Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

 

Кривая Лоренца демонстрирует соотношение между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода.

 

Рисунок 4.1 Кривая Лоренца

 

По горизонтальной оси графика откладывается процент населения (или семей). По вертикальной – процент дохода. Обычно население делится на пять частей (квинтелей). В каждый квинтель входит 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых бедных до самых богатых. Линия ОВ называется линией абсолютного равенства (все группы получают равные доходы). Линия OAВ - это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB. Чем неравномернее распределение дохода, тем дальше ОDB от биссектрисы.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы измеряется через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади треугольника, образованного биссектрисой и линией ОАВ. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства - коэффициент концентрации доходов или коэффициент Джини.

G = ODB/OAВ

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем сильнее неравенство. Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР: экономика с очень низкой (коэффициент Джини равен 20—22), низкой (24—26), средней (29—31) и высокой степенью неравенства (33—35).

Оценить степень неравенства в распределении доходов в обществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов рассчитывается как соотношение между средними уровнями доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Для оценки дифференциации населения по доходам используется также коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны.

 

Система социальной защиты населения

Под термином социальная защита населения подразумевается система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достойный уровень жизни и обеспечивающий его необходимыми благами при утрате тех или иных его способностей.

Основными составляющими системы соц. защиты являются:

    • защита от безработицы;
    • обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;
    • оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;
    • минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения, образования и др..

Социальная защита населения проявляется в разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности.

Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере.

Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков.

В настоящее время основную работу по соцзащите населения выполняют следующие органы:

    • Государственные органы социальной защиты населения;
    • Специализированные общественные и профессиональные организации;
    • Негосударственные коммерческие структуры;
    • Фонды благотворительности и милосердия;
    • Религиозные организации;
    • Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников;
    • Политические партии и общественные движения.

 

Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:

1) в специальных  разделах прогноза социально-экономического  развития страны;

2) в Комплексных  программах социально-экономического  развития РФ 

3) в Федеральных  целевых программах,

4) в региональных  прогнозах социально-экономического  развития и региональных программах; в прогнозах развития городов, населенных пунктов и административных районов населенных пунктов.

Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения:

    • синтетически;
    • натуральные;
    • структурные.

 

Синтетические показатели уровня жизни населения:

а) показатели, характеризующие динамику населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом и по отдельным социальным группам);

б) показатели качество населения (продолжительность жизни; уровень заболеваемости);

в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);

г) показатели развития личности (образовательная структура населения; доля средств, расходуемых на образование в семейном бюджете; доля средств расходуемых на образование в структуре расходов Федерального бюджета и в совокупном доходе населения);

д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);

е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете на одно жилое помещение и т.п.);

ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.

 

Натуральные показатели – показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ

    • состав потребительской корзины,
    • объем потребления мяса, молока и т.д. на душу населения

 

Структурные показатели - выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния

    • распределения населения по уровню доходов;
    • разрыв между уровнем доходов наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан

 

В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.

I. Гипотеза формирования повышения  уровня жизни определяется в  общем виде тремя составляющими:

    • ростом ВВП,
    • ростом общественных потребностей,
    • ростом ресурсов для предстоящего потребления.

Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.

II. Анализ достигнутого уровня  жизни включает в себя комплекс  показателей, которые обеспечивают  взаимную увязку и логическую  последовательность разработки  прогнозов.

Основными среди этих показателей являются следующие:

1) социально-демографические  показатели, характеризующие динамику  численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;

2) условия  труда (численность работающих, занятых  тяжелым физическим трудом, квалификационная  структура рабочих мест, продолжительность  рабочей недели, оплачиваемого отпуска);

3) обобщающие  стоимостные показатели номинальных  и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от  собственности, социальных выплат  и т.д.);

4) состояние  здоровья и его изменения по  населению в целом и отдельным  социальным группам;

5) показатели  потребления населением основных  продуктов питания и непродовольственных  товаров;

6) обобщающие  показатели сферы обслуживания (расходы  населения на оплату услуг, индекс  цен (тарифов) на определенные виды  платных услуг населения;

7) жилищные  условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения  жильем, обеспеченность основными  видами коммунального обслуживания  и т.д.);

8) показатели  образования (уровень образованности  населения, численность учащихся  в школах, численность студентов  ВУЗов и средних специальных  учебных заведений, в том числе  на 10 тыс. населения и др.);

9) показатели  культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж  книг, журналов, газет);

10) состояние  окружающей среды;

11) сбережения  населения.

 

III. Разработка прогнозов. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д.

 

Социальный комплекс – нерыночный (или условно-рыночный) сектор экономики. Он развивается государством за счет средств бюджета.

    1. Социальный комплекс состоит из блоков:
    2. Здравоохранение и медицинское обслуживание.
    3. Социальное обеспечение
    4. Образование
    5. Культура, отдых, туризм.

 

 

Тема 5. Планирование и прогнозирование отдельных направлений национального экономического развития

 

Прогнозирование, планирование и программирование территориального развития

Экономические и социальные прогнозы и индикативные планы и программы, которые на них основываются, не могут считаться завершенными, если в них нет территориального аспекта. Территориальные прогнозы и программы разрабатываются совместно центром и территориями (субъектами Федерации). Активное участие регионов необходимо, так как только в этом случае в программах и планах найдут отражение интересы и возможности территорий. В итоге вырабатываются компромиссные варианты, отвечающие как федеральным, так и территориальным (региональным интересам).

Цель региональной экономической стратегии РФ – поддержание и укрепление экономического потенциала субъектов РФ, укрепление едино8о экономического пространства.

Основой региональных планов и программ являются территориальные прогнозы, которые подразделяются на

    • Долгосрочные
    • Среднесрочные
    • Краткосрочные.

Приоритет должен отдаваться долгосрочным прогнозам, однако пока главным звеном являются средне- и краткосрочные. Они готовятся в процессе подготовки федеральных проектов на тех- и однолетний периоды. Объясняется данный парадокс тем, что экономика нестабильна, в том числе нестабильно состояние региональных бюджетов.

Факторы, влияющие на региональное прогнозирование:

    • Общегосударственные прогнозы, программы, планы
    • Ожидание и намерения регионов и региональных субъектов социально-экономического развития

 

Методологическим условием разработки прогнозов и программ регионального развития является разработка сценариев развития регионов и групп регионов. Эти сценарии конкретизируют возможные стратегии социально-экономического развития, исходя из существующих проблем и ресурсов, а также специфических особенностей регионов.

Количество сценариев – 2-3 варианта.

При двух вариантах разрабатывают обычно инерционный и целевой сценарии. При 3-х – пессимистический, оптимистический и средний (компромиссный).

Особенностью территориального (регионального) прогнозирования (стратегического планирования, программировании) является учет прогнозов по макрорегионам (федеральным округам), объединяющим близкие по природно-климатическим условиям, географическому расположению и историческим традициям субъекты Федерации.

На основе прогнозов формируются региональные стратегические и индикативные планы социально-экономического развития, региональные и межрегиональные целевые программы.

 

Особенность региональных экономик

    • зависимость от центра (решений, принимаемых в центре)
    • зависимость от иных внешних для региональной экономики факторов.

В региональных разработках вместо ВВП применяется показатель валового регионального продукта (ВРП). ВРП определяется как сумма добавленной стоимости отраслей экономики региона. В силу определенных технических сложностей суммарный ВРП по всем регионам меньше, чем ВВП.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики