Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования и использования производственных запасов предприятия;
- провести анализ показателей деятельности предприятия и оценить эффективность использования производственных запасов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования производственных запасов и рассчитать их эффективность.
Объект исследования муниципальное унитарное предприятие общественного питания «Школьник».
5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие запасов, их роль и принципы формирования
7
1.2. Методика анализа использования производственных запасов предприятия
10
1.3. Пути повышения эффективности использования производственных запасов предприятия
12
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУПОП «ШКОЛЬНИК»
2.1. Краткая характеристика МУПОП «Школьник»
15
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.
17
2.2.1. Анализ объема производства и реализации продукции МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.
19
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов МУПОП «Школьник»
24
2.2.3. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции
28
2.3. Анализ эффективности использования производственных запасов в МУПОП «Школьник»
31
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУП ОП «ШКОЛЬНИК»
3.1. Использованием методов ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами в МУП ОП «Школьник
39
3.2. Внедрение метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости запасов
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По данным таблицы 2.3 видно, что по результатам работы за 2010год наблюдается невыполнение плана реализации продукции в сентябре, что обусловило снижение равномерности в работе с соответствующим периодом 2009года. При условии достижения коэффициента равномерности, равного 1,0 МУПОП «Школьник» могло бы дополнительно реализовать продукции по заказам на сумму 239,6 тыс. руб.
В 2011 году предприятие в целом отработало год достаточно ритмично по сравнению с 2010 годом, но были сбои в реализации продукции также в сентябре месяце. Было недореализовано продукции на сумму 111,9 тыс. рублей. Основной причиной такой ситуации является неготовность отдельных школ к новому учебному году, поэтому служба Госпотребнадзора не выдавала разрешение на работу школьных буфетов в двух школах городского округа Жигулевск в 2010 году, и произошла задержка работы школьного буфета в школе №3 в 2011 году.
Существенное влияние на равномерность реализации продукции оказывает сезонность в работе предприятия. Сезонность характеризуется коэффициентом сезонности, который рассчитывается на основе данных табл.2.4 по формуле:
(2.5)
где Омес. – объем реализации продукции в i-ом месяце, руб.;
О ср. мес. – среднемесячный объем реализации, руб.
Подставим значения в формулу 2.5 и проведем расчет значений коэффициента сезонности (Ксез), абсолютного отклонения величины коэффициента сезонности от единицы (1 – Ксез) и квадрата абсолютного отклонения.
Среднелинейнное отклонение рассчитывается по формуле:
Среднеквадратическое
Все расчеты коэффициентов
Таблица 2.4
Расчетно-аналитические
Месяцы |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||
Коэффиц .сезонностиКсез |
Абсолютотклонение 1- Ксез |
Квадрат абсолютн. отклонения |
Коэффиц.сезонности Ксез |
Абсолютн.отклонение 1- Ксез |
Квадрат абсолютн. отклонения |
Коэффиц. сезонности Ксез |
Абсолют.отклонение 1- Ксез |
Квадрат абсолютн. отклонения | |
январь |
0,688 |
0,312 |
0,097 |
0,758 |
0,242 |
0,058 |
0,765 |
0,235 |
0,055 |
февраль |
1,233 |
0,233 |
0,054 |
1,208 |
0,208 |
0,043 |
1,218 |
0,218 |
0,047 |
март |
1,159 |
0,159 |
0,025 |
1,149 |
0,149 |
0,022 |
1,158 |
0,158 |
0,025 |
апрель |
1,261 |
0,261 |
0,068 |
1,232 |
0,232 |
0,054 |
1,241 |
0,241 |
0,058 |
май |
1,240 |
0,24 |
0,058 |
1,253 |
0,253 |
0,064 |
1,262 |
0,262 |
0,069 |
июнь |
0,925 |
0,075 |
0,005 |
0,951 |
0,049 |
0,002 |
0,958 |
0,042 |
0,002 |
июль |
0,491 |
0,509 |
0,259 |
0,505 |
0,495 |
0,245 |
0,510 |
0,490 |
0,240 |
август |
0,511 |
0,489 |
0,239 |
0,540 |
0,460 |
0,212 |
0,544 |
0,456 |
0,208 |
сентябрь |
1,187 |
0,187 |
0,035 |
1,009 |
0,009 |
0,001 |
0,925 |
0,075 |
0,005 |
октябрь |
1,224 |
0,224 |
0,050 |
1,225 |
0,225 |
0,051 |
1,234 |
0,234 |
0,055 |
ноябрь |
1,006 |
0,006 |
0,0001 |
1,046 |
0,046 |
0,002 |
1,054 |
0,054 |
0,003 |
декабрь |
1,083 |
0,083 |
0,007 |
1,124 |
0,124 |
0,015 |
1,132 |
0,132 |
0,017 |
итого |
- |
2,778 |
0,897 |
- |
2,492 |
0,769 |
- |
2,597 |
0,784 |
По данным таблицы 2.4 для данного предприятия характерна сезонность в работе. Рассчитанные коэффициенты сезонности подтверждают сделанные выводы. Так как предприятие обслуживает питанием школьников городского округа Жигулевск , то его деятельность напрямую зависит от режима работы образовательных учреждений, поэтому в период каникул объем реализации продукции снижается. Исключение составляет июнь месяц. Это время каникул, но практически при всех школах организуются летние лагеря, где предусмотрено двух разовое горячее питание, поэтому и не происходит снижения объема реализации продукции в этот каникулярный месяц. Самое маленькое значение этого коэффициента за три исследуемых года приходилось на июль и август.
