Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций
Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.
Кривая Лоренца демонстрирует соотношение между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода.
Рисунок 4.1 Кривая Лоренца
По горизонтальной оси графика откладывается процент населения (или семей). По вертикальной – процент дохода. Обычно население делится на пять частей (квинтелей). В каждый квинтель входит 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых бедных до самых богатых. Линия ОВ называется линией абсолютного равенства (все группы получают равные доходы). Линия OAВ - это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB. Чем неравномернее распределение дохода, тем дальше ОDB от биссектрисы.
Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы измеряется через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади треугольника, образованного биссектрисой и линией ОАВ. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства - коэффициент концентрации доходов или коэффициент Джини.
G = ODB/OAВ
Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем сильнее неравенство. Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР: экономика с очень низкой (коэффициент Джини равен 20—22), низкой (24—26), средней (29—31) и высокой степенью неравенства (33—35).
Оценить степень неравенства в распределении доходов в обществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов рассчитывается как соотношение между средними уровнями доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Для оценки дифференциации населения по доходам используется также коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны.
Система социальной защиты населения
Под термином социальная защита населения подразумевается система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достойный уровень жизни и обеспечивающий его необходимыми благами при утрате тех или иных его способностей.
Основными составляющими системы соц. защиты являются:
Социальная защита населения проявляется в разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности.
Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере.
Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков.
В настоящее время основную работу по соцзащите населения выполняют следующие органы:
Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:
1) в специальных
разделах прогноза социально-
2) в Комплексных
программах социально-
3) в Федеральных целевых программах,
4) в региональных
прогнозах социально-
Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения:
Синтетические показатели уровня жизни населения:
а) показатели, характеризующие динамику населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом и по отдельным социальным группам);
б) показатели качество населения (продолжительность жизни; уровень заболеваемости);
в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);
г) показатели развития личности (образовательная структура населения; доля средств, расходуемых на образование в семейном бюджете; доля средств расходуемых на образование в структуре расходов Федерального бюджета и в совокупном доходе населения);
д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);
е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете на одно жилое помещение и т.п.);
ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.
Натуральные показатели – показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ
Структурные показатели - выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния
В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.
I. Гипотеза формирования
Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.
II. Анализ достигнутого уровня
жизни включает в себя
Основными среди этих показателей являются следующие:
1) социально-демографические
показатели, характеризующие динамику
численности и состава
2) условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);
3) обобщающие
стоимостные показатели
4) состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам;
5) показатели
потребления населением
6) обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения;
7) жилищные
условия и коммунальное
8) показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);
9) показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет);
10) состояние окружающей среды;
11) сбережения населения.
III. Разработка прогнозов. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д.
Социальный комплекс – нерыночный (или условно-рыночный) сектор экономики. Он развивается государством за счет средств бюджета.
Тема 5. Планирование и прогнозирование отдельных направлений национального экономического развития
Прогнозирование, планирование и программирование территориального развития
Экономические и социальные прогнозы и индикативные планы и программы, которые на них основываются, не могут считаться завершенными, если в них нет территориального аспекта. Территориальные прогнозы и программы разрабатываются совместно центром и территориями (субъектами Федерации). Активное участие регионов необходимо, так как только в этом случае в программах и планах найдут отражение интересы и возможности территорий. В итоге вырабатываются компромиссные варианты, отвечающие как федеральным, так и территориальным (региональным интересам).
Цель региональной экономической стратегии РФ – поддержание и укрепление экономического потенциала субъектов РФ, укрепление едино8о экономического пространства.
Основой региональных планов и программ являются территориальные прогнозы, которые подразделяются на
Приоритет должен отдаваться долгосрочным прогнозам, однако пока главным звеном являются средне- и краткосрочные. Они готовятся в процессе подготовки федеральных проектов на тех- и однолетний периоды. Объясняется данный парадокс тем, что экономика нестабильна, в том числе нестабильно состояние региональных бюджетов.
Факторы, влияющие на региональное прогнозирование:
Методологическим условием разработки прогнозов и программ регионального развития является разработка сценариев развития регионов и групп регионов. Эти сценарии конкретизируют возможные стратегии социально-экономического развития, исходя из существующих проблем и ресурсов, а также специфических особенностей регионов.
Количество сценариев – 2-3 варианта.
При двух вариантах разрабатывают обычно инерционный и целевой сценарии. При 3-х – пессимистический, оптимистический и средний (компромиссный).
Особенностью территориального (регионального) прогнозирования (стратегического планирования, программировании) является учет прогнозов по макрорегионам (федеральным округам), объединяющим близкие по природно-климатическим условиям, географическому расположению и историческим традициям субъекты Федерации.
На основе прогнозов формируются региональные стратегические и индикативные планы социально-экономического развития, региональные и межрегиональные целевые программы.
Особенность региональных экономик
В региональных разработках вместо ВВП применяется показатель валового регионального продукта (ВРП). ВРП определяется как сумма добавленной стоимости отраслей экономики региона. В силу определенных технических сложностей суммарный ВРП по всем регионам меньше, чем ВВП.
Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики