Пути повышения эффективности использования капитала магазина «Бобренок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:49, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ собственного и заемного капитала на примере магазина «Бобренок» и разработка рекомендаций по улучшению использования капитала
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы управления капиталом.
- Рассмотреть формы и виды капитала.
- Изучить правовые основы страхования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления капиталом предприятия
Понятие, сущность, классификация и состав капитала
1.2.Способы и источники привлечения капитала
1.3 Методика проведения анализа собственного и заемного капитала
1.4 Методика анализа эффективности использования капитала
Глава 2. Анализ капитала магазина «Бобренок»
2.1 Краткая характеристика магазина «Бобренок»
2.2 Анализ структуры и динамики собственного и заёмного капитала.
2.3 Анализ эффективности использования собственного и заёмного капитала
2.4 Факторный анализ рентабельности собственного и заёмного капитала
2.5 Расчет эффекта финансового рычага. Расчет потребности во внешнем финансировании.
Глава 3. Пути повышения эффективности использования капитала магазина «Бобренок»
3.1 Обеспечение устойчивого роста капитала
3.2 Мероприятия по повышению эффективности использования капитала
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом бобренок.docx

— 140.88 Кб (Скачать файл)

9. По характеру использования  собственниками выделяют потребляемый («проедаемый») и накапливаемый (реинвестируемый) виды капитала.

Потребляемый капитал после его распределения на цели потребления теряет функции капитала. Он представляет собой дезинвестиции предприятия, осуществляемые в целях потребления (изъятие части капитала из внеоборотных и оборотных активов в целях выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала и т.п.).

Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.п.

10. По источникам привлечения различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в предприятие. Такое разделение капитала предприятий используется в процессе соответствующей их классификации.

11. По соответствию правовым  нормам функционирования различают легальный и «теневой» капитал, используемый в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Широко используемый на современном  этапе экономического развития страны «теневой» капитал является своеобразной реакцией предпринимателей на установленные  государством жесткие «правила игры»  в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения  предпринимательской деятельности. Рост объема использования «теневого» капитала в хозяйственной деятельности предприятий служит для государства  своеобразным индикатором низкой эффективности  принимаемых решений в области  налогового регулирования использования  капитала в предпринимательской  деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и собственников капитала.

В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения.

Основные фонды представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно  используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную  форму. Стоимость основных фондов частями, по мере их износа, переносится на стоимость  продукции (услуги) и возвращается в  процессе ее реализации (амортизация). Денежные суммы, соответствующие снашиванию основных средств, накапливаются в  амортизационном фонде. Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами.

Нематериальные активы представляют собой вложение денежных средств  предприятия (его затраты) в нематериальные объекты, используемые в течение  долгосрочного периода в хозяйственной  деятельности и приносящие доход. Таким  образом, нематериальные активы – это  стоимость объектов промышленной и  интеллектуальной собственности и  иных имущественных прав. Основные средства, нематериальные активы, незавершенное  строительство и долгосрочные финансовые вложения образуют основной капитал.

Оборотные фонды по вещественному  содержанию представляют собой запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, расходы будущих периодов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Оборотные производственные фонды принимают однократное  участие в производственно-торговом процессе, изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится  на вновь произведенный продукт, а основное назначение – обеспечение  непрерывности и ритмичности  производства.

Фонды обращения связаны  с обслуживанием процесса обращения  товаров. Они включают произведенную, но нереализованную продукцию, запасы товаров, денежные средства в кассе  и расчетах и др. По характеру  участия в производственно-торговом процессе оборотные средства и фонды  обращения тесно взаимосвязаны  и постоянно переходят из сферы  производства в сферу обращения  и наоборот.

Денежные средства, вложенные  в оборотные производственные фонды  и фонды обращения, представляют собой оборотные средства (оборотный  капитал).

Движение оборотных средств  происходит по схеме:

 

 

Д–Т … П …Т'–Д',

 

где Т – средства производства; П – производство; Т' – готовая  продукция;

Д' – денежные средства, полученные от продажи продукции и включающие в себя реализованный прибавочный  продукт.

 

Точки (…) означают, что обращение  средств прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере  производства.

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей  хозяйствующего субъекта для обеспечения  его жизнедеятельности. Величина уставного  капитала соответствует сумме, зафиксированной  в учредительных документах, и  является неизменной. Увеличение или  уменьшение уставного капитала может  производиться в установленном  порядке.

В финансовой деятельности хозяйствующего субъекта различаются  активы и пассивы. Активы хозяйствующего субъекта – это совокупность имущественных  прав, принадлежащих ему. В состав активов хозяйствующего субъекта входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные вложения (в сумме –  внеоборотные активы) и оборотные  средства. Активы за вычетом долгов (расчеты с кредиторами, заемные  средства, доходы будущих периодов) представляют чистые активы. Пассивы  хозяйствующего субъекта – это совокупность его долгов и обязательств, состоящих  из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.

Процесс формирования капитала предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:

1. К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют.

2. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей.

3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме.

4. Собственный капитал учредители (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала.

5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания.

Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и  привлеченных источников требует, как  правило, подготовки специального документа  — бизнес-плана.

Для подготовки бизнес-плана  учредители создаваемого предприятия  должны осуществить определенные предстартовые  расходы капитала.

Собственный капитал предприятия  представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью  находящегося в его собственности.

Собственный капитал предприятия  складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей  от результатов деятельности предприятия.

Уставный капитал - это  сумма средств учредителей для  обеспечения уставной деятельности. Уставный капитал формируется в  процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и  нематериальных активов. Величина уставного  капитала объявляется при регистрации  предприятия и при корректировке  его величины требуется перерегистрация  учредительных документов.

Добавленный капитал как  источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества  или продажи акций выше номинальной  их стоимости.

Фонд накопления создается  за счет прибыли предприятия, амортизационных  отчислений и продажи части имущества.

Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль  предприятия, за счет которой создаются  фонды накопления, потребления и  резервный. Может быть остаток нераспределенной прибыли, который до ее распределения  используется в обороте предприятия, а также выпуск дополнительных акций.

Средства специального назначения и целевого финансирования - это  безвозмездно полученные ценности, а  также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся  на бюджетном финансировании.

Собственный капитал характеризуется  следующими основными положительными особенностями:

1. Простотой привлечения,  так как решения, связанные  с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних  источников его формирования) принимаются  собственниками и менеджерами  предприятия без необходимости  получения согласия других хозяйствующих  субъектов.

2. Более высокой способностью  генерирования прибыли во всех  сферах деятельности, т.к. при  его использовании не требуется  уплата ссудного процента во  всех его формах.

3. Обеспечением финансовой  устойчивости развития предприятия,  его платежеспособности в долгосрочном  периоде, а соответственно и  снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи  следующие недостатки:

1. Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.

2. Высокая стоимость в  сравнении с альтернативными  заемными источниками формирования  капитала.

3. Неиспользуемая возможность  прироста коэффициента рентабельности  собственного капитала за счет  привлечения заемных финансовых  средств, так как без такого  привлечения невозможно обеспечить  превышение коэффициента финансовой  рентабельности деятельности предприятия  над экономической.

Заемный капитал — это  капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под  какие-либо гарантии.

Достоинства заемного капитала:

1. Широкие возможности  привлечения капитала (при наличии  залога или гарантии).

2. Увеличение финансового  потенциала предприятия при необходимости  увеличения объемов хозяйственной  деятельности.

3. Способность повысить  рентабельность собственного капитала.

Недостатки заемного капитала:

1. Сложность привлечения,  т.к. решение зависит от других  хозяйствующих субъектов.

2. Необходимость залога  или гарантий.

3. Низкая норма рентабельности  активов.

4. Низкая финансовая устойчивость  предприятия

 

1.2.Способы и источники  привлечения капитала.

Важную роль в реализации финансовой политики предприятия и  управлении его денежным оборотом играет внутрифирменное финансовое планирование. Финансовый план (бюджет) на современном этапе развития экономики Казахстана продолжает оставаться важным инструментом регулирования производственной и коммерческой деятельности. Прежде чем приступить к разработке финансовых планов, необходимо определить способы и источники привлечения капитала для финансирования текущей (операционной) и инвестиционной деятельности.

Первый вопрос, который  возникает перед руководством предприятия: какие средства необходимы для реализации предполагаемого проекта? Второй вопрос: из каких источников будут получены денежные средства и в какой форме? Третий вопрос: когда можно ожидать  полного возврата вложенных средств  и получения инвестором дохода?

На первый вопрос отвечают исходя из финансового плана предприятия, где отражаются доходы и расходы. Бюджет представляет собой финансовый документ, который является инструментом планирования и контроля над будущими операциями предприятия. Базой для  определения прогнозных статей бюджета  служат намечаемые стратегические цели развития предприятия и способы  их достижения. Прогнозы доходной части  бюджета составляют с учетом всех возможных источников доходов: собственных, заемных и привлеченных. На практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию (оказанные  услуги) либо взаимозачета встречных  платежей. В такой ситуации фактическая  доходная часть консолидированного бюджета корпоративной группы понижается. Поэтому для ликвидации дефицита бюджета следует оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и  расходные статьи.

Чтобы ответить на второй вопрос, необходимо решить, будет ли развитие корпорации финансироваться за счет собственных источников, за счет привлеченных источников или за счет комбинации этих источников. Финансирование за счет заемных средств (включая эмиссию  ценных бумаг) предпочтительнее для  проектов, связанных с расширением  производства на действующих предприятиях, при условии, что они рентабельны. С одной стороны, от таких предприятий банки не будут требовать повышенную плату за кредит, так как риск вложений относительно невелик. С другой стороны, материальным обеспечением кредита служат имеющиеся активы, если они ликвидны.

Часто расчет только на собственные  силы не дает желаемых результатов, особенно при осуществлении масштабных инвестиционных проектов. Поэтому целесообразно  привлекать денежные ресурсы сторонних  инвесторов и кредиторов для реализации своих проектов.

Информация о работе Пути повышения эффективности использования капитала магазина «Бобренок»