Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 10:56, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических и методических положений формирования организационно-экономического механизма паспортизации многоквартирных домов в системе управления жилищным фондом в крупном городе.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
анализ существующей системы управления жилищным фондом и определение направления ее дальнейшего развития;
определение содержания системы информационного обеспечения управления многоквартирными домами;
предложения по развитию положений организационно-экономического механизма проведения паспортизации многоквартирных
Введение
3
Глава I. Характеристика существующей системы информационного обеспечения-процесса управления жилищным фондом городов
5
1.1. Роль информационно - правового обеспечения в процессе управления жилищным фондом городов
1.2. Опыт и проблемы управления объектами жилищного фонда, возможные пути решения
1.3 Тенденции и прогнозы развития строительного комплекса Российской Федерации
Глава II. Cовершенствование организационно- методических положений механизма технико- экономической паспортизации многоквартирных домов в крупных городах
2.1. Необходимость совершенствования организационно-методических положений формирования информационной системы управления жилищным фондом города
2.2. Принципы и методы формирования и обновленияинформационно-аналитической базы данных об объектах жилищного фонда
2.3. Порядок создания и обновления информационно аналитической базы технико-экономических паспортов многоквартирных домов с использованием современных технологий и САПР
Глава III. Повышение эффективности управления многоквартирными домами на основе технико-экономических паспортов
3.1. Технико-экономический паспорт, как основа новой информационной системы
3.2. Анализ методик по использованию технико-экономических паспортов при работе с информационной базой
3.3. Определение составляющих эффективности использования технико-экономических паспортов при работе с информационной базой
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение |
3 |
Глава I. Характеристика существующей системы информационного обеспечения-процесса управления жилищным фондом городов |
5 |
1.1. Роль информационно - правового обеспечения в процессе управления жилищным фондом городов |
|
1.2. Опыт и проблемы управления объектами жилищного фонда, возможные пути решения |
|
1.3 Тенденции и прогнозы развития строительного комплекса Российской Федерации |
|
Глава II. Cовершенствование организационно- методических положений механизма технико- экономической паспортизации многоквартирных домов в крупных городах |
|
2.1. Необходимость |
|
2.2. Принципы и методы формирования и
обновленияинформационно- |
|
2.3. Порядок создания и обновления информационно аналитической базы технико-экономических паспортов многоквартирных домов с использованием современных технологий и САПР |
|
Глава III. Повышение эффективности управления многоквартирными домами на основе технико-экономических паспортов |
|
3.1. Технико-экономический паспорт, как основа новой информационной системы |
|
3.2. Анализ методик по использованию технико-экономических паспортов при работе с информационной базой |
|
3.3. Определение составляющих эффективности использования технико-экономических паспортов при работе с информационной базой |
|
Заключение |
|
Список использованной литературы |
|
Приложения |
Введение
Актуальность темы ВКР. Одно из важнейших направлений повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в городе является надёжное информационное обеспечение. Принятие рационального, своевременного и действенного управленческого решения возможно лишь в том случае, если оно опирается на полную, актуальную и качественную информацию.
Большую часть современного жилищного фонда крупных городов во всем мире составляют многоквартирные дома, которые отличаются разнородным составом собственников и нанимателей жилых помещений, более сложными конструктивными элементами и инженерными системами. Европейской Экономической Комиссией ООН на 67 сессии Организации Объединенных Наций в 2006 году проблема управления многоквартирными домами была признана одной из приоритетных. Поскольку управление такими сложными объектами жилищной сферы, как многоквартирные дома требует постоянного мониторинга их технического состояния, определения очередности проведения ремонтов, владения оперативными сведениями о собственниках и нанимателях жилых помещений, реализация поддержки управленческих решениях по этим объектам на основе информационно- аналитических систем является очень актуальной.
Актуальность данной темы связана с развитием многоукладности жилищного фонда, формированием рынка жилья и определена потребностью в необходимости определения реальной оценки состояния многоквартирных домов для использования этих сведений при принятии управленческих решений и оформлении различного вида договоров в сфере жилищных отношений, в обеспечении сохранности и реконструкции жилищного фонда с учетом архитектурной и исторической ценности и многообразия типов жилой застройки города, в обеспечении собственников, эксплуатирующих организаций, арендаторов, нанимателей рекомендациями по безопасной эксплуатации и использованию помещений в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», на наш взгляд должна охватывать не только этап обеспечения населения Российской Федерации необходимыми объемами строительства нового жилья по доступным ценам, но и простираться на его последующую рациональную эксплуатацию с ведением современных способов управления на основе применения информационных инновационных технологий.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических и методических положений формирования организационно-экономического механизма паспортизации многоквартирных домов в системе управления жилищным фондом в крупном городе.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
Объектом исследования является система информационного обеспечения управления многоквартирными домами, разработанная на базе паспортизации объектов жилищного фонда города.
Предметом исследованиям являются экономические и организационные элементы механизма формирования информационно- аналитической базы о техническом состоянии многоквартирных домов.
В работе анализировались труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области теории управления жилищно-коммунальным хозяйством, в области создания информационно-правовых баз в различных отраслях. Были рассмотрены законодательные акты, принятые в жилищной сфере, на федеральном и региональном уровнях, данные органов государственной статистики, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, материалы российской и зарубежной прессы, данные сети Интернет.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержит 102 страницы машинописного текста, в том числе 3 таблицы, 18 рисунок, список литературы из 61 наименования.
Глава I. Характеристика существующей системы информационного обеспечения-процесса управления жилищным фондом городов
1.1. Роль информационно - правового обеспечения в процессе управления жилищным фондом городов.
В современной практике под «управлением жилищным фондом» понимается процесс планирования, организации, координации и контроля за содержанием и ремонтом жилых зданий крупного города.1 2 3 4
В процессе управления жилищной сферой выделяют:5
Система используемых в жилищной сфере терминов обеспечивает однозначное восприятие положений законов и изданных на их основе иных правовых актов. В основе любой системы терминов заложена своя логика. Определение законодателем содержания такого базового понятия, как «жилищный фонд», произведено путем установления круга объектов недвижимости, предназначенных для проживания людей. Для определения производных понятий «муниципальный жилищный фонд», «государственный жилищный фонд» и «частный жилищный фонд» используется признак принадлежности жилищного фонда в зависимости от вида права собственности. Термины «ведомственный жилищный фонд», «собственник жилищного фонда», «собственник многоквартирного дома», «дома ТСЖ», «дома ЖСК» и «частный сектор» связаны с принадлежностью жилищного фонда различным субъектам или с их участием в определении порядка его использования.
Содержащиеся в ст. 1 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N51218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»6 основные понятия и термины используются не только в этом законодательном акте, а являются обязательными для всей сферы регулируемых отношений.
В статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации7 дается законодательное определение жилищного фонда. Он представляет собой совокупность всех (независимо от того, в чьей собственности они находятся) жилых помещений, находящихся на территории РФ. В состав жилищного фонда входят и жилые дома, и квартиры, и комнаты, и иные помещения в многоквартирных домах.
В Жилищном кодексе также приведена классификация видов жилищного фонда. При этом если за основу классификации взять форму собственности, то жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд; государственный жилищный фонд; муниципальный жилищный фонд.
В Жилищном кодексе предусмотрена возможность классифицировать жилищный фонд и по другим основаниям. Например, можно за основу классификации брать цель использования жилого помещения. В этом случае жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального назначения; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
На основании проведенного исследования Олтяну A.A. в своей работе8 выделяет в системе управления жилищной сферой четыре уровня: федеральный; региональный; муниципальный; общественный. Каждому уровню соответствует своя организационная структура управления.
Государственным управлением жилищной сферой, согласно Городову O.A, - «является организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием жилищной сферы, надлежащим содержанием и ремонтом жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий, установление принципов расчета, сбора и использования платежей за жилье и коммунальные услуги».9
Управление жилищным фондом на региональном и муниципальном уровне10 является необходимым вследствие наличия - соответствующих видов жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальных образований.
На муниципальном уровне вопросы управления жилищным фондом должны решаться, исходя из предметов ведения местного самоуправления, круг которых очерчен в Федеральном законе и законах субъектов Российской Федерации,11 12 устанавливающих принципы и порядок организации местного самоуправления на соответствующих территориях.
Как на региональном, так и на муниципальном уровне низовым звеном управления жилищным фондом выступают так называемые службы заказчика, создаваемые преимущественно в организационно-правовых формах государственных (муниципальных) унитарных предприятий или государственных (муниципальных) учреждений.13
Общественный уровень управления наиболее широко представлен объединениями граждан-домовладельцев — товариществами собственников жилья, жилищно-строительными и жилищными кооперативами.14 15
В Жилищном кодексе РФ отражен объект управления - «многоквартирным домом», понятие «управление многоквартирным жилым домом» при этом не дается, хотя управлению многоквартирными домами в нем посвящен целый раздел. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ определено лишь, что управление многоквартирным домом (т.е. домом, в котором две квартиры и более) может осуществляться различными способами:
Признаками управления многоквартирным домом16 являются:
Деятельность. Управление — это всегда деятельность, процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома — с момента его постройки и до момента сноса.
Объект. Вектор любого управления направлен на какой-либо объект.
По объекту управления выделяют формы управления многоквартирным домом:
Таким образом, в целом, объектом управления выступает многоквартирный дом.
Субъект. Субъект управления — лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемый объект в целях обеспечения его функционирования и движения к заданной цели.
Субъект управления:
При управлении многоквартирным домом, субъектом управления являются собственники помещений в многоквартирном доме (первичный субъект), или лица, привлеченные ими для управления домом (опосредованный субъект).17