Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Собственные силы и возможности сейчас рассматривают в качестве источника улучшения социально-экономической ситуации 58,9% опрошенных (в 2011 г. такое мнение высказывали три четверти респондентов), они составляют вторую по значимости группу. Прежде всего эти возможности связываются с выгодным географическим положением, промышленным потенциалом, уникальными природными ресурсами, имеющимися кадрами, научным потенциалом, а также монопольным положением в сфере производства определенных видов продукции (возможности перечислены в порядке убывания частоты ответов). Только менее 2% отметили, что не обладают никакими собственными возможностями.
Следующая группа возможностей улучшения ситуации - различного рода связи между субъектами экономического взаимодействия. Значительная доля опрошенных ориентирована на усиление связей, прежде всего межрегиональных (17,9%), и объединение усилий муниципальных образований внутри региона (8,9%). Обращает на себя внимание снижение роли внешнеэкономических связей (8,9% против 22% в 2005 г.) и иностранные инвестиции.
В сложившихся условиях практически вся нагрузка при решении местных проблем возложена на систему местного самоуправления, ее основные органы (представительные, исполнительные), а также местное население. Однако роль различных субъектов руководители муниципальных образований оценивают принципиально.
Субъект влияния |
"Влияет определяющим образом" |
"Влияет средне" |
"Влияет незначительно" |
"Не влияет совсем" |
Глава муниципального образования |
88,3 |
10,7 |
0,0 |
0,8 |
Президенту Республики Саха (Я) |
82,1 |
16,1 |
1,8 |
0,0 |
Президент РФ |
74,1 |
14,8 |
7,4 |
3,7 |
Местная администрация |
72,7 |
27,3 |
0,0 |
0,0 |
Представительный орган муниципального образования |
55,4 |
32,1 |
12,5 |
0,0 |
Исполнительные органы субъекта Федерации |
44,6 |
41,1 |
12,5 |
1,8 |
Представительный орган субъекта Федерации |
39,3 |
42,9 |
16,1 |
1,8 |
Федеральные органы власти |
35,8 |
43,4 |
17,0 |
3,8 |
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе |
19,2 |
30,8 |
40,4 |
9,6 |
Руководители предприятий |
9,3 |
68,5 |
20,4 |
1,8 |
Средства массовой информации |
7,3 |
49,1 |
38,2 |
5,4 |
Общественная палата РФ |
5,4 |
12,7 |
38,2 |
43,6 |
Частные предприниматели, коммерческие структуры |
3,7 |
40,7 |
51,9 |
3,7 |
Общественные организации, партии, движения |
3,6 |
32,7 |
58,2 |
5,4 |
Население |
1,8 |
47,3 |
49,1 |
1,8 |
Как и ранее, главная роль в решении местных вопросов принадлежит главе муниципального образования (88,3% считают, что он влияет определяющим образом, и никто не говорит о том, что он влияет незначительно или не влияет совсем). Второе место отводится губернатору области (края), а третье - президенту РФ (почти три четверти опрошенных - вдвое больше, чем в 2011 г., - считают его роль определяющей), тем самым подтверждая ориентацию на верхний уровень власти (рис. 3).
Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Что препятствует активному участию населения в решении вопросов местной жизни?»
По сравнению с предыдущими опросами возросли оценки роли органов власти муниципального образования, как исполнительных, так и представительных. При этом относительно действенности местного представительного органа, который призван обеспечивать нормативное поле, контроль и защиту интересов населения, мнение существенно изменилось: если в 2011 г. лишь 29,2% опрошенных отмечали его определяющее влияние, половина оценивали влияние как среднее и 17% отводили ему незначительную роль, то в 2012 г. 55,4% оценивают это влияние как определяющее и 32% - как среднее. Таким образом, отношение значительной части глав муниципальных образований к представительному органу изменилось в лучшую сторону, в нем увидели серьезного партнера в решении местных проблем.
Распределение оценок влияния хозяйственных руководителей на решение местных вопросов смещено в сторону незначительного, хотя основная доля (68,5%) оценивает их влияние как среднее. Еще ниже оценивается роль частного предпринимательства и коммерческих структур (51,8% оценивают их влияние как незначительное).
Что касается населения, как основного субъекта самоуправления, то оценка его влияния по-прежнему остается достаточно скептической, и среди субъектов влияния оно занимает последнее место, пропустив вперед даже общественные организации, партии и движения: основная доля опрошенных руководителей убеждена, что влияние населения на решение местных проблем незначительно (49,1%). И хотя лишь один респондент считает, что нет необходимости в широком участии жителей в принятии решений, поскольку это может привести к нежелательным конфликтам, в целом неверие руководителей муниципальных образований в возможность участия населения достаточно сильно. Среди наиболее полезных форм участия населения в самоуправлении 85,7% называют участие в работе в качестве депутата, 69,6% - участие в обсуждении вопросов социального развития, внесение предложений, 57,4% - участие в сходах, общих собраниях, конференциях жителей и 50% - выступление в прессе. Показательна динамика отношения руководителей муниципальных образований к роли органов территориального общественного самоуправления: если в 1993-1994 гг. их упоминали 25-29% городских руководителей, в 2009 г. - 36,4%, то в 2012 г. - 71,4% (обеспечив тем самым органам ТОС второе место среди полезных форм участия жителей в местном самоуправлении). Это означает, что в ряде муниципальных образований удалось преодолеть сомнения в полезности такого органа и возможности его участия в решении местных проблем, когда ТОС берет на себя ряд полномочий местного органа власти.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание на некоторое противопоставление органов власти и населения - последнее в глазах большинства руководителей выступает скорее как объект управления, а не его субъект, способный участвовать в выработке и принятии решений.
Так, основными препятствиями активному участию жителей в самоуправлении глав муниципальных образований помимо традиционно отмечаемого неверия в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения (62,5%) считают иждивенчество, привычку надеяться на готовое (85,7%), безразличие к общим делам (55,4%), недостаток знаний, некомпетентность (51,8%), индивидуализм (48,24%). Таким образом, население представляется местным руководителям некой пассивной массой, не только неготовой к реальным делам, но и незаинтересованной в своем участии в них и привычно ожидающей помощи со стороны властей. В то же время различные социологические опросы населения (в том числе и те, что мы проводили в городах региона) показывают, что сами жители видят препятствия в первую очередь в незаинтересованности местных властей в активном сотрудничестве. Следовало бы обратить внимание на такое рассогласование (или даже противопоставление) мнений, которое в известной мере может быть снято путем более активного информирования граждан и привлечения их к решению отдельных вопросов местного значения.
В свете административной реформы представляет интерес вопрос о влиянии федеральных округов и аппарата представителей Президента Российской Федерации. За последние годы несколько улучшились оценки влияния представителя президента на решение вопросов местной жизни. Пока нельзя говорить о его определяющем влиянии (лишь 19% респондентов высказали такую точку зрения), но почти треть опрошенных оценили это влияние как среднее. Значительная доля руководителей муниципальных образований по-прежнему оценивают его весьма сдержанно: 40,4% считают, что представитель президента на ситуацию в их муниципальном образовании влияет незначительно, а 9,6% убеждены, что не влияет совсем. Вместе с тем респонденты все же возлагают некоторые надежды на апелляцию к нему в спорах с субъектом Федерации.
Напомним, что второе место среди возможностей улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании наши респонденты отвели реализации приоритетных национальных проектов. Это мнение почти 3/4 местных руководителей. А как осуществляются нацпроекты на местах?
Приоритетный национальный проект |
Средняя оценка в баллах |
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России" |
2,96 |
"Образование" |
4,16 |
"Здоровье" |
3,84 |
"Развитие АПК" |
2,56 |
Источник:
Как видим, оценки успешности разных проектов существенно различаются. Так, наиболее высокие оценки в глазах местных руководителей получил проект "Образование", реализацию которого в отличие от других проектов никто из опрошенных не оценил ниже, чем "удовлетворительно", а каждый четвертый дал ему оценку "очень успешно". Следующим по степени успешности реализации идет проект "Здоровье", где модальной является оценка "хорошо" (более половины опрошенных). Два остальных национальных проекта в среднем не дотягивают до удовлетворительной оценки. И если про проект "Развитие АПК" можно сказать, что он непосредственно затрагивает не все муниципальные образования и поэтому почти 40% опрошенных затруднились с его оценкой, то реализацию проекта "Доступное и комфортное жилье" 60% опрошенных без всяких оговорок оценили на "удовлетворительно" и ниже. Причин много: недостаточное финансирование, отсутствие средств в местных бюджетах, организационные сложности, отсутствие специалистов, несовершенство нормативно-правовой базы.
Среди эффективных форм участия органов местного самоуправления в реализации приоритетных национальных проектов опрошенные называют также софинансирование и соинвестирование, выработку предложений на этапе планирования и разработки механизма достижения целей проекта, мониторинг хода реализации проектов, разработку муниципальных подпрограмм, способствующих ускорению реализации проектов, решение ряда организационных проблем.
63% опрошенных говорят
о том, что ощущают помощь со
стороны федеральных властей
в реализации приоритетных
Специальное внимание было уделено вопросам, связанным с обсуждением наиболее актуальных проблем практической реализации Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса". Отметим, что только один из опрошенных руководителей заявил, что не будет претендовать на получение финансовой поддержки из средств Фонда, считая условия закона неприменимыми в конкретной ситуации, и 11% респондентов пока сомневаются, имеет ли смысл это делать. Около 85%, напротив, собираются претендовать на получение финансовой поддержки, полагая, что это поможет решить проблему ветхого и аварийного жилья, а также капитального ремонта и тем самым будет способствовать созданию благоприятных условий проживания граждан.
Только чуть больше половины опрошенных (52,8%) считают, что их муниципальное образование сможет реально выполнить все условия получения финансовой поддержки за счет средств Фонда. О трудностях, связанных с выполнением заявленных условий, говорят 38% респондентов, а 9,5% называют эти условия нереальными и указывают на целый ряд конкретных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться при оформлении заявки. Прежде всего речь идет о создании ТСЖ, а также об участии собственников в софинансировании капитального ремонта,
Что касается исполнения других норм федерального законодательства, то о том, что в их муниципальных образованиях разработан и принят генеральный план, заявили лишь 46% руководителей, что разработаны и утверждены правила землепользования и застройки - 35,8%, разработан и утвержден субъектом РФ проект городской черты - 48%. При этом наибольшие трудности, с которыми пришлось столкнуться, были связаны не только с недостаточностью финансового и кадрового обеспечения. Респонденты отметили также неготовность проектных организаций к выполнению большого объема работ в установленные сроки, неотработанность процедур публичных слушаний, отсутствие опыта участия в них населения и рост социальной напряженности при попытках перезонирования территорий и их перевода из одной категории в другую. Около трети опрошенных заявили, что эти документы в настоящее время находятся в стадии разработки.
Сфера |
Улучшили |
Не изменили |
Усложнили |
Межбюджетные отношения |
41,5 |
18,9 |
39,6 |
Взаимоотношения органов МСУ с населением |
38,5 |
44,2 |
17,3 |
Взаимоотношения с другими органами местного самоуправления |
38,3 |
44,7 |
17,0 |
Взаимоотношения с органами государственной власти |
31,4 |
45,1 |
23,5 |
Взаимоотношения с органами местного самоуправления других муниципальных образований |
28,3 |
67,9 |
3,8 |
Земельно-имущественные отношения |
9,8 |
35,3 |
54,9 |