Понятие, виды, показатели рентабельности производства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности, системы показателей и возможных путей роста рентабельности гостиничного и ресторанного хозяйства
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, систему показателей и возможных путей роста рентабельности гостиничного и ресторанного хозяйства
2. Дать характеристику исследуемому объекту и провести анализ рентабельности объекта исследования.
3. Сформулировать предложения по повышению рентабельности объекта исследования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Экономическое содержание рентабельности предприятия 4
1.2 Основные показатели рентабельности в условиях рыночной экономики 8
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО «ДЕЛЮР» 12
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия 12
2.2 Анализ рентабельности предприятия 17
3 РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО «ДЕЛЮР» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРС.Р. Рентабельность ресторанного хозяйства.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

В этом плане заслуживает  внимания предложение экономистов  о введении классификации показателей  рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения. Абсолютные показатели рентабельности – это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее.

Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные  показатели рентабельности, которые  выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность сельскохозяйственного производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.

 На практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Они рассчитываются как по всей реализованной предприятием продукции, так и по отдельным её видам. В первом случае рентабельность продукции (Рр) будет определяться как отношение прибыли от реализованной продукции (П) к затратам на её производство и реализацию (З):

Методология расчета относительных показателей рентабельности однотипна в гостиничном и ресторанном хозяйстве. Это относится к таким показателям, как рентабельность капитала, рентабельность основных и оборотных фондов, рентабельность ресурсов, рентабельность текущих затрат (издержек), рентабельность фонда заработной платы.

В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основных показателей рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной целью и эффектом является получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал [14, с.452].

Рентабельность капитала (РК) рассчитывается следующим образом:

 

РК = П \ К х 100     (1.1)

 

где К — капитал, тыс. р.

 

Следует отметить, что  рентабельность капитала зависит от рентабельности оборота и числа  оборотов капитала. В связи с этим рентабельность капитала в ресторанном хозяйстве можно определить по следующим формулам [14, с.452]:

 

РК = (П х 100) \ Т х Т \ К     (1.2)

 

где  РТ — рентабельность товарооборота (продаж) %;

ОК — число оборотов капитала.

 

Понятие «капитал» многообразно. Это может быть собственный (акционерный) капитал, заемный капитал, вложенный капитал. Под капиталом понимают также величину активов предприятия, определяют величину капитала как сумму чистых активов предприятия и др. В зависимости от этого рассчитываются различные показатели рентабельности капитала.

Так, рентабельность активов (РА) можно найти по формуле [14, с.453]

 

РА = БП \ А х 100     (1.3)

 

где  БП — балансовая прибыль, тыс. р.;

А — сумма активов, тыс. р.

 

Рентабельность акционерного (собственного) капитала (РСК) определяется следующим образом [14, с.453]:

 

РСК = ЧП \ ЧК х 100    (1.4)

 

где ЧП — чистая прибыль, тыс. р.;

СК — собственный  капитал, тыс. р.

 

Рентабельность чистых активов (РЧА). Этот показатель Лондонская школа бизнеса рекомендует рассчитывать по следующей формуле [14, с.453]:

 

РЧА = П \ ЧА х 100    (1.5)

 

где  П — прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов, тыс. р.;

ЧА — чистые активы, тыс. р.

 

Чистые активы предприятия  определяются следующим образом [14, с.454]:

 

ЧА = ОК + ТА – ТО,     (1.5)

 

где  ОК — основной капитал, тыс. р.;

ТА — текущие активы, тыс. р.;

ТО — текущие обязательства, тыс. р

 

Рентабельность вложенного капитала (РВК)— это основной показатель эффективности  деятельности предприятия с точки  зрения привлеченных фондов. Она рассчитывается по формуле :

 

РВК = П \ ВК х 100    (1.6)

 

где  ВК — вложенный капитал, тыс. р.;

П — прибыль до выплаты  налогов, тыс. р.

 

Величина вложенного капитала — это общая сумма  вложенных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, т.е. долг фирмы инвесторам и кредиторам, представляющий собой меру ее «ограниченной ответственности».

Рентабельность чистых активов отличается от показателя рентабельности вложенного капитала использованием при  расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов.

Рентабельность текущих  затрат (РТЗ) позволяет определить эффективность  произведенных расходов и их окупаемость. Для ее расчета применяется следующая  формула:

 

РТЗ = БП (ЧП) / И х 100,     (1.7)

 

где  БП — балансовая прибыль, тыс. р.

 

Рассчитанный как коэффициент, этот показатель характеризует величину прибыли на 1 р. текущих затрат. Однако этот показатель отражает эффективность только текущих издержек и не показывает эффективность использования основных и оборотных фондов. Поэтому необходимо сопоставить прибыль с основными и оборотными фондами гостиничного и ресторанного хозяйства.

Отнесение прибыли к  стоимости основных фондов, функционирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность их использования (рентабельность основных фондов — РОФ):

 

РОФ = БП (ЧП) / ОФс х 100    (1.8)

 

где  ОФср — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.

 

Рекомендуется также  рассчитывать рентабельность оборотных  средств (РОС):

 

РОС = БП (ЧП) / ОСср х 100    (1.9)

 

где  ОСср — среднегодовая сумма оборотных средств, тыс. р.

 

Рентабельность фондов (основных и оборотных) (РФ) можно  рассчитать по формуле

 

РФ = БП (ЧП) / (ОФср + ОСср) х 100  (1.10)

 

Необходимо определять рентабельность и с учетом затрат живого труда как отношение прибыли к фонду заработной платы (рентабельность фонда зарплаты) (РФЗП):

 

РФЗП = БП (ЧП) / ФЗП х 100   (1.11)

 

где  ФЗП — фонд заработной платы, тыс. р.

 

Важным показателем  рентабельности является рентабельность совокупных ресурсов (Рср). Она рассчитывается по формуле [14, с.457]:

 

Рс.р. = БП (ЧП) / (ОФср + ОСср + ФЗП) х 100  (1.12)

 

Данный показатель характеризует  величину прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов.

2 Основные показатели рентабельности в условиях рыночной экономики

 

В состав Закрытого акционерного общества «Делюр», основным видом деятельности является производство мебели, входит предприятия.

ЗАО «Делюр» является юридическим  лицом, имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на самостоятельном балансе, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшим органом управления ЗАО  «Делюр» является Совет учредителей. К компетенции Совета учредителей относятся вопросы определения основных направлений социального и производственного развития, утверждение планов и отчет об их выполнении.

Руководство деятельностью предприятия  ведет генеральный директор, принимаемый  по контракту Советом учредителей. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет право подписывать официальные документы и распоряжаться имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.

Генеральный директор имеет материальную и административную ответственность  за достоверность данных статистического и бухгалтерского учетов. В соответствии с рыночной производственной ориентацией фирмы генеральный директор назначает коммерческого директора, который должен организовывать маркетинговые исследования, рекламу и сбыт продукции.

Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером осуществляет все расчеты с поставщиками сырья. Ведет учет по товарообороту, прибыли, издержкам, рассчитывает заработную плату, а главное - составляет бухгалтерские отчеты.

Главный дизайнер ведет руководство  разработкой новых видов мебели и производством мебели.

На рисунке 2.1 представлена организационная структура ЗАО «Делюр».

Рисунок 2.1. Организационная структура ЗАО «Делюр»

 

Анализ товарооборота позволяет  оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота  по видам и формам (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1. Оценка выполнения плана валового товарооборота в 2006 году

Показатели

Факт за 2005 год

2006 год

Отклонение (+/-)

Темпы роста, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

план

факт

% вып. плана

от плана

от 2005 года

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

по сумме

по уд.весу

по сумме

по уд.весу

1. Валовой товарооборот

1589

100

1700

10

1170,6

100

68,9

-529,4

0

-418,4

0,0

73,7

2. Налоги, включаемые  в выручку от реализации

292,0

18

340,0

20

223,0

19

65,6

-117

-0,9

-69,0

0,7

76,4

Выручка от реализации за минусом косвенных налогов

1297,0

81

1360,0

80

947,6

80

69,7

-412,4

0,9

-349,4

-0,7

73,1

Себестоимость реализованных  товаров

160,0

10

136

8,0

100,7

8,6

74,0

-35,3

0,6

-59,3

-1,5

62,9

Расходы на реализацию

1018,0

64

1105

65

782,4

66

70,8

-322,6

1,8

-235,6

2,8

76,9

Прибыль или убыток

119,0

7,5

119

7,0

64,5

5,5

54,2

-54,5

-1,5

-54,5

-2,0

54,2

Операционные доходы

7,0

     

3,3

       

-3,7

 

47,1

Налоги включаемые о  операционные доходы

1,0

     

0,6

       

-0,4

 

60,0

Операционные расходы

5,0

     

1,0

       

-4,0

 

20,0

Прибыль или убыток

2,0

     

1,7

       

-0,3

 

85,0

Внереализационные доходы

7,0

     

0,1

       

-6,9

 

1,4

Налоги включаемые во внереализационные доходы

2,0

     

0,0

       

-2,0

 

0,0

Внереализационные доходы за вычетом косвенных налогов

5,0

     

0,1

       

-4,9

 

2,0

Внереализационные расходы

12,0

     

2,7

       

-9,3

 

22,5

Прибыль или убыток

-5,0

     

-2,6

       

2,4

 

52,0


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Исходя из данных таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы. План по валовому товарообороту в 2006 году недовыполнен как по общему объему, так и по его составным частям. Так, плана валового товарооборота в 2006 году недовыполнен на 529,4 млн. руб.

По сравнению с 2005 годом также произошло снижение всех показателей товарооборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах. Так, в 2006 году валовый товарооборот снизился в фактических ценах на 418,4 млн. руб.

Следует отметить, что в 2005 и 2006 году был получена прибыль по операционным операциям в размере 2,0 и 1,7 млн.руб. соответственно и был получен убыток по внереализиационным операциям в 2005 году размере 5,0 млн.руб. и в 2006 году – 2,6 млн.руб.

Таким образом, можно сделать вывод  о невыполнении плана по товарообороту по предприятия и отрицательной динамике товарооборота.

Валовый товарооборот предприятия снизился по сравнению с 2005 годом на 418,4 млн. руб. за счет влияния следующих факторов:

  • за счет снижения остатков сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на 
    начало года товарооборот увеличился на 6 млн. руб.,
  • за счет увеличения поступления сырья, полуфабрикатов и покупных 
    товаров валовый товарооборот возрос на 25 млн. руб.,
  • за счет увеличения прочего выбытия на 2 млн. руб.;
  • за счет увеличения остатков на конец года на 19 млн. руб.

Анализ финансового состояния  начнем с анализа структуры активов (табл. 2.3).

Рассматривая данные, представленные в таблице 2.3, заметим, что внеоборотные активы в рассматриваемом периоде занимали большую часть общей стоимости имущества и их удельный вес составлял 55 - 64%. Внеоборотные активы представлены преимущественно основными фондами и вложениями во внеоборотные активы.

Доля оборотных активов возросла с 36% на 01.01.2006 г. до 45% на 01.12.2007 г. Наибольший удельный вес среди оборотных активов на протяжении всего периода принадлежит запасам.

Анализ структуры пассивов свидетельствует  о том, что источником формирования финансовых ресурсов является преимущественно  собственные средства (табл. 2.4).

Собственные средства в общей  сумме источников средств составляют на 1.12.2007 г. 38,2%, при этом этот показатель снизился по сравнению с предидщим периодом, что говорит об ухудшении финансового положения предприятия. Заемные средства представлены преимущественно кредиторской задолженностью.

Информация о работе Понятие, виды, показатели рентабельности производства предприятия