся прогнозы «спроса на население», которые предъявляют социально – экономические организации для обеспечения своей деятельности. В первую очередь речь здесь идет о численности занятых. В этом классе прогнозов перспективные расчеты отдельных групп населения осуществляются, как правило, на основе или простых трендо вых моделей или более сложных экономико – математических моделей, в которых численность населения выступает в качестве зависимой переменной, а независимыми переменными являются время или различные технико – экономические показатели, включая плановые нормативы.
Указанные классы прогнозов не являются взаимоисключающими, более того они дополняют друг друга. Как отмечалось выше, каждый из них предназначен для решения своих специфических задач с помощью специально разработанных для этого методов. Так, если целью прогнозов «предложения населения» являются, например, число лиц школьного возраста или экономически активное население, то соответствующими показателями «на выходе» второго класса прогнозов будут численность занятых или количество мест в школах, которое может предоставить государство.
Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики