Понятие, виды, показатели рентабельности производства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности, системы показателей и возможных путей роста рентабельности гостиничного и ресторанного хозяйства
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, систему показателей и возможных путей роста рентабельности гостиничного и ресторанного хозяйства
2. Дать характеристику исследуемому объекту и провести анализ рентабельности объекта исследования.
3. Сформулировать предложения по повышению рентабельности объекта исследования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Экономическое содержание рентабельности предприятия 4
1.2 Основные показатели рентабельности в условиях рыночной экономики 8
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО «ДЕЛЮР» 12
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия 12
2.2 Анализ рентабельности предприятия 17
3 РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО «ДЕЛЮР» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРС.Р. Рентабельность ресторанного хозяйства.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Сальдо операционных доходов и  расходов как в 2006, так и в 2005 году было положительным, но снизилось по сравнению с 2005 годом на 0,3 млн. руб.

Сальдо внереализационных доходов и расходов как в 2006, так и в 2005 году было отрицательным, но в 2006 размер отрицательного сальдо был меньше и составил 2,6 млн. руб.

 

Определим эффективность использования основных фондов:

 

РОФ (2005) = 116 / 225,0 х 100 = 51,6%

 

РОФ (2006) = 63,6 / 220,4 х 100 = 28,9%

 

Определим эффективность использования оборотных средств фондов:

 

РОС (2005) = 116 / 332,4 х 100 = 34,9%

 

РОС (2006) = 63,6 / 515,3 х 100 = 12,3%

 

Рентабельность фондов (основных и оборотных) :

 

РФ (2005) = 51,6 + 34,9 = 86,5%

 

РФ (2006) = 28,9 + 12,3 = 41,2%.

 

Рентабельность с учетом затрат живого труда:

 

РФЗП (2005) = 116 / 130 х 100 = 89,2%

 

РФЗП (2006) = 63,6 / 239 х 100 = 26,6%

 

Далее определим рентабельность совокупных ресурсов:

 

Рс.р (2005) = 51,6 + 34,9 + 89,9 = 176,4%

 

Рс.р (2006) = 28,9 + 12,3 + 26,6 = 67,8%.

 

Определим также рентабельность товарооборота:

 

РТ (2005) = 116 / 1589 х 100 = 7,3%

 

РТ (2006) = 63,6 / 1170 х 100 = 5,4%

 

Таким образом, все показатели рентабельности предприятия имеют отрицательную динамику. Так, рентабельность основных фондов в 2005 году составляла 51,6%, а в 2006 году – 28,9%, рентабельность оборотных средств 34,9 и 12,9% соответственно, рентабельность фондов 86,5 и 41,2% соответственно и т.д. В целом по предприятия можно сделать вывод об ухудшении эффективности деятельности.

3 Пути повышения рентабельности производства

 

В первую очередь рост рентабельности определяется ростом прибыли. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.3.1)

 

Рисунок 3.1. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в  социальную сферу (фонд социальной сферы), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

В 2008 году предприятию необходимо более глубоко проводить изучение рынка продукции на основе маркетинговых  исследований.

В сложившихся рыночных условиях служба маркетинга является составным звеном управления деятельностью. Она должна быть укомплектована квалифицированными специалистами, иметь в своем распоряжении необходимое компьютерное оборудование и другие материально-технические средства, способствующие успешной работе. Предприятия необходимо развивать рыночную инфраструктуру путем открытия новых предприятия, проводить различные акции по привлечению клиентов.

Рассмотрим методику определения  резервов роста рентабельности за счет роста прибыли.

Для определения резервов роста  прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

 

    (3.1)

 

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

 

    (3.2)

 

Расчеты экономистов предприятия  показали, что при более высоком  уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить.

Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его  рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает продукцию только одного сорта в соответствии с требованиями стандарта.

Аналогично тому, как был подсчитан  резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

Консервы, производимые предприятием являются товаром, спрос на который малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.

Уровень среднереализационных цен  может быть увеличен путем поиска более выгодных рынков сбыта, где  эту продукцию возможно реализовать  по более высоким ценам.

При оптимизации структуры рынков сбыта реально повысить уровень среднереализационных цен.

Повышение прибыли в этом случае составит:

 

    (3.3)

 

При определении возможностей увеличения прибыли за счет использования выявленных прогнозных резервов роста валового дохода реализованные торговые надбавки должны быть скорректированы на предполагаемые издержки обращения, так как мобилизация резервов роста валового дохода за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов требует определенных расходов.

Остаток товаров на начало года не должен превышать необходимого уровня, так как это отрицательно влияет на прибыль, т.е. большое количество скоропортящегося товара с низкой реализацией на складе только занимает место и увеличивает списание товаров с истекшими сроками, уценку и порчу товаров.

Необходимо сократить сверхнормативное списание товарных потерь, уценки и  порчи товаров. Для этого нужно  более тщательно отслеживать  товар с короткими сроками  реализации, заменять товары с низкой реализацией товарами-заменителями. Если у товара подходят сроки, вовремя принимать необходимые меры вплоть до снятия торговой надбавки.

Поступление товаров на склад должно быть равномерным и оправданным. При этом необходимо учитывать сезонность. В жаркое время отдавать предпочтение реализации охладительных напитков и мороженного, перед праздниками увеличивать ассортимент товаров повышенного спроса (различные сладости, деликатесы, алкогольную продукцию и т.д.).

Среднесписочная численность работников не должна превышать необходимого количества, так как большое количество работников не способствует увеличению производительности и увеличивает затраты на оплату труда. За счет увеличения времени работы на один час прибыль предприятия может увеличиться на 0,13 млрд. руб. за день или на 47,5 млн. руб. в год.

Можно предложить резерв роста прибыли за счет сокращения закупки товаров через оптовых посредников и дополнительной закупки товаров у местных поставщиков на льготных условиях. В 2008 году предприятия имеет возможность закупить у местных поставщиков на льготных условиях товаров на 175,9 млн. руб. (по отпускным ценам). Сумма прибыли от их реализации составит 52,77 млн. руб. (175,9 х 30 / 100) и валовой доход – 228,6 млн. руб.

Сокращение транспортных расходов за счет развития централизованной доставки товаров, отказ от аренды отдельных ненужных складских помещений, реализация излишних и неиспользуемых основных средств, увеличение прибыли за счет сокращения и предупреждения образования внереализационных расходов, потерь и убытков также увеличит прибыль предприятия.

Повышение фактического уровня соотношения валового дохода к товарообороту также будет способствовать росту прибыли ООО «Магерлэнд».

Если управленческие расходы в 2008 году останутся на том же уровне, что и в 2007 году (0 млн. руб.), то это тоже будет способствовать росту прибыли, т. е. не будет снижать ее.

Таким образом, соблюдая данные предложения  по росту прибыли, ООО «Магерлэнд»  в 2008 году сможет значительно увеличить прибыль от реализации продукции, что положительным образом отразиться на показателях эффективности деятельности предприятия и , в частности, на рентабельности.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста  прибыли 

Основными источниками резервов повышения  уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

 

,   (3.4)

 

 

где Р­R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная;

Rф – рентабельность фактическая;

Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Пф – фактическая прибыль от реализации продукции;

Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

 

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей  повышения. Каждый из исходных показателей  раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

 

Объем продукции в  стоимостном выражение (N)

 

 

=

 

Объем продукции в физических единицах(q)

 

 

 

 

Цена единицы продукции(Ц)

 

Затраты на производство в денежном выражение(S)

 

=

Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)

 

 

 

Цена единицы ресурса(С)

 

Доходность

(N/S)

 

=

Производительность ресурсов (q/z)

Возмещение затрат в  цене продукта (Ц/С)

 

Прибыль (N-S)

=

Объем продукции в  стоимостном выражении (q Ц)

 

-

Затраты на производство в денежном выражении(z C)


 

Доходность производства продукции  рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен  единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем:

 

      (3.5)

 

 

или в развернутом виде

 

,    (3.61)

 

 

где J – индекс роста соответствующего показателя;

1;0- означают что показатели исчислены  за отчетный и базисный периоды  соответственно.

 Влияние изменения промышленной  производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

 

,    (3.7)

 

Аналогично рассчитывается влияние  изменения финансовой производительности

 

    (3.8)

 

 В целом общее изменения  доходности за период балансируется с факторными отклонениями

 

.     (3.9)

 

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями  промышленной производительности и  стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут  быть ответы на следующие вопросы:

Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?

На сколько можно снизить  цены при увеличении объема чтобы  прибыль осталась на прежне уровне?

Информация о работе Понятие, виды, показатели рентабельности производства предприятия