Повышения эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования и использования производственных запасов предприятия;
- провести анализ показателей деятельности предприятия и оценить эффективность использования производственных запасов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования производственных запасов и рассчитать их эффективность.
Объект исследования муниципальное унитарное предприятие общественного питания «Школьник».

Содержание работы

5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие запасов, их роль и принципы формирования

7
1.2. Методика анализа использования производственных запасов предприятия


10
1.3. Пути повышения эффективности использования производственных запасов предприятия


12
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУПОП «ШКОЛЬНИК»



2.1. Краткая характеристика МУПОП «Школьник»

15
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.


17
2.2.1. Анализ объема производства и реализации продукции МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.


19
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов МУПОП «Школьник»


24
2.2.3. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции

28
2.3. Анализ эффективности использования производственных запасов в МУПОП «Школьник»


31
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУП ОП «ШКОЛЬНИК»


3.1. Использованием методов ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами в МУП ОП «Школьник


39
3.2. Внедрение метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости запасов


43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

AFKhD.doc

— 763.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 2.8 за три года произошли изменения в движении кадров на предприятии. Так в 2010 году  по сравнению с предыдущим 2009 годом на 4 человека увеличилось  количество  уволенных с работы работников, в том числе рабочих на 2 человека рабочих. Но по причине текучести увеличение составило  1 человек. Увеличилось на 1 человека количество принятых на работу работающих, в том числе рабочих на 1 человека.  Коэффициент приема кадров увеличился 0,01, а рабочих на 0,02. Увеличился  коэффициент выбытия кадров на 0,07 , а по категории рабочие – 0,04.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом произошли изменения в движении персонала, но в обратном направлении, чем по сравнению с предыдущим периодом. Это можно  объяснить тем, что работники стараются не увольняться с предприятия, а работодатели ограничивают прием на работу. Так в 2011 году  по сравнению с предыдущим 2010 годом на 6 человек уменьшилось количество уволенных с работы работников, в том числе рабочих на 4 человека рабочих. Но по причине текучести снижение  составило 1 человек. Сократилось на 4 человека количество принятых на работу работающих, в том числе рабочих на 4 человека.  Коэффициент приема кадров уменьшился на 0,07, а рабочих на 0,11. Увеличился  коэффициент выбытия кадров на 0,11 , а по категории рабочие – 0,01.

Рассчитаем потери объема реализации  продукции предприятия  за счет движения  кадров.  Для  этого воспользуемся формулой:

                      DО = ( Ч + Ч ) ´10´ П .´1/2,                                               (2.10)

где   Ч   и Ч – число рабочих, принятых и уволенных  за 2011 год, чел;

10 – число  дней работы перед увольнением  и поиск приема с неполной  производительностью труда, дн. (установленные  данные);

П – среднедневная производительность труда рабочего в отчетном периоде, руб.

Среднедневная производительность труда рабочего рассчитывается по формуле:

                                  П = В ./Д ,                                                                      (2.11)

где  В – среднегодовая выработка одного рабочего за год, руб.;

Д – количество отработанных одним рабочим дней в году, дн.

Подставим значения в формулу 2.10 и 2.11 и рассчитаем потери предприятия в 2011 году в результате движения кадров:

П   = 14794,2 / 216,6/48 = 1,4 тыс.руб.

= (12+12) * 10 *  1,4 * 1/2 = 168,0 (тыс. руб.)    

Таким образом, проведенный анализ состояния и использования трудовых ресурсов в МУПОП   «Школьник» позволяет сделать следующие выводы. Предприятие обеспечено кадрами полностью. Структура кадров на исследуемом предприятии рациональна. Основная  доля  в структуре приходится на  группу  основные производственные рабочие, что правильно для предприятия производственного направления. Коэффициент оборота кадров меньше  единицы, но имеет очень высокое значение- это  указывает на то, что наблюдается нестабильность состава в трудовом коллективе предприятия. Положительно то, что в 2011 году значение этого коэффициента снижается и в целом снижается коэффициент оборота кадров.

 

2.2.3. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции

            

Важным показателем, характеризующим  работу предприятия, является себестоимость  продукции, работ и продукция, то есть затраты. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия. Анализ себестоимости позволяет выяснить выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости реализованной  продукция.  Используя данные бухгалтерской отчетности, проведем анализ себестоимости реализованной  продукции по элементам затрат. Все расчеты систематизируем в таблицу 2.9.

Таблица 2.9

Анализ затрат на  продукцию  в МУПОП   «Школьник» за 2009-2011 гг.

п/п

Элементы

затрат

Фактически

Изменения

2009год

2010 год

2011год

2010/2009г

2011/2010г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Материальные затраты

8923,8

9121,0

9416,6

197,2

102,2

295,6

103,2

2

Заработная плата

3540,9

3687,5

3534,5

146,6

104,1

-153,0

95,9

3

Отчисления на соц. Нужды

931,3

969,8

1208,8

38,5

104,1

239,0

24,6                                                                                                                                                            

4

Амортизация

507,3

542,6

516,7

35,3

107,0

-25,9

95,2

5

Прочие расходы

385,8

292,3

45,1

-93,5

75,8

-247,2

-84,6

6

Полная себестоимость

14289,1

14613,2

14631,5

324,1

102,3

18,3

100,1


 

 По данным таблицы 2.9 в 2010 году  по сравнению с 2009 годом полная себестоимость увеличилась на 324,1 тыс. руб. или 2,3%, а в 2011 году  по сравнению с 2010 годом произошло увеличение  на 18,3 тыс. рублей или 0,1%.  В 2010 году по сравнению с 2009 годом изменения произошли по всем элементам затрат. Увеличились все статьи затрат, кроме статьи прочие расходы. Материальные затраты и амортизация соответственно на 197,2 тыс. рублей или 2,2% и 35,3 тыс. рублей или 7,0%. Заработная плата и соответственно отчисления единого социального налога  увеличилась соответственно на 146,6 тыс. рублей или 4,1% и 38,5 тыс. рублей или 4,1%. Прочие расходы снизились на предприятии на 93,5 тыс. рублей или 24,2%.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшились затраты на оплату труда на предприятии на 153,0 тыс. рублей или 4,1%, а отчисления обязательных взносов увеличились на 239,0 тыс. руб. или 24,6% по причине увеличения размера отчислений взносов в 2011 году.

Все затраты включаемые в себестоимость  сократились исключение составляют материальные затраты, которые возросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом 295,6 тыс. рублей или 3,2%. И это произошло при снижении объема реализации продукции в натуральном выражении. Следовательно, можно утверждать, что в МУПОП   «Школьник» не совсем рационально используются материальные ресурсы и у предприятия имеются внутрихозяйственные резервы для снижения себестоимости реализованной продукции.

 Таким образом, можно утверждать, что самые большие положительные  отклонения  наблюдаются по элементу  материальные затраты. Это объясняется резким повышением цен на используемые продукты,    а также ростом тарифов на  энерго- и теплоносители и на горюче-смазочные материалы.

Для объективной оценки использования  затрат  в  МУПОП   «Школьник» необходимо провести анализ структуры полной себестоимости на производство и реализацию продукция. Все показатели систематизируем в таблице 2.10. 

Таблица 2.10

Структура затрат на реализацию продукции  в МУПОП   «Школьник»

п/п

Элементы

затрат

Фактически

Изменения

2009 год

2010 год

2011 год

2010 г. к 2009г.

2011г. к 2009г.

1

Материальные затраты.

62,8

62,9

64,6

0,1

1,7

2

Заработная плата

24,4

24,8

23,2

0,4

-1,6

3

Отчисления на соц. Нужды

6,5

6,6

8,3

0,1

1,7

4

Амортизация

3,6

3,7

3,5

0,1

-0,2

5

Прочие расходы

2,7

2,0

0,4

-0,7

-1,6

6

Полная себестоимость

100,0

100,0

100,0

-

-


 

По данным таблицы 2.10 в 2010 году  по сравнению с 2009 годом в структуре себестоимости произошли следующие изменения. Доля материальных затрат и амортизации увеличилась соответственно  на 0,1%, а доля заработной платы и отчислений на социальные нужды соответственно на 0,4% и 0,1%. Удельный вес прочих расходов   уменьшился на 0,7%.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом в структуре полной себестоимости произошли также изменения.  По-прежнему увеличивается  удельный вес материальных затрат на 1,7% , а доля всех остальных элементов сократилась, кроме отчислений обязательных страховых взносов на1,7%. Удельный вес заработной платы снизился на 1,6%, а удельный вес прочих расходов на 1,6%, также произошло и снижение доли амортизации на  0,2%. Самое большое снижение произошло по элементу заработная плата и прочие расходы.

Проведем анализ финансовых результатов  в  МУПОП   «Школьник».    Финансовые результаты в определенной степени характеризуются данными отчета о прибылях и убытках. Абсолютным показателем, характеризующим положительный результат деятельности предприятия  является прибыль, а относительным показателем,  является рентабельность продукции. Используя данные статистической финансовой отчетности в МУПОП   «Школьник» за три года,  проведем анализ финансовых результатов  предприятии. Все расчеты систематизируем в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Анализ прибыли и рентабельности в МУПОП   «Школьник»  в2009-2011гг.

№ п/п

Наименование показателей

Ед.

изм.

2009 год

2010 год

2011год

Изменения 2010г к 2009 г.

Изменения 2011/2010 г.

абсол.

%

абсол

%

1

Объем реализации продукции, работ, услуг

 

тыс. руб.

14521,4

14896,2

14794,2

374,8

102,3

-102,0

99,3

2

Полная

себестоимость

тыс. руб.

14289,1

14613,2

14631,5

324,1

102,3

18,3

100,1

3

Прибыль

тыс. руб.

232,3

283,0

162,7

50,7

121,8

-120,3

57,5

4

Рентабельность

%

1,6

1,9

1,1

-0,3

-

-0,8

-


 

По данным таблицы 2.11 объем реализации продукции в МУПОП   «Школьник» изменяется колебательно.  В 2010 году по сравнению с 2009 годом он увеличился на 374,8 тыс. руб. или 2,3%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло снижение, которое составило 102,0 тыс. руб. или 0,7%. Увеличение выручки способствовало увеличение прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом, а так как в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло снижение выручки, то это способствовало снижению прибыли в МУПОП   «Школьник».

Себестоимость реализованной продукции  на предприятии  в 2010 году увеличилась на 324,1 тыс. руб. или 2,3% сравнению с 2009годом, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение составило 18,3 тыс. рублей  или 0,1%, что способствовало снижению прибыли. Отрицательным моментом в деятельности предприятия является то, что объем реализации продукции, сокращается как в стоимостном, так и в натуральном выражении, а   себестоимость, то есть затраты на её производство  реализацию  увеличивается.

Прибыль в 2010 году увеличилась    по сравнению с 2009 годом на 50,7 тыс. руб. или 21,8%, а в 2011 году   по сравнения с 2009 годом произошло снижение, которое   составило 120,3 тыс. руб. или 42,5%.

Продукция  в МУПОП   «Школьник» рентабельна на протяжении трех лет. Это положительный момент в деятельности предприятия, но следует отметить, что уровень рентабельности низкий и  ежегодно снижается. Показатель  рентабельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился  на 0,3%, а в 2011 году  по сравнению с 2010 годом снижение составило 0,8%. Это отрицательный момент в деятельности предприятия за анализируемый период. В период финансового кризиса работа с получением прибыли и рентабельностью, можно признать положительным моментом в деятельности предприятия.

 

2.3. Анализ   эффективности использования производственных запасов в МУПОП «Школьник»

 

Основные этапы анализа материально- производственных запасов на предприятии:

- анализ состояния и структуры  материально- производственных запасов;

- оценка эффективного использования  материально- производственных запасов;

- анализ обеспеченности материально-  производственных запасов собственными средствами.

Материально- производственные запасы являются составляющей оборотных активов  предприятия. Для того чтобы оценить  эффективность их использования,  необходимо провести анализ структуры  оборотных активов и определить роль материально- производственных запасов в оценке имущества предприятия. Используя данные бухгалтерской отчетности предприятия МУП ОП «Школьник», проведем анализ состояния и структуры оборотных активов предприятия за период 2006-2010годы. Все расчеты систематизируем в таблицу 2.12 (приложение 4).

Информация о работе Повышения эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия