Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».

Содержание работы

Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования.docx

— 296.22 Кб (Скачать файл)

Собственные силы и возможности сейчас рассматривают в качестве источника улучшения социально-экономической ситуации 58,9% опрошенных (в 2011 г. такое мнение высказывали три четверти респондентов), они составляют вторую по значимости группу. Прежде всего эти возможности связываются с выгодным географическим положением, промышленным потенциалом, уникальными природными ресурсами, имеющимися кадрами, научным потенциалом, а также монопольным положением в сфере производства определенных видов продукции (возможности перечислены в порядке убывания частоты ответов). Только менее 2% отметили, что не обладают никакими собственными возможностями.

Следующая группа возможностей улучшения ситуации - различного рода связи между субъектами экономического взаимодействия. Значительная доля опрошенных ориентирована на усиление связей, прежде всего межрегиональных (17,9%), и объединение усилий муниципальных образований внутри региона (8,9%). Обращает на себя внимание снижение роли внешнеэкономических связей (8,9% против 22% в 2005 г.) и иностранные инвестиции.

В сложившихся условиях практически вся нагрузка при решении местных проблем возложена на систему местного самоуправления, ее основные органы (представительные, исполнительные), а также местное население. Однако роль различных субъектов руководители муниципальных образований оценивают принципиально.

Таблица 9 - Распределение ответов на вопрос "Кто, по Вашему мнению, в Вашем городе в большей степени влияет на решение вопросов местной жизни?", %

 

Субъект влияния

"Влияет

определяющим

образом"

"Влияет

средне"

"Влияет

незначительно"

"Не влияет

совсем"

Глава муниципального образования

88,3

10,7

0,0

0,8

Президенту Республики Саха (Я)

82,1

16,1

1,8

0,0

Президент РФ

74,1

14,8

7,4

3,7

Местная администрация

72,7

27,3

0,0

0,0

Представительный орган муниципального образования

55,4

32,1

12,5

0,0

Исполнительные органы субъекта Федерации

44,6

41,1

12,5

1,8

Представительный орган субъекта Федерации

39,3

42,9

16,1

1,8

Федеральные органы власти

35,8

43,4

17,0

3,8

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе

19,2

30,8

40,4

9,6

Руководители предприятий

9,3

68,5

20,4

1,8

Средства массовой информации

7,3

49,1

38,2

5,4

Общественная палата РФ

5,4

12,7

38,2

43,6

Частные предприниматели, коммерческие структуры

3,7

40,7

51,9

3,7

Общественные организации, партии, движения

3,6

32,7

58,2

5,4

Население

1,8

47,3

49,1

1,8


 

 

Как и ранее, главная роль в решении местных вопросов принадлежит главе муниципального образования (88,3% считают, что он влияет определяющим образом, и никто не говорит о том, что он влияет незначительно или не влияет совсем). Второе место отводится губернатору области (края), а третье - президенту РФ (почти три четверти опрошенных - вдвое больше, чем в 2011 г., - считают его роль определяющей), тем самым подтверждая ориентацию на верхний уровень власти (рис. 3).

 

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Что препятствует активному участию населения в решении вопросов местной жизни?»

По сравнению с предыдущими опросами возросли оценки роли органов власти муниципального образования, как исполнительных, так и представительных. При этом относительно действенности местного представительного органа, который призван обеспечивать нормативное поле, контроль и защиту интересов населения, мнение существенно изменилось: если в 2011 г. лишь 29,2% опрошенных отмечали его определяющее влияние, половина оценивали влияние как среднее и 17% отводили ему незначительную роль, то в 2012 г. 55,4% оценивают это влияние как определяющее и 32% - как среднее. Таким образом, отношение значительной части глав муниципальных образований к представительному органу изменилось в лучшую сторону, в нем увидели серьезного партнера в решении местных проблем.

Распределение оценок влияния хозяйственных руководителей на решение местных вопросов смещено в сторону незначительного, хотя основная доля (68,5%) оценивает их влияние как среднее. Еще ниже оценивается роль частного предпринимательства и коммерческих структур (51,8% оценивают их влияние как незначительное).

