Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Предусмотрены средства на организацию уличного освещения в бюджете Республики Саха (Я) и бюджетах поселений на 2013 год в размере 636 тыс.рублей. Финансирования в 2012 году не было. Поселениями проводятся мероприятия по организации уличного освещения.
Предусмотрены мероприятия на благоустройство территорий за счет средств поселений, и реализация мероприятий по ДРЦП «Экологическая безопасность Нерюнгринского района на 2013-2016 годы». Сумма финансирования составила из бюджета района составила в 2012 году 519,3 тыс.рублей, из предусмотренных 2240 тыс.рублей на год. Средства направлены на содержание полигона ТБО, расчистку русел реки Чульман. Выделены субсидии поселениям для проведения мероприятий по благоустройству, ликвидации свалок.
Обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантии их законных прав на безопасные условия движения на дорогах осуществляется в рамках ДРЦП «Совершенствование автомобильных дорог муниципального образования Нерюнгринский район на 2013 – 2016 годы», ДРЦП «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании Нерюнгринский район на 2013-- 2016 гг.», ДРЦП «Организация транспортного обслуживания в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы». На изготовление баннеров по профилактике безопасности дорожного движения выделено 14 тыс.рублей. Лизинговые платежи по аренде за автотранспорт составили 762,2 тыс.руб., на приобретение автотранспорта и техники - 885,5 тыс.рублей.
2-ой приоритет: Обеспечение
условий для экономического
Наращивание экономического потенциала АПК
На территории района осуществляют деятельность 9 сельскохозяйственных предприятий,45 глав крестьянских фермерских хозяйств (в 2012 году – 48 хозяйств).
Оборот предприятий сельского хозяйства (среднее предприятие) за 2012 год составил 26489,9 тыс.рублей, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 30,3%. Производство продукции животноводства по основным показателям имеет положительную динамику. Сельхозпредприятиями произведено 919,5 тонн молока, темп роста к уровню прошлого года -108 %. Объем производства молока возрастает за счет роста продуктивности дойного стада, а также роста поголовья скота. Общая численность крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах в 2012 году увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 69 голов (на 22%) и составила 367 голов. Поголовье свиней увеличилось на 37% и составило 4608 голов. По итогам 2012 года производство мяса увеличилось почти в 4 раза к уровню прошлого года и составило 95,3 тонн. Увеличение объемов производства мяса обусловлено в основном увеличением поголовья скота в фермерских хозяйствах. Производство молока увеличилось на 8% и составило 92 тонны.
В АПК наметились положительные тенденции - рост продуктивности, в то же время, сельское хозяйство продолжает функционировать в сложных экономических условиях: сохраняется ценовой диспаритет, закупочные цены на продукцию остаются низкими. Обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности сельского хозяйства, как основной составной части экономики района, осуществляется в рамках долгосрочной районной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Нерюнгринском районе на 2013 – 2016 годы». На реализацию программы в 2012 году предусмотрено в бюджете района 1500 тыс.рублей, в основном субсидии сельхозпредприятиям и крестьянским фермерским хозяйствам для развития производства сельхозпродукции. Освоено средств 63,8 тыс.рублей на субсидии для оплаты заготовки и переработки древесины для строительства жилья. Ведется работа по отбору участников программы.
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Аскизский район осуществляется в рамках ДРЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе на 2012-2016 годы». На реализацию программы в 2012 году выделено было 1 000 тыс. рублей. В первом полугодии средства (50 тыс.рублей) были направлены на организацию и проведение «Дня российского предпринимательства». Оказывается консультативная и методическая помощь предпринимателям в рамках службы «Одного окна». В рамках программы предусмотрено субсидирование на развитие приоритетных направлений деятельности предпринимателей.
В районе 20 малых предприятий и одно среднее, в которых занято 737 человек. Кроме этого зарегистрировано 1001 индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают работой около 1,5 тысячи человек. Основная деятельность связана с розничной торговлей (56%), сельским хозяйством занято 16% индивидуальных предпринимателей. Предпринимателями производится более 300 тонн колбасных изделий ежегодно, хлебобулочных изделий до 950 тонн, кондитерских изделий до 25 тонн. Добыча полезных ископаемых (гранит, песчаник для памятников) – около 500 тыс.тонн.
Торговую сеть района представляют 334 торговых объектов, в которых занято 837 человек, организаций общественного питания 57, в которых занято 204 человек. Потребительский рынок района характеризуется устойчивым ростом. Объем оборота розничной торговли в 2012 году к уровню прошлого года возрос на 12,7% , общественного питания - на 20,5%. Объем бытовых услуг снизился на 4,8%. Для совершенствования сферы потребительского рынка разработана муниципальная целевая программа «Развитие торговли в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы». В рамках программы предусмотрено развитие торговли в отдаленных малонаселенных пунктах, не имеющие стационарной торговой сети.
Организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала; формирование современной туристской индустрии, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Нерюнгринского района осуществляется в рамках ДРЦП "Развитие туризма в Нерюнгринском районе на 2013 – 2016 годы". В 2012 году на реализацию программы предусмотрено 300 тыс.рублей, освоено 235,545 тыс.рублей, были выпущены рекламные продукты, организован палаточный лагерь, участвовали в выставочной деятельности, организация семинаров.
3-й приоритет: Осуществление
административной реформы. Повышение
эффективности муниципального
В целях реализации административной реформы сформированы административные регламенты. Проводилась работа, направленная на повышение качества муниципальных услуг, оказываемых населению. В результате проведенного опроса в 2012 году удовлетворенность населения услугами составляет:
- здравоохранение - 36,6% (РХ -35,9%)
в основном из-за нехватки
- дошкольное образование - 92,8% (РХ -74,9%),
- качество общего образования -91,8%,
- качество услуг в сфере культуры увеличилось на 19% и составляет 66,9%,
- удовлетворенность услугами
жилищно-коммунального
- удовлетворенность услугами СМИ – 64,2% (в 2011 -71,3%)
Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления составляет 55,6% (РХ – 56,7%).
Для обеспечения открытости деятельности органов муниципальной власти разработан регламент деятельности администрации Нерюнгринского района. Действует официальный сайт администрации Нерюнгринского района, на котором размещаются документы, информация о деятельности органов местного самоуправления и новости района.
Проводится работа по оптимизации бюджетных расходов. В районе действует ДРЦП «Реформирование муниципальных финансов муниципального образования Нерюнгринский район на 2013-2016 годы». На 2013 год предусмотрено в программе 450 тыс.рублей, профинансированы на 75,2 тыс.рублей мероприятия на приобретение оборудования, компьютерной техники, приобретение и сопровождение программного обеспечения.
Осуществлен перевод муниципальных учреждений в иные организационно-правовые формы в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2012 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Утверждены расчетно-нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества муниципальных учреждений муниципального образования. Утверждены и доведены до подведомственных бюджетных учреждений муниципальные задания на оказание муниципальных услуг и бюджетные ассигнования на их обеспечение.
Активная деятельность была направлена на расширение налоговой базы района, путем работы с населением по регистрации имущества, в том числе на землю.
Таблица 2 – Доходы бюджета
Наименование доходов |
План на 2013 год |
План на 2012 года |
Факт 2012 года |
% исполнения за 2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы бюджета, всего |
1200027 |
612622 |
585830,6 |
95,6 |
Налоговые и неналоговые доходы |
346107,3 |
176871 |
157475,5 |
89,0 |
Налоги на прибыль, доходы |
237025,1 |
118513 |
117548,4 |
99,2 |
налог на прибыль организаций |
237025,1 |
118513 |
117548,4 |
99,2 |
налог на доходы физических лиц |
237025,1 |
118513 |
117504,5 |
99,1 |
Налоги на совокупный доход |
7794 |
3897 |
4233,6 |
108,6 |
Налоги на имущество |
5481 |
2145 |
2121,5 |
98,9 |
налог на имущество физических лиц |
685 |
45 |
43,4 |
96,4 |
земельный налог |
4796 |
2100 |
2078,1 |
99,0 |
Государственная пошлина |
1762 |
950 |
994 |
104,6 |
Задолженность по отмененным налогам |
237025,1 |
118513 |
117548,4 |
99,2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и мун. собственности |
80732,4 |
40366 |
21277,1 |
52,7 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
8700 |
8700 |
8960,7 |
103,0 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
1915 |
950 |
984,2 |
103,6 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1396,8 |
700 |
797,9 |
114,0 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1300 |
650 |
620,5 |
95,5 |
237025,1 |
118513 |
117548,4 |
99,2 |
237025,1 |
Безвозмездные поступления |
853920 |
435751 |
428355,1 |
98,3 |
Дотации |
72203 |
36101 |
33344 |
92,4 |
Субсидии |
320645 |
120000 |
115672,8 |
96,4 |
Субвенции |
459465 |
279000 |
278905,2 |
100,0 |
Иные межбюджетные трансферты |
1557 |
650 |
610 |
93,8 |
Прочие безвозмездные поступления |
237025,1 |
118513 |
117548,4 |
99,2 |
Источник: [31,с.14]
В итоге реализации Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Нерюнгринский район в 2012 году улучшились следующие показатели:
- объем отгруженных товаров
собственного производства
- производство валовой продукции сельского хозяйства увеличилось на 30,3%;
- объем оборота розничной
торговли увеличился по
- среднемесячная заработная плата увеличилась на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года;
- среднесписочная численность
работников в крупных и
- среднедушевые денежные доходы составили доходы 5680 рублей в месяц;
- уменьшилась смертность населения Нерюнгринского района.
Исполнение долгосрочных районных целевых программ за 2012 год
Наименование показателя |
план 2012г. |
исп. За 1 полгода 2012 год |
% исп |
Долгосрочная районная целевая программа "Развитие сельского хозяйства в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
1500,0 |
63,68 |
4,25 |
Долгосрочная районная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
1 000 ,0 |
50,0 |
5,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Содействие занятости населения муниципального образования Нерюнгринском район на 2013-2016 годы" |
386,1 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа ""Дети Нерюнгринского района на 2013-2016 годы" : |
|||
Подпрограмма "Дети-инвалиды" |
214,0 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма "Дети-сироты" |
115,0 |
25,0 |
21,73 |
Подпрограмма "Организация отдыха, занятости и оздоровление детей" |
770,0 |
214,2 |
27,82 |
Подпрограмма Профилактика семейного неблагополучия |
41,8 |
2,4 |
5,74 |
Подпрограмма "Обеспечение доступности дошкольного образования в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
1 680,0 |
99,5 |
5,92 |
Долгосрочная районная целевая программа "Развитие образования в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы". |
|||
Подпрограмма "Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"" |
1292,0 |
154,8 |
11,98 |
Подпрограмма "Школьное питание в Нерюнгринском районе" |
5099 ,2 |
2 661,1 |
52,19 |
Подпрограмма "Энергосбережение Управления образования " |
500,0 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма "Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Нерюнгринский район" |
4658,0 |
0,85 |
0,02 |
Долгосрочная районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения Нерюнгринского района на 2013-2016 годы" |
9750,0 |
8 358,6 |
85,73 |
Долгосрочная районная целевая программа "Молодежь Нерюнгринского района на 2013-2016 годы" |
373,5 |
308,1 |
82,49 |
Долгосрочная районная целевая программа "О развитие языков народов муниципального образования Нерюнгринский район на 2013-2016 годы" |
130,0 |
100,0 |
76,90 |
Долгосрочная районная целевая программа "Профилактика правонарушений на территории муниципального образования Нерюнгринский район на 2013-2016 годы" |
100,0 |
10,5 |
10,50 |
Долгосрочная районная целевая программа "Совершенствование и развитие автомобильных дорог муниципального образования Нерюнгринский район на 2013-2016 годы" |
200,0 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Экологическая безопасность Нерюнгринского района на 2013-2016 годы" |
1100 |
519,4 |
47,21 |
Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Нерюнгринский район на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года" |
493,3 |
193,3 |
39,18 |
Долгосрочная районная целевая программа "Организация транспортного обслуживания в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
5100 |
1 523,3 |
29,87 |
Долгосрочная районная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2013-2016 годы" |
100,0 |
31,5 |
31,50 |
Долгосрочная районная программа «Жилище на 2013-2016 годы |
|||
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
360,0 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" |
740,0 |
42,5 |
5,75 |
Подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" |
500,0 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма "Свой дом" |
500,0 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Развитие трудовых ресурсов муниципального образования Нерюнгринский район на 2013-2016 годы" |
1 500,0 |
60,6 |
4,04 |
Районная целевая программа "Реформирование муниципальных финансов муниципального образования Нерюнгринский район на 2011-2013 годы" |
450,0 |
75,2 |
16,72 |
Долгосрочная районная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
1000,0 |
688,2 |
68,82 |
Долгосрочная районная целевая программа "Социальное развитие села на 2013-2016 годы" |
4 057,2 |
1 004,5 |
24,76 |
Долгосрочная районная целевая программа "Культура Нерюнгринского района на 2013-2016 годы" |
326,5 |
231,5 |
70,92 |
Подпрограмма "Развитие культуры и искусства Нерюнгринского района" |
595,0 |
555,4 |
93,34 |
Подпрограмма "Сохранение и развитие художественного образования в сфере искусства и культуры в Нерюнгринском районе" |
300,0 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма "Безопасность и сохранность фондов музеев, библиотек Нерюнгринского района" |
200,0 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма "Поддержка и развитие чтения в Нерюнгринском районе" |
250,0 |
25,0 |
10,00 |
Подпрограмма "Сохранение и популяризация историко-культурного наследия в Нерюнгринскомрайоне" |
150,0 |
0,00 |
0,00 |
ДРЦП "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2010-2013 годы" |
1000,0 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2012-2016 годы" |
100,0 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Старшее поколение на 2013-2016 годы" |
366,0 |
165,4 |
45,20 |
Долгосрочная районная целевая программа "Доступная среда для инвалидов в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
250,0 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2016 годы" |
100,0 |
14,0 |
14,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на 2013-2016 годы" |
1500,0 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочная районная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нерюнгринском районе на 2013-2016 годы" |
400,0 |
200,0 |
50,00 |
Всего расходов: |
49 247,6 |
17 378,61 |
35,29 |