Проблемы исчисления и уплаты НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Одним из обязательных структурных признаков государства является система налогообложения, ибо одной из целей государственного регулирования является такая оптимизация налогов и сборов, при которой, с одной стороны, собираемых налогов должно быть достаточно для обеспечения стоящих перед государством задач и выполнения его функций, а с другой - бремя налогов на собственника и производителя не должно быть избыточным.
Принятие 31 июля 1998 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступившего в силу с 1 января 1999 г., стало началом унификации налогового законодательства в Российской Федерации. Часть первая НК РФ является своего рода фундаментом, в соответствии с которым разрабатывались все остальные акты законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ устанавливается иерархия законодательства о налогах и сборах. Вторая часть НК РФ посвящена конкретным налогам. Первое место в ней отведено федеральным налогам, которые возглавляет налог на добавленную стоимость (НДС).

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы бухгалтерского учёта, исчесления и уплаты НДС 5
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 5
1.2 Экономическая сущность НДС 18
1.3 Налоговая отчётность по НДС 35
2 Организация учета НДС в ООО «ЭКСПОТЕХ» 41
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия 41
2.2 Оценка состояния расчётов с бюджетом по НДС 49
2.3 Анализ налоговых платежей 55
3 Совершенствование учета по НДС в ООО «Экспо Тех» 67
3.1 Рекомендации по оптимизации налоговых платежей 67
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета НДС 74
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Диплом (4).doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Налоговые вычеты представляют собой уменьшение суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (с авансов, штрафов и т.д.). Налоговые вычеты у покупателя товаров (работ, услуг), а также имущественных прав возникают в двух случаях.

Первый случай: при  перечислении аванса (предварительной  оплаты)

Согласно пункту 12 статьи 171 Налогового кодекса РФ, вычетам  у налогоплательщика, перечислившего суммы предварительной оплаты (аванса), подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае, согласно нормам статьи 168 Налогового кодекса РФ, продавец товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней со дня получения аванса выставляет счета-фактуры. Налоговые ставки при этом должны соответствовать 18/118 или 10/110.

Для того чтобы воспользоваться  правом на применение налоговых вычетов  по суммам предварительной оплаты, необходимо наличие следующих документов:

–– надлежаще оформленных счетов-фактур, выставленных продавцом при получении аванса (предоплаты);

–– подтверждающих факт оплаты документов (платежное поручение);

–– наличие условия в договоре, что расчеты будут производиться с предварительной оплатой.

В случае невыполнения хотя бы одного из перечисленных условий воспользоваться налоговым вычетом при перечислении предварительной оплаты налогоплательщик не имеет права. После того как товар будет передан покупателю и полностью оприходован, согласно нормам статьи 170 Налогового кодекса РФ, ранее возмещенные суммы налога, исчисленные с сумм перечисленных авансов, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Восстановление сумм налога с аванса производится покупателем  в том налоговом периоде, в  котором эти же суммы налога по оприходованным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету.

Случай второй: при  оприходовании товаров (работ, услуг), имущественных прав

Воспользоваться налоговым  вычетом можно только по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены  для последующей перепродажи или для осуществления операций, облагаемых НДС. Данная норма установлена пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Даже если товар приобретается для осуществления операций, облагаемых НДС, этого недостаточно, чтобы получить налоговый вычет. Согласно пункту 2 статьи 171 и пунктам 1-2 статьи 172 Налогового кодекса РФ, для получения налогового вычета необходимо выполнить установленные требования.

Во-первых, должен быть доказан  факт предъявления НДС. К подтверждающим документам можно отнести договор либо иные документы, на основании которых сумма НДС подлежит уплате. Следует обратить особое внимание на то, что применение налогового вычета зависит от поставки товара.

Во-вторых, обязательным условием для возмещения сумм НДС  является наличие счетов-фактур. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав. Данное требование не распространяется на такие случаи, когда иное не предусмотрено законодательством. Так, наличие счетов-фактур необязательно при удержании налога налоговыми агентами и т.д. Таким образом, сумма НДС может быть принята к вычету только при фактическом наличии счетов-фактур.

В-третьих, деятельность, для которой приобретается товар (работы, услуги), должна являться налогооблагаемой. В данном случае речь идет о следующих операциях:

–– производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), реализация которых влечет уплату НДС, в том числе при безвозмездной передаче;

–– передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

–– перепродажа приобретенных товаров (работ, услуг), подлежащая налогообложению.

В-четвертых, приобретаемые  товары (работы, услуги) должны быть приняты  на учет с соответствующим оформлением  первичной документации.

Следует отметить, что  право на вычет возникает только при наличии всех четырех условий.

Таким образом, организации, заявившей возмещение, придется представить  к проверке:

счета-фактуры, подтверждающие вычет;

первичные документы, на основании которых организация  вправе принять к учету товары;

пояснительную записку или устав, где прописывается, какой деятельностью занимается организация.

Если же инспектор  выявит ошибки в декларации или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то он потребует в течение пяти дней представить объяснительную записку.

Законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. По окончании проверки в семидневный срок налоговая инспекция обязана принять решение о возмещении соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

При заявлении НДС  к возмещению налоговые инспекторы найдут тысячу и одну причину не делать этого. При этом большинство  причин не имеет никакого законодательного подкрепления.

 Часто инспектор настаивает на проведении осмотра в ходе камеральной проверки. Правомерность такого осмотра является спорной. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ предусматривает процедуру осмотра только для выездной проверки (ст. 92 НК РФ). Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

 В отдельных ситуациях  для получения налогового вычета  необходимо соблюдение других  условий. Например:

–– при импорте товаров НДС сначала нужно уплатить на таможне;

–– налоговые агенты должны сначала перечислить налог в бюджет, а затем принять его к вычету;

–– вычет по командировочным расходам осуществляется только после их оплаты;

–– НДС по нормируемым расходам принимается к вычету только в пределах норматива;

–– вычет НДС по работам (услугам), выполненным (оказанным) иностранными юридическими лицами осуществляется после его уплаты в бюджет;

–– при аренде муниципального или государственного имущества НДС подлежит вычету.

Так, особый порядок применения вычетов предусмотрен для сумм налога, предъявленных продавцом покупателю и уплаченных продавцом в бюджет при реализации товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказе от них, а также для сумм налога, уплаченных при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг). Для того чтобы принять НДС к вычету, в наличии должны быть следующие документы:

–– документы, удостоверяющие факт возврата или отказа;

–– первичные документы на товар в случае его обратной передачи продавцу или по его указанию иным лицам (накладные, акты приемки-передачи, приходные складские ордера и т.п.);

–– счета-фактуры, выданные продавцом в момент реализации покупателю и учтенные ранее в книге продаж.

Также особый порядок  применения вычетов предусмотрен для  налога, исчисленного продавцами и уплаченного ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий или расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. В этом случае для принятия НДС к вычету необходимо наличие документов, подтверждающих факт изменения или расторжения договора, а также документов, подтверждающих возврат соответствующих сумм авансовых платежей.

Во всех перечисленных случаях суммы НДС, ранее уплаченные в бюджет, принимаются к вычету (возвращаются налогоплательщику).

Суммы налога, удержанные и уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычету при соблюдении общих условий. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для его производственных целей либо для осуществления им иной деятельности. В данном случае право на вычет имеет иностранный налогоплательщик, не состоящий на учете в налоговых органах РФ.

 Если организация  осуществляет какие-либо строительные операции, то она может возмещать НДС при осуществлении следующих операций:

 –– проведение капитального строительства при сборке (монтаже) основных средств подрядными организациями;

 –– приобретение товаров (работ, услуг) для выполнения строительно-монтажных работ;

 –– приобретение объектов незавершенного капитального строительства.

Возместить НДС по вышеперечисленным операциям возможно лишь в том случае, когда выполнены все требования (их четыре) принятия НДС к возмещению.

 Еще одно условие возмещения НДС по строительным работам - НДС может быть возмещен только при условии, что определенные договором работы выполнены в полном объеме. Это связано с тем, что на практике при осуществлении капитального строительства у налогоплательщика возникают затруднения, связанные с определением периода предъявления вычета, поскольку сложно определить момент приобретения работ. По данному поводу выступил Минфин (Письмо Минфина России от 05.03.2009 N 03-07-11/52), пояснив, что порядок сдачи и приемки работ по договору строительного подряда регулируется ст. 753 Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 указанной статьи заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом в соответствии с п. 3 данной статьи ГК РФ заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика. Пунктом 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, относимым на затраты при исчислении налога на прибыль. При вычете НДС по командировочным расходам во внимание принимаются суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно и найму жилого помещения. Однако важным условием применения вычета является фактическая уплата НДС в составе командировочных расходов.

Порядок применения вычетов по командировочным расходам остался неизменным после внесения поправок в статью 171 Налогового кодекса РФ. На практике это часто вызывает противоречия. С одной стороны, обязательным условием для применения вычетов является наличие счета-фактуры. А с другой стороны, в письме Минфина РФ от 23.12.2009 № 03-07-11/323 говорится о том, что суммы НДС, выделенные отдельной строкой в бланках строгой отчетности, оформленных в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, можно принять к вычету.

Поскольку бланк строгой  отчетности изготавливается типографским способом и с помощью его можно осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием банковских карт, то в нем можно отдельной строкой выделять сумму НДС. Поэтому НДС может быть принят к вычету на основании бланков строгой отчетности, которые выписываются гостиницами по установленным правилам.

Как показывает практика, отсудить сумму у налоговой инспекции  – это не получить ее фактически. Налоговые органы в ходе судебных разбирательств часто доходят до высших инстанций, даже если шансов на выигрыш дела нет. Теперь эта тенденция должна уйти в прошлое. В приказе ФНС России от 9 февраля 2011 г. № ММВ-7-7/147 говорится, что юрист ИФНС должен изучать сложившуюся арбитражную практику. И если она складывается не в пользу налоговиков, налоговый орган должен отказаться от обращения в апелляцию, кассацию или надзор.

Именно поэтому любая  компания, подающая заявление на возмещение НДС, обязана быть уверена в абсолютном качестве собственных документов: финансовой отчетности, бухгалтерских документов и всех договоров. Если налоговая служба при подобной проверке до возмещения НДС найдет даже небольшие недочеты, то компании не только не проведут возмещения налога, но и обяжут заплатить еще дополнительные налоговые штрафы.

При подаче заявления на возмещение налога на добавленную стоимость – необходимо тщательно проверять документы. Это поможет уберечь нервы и сэкономить время.

3.3 Рекомендации по совершенствованию налогового учета

 

Как самостоятельный  вид учета налоговый учет введен с 1 января 2002 года с целью создания системы формирования полной и достоверной информации об осуществляемых хозяйственных операциях, объектах и других обстоятельствах, учитываемых в налоговых целях, с тем, чтобы правильно определить налоговую базу по налогу на прибыль.

С 2002 года принципы организации налогового учета расходов и доходов, возникающих в деятельности организаций существенно отличаются от принципов организации бухгалтерского и управленческого учета. Эти отличия, по существу, обуславливают необходимость ведения обособленного налогового учета, параллельного бухгалтерскому.

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты НДС