Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

Сбалансированность пространственного развития национальной экономики занимает ключевое месть в государственной региональной политике. Если рассматривать эту сбалансированность как цель, то можно выделить следующие подцели:

    • формирование новых центров экономического роста
    • выявление конкурентных преимуществ каждого региона и создание условий для развития провинции
    • уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов
    • освоение новых и неосвоенных территорий, имеющих долгосрочные экономические преимущества
    • укрепление территориальной целостности

 

Основные принципы формирования государственной политики пространственного развития на перспективу:

    • координация решений на федеральном и региональном уровнях
    • дополнительное финансирование регионов в целях формирования новых центров развития в соответствии с федеральной политикой
    • создание условий для развития кооперации регионов, реализации совместных проектов регионов
    • грамотное распределение полномочий между центром, региональным уровнем управления и местным уровнем самоуправления
    • обеспечение соответствия финансовых источников объему полномочий и обязательств по уровням управления (региональный, местный), повышение доли собственных источников финансирования в бюджетах регионов и муниципалитетов.

 

Особенностью РФ является большое число территориально-административных единиц, существенно различающихся по природным, экономическим и др. условиям. Следовательно, прогнозы на длительную перспективу следует привязывать к укрупненным регионам (макрорегионам).

Уровень ВРП на душу населения зависит не только от общего уровня развития региональной экономики, но и от того, сколько на территории региона размещено экспортоориентированных предприятий.

 

Показатели, используемые при прогнозах регионального развития

    1. Входные показатели (относятся к базовому периоду расчетов)
    2. Экзогенные или сценарные показатели (задаются извне методами экспертных оценок)
    3. Эндогенные выходные показатели (рассчитываются на конец прогнозируемого периода и по годам)
    4. Индикаторы экономического развития региона (производительность труда в расчете на одного занятого фондоотдача и фондовооруженность, рентабельность, средняя заработная плата и т.д.)

 

Формирование прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ состоит из следующих этапов:

    1. Разработка сценариев социально-экономического развития. Разрабатываются на основе анализа тенденций в регионах, долгосрочных прогнозов и стратегических планов РФ.
    2. Разработка предварительного варианта основных показателей прогнозов субъектов РФ.
    3. Разработка уточненных показателей прогнозов развития субъектов РФ.
    4. Разработка или уточнение долгосрочного стратегического плана развития региона как базы индикативных средне- и годовых планов. Формирование региональных и межрегиональных целевых программ.

 

Прогнозирование и программирование ОПК

При исследовании ОПК принципиальным является вопрос о гомогенности или гетерогенности понятия «военная промышленность».

Гомогенный характер военной промушленностми (военная промышленность – самостоятельный субъект макрокономических отношений) означает, что военная промышленность - самостоятельным сектором национального хозяйства с собственным циклом воспроизводства, системой внутриотраслевых связей и органов управления. В этом случае она является подсистемой в общей экономической системе.

Гетерогенный характер военной промвыленности означает, что военная промышленность состоит из отдельных компонентов других промышленных отраслей, частей народного хозяйства.

В зависимости от ответа на этот принципиальный вопрос государственное регулирование военной промышленности должно иметь различное содержание и осуществляться адекватными методами.

Если военное производство состоит из отдельных частей других отраслей со своими технологическими и управленческими особенностями, то оно не имеет собственного содержания.

 

Особенности планирования ВПК

Разработка многих вооружения занимает длительное время, следовательно, при планировании деятельности ОПК всегда присутствуют большие неопределенности. Поэтому планирование ОПК в наибольшей степени соответствует стратегическому планированию, которое предназначено для выработки рациональных планов деятельности в условиях существенной неопределенности внешней среды, но при жесткой ориентации на конечную стратегическую цель.

Основными исходными документами стратегического планирования являются Концепция и Стратегия национальной безопасности России, Военная доктрина.

Основные выходные документы – Государственная программа вооружения (ГПВ), детализирующий ее на краткосрочный период Государственный оборонный заказ (ГОЗ), Федеральная целевая программа, имеющая в настоящее время название «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».

Глобальная задача планирования деятельности ОПК - создать такую систему вооружения, чтобы минимизировать общий вероятный ущерб при различных сценариях развития внешнеполитической ситуации.

На прогнозной фазе перед началом планирования в первую очередь необходимо определение возможных противников, уровней и динамики военных угроз.

Кроме технического и технологического прогнозов для стратегического планирования необходим также прогноз общих уровней финансирования создания ОПК, а также – других определяющих ресурсов, например, кадрового.

Наконец, нужно четко сформулировать ограничения для предприятий ОПК по минимальному уровню их финансирования (ресурсного обеспечения), ниже которых нельзя опускаться при выборе значений управляющих параметров во избежание системного разрушения предприятий.

 

После этого уже возможен выбор рациональной совокупности управляющих параметров, обеспечивающих наиболее быстрое продвижение к глобальной цели в текущем плановом периоде.

Но при составлении долгосрочных прогнозов все учесть нельзя, через некоторое время обычно всегда проявляются рассогласования между прогнозными и наблюдаемыми значениями параметров. Развитие и логическое завершение этот подход получил методе динамического режима планирования. Сущность этого метода состоит в том, что в случае высоких неопределенностей по динамике военных угроз и общих уровней ресурсного обеспечения предлагается заменить долгосрочное планирование системой скользящих среднесрочных планов с такими временными горизонтами, в пределах которых уже возможно осуществить прогноз с приемлемой точностью. При этом при разработке каждого среднесрочного плана должна оставаться неизменной общая стратегическая цель.

Целью среднесрочного программного планирования является максимизация приращения обобщенного показателя, определяющего предотвращенный ущерб. Для определения вклада различных предполагаемых мероприятий в значения этого показателя обычно строится иерархическая схема взаимосвязи значений обобщенного показателя с результатами выполнения предполагаемых мероприятий. При ее анализе устанавливаются вклады различных мероприятий в достижение общей среднесрочной цели в очередном плановом периоде.

 

Особенности рынка вооружений

Особенности товара.

Во-первых, каждый вид товара (оружие или система вооружений) чрезвычайно дорог и покупается в сравнительно небольших количествах. Для свободного рынка, наоборот, характерны относительно небольшая цена и большое количество покупаемых товаров.

Во-вторых, продукция каждого военного производителя различается между собой по технико-эксплуатационным, качественным характеристикам гораздо значительнее, чем продукция производителей определенного рынка гражданской продукции. Тогда как рынок совершенной конкуренции подразумевает однородную продукцию с отсутствием признаков дифференциации.

В-третьих, полную выгоду или потребительную стоимость купленного товара на гражданском рынке получает конкретный покупатель; на рынке военных закупок эффект от покупки и последующего потребления распределяется на все общество. Рынок военных закупок, таким образом, является рынком общественных товаров, причем в наиболее четком смысле этого слова.

 

Объемные характеристики рынка военных закупок и типичного рынка совершенной конкуренции определяются совершенно разными способами. Обычный рынок гражданской продукции рынка формируется в результате взаимодействия продавцов и покупателей. Спрос покупателей вызывает рост предложения, и, наоборот, сами производители могут в известных пределах стимулировать спрос покупателей. В обоих случаях размеры рынка определяются взаимодействием субъектов этого рынка.

Рынок военных закупок не подвержен влиянию субъектов спроса и предложения в той же степени, как и гражданские рынки — его размеры определяются "третьей силой" в лице законодательного органа страны, утверждающего бюджет военных закупок.

 

Особенности ценообразования на рынке вооружений:

Во-первых, достаточно очевиден неконкурентный, монополистическо-олигополистический механизм установления цены на рынке военных закупок.

Во-вторых, цены на рынке военных закупок, в конечном счете, устанавливаются прямо пропорционально индивидуальным издержкам каждого отдельного подрядчика. В отличие от этого, цены на свободном рынке устанавливаются на основе равенства предельных издержек и предельной полезности согласно маржиналистскому направлению неоклассической теории.

В-третьих, монопсонический характер спроса и олигополистический характер предложения на рынке военных закупок приводит к повышению цены на производимую продукцию при сокращении спроса, а не наоборот, как на рынке совершенной конкуренции.

Решающую роль при объяснении данного феномена играет ярко выраженный положительный эффект масштаба, действующий в военном производстве. Ввиду высокой роли постоянных издержек в военном производстве, снижение цен на производимую продукцию возможно лишь благодаря увеличению объемов спроса, а не в результате ужесточения конкуренции производителей. Данная важнейшая черта рынка военных закупок определяет основные особенности конкурентной борьбы военно-промышленных корпораций. Они конкурируют прежде всего путем приспособления объемов производства и качественных характеристик продукции к изменению условий спроса, а не за счет сокращения цен при сохранении неизменных объемов производства.

В-четвертых, более важным фактором ценообразования на рынке военных закупок являются качественные и эксплуатационные характеристики товара в течение его жизненного цикла, чем собственно издержки и стоимость изготовления продукции. На рынке совершенной конкуренции продажная цена товара является определяющим фактором сделки.

В-пятых, для рынка военных закупок характерна стабильная повышательная тенденция динамики цен во времени. Рынок совершенной конкуренции, наоборот, отличается флуктуацией цен во времени, в зависимости от таких факторов как фаза делового цикла, уровень технологии, режим конкуренции, и пр.

В-шестых, в отличие от рынка совершенной конкуренции рынок военных закупок отличает отсутствие выравнивания прибылей с образованием нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде. Дифференциация прибылей как внутри отдельных секторов военно-промышленного рынка, так и между различными оборонными компаниями подтверждено многочисленными исследованиями, одно из которых приведено выше.

В-седьмых, прибыли оборонных компаний, несмотря на всевозможные ухищрения последних, все равно формируются под непосредственным надзором государства в виде определенной наценки на издержки производства. Прибыли компаний действующих на рынке совершенной конкуренции формируются вне всякой связи с государственным регулированием и являются вознаграждением за умелое "использование" конкурентных рыночных сил.

В-восьмых, теория равновесия на рынке совершенной конкуренции предполагает возвращение рыночных цен к равновесному уровню путем взаимных приспособлений спроса и предложения, происходит мягкое выравнивание или "очистка" рынка, означающее ликвидацию эффектов перепроизводства или дефицита производимой продукции, а также, что особенно важно, устранение избыточных производственных мощностей.

На рынке военных закупок в силу объективных институциональных причин отсутствуют механизмы рыночной очистки, т.к. факторы спроса задаются мало предсказуемым по годам бюджетным планированием. Поэтому рынок военных закупок как никакой другой характеризуется отсутствием ценовой флуктуации и рыночного выравнивания спроса и предложения.

Периоды повышенного спроса на военную продукцию характеризуются состоянием дефицита, а периоды сокращения спроса — перепроизводством продукции и избытком производственных мощностей.

Отсутствие механизмов очистки рынка, решающая роль элементов спроса на рынке военных закупок определяют суть конкуренции производителей как постоянный поиск способов наиболее эффективного приспособления параметров предложения продукции к изменчивым параметрам спроса.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики