Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:49, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ собственного и заемного капитала на примере магазина «Бобренок» и разработка рекомендаций по улучшению использования капитала
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы управления капиталом.
- Рассмотреть формы и виды капитала.
- Изучить правовые основы страхования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления капиталом предприятия
Понятие, сущность, классификация и состав капитала
1.2.Способы и источники привлечения капитала
1.3 Методика проведения анализа собственного и заемного капитала
1.4 Методика анализа эффективности использования капитала
Глава 2. Анализ капитала магазина «Бобренок»
2.1 Краткая характеристика магазина «Бобренок»
2.2 Анализ структуры и динамики собственного и заёмного капитала.
2.3 Анализ эффективности использования собственного и заёмного капитала
2.4 Факторный анализ рентабельности собственного и заёмного капитала
2.5 Расчет эффекта финансового рычага. Расчет потребности во внешнем финансировании.
Глава 3. Пути повышения эффективности использования капитала магазина «Бобренок»
3.1 Обеспечение устойчивого роста капитала
3.2 Мероприятия по повышению эффективности использования капитала
Заключение
Список использованной литературы
К показателям эффективности использования капитала относятся: прибыль, результат в виде текущего капитала, прибыльность, рентабельность, капиталоемкость, использование амортизационных отчислений, изменение показателей финансового состояния.
Таблица 10. Показатели эффективности деятельности магазина «Бобренок» за 2008–2010 гг.
Показатель |
Ед. измерения |
2011 г. |
2012 г. |
Относительное отклонение (%) |
Абсолютное отклонение, млн. руб. |
Оборачиваемость активов |
Млн. руб. |
1,34 |
1,17 |
13,7% |
-0,17 |
Коэффициент оборотности оборотных средств |
Млн. руб. |
0,0316 |
0,0223 |
29,5% |
-0,0093 |
Коэффициент оборотности собственного капитала |
Млн. руб. |
1,52 |
5,75 |
278,3% |
4,23 |
Рентабельность активов за прибыль |
Млн. руб. |
7,25 |
0,005 |
99% |
-7,245 |
Коэффициент текущей ликвидности |
Млн. руб. |
2,93 |
1,66 |
43,4% |
-1,27 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
Млн. руб. |
1,97 |
0,75 |
62% |
-1,22 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Млн. руб. |
1,28 |
0,48 |
66,5% |
0,8 |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
Млн. руб. |
0,7 |
0,91 |
30% |
0,21 |
Коэффициент финансовой независимости |
Млн. руб. |
0,87 |
0,58 |
33,4% |
0,29 |
Как можно видеть из таблицы показатель оборачиваемости активов в 2012 г. уменьшился в сравнении с 2011 г. на 13,7%, что связано с увеличением активов предприятия.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств также имеет тенденцию к снижению из-за значительного увеличения оборотных средств и не значительное увеличение чистой выручки.
Видим увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала за счет увеличения чистой выручки предприятия.
Рентабельность активов на прибыль в 2012 г. уменьшилась за счет значительного уменьшения финансовых результатов и роста активов.
Коэффициент текущей ликвидности предприятия в 2012 г. уменьшился на 43,4%, что является положительной тенденцией ведь оптимальное значение показателя должно равняться 1–0,5.
Коэффициент быстрой ликвидности
также имеет тенденцию к
Коэффициент абсолютно ликвидности магазина «Бобренок» в 2012 г. также имеет тенденцию к уменьшению за счет уменьшения текущих обязательств и приближается к оптимальному уровню (0,2 – 0,35).
Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности в 2012 г. увеличилось на 30% до 0,91 и максимально приблизилось к оптимальному значению = 1.
Коэффициент финансовой независимости в 2011 уменьшился на 33,4%, но находится в пределах оптимальности, то есть он является большим за 0,5.
На основе рассчитанных данных можно сказать, что в целом предприятие имеет стабильное положение на рынке, о чем свидетельствуют показатели структуры и состава капитала предприятия, которые находятся в пределах оптимальных значений.
2.4 Факторный
анализ рентабельности
Оптимизация решений по привлечению
капитала – это процесс исследования
множества факторов, воздействующих
на ожидаемые результаты, в ходе
которого на основе критериев оптимизации
осуществляется выбор наиболее эффективного
варианта привлечения капитала. В
качестве критериев оптимизации
могут выступать прирост
Рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу организации:
РСК = П ч/ СК * 100%
где П ч – чистая прибыль
(доступная к распределению
Рентабельность заемного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к заемному капиталу организации:
РСК = П ч/ 3К * 100%
где 3К – заемный капитал.
Наиболее широкое
Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала предлагается следующая многофакторная модель:
где ВР – выручка от реализации; А – стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).
Таким образом, на рентабельность собственного капитала оказывают влияние следующие факторы:
П ч/ ВР рентабельность продаж;
ВР/A – коэффициент оборачиваемости активов или ресурсоотдача;
– показатель структуры капитала организации или коэффициент финансовой зависимости (итог баланса по активу равен соответственно, итогу баланса по пассиву, т.е. сумме собственного и заемного капитала). Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.