Что касается населения, как основного субъекта самоуправления, то оценка его влияния по-прежнему остается достаточно скептической, и среди субъектов влияния оно занимает последнее место, пропустив вперед даже общественные организации, партии и движения: основная доля опрошенных руководителей убеждена, что влияние населения на решение местных проблем незначительно (49,1%). И хотя лишь один респондент считает, что нет необходимости в широком участии жителей в принятии решений, поскольку это может привести к нежелательным конфликтам, в целом неверие руководителей муниципальных образований в возможность участия населения достаточно сильно. Среди наиболее полезных форм участия населения в самоуправлении 85,7% называют участие в работе в качестве депутата, 69,6% - участие в обсуждении вопросов социального развития, внесение предложений, 57,4% - участие в сходах, общих собраниях, конференциях жителей и 50% - выступление в прессе. Показательна динамика отношения руководителей муниципальных образований к роли органов территориального общественного самоуправления: если в 1993-1994 гг. их упоминали 25-29% городских руководителей, в 2009 г. - 36,4%, то в 2012 г. - 71,4% (обеспечив тем самым органам ТОС второе место среди полезных форм участия жителей в местном самоуправлении). Это означает, что в ряде муниципальных образований удалось преодолеть сомнения в полезности такого органа и возможности его участия в решении местных проблем, когда ТОС берет на себя ряд полномочий местного органа власти.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на некоторое противопоставление органов власти и населения - последнее в глазах большинства руководителей выступает скорее как объект управления, а не его субъект, способный участвовать в выработке и принятии решений.

Так, основными препятствиями активному участию жителей в самоуправлении глав муниципальных образований помимо традиционно отмечаемого неверия в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения (62,5%) считают иждивенчество, привычку надеяться на готовое (85,7%), безразличие к общим делам (55,4%), недостаток знаний, некомпетентность (51,8%), индивидуализм (48,24%). Таким образом, население представляется местным руководителям некой пассивной массой, не только неготовой к реальным делам, но и незаинтересованной в своем участии в них и привычно ожидающей помощи со стороны властей. В то же время различные социологические опросы населения (в том числе и те, что мы проводили в городах региона) показывают, что сами жители видят препятствия в первую очередь в незаинтересованности местных властей в активном сотрудничестве. Следовало бы обратить внимание на такое рассогласование (или даже противопоставление) мнений, которое в известной мере может быть снято путем более активного информирования граждан и привлечения их к решению отдельных вопросов местного значения.

В свете административной реформы представляет интерес вопрос о влиянии федеральных округов и аппарата представителей Президента Российской Федерации. За последние годы несколько улучшились оценки влияния представителя президента на решение вопросов местной жизни. Пока нельзя говорить о его определяющем влиянии (лишь 19% респондентов высказали такую точку зрения), но почти треть опрошенных оценили это влияние как среднее. Значительная доля руководителей муниципальных образований по-прежнему оценивают его весьма сдержанно: 40,4% считают, что представитель президента на ситуацию в их муниципальном образовании влияет незначительно, а 9,6% убеждены, что не влияет совсем. Вместе с тем респонденты все же возлагают некоторые надежды на апелляцию к нему в спорах с субъектом Федерации.

Проблемы практической реализации приоритетных национальных проектов и федеральных законов

Напомним, что второе место среди возможностей улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании наши респонденты отвели реализации приоритетных национальных проектов. Это мнение почти 3/4 местных руководителей. А как осуществляются нацпроекты на местах?

Таблица 10 - Оценка успешности реализации приоритетных национальных проектов (по пятибалльной шкале)

Приоритетный национальный проект

Средняя оценка в баллах

"Доступное и комфортное  жилье - гражданам России"

2,96

"Образование"

4,16

"Здоровье"

3,84

"Развитие АПК"

2,56


Источник:

Как видим, оценки успешности разных проектов существенно различаются. Так, наиболее высокие оценки в глазах местных руководителей получил проект "Образование", реализацию которого в отличие от других проектов никто из опрошенных не оценил ниже, чем "удовлетворительно", а каждый четвертый дал ему оценку "очень успешно". Следующим по степени успешности реализации идет проект "Здоровье", где модальной является оценка "хорошо" (более половины опрошенных). Два остальных национальных проекта в среднем не дотягивают до удовлетворительной оценки. И если про проект "Развитие АПК" можно сказать, что он непосредственно затрагивает не все муниципальные образования и поэтому почти 40% опрошенных затруднились с его оценкой, то реализацию проекта "Доступное и комфортное жилье" 60% опрошенных без всяких оговорок оценили на "удовлетворительно" и ниже. Причин много: недостаточное финансирование, отсутствие средств в местных бюджетах, организационные сложности, отсутствие специалистов, несовершенство нормативно-правовой базы.

Среди эффективных форм участия органов местного самоуправления в реализации приоритетных национальных проектов опрошенные называют также софинансирование и соинвестирование, выработку предложений на этапе планирования и разработки механизма достижения целей проекта, мониторинг хода реализации проектов, разработку муниципальных подпрограмм, способствующих ускорению реализации проектов, решение ряда организационных проблем.

63% опрошенных говорят  о том, что ощущают помощь со  стороны федеральных властей  в реализации приоритетных национальных  проектов, прежде всего в разработке  нормативно-правовой базы, укреплении  материально-технической базы учреждений  образования и здравоохранения, грантовой поддержке и т.п. Однако она оценивается как недостаточная, что, в частности, проявляется как в недостаточности выделяемых из федерального бюджета средств, так и в несвоевременности выхода регламентирующих документов, методических рекомендаций и комментариев.

Специальное внимание было уделено вопросам, связанным с обсуждением наиболее актуальных проблем практической реализации Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса". Отметим, что только один из опрошенных руководителей заявил, что не будет претендовать на получение финансовой поддержки из средств Фонда, считая условия закона неприменимыми в конкретной ситуации, и 11% респондентов пока сомневаются, имеет ли смысл это делать. Около 85%, напротив, собираются претендовать на получение финансовой поддержки, полагая, что это поможет решить проблему ветхого и аварийного жилья, а также капитального ремонта и тем самым будет способствовать созданию благоприятных условий проживания граждан.

Только чуть больше половины опрошенных (52,8%) считают, что их муниципальное образование сможет реально выполнить все условия получения финансовой поддержки за счет средств Фонда. О трудностях, связанных с выполнением заявленных условий, говорят 38% респондентов, а 9,5% называют эти условия нереальными и указывают на целый ряд конкретных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться при оформлении заявки. Прежде всего речь идет о создании ТСЖ, а также об участии собственников в софинансировании капитального ремонта,

Что касается исполнения других норм федерального законодательства, то о том, что в их муниципальных образованиях разработан и принят генеральный план, заявили лишь 46% руководителей, что разработаны и утверждены правила землепользования и застройки - 35,8%, разработан и утвержден субъектом РФ проект городской черты - 48%. При этом наибольшие трудности, с которыми пришлось столкнуться, были связаны не только с недостаточностью финансового и кадрового обеспечения. Респонденты отметили также неготовность проектных организаций к выполнению большого объема работ в установленные сроки, неотработанность процедур публичных слушаний, отсутствие опыта участия в них населения и рост социальной напряженности при попытках перезонирования территорий и их перевода из одной категории в другую. Около трети опрошенных заявили, что эти документы в настоящее время находятся в стадии разработки.

 

Проблемы реформирования системы местного самоуправления

Оценивая в целом реформирование власти в России как процесс позитивный, почти 80% ожидают изменений к лучшему в связи с проводимой административной реформой. Однако многим пришлось столкнуться с серьезными проблемам входе реализации Закона N 131-ФЗ, и респонденты считают, что уже сейчас видна необходимость внесения поправок и дополнений в целый ряд нормативных актов, принятых с излишней поспешностью. Большинство опрошенных не питают особых иллюзий по этому поводу, считая, что реформирование автоматически не влечет за собой улучшения ситуации в местном самоуправлении. Так, более половины респондентов уже ощутили на себе новые проблемы в сфере земельно-имущественных отношений, почти 40% - в межбюджетных отношениях (что касается последних, то мнения разделились: примерно одинаковое количество опрошенных обратили внимание на улучшение и усложнение ситуации в этой сфере) (табл. 5).

Таблица 11 - Распределение ответов на вопрос "В каких сферах нормы Закона N 131-ФЗ, на Ваш взгляд, способствовали улучшению ситуации в Вашем муниципальном образовании? А в каких, наоборот, усложнили работу?", %

 

Сфера

Улучшили

Не изменили

Усложнили

Межбюджетные отношения

41,5

18,9

39,6

Взаимоотношения органов МСУ с населением

38,5

44,2

17,3

Взаимоотношения с другими органами местного самоуправления

38,3

44,7

17,0

Взаимоотношения с органами государственной власти

31,4

45,1

23,5

Взаимоотношения с органами местного самоуправления других муниципальных образований

28,3

67,9

3,8

Земельно-имущественные отношения

9,8

35,3

54,9

Информация о работе Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования