Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа
Одним из обязательных структурных признаков государства является система налогообложения, ибо одной из целей государственного регулирования является такая оптимизация налогов и сборов, при которой, с одной стороны, собираемых налогов должно быть достаточно для обеспечения стоящих перед государством задач и выполнения его функций, а с другой - бремя налогов на собственника и производителя не должно быть избыточным.
Принятие 31 июля 1998 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступившего в силу с 1 января 1999 г., стало началом унификации налогового законодательства в Российской Федерации. Часть первая НК РФ является своего рода фундаментом, в соответствии с которым разрабатывались все остальные акты законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ устанавливается иерархия законодательства о налогах и сборах. Вторая часть НК РФ посвящена конкретным налогам. Первое место в ней отведено федеральным налогам, которые возглавляет налог на добавленную стоимость (НДС).
Введение 3
1 Теоретические основы бухгалтерского учёта, исчесления и уплаты НДС 5
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 5
1.2 Экономическая сущность НДС 18
1.3 Налоговая отчётность по НДС 35
2 Организация учета НДС в ООО «ЭКСПОТЕХ» 41
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия 41
2.2 Оценка состояния расчётов с бюджетом по НДС 49
2.3 Анализ налоговых платежей 55
3 Совершенствование учета по НДС в ООО «Экспо Тех» 67
3.1 Рекомендации по оптимизации налоговых платежей 67
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета НДС 74
Заключение 91
Список использованных источников 93
Местные налоги:
–– земельный налог;
–– налог на имущество физических лиц.
При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режим
–– Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
–– Упрощённая система налогообложения;
–– Единый налог на вменённый доход;
–– Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.
1.2 Экономическая сущность НДС
По официальному определению НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг (ТРУ) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [22].
Используемое для
НДС был введен в РФ с 1.01.92 г. для продукции, производимой на территории РФ, с 1.02.93 г. и на ввозимые импортные товары НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. По сравнению с другими налогами НДС обладает рядом преимуществ как для государства, так и для плательщиков.
Для государства: обеспечивает регулярность поступления в бюджет и его автоматический рост в условиях инфляции.
НДС затрагивает интересы производителей, которые выступают как сборщики НДС с потребителей. Являясь косвенным налогом для потребителя, НДС существенно отражается на жизненном уровне населения. В составе дохода бюджета НДС занимает значительный удельный вес, более 50%[19].
Плательщиками НДС выступают:
–– организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
–– индивидуальные предприниматели вошли в состав плательщиков с 1 января 2001 г;
Признание последних плательщиками НДС породило массу проблем, как для предпринимателей, так и для налоговых органов, поскольку далеко не каждый индивидуальный предприниматель обладает необходимыми экономическими знаниями, чтобы самостоятельно, правильно и в установленные сроки исчислить сумму налога, составить налоговую отчетность и вести налоговый учет. Даже ежегодное составление декларации о доходах представляет для них большую проблему. Налоговая же декларация по НДС представляется в налоговый орган или ежемесячно, или ежеквартально. Обязанность по исчислению и уплате НДС потребовала от предпринимателей ведения в установленном законодательством порядке журналов выставленных и полученных счетов-фактур , книг покупок и продаж, а также знания и грамотного применения законодательства, регламентирующего исчисление НДС и правомерность использования налоговых вычетов.
Таким образом, введение этой нормы ухудшило положение индивидуальных предпринимателей. Законы, ухудшающие положение субъектов малого предпринимательства, к которым в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (далее Закон № 209ФЗ) относятся индивидуальные предприниматели, применяются в особом порядке. Так, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Следовательно, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в период с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2000 г., не могут признаваться плательщиками НДС до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации, если признание их плательщиками НДС создавало для них менее благоприятные условия [31].
Неплательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Кроме налогоплательщиков перечислять налог в бюджет должны налоговые агенты. У организаций и предпринимателей возникают обязанности агента в трех случаях, если они:
–– приобретают товары (работы, услуги) на территории России у иностранных лиц, не стоящих на налоговом учете в Российской Федерации;
–– арендуют федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество;
–– реализуют на территории РФ конфискованное имущество, бесхозные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.
Обязанность по исчислению
суммы налога и его уплате в
бюджет возникает у организации
или у индивидуального
Такими объектами являются:
–– операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога, передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. К реализации относится и передача права собственности от одного лица другому как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Таким образом, правом определено, что реализация представляет собой обязательное совершение двух действий: переход права собственности и произведения оплаты в любой форме, если только стороны в договоре не зафиксировали безвозмездную передачу товаров (работ, услуг);
–– передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
–– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
–– ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Если операция признается
объектом обложения, то у налогоплательщика
в большинстве случаев
НК РФ определил закрытый перечень операций, которые не являются объектом обложения, поскольку не относятся к операциям по реализации. В перечень вошли:
–– передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества от реорганизуемой организации ее правопреемникам;
–– передача имущества, которая носит инвестиционный характер: вклад в уставный капитал других организаций, вклад по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов;
–– передача имущества в виде возврата участнику организации (простого товарищества) его доли при выходе из этой организации (простого товарищества) либо ее ликвидации. В этом случае не возникает объекта обложения, если передача имущества производится в пределах первоначального взноса.
При осуществлении этих операций не начисляется НДС, но у передающей стороны может возникнуть обязанность по восстановлению той суммы НДС, которая была уплачена поставщику и принята к вычету после приобретения передаваемого объекта. Если имущество передающей стороной не использовалось для производственных целей и приобреталось для осуществления инвестиционной или совместной деятельности, то возмещения суммы не должно было быть. Если передаваемое имущество ранее использовалось в производственных целях, то налоговый вычет после приобретения был правомерен. В момент передачи имущества передаваемая сторона должна восстановить (начислить) НДС с остаточной стоимости имущества [19].
Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд или для собственного их потребления фактически приводит к начислению налога при непроизводственной направленности действий.
Одним из спорных с точки зрения методологии взимания налога является вопрос о правомерности включения в объект обложения строительства, выполненного хозяйственным способом для собственного потребления. Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, были включены в объект обложения, поскольку застройщик является конечным потребителем построенного объекта.
При определении объекта обложения важное значение имеет место реализации товаров (работ, услуг), так как НДС облагаются операции, совершенные на территории России. Местом такой реализации признается ее территория при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств [18]:
–– товар находится на территории России, не отгружается и не транспортируется, например, продажа недвижимого имущества;
–– товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России. В этом случае неважно, где товар окажется после проведения сделки.
Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
–– работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов, находящихся на территории Российской Федерации). К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
–– работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
–– услуги фактически оказываются на территории России в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;
–– покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В НК РФ расшифровывается, что представляет собой место осуществления деятельности покупателя. Это территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории России на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица . Это положение применяется при выполнении работ (оказании услуг):
–– по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
–– консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
–– по предоставлению персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя;
–– по сдаче в аренду движимого имущества за исключением наземных автотранспортных средств;
–– агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания вышеперечисленных услуг;
–– оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
–– по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг));
–– деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории России (в части выполнения работ (оказания услуг), непоименованных выше).
Местом осуществления
деятельности организации или