Повышения эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования и использования производственных запасов предприятия;
- провести анализ показателей деятельности предприятия и оценить эффективность использования производственных запасов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования производственных запасов и рассчитать их эффективность.
Объект исследования муниципальное унитарное предприятие общественного питания «Школьник».

Содержание работы

5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие запасов, их роль и принципы формирования

7
1.2. Методика анализа использования производственных запасов предприятия


10
1.3. Пути повышения эффективности использования производственных запасов предприятия


12
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУПОП «ШКОЛЬНИК»



2.1. Краткая характеристика МУПОП «Школьник»

15
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.


17
2.2.1. Анализ объема производства и реализации продукции МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.


19
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов МУПОП «Школьник»


24
2.2.3. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции

28
2.3. Анализ эффективности использования производственных запасов в МУПОП «Школьник»


31
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУП ОП «ШКОЛЬНИК»


3.1. Использованием методов ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами в МУП ОП «Школьник


39
3.2. Внедрение метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости запасов


43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

AFKhD.doc

— 763.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, годовой экономический  эффект в результате  использования  методов ранжирования и диаграммы  Du Pont при управлении запасами в МУПОП «Школьник» составит 73,9 тыс. руб. Данное мероприятие не требует дополнительных капитальных затрат, поэтому срок окупаемости не рассчитывается. Следовательно, внедрение мероприятия считаем целесообразным и экономически выгодным.

 

 

 

 

  3.2. Внедрение метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости запасов

 

В условиях обострившейся конкуренции  среди мер, с помощью которых можно обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию, следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах и на складах. Применяемая в настоящее время  в МУПОП «Школьник»  система управления производством направлена на  удовлетворение требований рынка. К  основным недостаткам этой системы следует отнести:                                   

- слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и систему в целом;     

   - отсутствие возможностей эффективно влиять на производительность, сроки прохождения цикла и необходимый уровень запасов;

- недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с планированием сотрудников.        

В настоящее время значительно  возросли требования рынка к параметрам изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания предложения над спросом, наличии  избыточных производственных мощностей и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть то предприятие, которое наиболее рациональным образом построило свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем: снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов; сокращения времени поставок; более четкого соблюдения сроков поставки; увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка; повышения качества изделий и увеличения производительности.

Предлагаем в МУПОП «Школьник» для  сокращения запасов, повышения  гибкости производства и возможности  противостояния возрастающей конкуренции внедрить  метод «Точно в срок», получивший наибольшее распространение в США и странах Западной Европы.

 В данном же контексте  следует выделить и охарактеризовать  принципиальную идею метода, которая базируется на трех предпосылках (их правильность была многократно подтверждена эмпирическим путем). Во-первых, предполагается, что заявкам потребителей готовой продукции должны соответствовать не ее предварительно накопленные запасы, а производственные мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти с «колес». Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в условиях минимальных запасов необходима непрерывная рационализация в организации и управлении производством, ибо высокий объем запасов нивелирует, в известном смысле маскирует ошибки и недостатки в этой области, узкие места производства, не синхронизированные операции, неиспользуемые производственные мощности, ненадежную работу поставщиков и посредников. В-третьих, для оценки эффективности производственного процесса, Помимо уровня затрат и производительности фондов, следует учитывать срок реализации заявки, так называемую длительность полного производственного цикла. Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и способствуют росту конкурентоспособности благодаря возможности оперативного и гибкого реагирования на изменения внешних условий.

В противоположность традиционным методам управления, в соответствии, с которыми центральное звено  планирования производства выдает производственные задания всем отделам и промышленным подразделениям, при методе «Точно в срок» централизованное планирование касается только последнего звена логистической цепи, т. е. склада готовой продукции. Все другие производственные и снабженческие единицы получают распоряжения непосредственно от очередного, находящегося ближе к концу звена логистической цепи.

К примеру, склад готовой продукции дал заявку (что равнозначно выдаче производственного задания) на определенное число изделий в цех выпечки, цех выпечки отдает распоряжение о приготовлении полуфабрикатов для выпечки и т. д.

Это означает, что производственное задание всегда выдается подразделению, которое принимает непосредственное участие в изготовлении изделия. Тем самым материалопоток от «источника»  к «потребителю» предваряется потоком  информации в обратном направлении, т.е. производству «Точно в срок» предшествует информация «Точно в срок».

Практика показывает, что для  эффективного внедрения стратегии  «Точно в срок» необходимо изменение  способа мышления целого коллектива, занимающегося вопросами производства и сбыта. Традиционный стереотип мышления типа «чем больше, лучше» должен быть заменен схемой «чем меньше, тем лучше», если речь идет об уровне запасов, использовании производственных  мощностей предположительности производственного цикла или о величине партии продукции.

Результаты подробного анализа, проведенного по внедрению концепции «Точно в срок»  на западноевропейских предприятиях, являются многообещающими. Усредненные данные, полученные более чем на 100 обследованных объектах (отдельные проекты функционируют на фирмах непрерывно от 2 до 5 лет), таковы: запасы незавершенного производства сократились более чем на 80%; запасы готовой продукции сократились примерно на 33%.

Использование стратегии «Точно в срок» дает и другие выгоды, в том числе неэкономического характера. Например, создание прозрачной структуры материалопотоков в виде промежуточных звеньев способствует широкому внедрению технологии типа СИМ (Компьютер интегрэйтед мэнуфэкчуринг). Использование принципов системы «Точно в срок» оказывает также положительное влияние на долгосрочную инвестиционную политику предприятия, которая в данном случае отдает предпочтение машинам и оборудованию, связанным с гибкой автоматизацией производственных, транспортных и контрольных процессов.

Для разработки стратегии и её внедрения   обратимся в консалтинговую компанию «Инвест». Разработка  стратегии  включает и разработку   программного продукта. Суммарные затраты составляют 60,0 тыс. руб., установка и отладка  программы 10% от стоимости продукта. Кроме того, специалисты ООО «Инвест», предлагают и  обучение персонала в течение нескольких дней без отрыва работников от основной работы. Обучение возможно  после работы, продолжительность занятий будет составлять  2 часа в день. Стоимость обучения персонала составляет 10,0% от стоимости программного продукта. Расчеты затрат систематизируем в таблицу 3.4.

Таблица 3.4

Расчёт затрат на мероприятие

п/п

Виды затрат

Сумма,

тыс. руб

1.

Стоимость программного продукта (рекламный лист ООО «Инвест»)

60,0

2.

Установка, откладка программы  (10% от стоимости программы), 40*10%/100%

6,0

3.

Обучение персонала (10% от стоимости программы), 40*10%/100%

6,0

4.

Ежемесячное сопровождение  программы 1,5*12

18,0

Всего затрат

90,0

из них текущие затраты 

30,0


 

Общая сумма затрат на разработку стратегии и внедрение метода «Точно в срок» составит  90,0 тыс. руб.

По данным экспертной оценки, внедрение  данного метода позволит предприятию  сократить затраты на содержание запасов, и как следствие приведет к увеличению объема реализации продукции  в среднем на 2,4%.

Рассчитаем экономию от внедрения  данного мероприятия  в таблице 3.6 на основе данных таблицы 3.4 и 3.5.

       Таблица 3.5

Исходные данные для расчета  показателей экономической эффективности 

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Усл. обозн.

Цифровое 

значение

1.

Численность работающих, всего

чел.

Ч1

48

2.

Среднегодовая заработная плата одного рабочего

тыс. руб.

Зср.год

71,8

3.

Среднегодовая выработка 

- одного рабочего

-одного работающего

тыс. руб.

В1

 

422,7

308,2

4.

Процент отчислений от оплаты труда обязательных страховых взносов

%

Р

3,02

5.

Годовой объем реализации до внедрения мероприятия 

тыс. руб.

О1

14794,2

6.

Условно постоянные расходы

тыс. руб.

Р

4389,2

7.

Текущие затраты на мероприятие

тыс. руб.

30,0

8.

Капитальные затраты

тыс. руб.

60,0


 

Таблица 3.6

Расчет показателей экономической  эффективности мероприятия

 

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Метод расчета

Расчет по фактическим  данным

1

2

3

4

5

 

Прирост объем реализации после внедрения мероприятия 

тыс. руб.

DО2 = О1 * DО2/100

14794,2*2,4/100= 355,1

2.

Годовой объем производства предприятия после внедрения  мероприятия

 

тыс. руб.

 

О2 = О1 + DО2

14794,2 + 355,1 =

15149,3

3.

Рост объема производства после внедрения мероприятия

%

Роб =

15149,3/14794,2* 100=102,4

4.

Относительное высвобождение  численности рабочих

чел.

2,4*48/(100+2,4)=

1,1

5.

Среднегодовая выработка  на 1 работающего после внедрения  мероприятия

В2

В2 =

15149,3/48=315,6

6.

Рост  производительности труда в целом по предприятию

%

DПт =

315,6/ 308,2*100-100= 2,4

7.

Годовая экономия себестоимости  по заработной плате основной и дополнительной 

тыс. руб.

1,1*71,8 = 79,0

8.

Годовая экономия себестоимости  по отчислениям на социальные нужды

тыс. руб.

0,302*79,0= 23,9

 

Продолжение таблицы 3.6

1

2

3

4

5

9.

Годовая экономия себестоимости  по условно постоянным расходам

тыс. руб.

(4389,2/14794,2 -4389,2/15149,3)  *15149,3

= 105,3

10.

Годовая экономия за счет внедрения мероприятия

тыс. руб.

79,0+ 23,9 + 105,3 = 208,2

11.

Условно-годовая экономия

тыс. руб.

Эуг = Эгод – Зтек

208,2 -30,0 = 178,2

12.

Годовой экономический  эффект

тыс. руб.

178,2-0,3*60,0=160,2

13.

Срок окупаемости

лет

60,0/178,2 =0,34


 

Таким образом, годовой экономический  эффект в результате  внедрения  в МУПОП «Школьник» для управления запасами   метода «Точно в срок» составит 160,2 тыс. руб. Данное мероприятие требует дополнительных капитальных затрат, поэтому был рассчитан срок окупаемости дополнительных капитальных затрат, который составил 0,34 года. Следовательно, внедрение мероприятия считаем целесообразным и экономически выгодным.

Систематизируем в таблицу 3.7 все произведенные расчеты целесообразности и экономической эффективности предложенных мероприятий по повышению эффективности использования производственных  запасов в МУПОП «Школьник».

  Таблица 3.7

Показатели экономической эффективности  внедрения проектируемых мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Прирост объема реализации, %

Услов-ное высво-

божде-ние

численности,

чел.

Условно- годовая эконо-мия, тыс.

руб.

Теку-щие затра-ты, тыс.руб

Капитальные затра-ты, тыс. руб.

Годо-вой эконо-миче-ский эффект,

тыс. руб.

Срок окупаемости капитальных  затрат, лет

1

Использованием методов  ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами  в МУП ОП «Школьник»

1,1

0,52

73,9

22,9

 

 

-

 

73,9

 

 

 

-

 

2

Внедрение  метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости  запасов

2,4

1,1

178,2

30,0

60,0

160,2

0,34

 

Итого

3,5

1,62

252,1

52,9

60,0

234,1

0,24


 

Суммарный рост производительности труда  в целом по предприятию в результате реализации проектируемых мероприятий рассчитывается по формуле:

                                             

,                                                  (3.6)

где - условное высвобождение численности работающих, чел;

Чисх – исходная численность работающих, чел;

Информация о работе Повышения эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия