Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования и использования производственных запасов предприятия;
- провести анализ показателей деятельности предприятия и оценить эффективность использования производственных запасов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования производственных запасов и рассчитать их эффективность.
Объект исследования муниципальное унитарное предприятие общественного питания «Школьник».
5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие запасов, их роль и принципы формирования
7
1.2. Методика анализа использования производственных запасов предприятия
10
1.3. Пути повышения эффективности использования производственных запасов предприятия
12
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУПОП «ШКОЛЬНИК»
2.1. Краткая характеристика МУПОП «Школьник»
15
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.
17
2.2.1. Анализ объема производства и реализации продукции МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.
19
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов МУПОП «Школьник»
24
2.2.3. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции
28
2.3. Анализ эффективности использования производственных запасов в МУПОП «Школьник»
31
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУП ОП «ШКОЛЬНИК»
3.1. Использованием методов ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами в МУП ОП «Школьник
39
3.2. Внедрение метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости запасов
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чем меньше продолжительность оборота запасов или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется запасов, и, наоборот, чем быстрее запасы совершают кругооборот, тем эффективнее они используются. Скорость оборота средств - это комплексный показатель организационно-технического уровня производственно-хозяйственной деятельности. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства и времени обращения.
В таблице 2.15 приведен расчет показателей оборачиваемости запасов МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.
Таблица 2.15
Расчет показателей оборачиваем
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
Тем прироста 2010 к 2009 |
Темп прироста 2011 к 2010 | ||
абсол. |
относ. |
абсол. |
относ. | ||||||
1. |
Объем реализации продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
14521,9 |
14896,2 |
14794,2 |
374,8 |
2,3 |
-102,0 |
-0,7 |
2. |
Средние остатки оборотных средств |
тыс. руб. |
248,3 |
257,6 |
264,1 |
9,3 |
3,7 |
6,5 |
2,5 |
3. |
Средние остатки запасов |
тыс. руб. |
196,2 |
204,8 |
220,5 |
8,6 |
4,4 |
15,7 |
7,7 |
4. |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
58,5 |
57,8 |
56,0 |
-0,7 |
- |
-1,8 |
- | |
5. |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
74,0 |
72,7 |
67,1 |
-1,3 |
- |
5,6 |
- | |
6. |
Коэффициент загрузки оборотных средств |
0,0171 |
0,0173 |
0,0179 |
0,0002 |
- |
-0,001 |
- | |
7. |
Коэффициент загрузки запасов |
0,0135 |
0,0138 |
0,0149 |
0,0003 |
- |
0,001 |
- | |
8. |
Длительность одного оборота оборотных средств |
дн. |
6,15 |
6,23 |
6,43 |
0,077 |
1,3 |
0,2 |
3,2 |
9. |
Длительность одного оборота запасов |
дн. |
4,86 |
4,95 |
5,37 |
0,09 |
1,9 |
0,42 |
8,5 |
По данным таблицы 2.15 в МУПОП Школьник» средние остатки оборотных средств на предприятии на протяжении трех лет увеличиваются. В 2010 году по сравнению с 2009 годом прирост составил 9,3 тыс. рублей или 3,7%, а в 2011 годом по сравнению с 2010 годом увеличение произошло на 6,5 тыс. рублей или 2,5%. Происходит увеличение и средних остатков запасов на предприятии. Так в 2010 году по сравнению с 2009 годом прирост составил 8,6 тыс. рублей или 4,4%, а в 2010 годом по сравнению с 2009 годом увеличение произошло на 15,7 тыс. рублей или 7,7%. Темпы прироста запасов опережают темпы прироста оборотных средств предприятия.
Коэффициент оборачиваемости запасов в МУП ОП Школьник» ежегодно снижается, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом его значение уменьшилось на 1,3, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом снижение составило на 5,3 пункта. Это отрицательный момент в деятельности предприятия. Длительность одного оборота оборотных средств находится в пределах от 6,15 дней до 5,43 дней, а длительность одного оборота запасов находится в пределах от 4,86 дней до 5,37 дней и ежегодно увеличивается. В 2010 году по сравнению с 2009 годом значение этого показателя увеличилось на 0,09 дней или 1,9%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло его увеличение, которое составило 0,42 дня или 8,5%.
Таким образом, расчет и анализ оборачиваемости запасов в МУПОП «Школьник» показал замедление оборачиваемости запасов, то есть значение коэффициента ежегодно снижается. На основании этого можем утверждать, что на предприятии происходит неэффективное формирование и использование производственных запасов.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУП ОП «ШКОЛЬНИК»
3.1. Использованием методов ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами в МУП ОП «Школьник»
Обеспеченность запасами для многих предприятий - одна из самых острых проблем. Хотя в современных условиях объем производства тесно привязан к спросу на продукцию, многие предприятия продолжают осуществлять планирование по нормативам исходя из полной загрузки мощностей, это касается и исследуемого предприятия МУП ОП «Школьник», и по этому же критерию оценивать запасы. Это приводит к нерациональному расходованию оборотных средств и их потере. Рассмотрим ту часть улучшения финансового состояния предприятия МУП ОП «Школьник», которая относится к управлению оборотными средствами.
Оборачиваемость запасов характеризуется коэффициентом оборачиваемости (Коб), который был рассчитан во второй главе данной курсовой работы. График динамики этого показателя является основой для разработки концепции будущей оптимизации использования запасов. В результате проведенного анализа нами было установлено, что коэффициент оборачиваемости запасов имеет колебательную динамику, но в 2011 году он снизился по сравнению с 2010 годом, то есть в МУП ОП «Школьник» есть проблемы, связанные с эффективностью использования запасов.
Часто под рациональным управлением запасов понимают только их уменьшение. Однако мы считаем, что это не так - их недостаток может иметь столь же негативные последствия, как и избыток. Со слишком большой величиной запасов связаны проблемы дополнительных расходов на хранение их излишков, порчу и физическое устаревание из-за длительного срока хранения. Нехватка запасов может вызвать сбои в производстве, а как следствие – увеличение производственного цикла и рост затрат, снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов готовой продукции, дополнительные расходы на финансирование. Поэтому управление запасами предполагает не только снижение их величины, но и оптимизацию исходя из потребности МУП ОП «Школьник».
Оборот ресурсов предприятия разделяют на производственный и финансовый циклы. Производственный начинается с момента поступления материалов на склад и заканчивается в момент отгрузки покупателю товаров, изготовленных из них. Финансовый - от оплаты поставщикам до получения денег от покупателя.
Правильное управление запасами позволяет уменьшить производственный цикл, а следовательно, увеличить оборачиваемость средств, вкладываемых в запасы и расходы, связанные с ними, обеспечивая при этом бесперебойный цикл производства. Предлагаем МУП ОП «Школьник» для оптимизации управления запасами применить метод ранжирования по значимости. Суть его в том, что по каждому виду продукции, изготавливаемой на предприятии, сырье и материалы подразделяются на три категории с присвоением каждой из них соответствующего индекса – «А», «В» и «С».
Категория «А» - это запасы, являющиеся наиболее важными для обеспечения производства вследствие их малой доступности или высокой стоимости. Они постоянно контролируются и при их закупке обязательно определяется оптимальный размер заказа. Категория «В» состоит из тех видов запасов, которые менее важны для предприятия. Они проверяются и оцениваются примерно один раз в месяц. Для них также возможно применение расчета оптимального заказа. Категория «С» включает малоценные запасы, закупаемые большими партиями.
Модель оптимального размера заказа, используемая для расчета запасов при их закупке, получила довольно широкое применение из-за математической простоты и довольно точных результатов расчетов. С ее помощью определяется объем заказа (Q) и частота выполнения заказов (Т) за планируемый промежуток времени посредством баланса между затратами, связанными с выполнением одного заказа (О), и затратами на хранение единицы запасов (С). Размер заказа должен увеличиваться до тех пор, пока снижение затрат на него перевешивает увеличение затрат на хранение.
Здесь следует сделать следующие допущения:
- период между поставками
- средний объем запасов на
складе в каждый момент
- стоимость заказа считается
постоянной величиной и
Диаграмму Du Pont (рис.3.1 приложение 7) разработала и впервые применила на практике международная химическая компания Du Pont de Nemours. Левая часть диаграммы отражает бюджет доходов и расходов предприятия МУП ОП «Школьник», а правая - прогнозный баланс (ожидаемые значения основных статей актива и пассива). Таким образом, увеличивая или уменьшая бюджетные части диаграммы, можно управлять ликвидностью и рентабельностью предприятия.
Для внедрения данного метода ранжирования запасов считаем, что необходимо экономиста предприятия направить на курсы повышения квалификации в ГОУ учебный центр «Жигули» НП ДО «Центр повышения квалификации», который находится в городском округе Тольятти. Рассчитаем затраты на проведение данного мероприятия, которые систематизируем в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Расчет затрат на внедрение мероприятия
№ п/п |
Наименование затрат |
Расчет |
Сумма, руб. |
1. |
Стоимость обучения на курсах |
Прайс лист |
1500,0 |
2. |
Ежедневный проезд из Жигулевска в Тольятти |
(35 + 15,0)*2 |
100,0 |
3. |
Проезд за неделю |
100*5 |
500,0 |
4. |
Проезд за время обучения неделю (две недели) |
500,0*2 |
1000,0 |
5. |
Суточные на время командировки (200 рублей в день) |
200*10 |
2000,0 |
6. |
Среднемесячная заработная плата экономиста |
штатное расписание |
9250,0 |
6. |
Затраты по заработной плате на время командировки |
9250,0/24*10 |
3854,2 |
7. |
Отчисления обязательных страховых взносов |
3854,2*30,2/100 |
1164,0 |
Итого затрат |
23018,2 |
По данным таблицы 3.1 общая сумма затрат на мероприятие составит 23,0 тыс. руб. По экспертным оценкам, применение данного метода позволит снизить уровень запасов на предприятии на 25,0%, что приведет к росту объема реализации продукции на 1,1%.
Рассчитаем экономию от внедрения данного мероприятия в таблице 3.3 на основе данных таблицы 3.1 и 3.2.
Таблица 3.2
Исходные данные для расчета
показателей экономической
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
Усл. обозн. |
Цифровое значение |
1. |
Численность работающих, всего |
чел. |
Ч1 |
48 |
2. |
Среднегодовая заработная плата одного рабочего |
тыс. руб. |
Зср.год |
71,8 |
3. |
Среднегодовая выработка одного работающего |
тыс. руб. |
В1 |
308,2 |
4. |
Процент отчислений от оплаты труда обязательных страховых взносов |
% |
Р |
30,2 |
5. |
Годовой объем реализации до внедрения мероприятия |
тыс. руб. |
О1 |
14794,2 |
6. |
Условно постоянные расходы |
тыс. руб. |
Р |
4389,2 |
7. |
Текущие затраты на мероприятие |
тыс. руб. |
23,0 |
Таблица 3.3
Расчет показателей
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
Метод расчета |
Расчет по фактическим данным |
1. |
Прирост объем реализации после внедрения мероприятия в стоимостном выражении |
тыс. руб. |
DО2 = О1 * DО2/100 |
14794,2*1,1/100= 162,7 |
2. |
Годовой объем производства предприятия после внедрения мероприятия |
тыс. руб. |
О2 = О1 + DО2 |
14794,2 + 162,7 = 14956,9 |
3. |
Рост объема производства после внедрения мероприятия |
% |
Роб = |
14956,9/14794,2* 100=101,1 |
4. |
Относительное высвобождение численности рабочих |
чел. |
1,1*48/(100+1,1)= 0,52 | |
5. |
Среднегодовая выработка на 1 работающего после внедрения мероприятия |
В2 |
В2 = |
14956,9/48=311,6 |
6. |
Рост производительности труда в целом по предприятию |
% |
DПт = |
311,6/ 308,2*100-100= 1,1 |
7. |
Годовая экономия себестоимости по заработной плате основной и дополнительной |
тыс. руб. |
0,52*71,8 = 37,3 | |
8. |
Годовая экономия себестоимости по отчислениям на социальные нужды |
тыс. руб. |
0,302*37,3= 11,3 | |
9. |
Годовая экономия себестоимости по условно постоянным расходам |
тыс. руб. |
(4389,2/14794,2 -4389,2/14956,9) *14956,9= 48,3 | |
10. |
Годовая экономия за счет внедрения мероприятия |
тыс. руб. |
37,3+ 11,3 + 48,3 = 96,9 | |
11. |
Условно-годовая экономия |
тыс. руб. |
Эуг = Эгод – Зтек |
96,9 -23,0 = 73,9 |
12. |
Годовой экономический эффект |
тыс. руб. |
73,9 |