Разработка бизнес-плана производства новой продукции (услуг) на предприятии (на примере ООО «Ла Маре»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью написания бакалаврской работы является разработка бизнес-плана производства новой услуги на примере ресторана «Ла Маре».
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты бизнес-планирования на предприятии;
рассмотреть структуру бизнес-плана;
выявить особенности ведения бизнеса в сфере общественного питания;
дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия;

Файлы: 1 файл

БакалаврскаяработаБжениковойиспр.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)
  • дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;
  • содержит ориентир, как должна развиваться фирма;
  • служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

При этом, Савкина Р. В. в учебнике «Планирование на предприятии» указывает, что для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями7.

Однако, следует заметить, что в сложившейся кризисной экономической ситуацией не только в нашей стране, но и во всем мире, строить долгосрочные планы немного опасно и риск намного увеличивается. Тем не менее, рисковать необходимо, но при разработке бизнес-плана, следует учитывать антикризисные факторы, особенно в финансовой части плана.

Таким образом, можно подвести итог: бизнес-план представляет собой  документ общепринятой формы, который позволяет потенциальным инвесторам ознакомиться с проектом, и принять решение об участии в нем.

Бизнес-план является не только важнейшим документом внутрифирменного планирования, но чаще основным аргументом предпринимателя, желающего привлечь инвесторов. Обоснование и оформление проектов, требующих инвестиций, а также сведения об их эффективности отражены в бизнес-плане. Поэтому бизнес-план призван донести до потенциальных инвесторов выгодность реализации данного проекта.

Обоснование и оформление проектов, требующих инвестиций, а также сведения об их эффективности отражены в бизнес-плане. Поэтому бизнес-план призван донести до потенциальных инвесторов выгодность реализации данного проекта.

Бизнес-план позволяет выявить «узкие места» в текущей деятельности фирмы; спрогнозировать трудности, с которыми может столкнуться руководство и персонал в процессе реализации проекта; оценить реальность достижения поставленных целей; выявить возможность использования собственных средств и привлечения капитала со стороны8.

Этот документ определяет стратегию фирмы, базируясь на концепции ее развития. В процессе составления бизнес-плана осуществляется подробная разработка финансово-экономической стороны стратегии, а также технико-экономического обоснования планируемых программ и мероприятий.

В процессе составления бизнес-плана осуществляется подробная разработка финансово-экономической стороны стратегии, а также технико-экономического обоснования планируемых программ и мероприятий.

 

    1. Структура и содержание бизнес-плана

 

Главная цель разработки бизнес-плана – планирование финансово-хозяйственной деятельности фирмы таким образом, чтобы обеспечить эффективность и целесообразность функционирования в условиях меняющихся потребностей рынка и в зависимости от возможностей получения необходимых ресурсов9.

В рамках достижения указанной цели разработка бизнес-плана предусматривает решение как стратегических, так и оперативных задач, которые можно объединить в три основные:

  • оценка текущего состояния предприятия в финансово-экономическом аспекте, а также с организационно-управленческой точки зрения;
  • выявление собственного потенциала предприятия и возможностей его максимально эффективной реализации в планируемом периоде;
  • планирование деятельности предприятия согласно сформированным целям в инвестиционно-проектном аспекте.

Разработка бизнес-плана предполагает максимально эффективное решение поставленных задач и предполагает достижение следующих результатов:

  1. Экономическое обоснование стратегий и проектов развития фирмы.
  2. Обеспечение проекта квалифицированными кадрами, которые способны эффективно работать в выбранном направлении, и реализовать бизнес-план.
  3. Расчет финансовых результатов бизнес-проекта (объем продаж, рентабельность инвестиций, прибыль).
  4. Определение источника финансирования проекта.

Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план, эти факты прояснились в ходе изучения учебного пособия С.И. Голованя. Он утверждает, что нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес - планирования, то большинство фирм составляет планы на год и это правильно, я об этом ранее высказывался.

Орлова Е. считает, что наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики10.

Берл Г. и Киршнер П. в своей книге «Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху» излагают, что в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов11.

По нашему мнению, данное мнение справедливо, т.к. бизнес-план может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

Методика разработки бизнес-плана определяется стандартами UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – международной организации, задача которой – разработка стратегии развития стран переходной экономики12.

Титульный лист бизнес-плана содержит название предприятия, адрес, информацию об учредителях, директоре, цель бизнес-планирования, стоимость проекта и источники средств, а также меморандум о конфиденциальности (заявление о коммерческой тайне).

Резюме бизнес-плана носит рекламный характер, и, по сути, является краткой версией самого плана. Резюме содержит ключевые положения предлагаемого проекта, его суть и основные выводы, поэтому составляется в самом конце разработки бизнес-плана13. Изложение концепции проекта целесообразно начинать с формулирования главной цели бизнес-проекта и назначения данного бизнес-плана. Этот раздел должен отражать потенциальные возможности бизнеса, перспективы развития фирмы, ее конкурентоспособность, планируемые рынки сбыта, необходимый размер капиталовложений и прогноз финансовых результатов. В резюме определяется дата начала реализации проекта, выпуска пробной партии и т.п.

Главная задача резюме – обосновать целесообразность ознакомления с самим бизнес-планом, доказать его значимость для инвесторов и фундаментальность, добиться нужного предварительного представления  о бизнес-проекте у потенциальных инвесторов14.

Описание предприятия и отрасли предполагает характеристику проекта, описываемую в разрезе отрасли, в которой планируется развиваться. При этом важно указать на достоинства и преимущества фирмы перед другими представителями данной отрасли, а также описать предполагаемый процесс завоевания рынка и наращивания объемов реализации. В данном разделе должен присутствовать анализ текущего состояния отрасли и перспективы ее развития. Описание предприятия и отрасли также включает характеристику рынка сбыта:

  • емкость,
  • тенденции развития,
  • анализ деятельности конкурентов,
  • вероятность появления новых потребителей и т.д15.

Также целесообразно охарактеризовать функциональные и потребительские свойства товаров конкурентов.

Стратегия и план маркетинга. План маркетинга состоит из двух частей:

  1. Оценка рынка сбыта.
  2. Анализ конкуренции на рынке16.

Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени, считают Берл Г. и Киршнер П..

Опыт показывает, что неудача большинства несостоявшихся со временем проектов была связана именно со слабым изучением рынка и недооценкой его емкости. Для оценки предполагаемого рынка сбыта необходимо:

  • определить потенциальную емкость рынка, потенциальный объем продаж;
  • провести сегментацию рынка;
  • составить характеристику потребителей продукции.
  • Анализ конкурентов на рынке сбыта заключается в следующем:
  • определение крупнейших продавцов товаров-аналогов;
  • анализ деятельности крупнейших конкурентов (их объемы продаж, ценовая политика, характеристики продукции, реклама, инновационная политика, мнение потребителей и т.п.)17.

План маркетинга должен раскрывать способы распространения товара, стимулирование продаж, ценообразование, которых предполагает придерживаться руководство фирмы.

Главная цель данного раздела – разработка маркетинговой стратегии и оценка возможности ее реализации, которая осуществляется на основе составленного плана маркетинга.

Маркетинговый анализ является основой для разработки маркетинговой стратегии фирмы, которая в свою очередь обеспечивает эффективность оперативных маркетинговых решений.

Главная цель анализа – оценка состояния рынка, поведения конкурентов и потребителей, собственного потенциала и конкурентоспособности товара. Для определения реакции рынка на те или иные действия возникает необходимость в моделировании взаимосвязей перечисленных составляющих анализа, прогнозировании их развития на основе сделанных выводов, а также в оценке рисков.

Необходимость маркетингового анализа заключается в том, что он призван обеспечить18:

  • достоверную и своевременную информацию о рынке, спросе, поведении и предпочтениях потребителей (внешние условия функционирования фирмы);
  • решение о создании в итоге такого ассортимента товаров, который максимально  удовлетворит требования рынка и превзойдет по тем или иным критериям товары конкурентов;
  • выявление способов и инструментов влияния на покупателей, рынок, величину спроса для наиболее полного контроля сбытового пространства.

Результаты маркетингового анализа позволяют регулировать производство и реализацию продукции, ориентируясь на меняющийся рыночный спрос.

Маркетинговый анализ является «отправным пунктом» в поиске новых рынков и потребителей, расширении сферы деятельности. В этом заключается значение маркетингового анализа для развития фирмы и повышения эффективности ее деятельности.

Производственный план включает описание технологии производства, информацию об оборудовании, характеристику технических решений, расчет затрат, потребности в сырье и материалах, трудовых ресурсах, краткую характеристику поставщиков, информацию о контроле качества. Еще одним элементом производственного плана является схема производственных потоков на предприятии. Главная задача плана производства – доказать потенциальным инвесторам и партнерам, что производственный потенциал фирмы способен обеспечить выпуск запланированного количества продукции в нужные сроки и требуемого качества.

Производственный план, при увязке его с планом маркетинга, призван обосновать актуальность расширения сферы деятельности фирмы или освоения новых направлений деятельности, а также возможности фирмы по увеличению ассортимента продукции и повышению ее качества19.

О.Н. Бекетова и В.И. Найденков утверждают, что назначение производственного плана - обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта20.

Также в их учебнике описан организационный план. В данном разделе необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту.

Организационный план содержит численные и профессиональные характеристики привлекаемых специалистов, расчет затрат на заработную плату, условия их работы. Этот раздел обязательно включает организационную структуру фирмы, которая отражает функционирование, взаимосвязь, координацию и контроль всех ее подразделений. Организационный план может включать штатное расписание и должностные инструкции ведущих менеджеров проекта21.

Финансовый план является итоговым и ключевым разделом бизнес-плана. Его назначение – обобщение предыдущих разделов плана в стоимостном выражении. Этот раздел включает определение потребности в инвестировании, сведения о предполагаемых источниках финансирования, информацию о финансовых потоках, расчет срока окупаемости проекта, эффективности использования собственных и заемных средств и т.д.

И.Т. Балабанов пишет, что финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств.

Информация о работе Разработка бизнес-плана производства новой продукции (услуг) на предприятии (на примере ООО «Ла Маре»)