Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике
Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112
При этом ошибочность решений, принимаемых государством, всегда была велика – в любом случае она была (и остаётся) существенно выше, чем в случае принятия частных решениях. Конечно, теоретически такие приоритеты по поручению государства могли бы определять институты независимых и высокооплачиваемых экспертов. Но в реальной жизни такое, в том числе и в Германии, практически не происходит. Как правило, это делают чиновники. Однако, даже у самых компетентных государственных служащих слабая предпринимательская интуиция, слабая и минимальная склонность к риску, при этом политическое чутьё, наоборот, слишком сильное.
Конечно, представители правительства
постоянно ведут диалог с различными
отраслевыми объединениями
Особенностью немецкой, как и других национальных промышленных политик является необходимость их согласования с соответствующими органами Евросоюза6, среди которых особое место занимает Совет по конкурентоспособности (Федеральный министр экономики и технологии является его членом). Важным элементом европейской промышленной политики является политика по отношению к отдельным секторам, которая разрабатывается на основе совместного обсуждения Комиссией ЕС и представителями государств существующего положения в конкретных отраслях, например, в автомобиле и машиностроении, химии. Речь идёт о создании благоприятных рамочных условий для их развития, которые, с одной стороны, учитывают пожелания бизнеса, а, с другой, возможности ЕС и государств-членов7.
Эволюция промышленной политики
В 90е гг. промышленная политика в ФРГ отошла на второй план. Государство основное внимание стало уделять региональной политике, в первую очередь, в рамках объединения Западной и Восточной Германии. Причём в рамках этого процесса государство отказалось от проведения активной целенаправленной трансформирующей структурной политики, которая должна была бы создать благоприятные условия для наукоёмких и иных производств с высокой степенью обработки продукции и имеющих спрос не только внутри страны, но и на мировом рынке.
Среди специалистов-практиков в Германии к этому времени сложилось чёткое понимание того, что «совершенный рынок, обеспечивающий оптимальную аллокацию ресурсов» существует только в теории. Однако они не требовали отказа государства от промышленной политики, которая к 90м гг. прошлого века, не имея чётких целей и сформулированных приоритетов, оказалась в состоянии кризиса8. Бывший премьерминистр федеральной земли Баден Вюртемберг Лотар Шпэт, во многом обеспечивший превращение этого южного субъекта Германии в высокотехнологичный производственный регион, в середине 90х гг. справедливо отмечал: «Так что при всех обстоятельствах речь может идти о том, чтобы проводить различие между разумными и контрпродуктивными вариантами промышленной политики … В ориентированной на инновации промышленной политике преимущества перевешивают вероятные ошибки»9.
Примерно с конца ХХ в. государство стало переосмысливать прежнюю промышленную политику и отдавать предпочтение её приспосабливающему и формирующему направлению. Именно это направление наиболее близко пересекается с инновационной (научно-технической и технологической) политикой государства, которая в последние годы стала одним из её приоритетов.
В последние годы рост интереса Германии к промышленной политике связан и с тем, что с одной стороны, для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнёры по ЕС, особенно Франция. С её помощью они обеспечивают конкурентные преимущества отдельных промышленных отраслей и секторов. Основные конкуренты ФРГ на глобальных рынках – США, Китай, Индия – также проводят активную промышленную политику, направленную на поддержку, нередко протекционистскую, национальных отраслей. Мировой финансовый кризис только усилил протекционистское содержание национальных промышленных политик. С другой стороны, немецкая промышленность попрежнему нуждается в целенаправленной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений, в первую очередь, по инновациям и усиления территориальных хозяйственно-политических (штандортных) преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Не случайно она стала обращать более пристальное внимание на проведение отраслевой структурной политики на местах, а именно на уровне земель, общин и коммун, рассматривая промышленную политику как часть штандортной политики, как правило, сочетающей формирование общих благоприятных условий предпринимательства с поддержкой конкретных отраслевых проектов.
Федеральное министерство экономики и технологий в 2008 г. кратко определило промышленную политику «как штандортную политику, проводимую в интересах промышленности». Её основной целью объявлено создание благоприятных рамочных условий для промышленных инноваций, инвестиций и производства. Специально подчёркивается, что влияние на отраслевые сдвиги не относится к её приоритетам.
По сути
– это политика по
Относительно новым явлением в нынешнем веке стал процесс кластеризации немецких штандортов. Региональный кластер – это территориально сгруппированные компании, связанные друг с другом кооперацией и разделением труда, что даёт им возможность для усиления своих и получения дополнительных конкурентных преимуществ. Чем лучше предпосылки для получения и реализации таких преимуществ, тем выше привлекательность регионального кластера. На основе таких кластеров в немецких регионах стали создаваться так называемые сети и центры компетенций, которые представляют собой попытки бизнес-сообществ получить дополнительные преимущества от кластеризации конкретных штандортов. В первую очередь это относится к сфере инноваций и производству высокотехнологичной продукции. Их важнейшим отличием является межрегиональный характер формирующихся на основе региональных кластеров кооперационных объединений нескольких основных партнёров, которые особое внимание уделяют эффективному управлению технологической цепочкой создания конечного продукта и, соответственно, росту конкурентоспособности их членов. Такие сети содействуют превращению региональных кластеров в инновационные центры национального, европейского и даже мирового значения и, соответственно, росту конкурентоспособности регионов, в которых они расположены11.
Инновационная и технологическая политика
Непосредственно с нынешней промышленной политикой связаны технологическая и инновационная политики германского государства, призванные содействовать структурному обновлению немецкой экономики и активному внедрению инноваций12.
Технологическая политика (её
ещё называют политикой содействия
инновационному развитию) направлена
на поддержание и развитие технологического
уровня государства путём
Во-первых, она направлена на сохранение и поддержание лидерства на рынке (пример: автомобильная промышленность Германии). В целом считается, что успех этой политики «напрямую зависит от уровня мобильности определенных технологий»13. В случае высокой мобильности технологий, что, в частности, имеет место в области компьютерных технологий, государственная поддержка определённых отраслей или даже отдельных предприятий или проектов оказывается неэффективной, и технологии несмотря на существенные государственные вливания всё равно сразу же «утекают» к конкурентам14. Это направление закономерно присутствует в технологической политике государств, занимающих лидерские позиции в определённых отраслях. Строго говоря, к таким государствам в настоящий момент в полной мере относятся только США и Япония, а Германия и Франция – только по отдельным показателям.
Во-вторых, она направлена на сохранение и повышение внутреннего инновационного уровня отдельного государства и отражает его стремление ликвидировать существующий инновационный разрыв по отношению к загранице. Это направление присутствует в технологической политике как развитых, так и развивающихся государств и базируется на внедрении инноваций, полученных за границей (главным образом, в США и Японии).
По мнению немецких экспертов15, главной предпосылкой успешной технологической политики является «политическая поддержка внедрения новых технологий» со стороны государства и общества. Инновационная политика должна быть направлена на идентификацию ключевых технологий, проведение НИОКР по этим направлениям и внедрение полученных результатов на практике. В частности, крупнейший в Германии и Европе Технологический Институт Карлсруэ (KIT)16 сосредоточил свою деятельность на четырёх направлениях: энергия (в том числе возобновляемые источники энергии и безопасность ядерной энергетики), нано-технологии, элементарные частицы и окружающая среда (включая изменение климата). Сосредоточение НИОКР в крупных научных центрах имеет ряд важных преимуществ. В частности, за счёт этого достигается необходимая концентрация финансовых ресурсов, оптимальное использование дорогостоящего оборудования, решается проблема параллельных исследований, рассеивания средств и «гонки за патентами» и пр.
Концентрация НИОКР в крупных научно-исследовательских центрах не противоречит знаменитому тезису Йозефа Шумпетера о том, что большинство инноваций производится малыми и средними предприятиями17 (именно поэтому их поддержка относится к приоритетным направлениям проведения технологической политики Германии). Создание крупных научных центров, с одной стороны, и поддержка инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса являются параллельными стратегиями технологической политики и ФРГ, и Европейского Союза. Поскольку эти структуры зачастую дополняют друг друга, государство стремится организовать эффективную кооперацию между ними. Так, в частности, Федеральное Министерство по науке и технологиям Германии (BMWi), начиная с 1999 г., проводит программу кооперации между малыми и средними предприятиями и научными центрами. Она получила название «Поддержка инновационных сетей» (InnoNet). Для получения государственной поддержки в рамках этой программы малые и средние предприятия должны доказывать внедрение разработок и участвовать в проектах собственным капиталом. В настоящее время планируется расширение этой программы18.
Основные направления государственной инновационной политики
Разработка политики в области инновационного развития происходит в Германии в ходе парламентского процесса, в котором принимают участие члены парламента, политических партий, представители правительства, государственные чиновники, сотрудники профильных федеральных и земельных министерств, а также эксперты, приглашаемые для обмена мнениями19. Все законодательные акты проходят стадии обсуждения и одобрения обеих палат федерального парламента (Bundestag, Bundesrat). Члены второй палаты, состоящие из представителей земель, имеют право вносить поправки в законопроекты.
Координация политики в области научных исследований и образования осуществляется так называемой «федерально-земельной комиссией» (BundLaenderKommission, сокращённо – BLK). BLK представляет собой постоянный форум для обсуждений соответствующей проблематики, по результатам которых разрабатываются рекомендации для федерального и местных правительств. Выработка общих подходов по вопросам инновационной политики осуществляется в рамках соответствующего «федерально-земельного комитета» (Bund Laender Ausschuss). Разработка рекомендаций по вопросам структуры и содержания образовательных учреждений, различных институтов сферы НИОКР, а также создания новых университетов осуществляется Научным комитетом (Wissenschaftsrat) – консультативным органом, обслуживающим федеральное и земельные правительства20.
Основными субъектами государственной инновационной политики являются Федеральное министерство образования и научных исследований (ФМОНИ) и Федеральное министерство экономики и технологий (ФМЭТ). К компетенции ФМОНИ относится финансирование инфраструктуры НИОКР, осуществление тематических научно-исследовательских и технологических программ, а также поддержка инновационного развития восточных земель. ФМЭТ концентрирует свою деятельность на вопросах создания благоприятной конкурентной среды, на программах НИОКР в энергетике, авиации, других отраслях, а также на содействии развитию малого и среднего предпринимательства. Поддержка бизнеса включает, в частности, финансирование Рабочего сообщества (ассоциации) промышленных научно-исследовательских объединений (Arbeitsgemainschaft Industrielle Forschungsvereinigungen, (AiF)) и институтов совместных промышленных исследований (Institutionen fuer Gemeinschaftsforshung), около пятидесяти из которых проводят собственные НИОКР.
Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира