Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:36, диссертация
Предметом исследования проведенного в работе – эффективность маркетинговой деятельности компании.
Объектом исследования проведенного в данной работе выбрано ТОО «Гелиос», один из ведущих реализаторов по розничным и оптовым продажам ГСМ в Республике Казахстан. За восемь лет существования компания утвердилась на рынке как стабильный поставщик качественных нефтепродуктов с высоким уровнем сервиса и обслуживания, что послужило увеличению числа клиентов компании.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования проведенного в работе и сформулированных рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой службы на практике в условиях реального предприятия
Список сокращений
Введение
I. Теоретико-методологические основы эффективности маркетинговой деятельности
1.1 Особенности маркетинговой деятельности
1.2 Эффективность маркетинговой деятельности
1.3 Методика оценки эффективности маркетинга
II. Оценка маркетинговой деятельности АФ ТОО «Гелиос»
2.1 Анализ рынка сбыта нефтепродуктов города Алматы и Алматинской области
2.2 Оценка роли маркетинга в компании
2.3 Анализ эффективности маркетинговых решений
2.4 Анализ потребителей
III. Повышение эффективности маркетинговой деятельности АФ ТОО «Гелиос»
3.1 Реструктуризация службы маркетинга
3.2 Внедрение концепции стратегического планирования маркетинга
Заключение
Библиографический список
Приложения
Следует
принять во внимание тот факт, что
создание единой службы маркетинга на
предприятии, достаточно затратное
и длительное мероприятие. Если политика
руководства компании в этом направлении
будет двойственной и непоследовательной,
то директору по маркетингу компании
придется не раз отстаивать целесообразность
и необходимость тех или иных
мероприятий. Наверняка, у большинства
сотрудников компании доминирующим
является стереотип о том, что
об эффективности мероприятий
Приоритет,
организация и грамотное
В
аналитической части данной работы
маркетинговая деятельность ТОО
«Гелиос» была подвергнута ревизии
и анализу. Несмотря на то, что на
предприятии отсутствует единая
служба маркетинга, маркетинговые функции
выполняются разными
Первым шагом на пути реорганизации службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распространенной организацией службы маркетинга является функциональная организация. В этом случае специалисты–маркетологи руководят разными маркетинговыми функциями и подчиняются руководителю службы маркетинга. Однако, такая структура была приемлема еще 2-3 года назад, когда предприятие на рынке республики поддерживало и продвигало только продажу ГСМ.
В настоящий момент ТОО «Гелиос» охватывает три вида рынков:
Анализ потребителей, их потребностей и особенностей представленных рынков, приведенный в аналитической части работы, позволяет говорить о схожести первого и второго сегмента потребителей и существенном отличии их от третьего сегмента.
Таким образом, организация службы маркетинга компании должна поддерживать и развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь признаки функциональной организации.
Наиболее
полно приведенным требованиям
отвечает организация службы маркетинга
по товарному производству, представленная
на рис. 6.
Рисунок
6. Структура службы маркетинга ТОО
«Гелиос» после реорганизации
Рассмотрим
подробнее предложенную структуру,
а также функции групп, функциональные
обязанности сотрудников и
Основные принципы, которые предлагается заложить при создании службы маркетинга, следующие:
Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга компании, организует и управляет всей деятельностью компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Он является первым заместителем генерального директора и в его отсутствие выполняет его функции. Функционально он входит в состав совета директоров компании и подчиняется непосредственно генеральному директору. Ему напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в компании.
Группа
маркетингового планирования и контроля
отвечает за стратегическое и текущее
планирование маркетинговой деятельности
компании. Специалисты этой группы
осуществляют контроль выполнения маркетинговых
функций подразделениями
Группа
маркетинговых исследований отвечает
за планирование, организацию, сбор информации
и обработку результатов
Группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия. При этом в задачу группы не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Специалисты этой группы определяют ценовую политику компании, политику скидок, составляют прайс-листы компании.
Группа рекламы и стимулирования сбыта предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности компании, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей компании.
Группа управления товарными марками состоит из менеджеров по товарным маркам (бренд-менеджеров), в задачи которых входит координирование всего комплекса маркетинга своей торговой марки и определение товарной политики компании по каждой товарной марке. Менеджеры этой группы могут оперативнее реагировать на малейшие изменения ситуации на рынке, они лучше других сотрудников департамента маркетинга знают особенности своего рыночного сегмента и своего продукта (товарной марки).
Группа разработки новых товаров и услуг отвечает за планирование, организацию и контроль деятельности компании в области разработки и внедрения новых товаров и услуг, а также выведение с рынка товаров и услуг, жизненный цикл которых подходит к концу.
Предложенная
структура департамента маркетинга
и уровень полномочий его сотрудников
максимально адаптированы к особенностям
и потребностям ТОО «Гелиос» на данном
этапе деятельности. Не исключено, что
в процессе внедрения данного
предложения, понадобится пересматривать
функции отдельных
В настоящее время многие руководители казахстанских компаний пытаются внедрить стратегическое управление в деятельность своих организаций, предполагающее организацию работы предприятия в соответствии с выбранной маркетинговой стратегией. Однако, прежде чем разрабатывать стратегию, на базе которой осуществляется стратегическое управление предприятием, необходимо оценить готовность предприятия именно к такому, стратегическому подходу в управлении. Это немаловажный элемент в процессе подготовки к внедрению маркетинговых подразделений в компании. Наиболее удачная методика оценки разработана аудиторской компанией «Полимекс», позволяющая выявить несколько признаков, степень проявления которых в деятельности предприятия характеризует его готовность к использованию стратегического управления и планирования, к работе по маркетинговой стратегии. Эти признаки проявляются на предприятии в разной мере и характеризуют в конечном итоге его конкурентные преимущества:
Выявление
степени проявления признаков, характеризующих
подготовленность предприятия к
использованию принципов и
Общая
оценка степени готовности компании
представляет собой средневзвешенный
бал:
,(2)
где: – балльная оценка j-го эксперта степени проявления i-го признака;
n – количество экспертов;
m – число рассматриваемых признаков;
– коэффициент важности i-го признака, определяемы по правилу:
=
Для упрощения принято, что все признаки имеет одинаковую важность и k=1.45
В оценке участвовало десять экспертов, таким образом n=10, а m=12.
Рассчитаем по формуле 1 следующие пороговые числа:
bмин=0,2 – соответствует случаю полного не проявления всех признаков;
bсл=0,3 – соответствует случаю слабого проявления всех признаков;
bнп=0,4 – соответствует случаю не полного проявления всех признаков;
bмакс=0,5 – соответствует случаю полного проявления всех признаков.
Теперь
по формулам:
b1=bмин+0,75(bсл-bмин) (3.1);
bср=0,5(bмин+bмакс) (3.2);
b2=bнп+0,25(bмакс-bнп)
(3.3);
рассчитаем пороги b1=0,275, bср=0,35, b2=0,425.
Степень готовности компании к стратегическому управлению следует оценивать как:
Ниже
в табл. 14 приведен результат обобщенной
оценки ТОО «Гелиос» готовности к
стратегическому управлению по двенадцати
перечисленным признакам.
Таблица 14 Готовность компании ТОО «Гелиос» к реализации маркетинговой стратегии
№ пп. | Проявляющиеся признаки | Оценка степени проявления признака |
Определенность миссии | проявляется слабо | |
Определенность целей и стратегии предприятия | проявляется слабо | |
3 | Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации | проявляется не полностью |
Работа по повышению
конкурентоспособности |
проявляется не полностью | |
Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям | проявляется слабо | |
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия | не проявляется | |
Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления | не проявляется | |
Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития | не проявляется | |
Приглашение сторонних
консультантов для решения |
проявляется не полностью | |
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия | проявляется слабо | |
Высокий уровень корпоративной культуры | проявляется не полностью | |
Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения | проявляется слабо | |
Итоговый рейтинг | 0,308 |