Коэффициент вариации определяем по формуле:
Размах вариации, как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности.
Изобразим на рисунке 2.3 динамику коэффициента сезонности в МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг. (приложение 3).
Как видно на рисунке 2.3 предприятие имеет сезонную волну в реализации продукции, которая вызвана объективными причинами и не зависят от предприятия, но вместе с тем предприятию необходимо осваивать дополнительные рынки, чтобы не снижать объема реализации продукции в течение месяца.
Все показатели, характеризующие сезонность реализации продукции в МУПОП «Школьник», систематизируем в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Показатели сезонности реализации продукции в МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.
№ п/п |
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
Размах вариации |
0,770 |
0,748 |
0,806 |
2 |
Среднелинейное отклонение |
0,232 |
0,208 |
0,216 |
3 |
Среднеквадратическое отклонение |
0,139 |
0,132 |
0,134 |
4 |
Коэффициент вариации, % |
13,9 |
13,2 |
13,4 |
По данным таблицы 2.6 в 2009 г. отклонение максимального объема производства от минимального составляло 13,9 %, в 2010 г. уже 13,2 %, а в 2011 году 13,4 % от среднемесячного объема реализации продукции.
При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного объема реализации продукции, который можно определить по формуле:
∆Осез = Оф * Кв
Дополнительный объем
2009 год: ∆Осез = 1210,1 * 13,9 / 100 = 168,2 (тыс. руб.)
2010 год: ∆Осез = 1241,4 * 13,2 / 100 = 163,9 (тыс. руб.)
2011 год: ∆Осез = 1232,9 * 13,4 /100 = 165,2 (тыс. руб.)
Для сглаживания сезонных колебаний спроса на продукцию предприятия необходимо эффективное управление товарным ассортиментом, включающее в себя: пересмотр выпускаемого ассортимента, снятие с производства нерентабельных позиций, внедрение новых продуктов и расширение рынков сбыта. Реализация мероприятий, направленных на сглаживание сезонных колебаний спроса, позволит увеличить объем реализации только за 2011 год на 165,2 тыс. руб.
Рассчитанный коэффициент
Таким образом, в результате анализа объемов реализации продукции в МУПОП «Школьник» установлено, что объем реализации в стоимостном выражение имеет колебательную динамику. Для данного предприятия характерна сезонность в реализации, на это оказывают влияние объективные факторы, такие как особенности работы образовательных учреждений, связанных с наличием каникулярного времени.
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов МУПОП «Школьник»
Целью данного анализа является
изучение обеспеченности предприятия
работниками различных
Таблица 2.6
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами в МУПОП «Школьник» за 2009-2010 гг.
№п/п |
Категории работающих |
Среднесписочная численность, чел. |
Изменения 2010 г.к 2009 г. |
Изменения 2011г.к 2010г. | ||||
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||||
чел. |
% роста |
чел. |
%роста | |||||
1 |
Рабочие, в т.ч. |
34 |
35 |
35 |
1 |
102,9 |
0 |
100,0 |
-основные |
18 |
18 |
18 |
0 |
100,0 |
0 |
100,0 | |
-вспомог. |
16 |
17 |
17 |
1 |
106,3 |
0 |
100,0 | |
2 |
Служащие, в т.ч. |
15 |
15 |
13 |
0 |
100,0 |
-2 |
86,7 |
-руководители |
3 |
3 |
3 |
0 |
100,0 |
0 |
100,0 | |
-специалисты |
8 |
8 |
7 |
0 |
100,0 |
-1 |
87,5 | |
- прочие служащие |
4 |
4 |
3 |
0 |
100,0 |
-1 |
75,0 | |
Всего |
49 |
50 |
48 |
1 |
102,0 |
-2 |
96,0 |
По данным таблицы 2.6 предприятие полностью обеспечено кадрами. Ежегодно происходит изменение в кадровом составе предприятия. В 2010году численность работающих увеличилась на 1 чел, по сравнению с 2009г. что составило 2,0%, а в 2011году по сравнению с 2010годом произошло сокращение численности на 2 чел, или 4,0%.
Оценим изменение численности работающих в 2010 годом по сравнению с 2009 годом. Численность рабочих увеличилось на 1 чел. или 2,0 %, в том числе основные рабочие увеличились на 1 чел. или 2,9%. Численность вспомогательных рабочих осталась без изменения. Численность служащих также осталась на уровне 2009 года.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом как уже было отмечено выше общая численность работающих сократилась на 2 человека. Численность рабочих не изменилась. На изменение общей численности оказало влияние изменение численности по всем категории служащие. Произошло сокращение численности специалистов на 1 человека или 12,5% и прочих служащих также на 1 человека или 25,0%. Численность руководителей по-прежнему не изменилась и осталась на уровне 2009 года.
В процессе анализа состояния и использования трудовых ресурсов необходимо проанализировать динамику показателей структуры персонала на предприятии за период 2009-2011гг.
Таблица 2.7
Структура численности работающих в МУПОП «Школьник» по категориям
№п/п |
Категории работающих |
Структура численности в % |
Изменения 2010г.к 2009г. |
Изменения 2011г.к 2010г. | ||
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||
Списочная численность, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- | |
1 |
Рабочие, в т. ч. |
69,4 |
70,0 |
72,9 |
-0,6 |
2,9 |
-основные |
36,7 |
36,0 |
37,5 |
-0,7 |
1,5 | |
-вспомогательные |
32,6 |
34,0 |
35,4 |
1,4 |
1,4 | |
2 |
Служащие, в т.ч. |
30,6 |
30,0 |
27,1 |
-0,6 |
-2,9 |
-руководители |
6,1 |
6,0 |
6,3 |
-0,1 |
0,3 | |
-специалисты |
16,3 |
16,0 |
14,6 |
-0,3 |
-1,4 | |
-прочие служащие |
8,2 |
8,0 |
6,2 |
-0,2 |
-1,8 |
По данным таблицы 2.7 в структуре произошли изменения по всем категориям персонала. МУПОП «Школьник» является производственным предприятием, поэтому наибольший удельный вес в структуре персонала занимает категория рабочих. В 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,6% снизился удельный вес численности рабочих, в том числе основных на 0,7%, но доля вспомогательных рабочих увеличилась на 1,4%. Удельный вес руководителей, специалистов и прочих служащих сократился соответственно на 0,1%, 0,3% и на 0,2%. В целом удельный вес группы служащих сократился на 0,6% за счет снижения доли всех подгрупп.
В 2011году по сравнению с 2010годом доля рабочих увеличилась на 2,9%, в том числе за счет увеличения удельного веса основных рабочих на 1,5%, а вспомогательных рабочих на 1,4%.Удельный вес служащих уменьшился соответственно на 2,9%, в том числе за счет снижения доли специалистов и прочих служащих соответственно на 01,4% и 1,8%. Доля руководителей возросла на 0,3%. Изменения по составу кадров предприятия и их структуре не соответствуют. Это можно объяснить изменением общей численности персонала предприятия. Так как удельный вес рабочих находится в пределах от 69,4% до 72,9%, то структуру персонала МУПОП «Школьник» можно признать рациональной.
Динамика численности в МУПОП «Школьник» в разрезе отдельных категорий представлена на рис. 2.4 (приложение 4). Данная структура рациональна и создает предпосылки для эффективной работы предприятия.
Существенное влияние на использование трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии. Проведем анализ состояния и движения персонала на предприятии. Все расчеты систематизируем в таблицу 2.8.
Таблица 2.8
Анализ движения кадров в МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.
№ |
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменения | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||||
1 |
Среднесписочная численность, чел - в т.ч. рабочих |
49 34 |
50 35 |
48 35 |
2 1 |
-2 0 |
2 |
Принято на работу всего, чел - в т.ч. рабочих |
15 13 |
16 14 |
12 10 |
1 1 |
-4 -4 |
3 |
Уволено с работы, всего, чел - в т.ч. рабочих |
14 12 |
18 14 |
12 10 |
4 2 |
-6 -4 |
4 |
Уволено по причинам текучести всего, - в т.ч. рабочих |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
-1 -1 |
5 |
Коэффициент приема кадров всего - рабочих |
0,31 0,38 |
0,32 0,40 |
0,25 0,29 |
0,01 0,02 |
-0,07 -0,11 |
6 |
Коэффициент выбытия кадров всего - рабочих |
0,29 0,24 |
0,36 0,28 |
0,25 0,29 |
0,07 0,04 |
-0,11 0,01 |
7 |
Коэффициент оборота кадров всего - в т.ч. рабочих |
0,59 0,74 |
0,68 0,80 |
0,50 0,57 |
0,09 0,06 |
-0,18 -0,23 |
8 |
Коэффициент текучести кадров всего - в т.ч. рабочих |
0,02 0,03 |
0,04 0,06 |
0,02 0,03 |
0,02 0,03 |
-0,02 -0,03 |