В данном случае будем иметь:
Пч/ВР (2011) = 10,9%; Пч/ВР (2012) = 5,4%. Изменение составило: 5,4*100/10,9 = 50,46%.
ВР/А (2011)= 5,12, а ВР/А (2012) = 5,68. Изменение составило: 5,68*100/5,12 = 10,94%.
А/СК (2011) = 0,87 и А/СК (2012) = 0,58. Изменение составило: 0,58*100/0,87 = 33,33%.
Тогда, можно утверждать, что на рентабельность собственного капитала в 2010 г. вышеперечисленные факторы оказали следующее влияние:
5,79*(-50,46%)*10,94%*(-33,33%
Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности заемного капитала используется следующая многофакторная модель
где ВР – выручка от реализации; А – стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу). Факторы, оказывающие влияние на рентабельность заемного капитала:
П ч/ ВР рентабельность продаж;
ВР/A – коэффициент оборачиваемости активов или ресурсоотдача;
– коэффициент покрытия активами привлеченных средств (также является показателем структуры капитала организации, обратным к коэффициенту концентрации заемного капитала).
Имеем А/ЗК (2011)= 7,09, а А/ЗК (2012) = 2,4. Изменение составило: 2,4*100/7,09 = 66,15%
Тогда можно утверждать, что на рентабельность заемного капитала в 2010 г. вышеперечисленные факторы оказали следующее влияние:
5,79*(-50,46%)*10,94%*(-66,15%
Из представленной модели видно, что рентабельность заемного капитала также зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и коэффициента покрытия активами собственных средств.
2.5 Расчет эффекта финансового рычага. Расчет потребности во внешнем финансировании.
Предприятие, использующее заемные средства может увеличивать или снижать рентабельность их использования в зависимости от ставки процента и от соотношения собственных и заемных средств.
Эффект финансового рычага имеет две составляющие:
ЭФР = (1 – СР) х Д х ПР
СН – ставка налога на прибыль
Рентабельность собственных средств (RCC) = (1 – СH) х RA + ЭФР
Из этой формулы видно, что предприятие, которое не использует заемных средств, лишается составляющей ЭФР и рентабельность собственных средств – это урезанная из-за налогообложения рентабельность активов. Рассчитаем ЭФР для 2011–2012 гг.
ЭФР (2011) = (1–0,66) *2,34 *0,87 = 0,69
ЭФР (2012) = (1–0,4) * 1,37 *0,59 = 0,48
Таким образом, можно утверждать, что в 2010 г.эффект финансового рычага был снижен, что негативно отразилось на рентабельности заемного капитала предприятия.
Применение метода процента от продаж поможет в определении необходимой величины внешнего финансирования.
Также необходимо выяснить, нуждается ли предприятие в дополнительном внешнем финансировании для реализации намеченной производственной программы и если да, то в каких размерах. Иначе говоря, надо определить, хватит ли внутренних средств или же надо привлекать заимствования.
Поставленную задачу будем решать, используя некоторые допущения. Пусть в прогнозный период (месяц, квартал, год), для которого мы определяем потребность предприятия во внешнем финансировании, соблюдается следующее.
1. При прогнозировании
увеличения объема продаж на q
процентов выручка от
2. Процент увеличения
стоимости основных средств (
Долгосрочные источники
– собственный капитал и
Расчет уровня внешнего финансирования включает три основных шага.
Первый шаг. В качестве основы для расчета используется общая формула:
Использование фондов = Источники фондов
Имеем: Инвестиции = 6263,3+4478,1 = 10741,4 млн. руб.
Первый шаг заключается в определении разности между планируемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов.
Формула для вычисления:
Требуемый рост чистых активов |
= |
Плановый рост общих активов |
- |
Плановый рост текущих пассивов, (обязательств) |
Имеем: Требуемый рост чистых активов = 1267,6 – 976,3 = 291,3 млн. руб.
Второй шаг предполагает расчет величины внутреннего финансирования за счет резервов.
Формула для вычисления:
Величина предусматриваемого внутреннего финансирования |
= |
Чистая прибыль |
- |
Дивиденды |
Имеем: Величина внутреннего финансирования = 120,7 – 35,2 = 85,5 млн. руб.
На третьем этапе производится расчет величины необходимого внешнего финансирования.
Формула для вычисления:
Требуемое внешнее финансирование |
= |
Требуемый рост чистых активов |
- |
Предполагаемое внутреннее финансирование |
Имеем: требуемое внешнее финансирование = 291,3 – 85,5 = 205,8 млн. руб.
Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится в тех случаях, когда мощности предприятия (его основной капитал) оказываются недостаточными для увеличения объема продаж и нужны дополнительные вложения в основной капитал. Во многих случаях мощностей фирмы вполне хватает для увеличения выпуска и продаж продукции.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
3.1 Обеспечение устойчивого роста капитала
Обеспечение устойчивого роста капитала предприятия должно сопровождаться оценкой его оптимальности и сбалансированности.
Поскольку структура капитала
осуществляет непосредственное влияние
на конечные результаты деятельности
предприятия, необходимо учитывать
все особенности как
Так, преимуществами собственного капитала являются:
Информация о работе Пути повышения эффективности использования капитала магазина «Бобренок»