Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников предприятий и организаций района в 2013 году прогнозируется на уровне 40811 рублей, что на 23,8 % выше, чем в 2012 году. Наибольший рост среднемесячной заработной платы прогнозируется по видам деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Финансовая деятельность», «Операции с недвижимым имуществом».
Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 году по прогнозам составят 31255 рублей, против 24750 рублей (рост 126,3 %). Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, государство последовательно проводит политику социальной поддержки населения, выполняя свои обязательства по увеличению социальных и трудовых пенсий. Согласно параметрам основных показателей пенсионного обеспечения в 2013 году продолжится индексация трудовой пенсии 1 февраля, 1 апреля на 10% и 0,5%; социальной пенсии - 1 апреля, 1 июля на 10,10% и 2,9% соответственно - прогнозируемый рост пенсии в 2013 году составит 1247 рублей.
В 2013 году предусматривается индексация трудовой пенсии по старости с 1 февраля на 8%, социальной пенсии - с 1 апреля -8%, с 1 июля -3%. Увеличение среднего размера пенсии за 2013 год прогнозируется в сумме 1088 рублей.
В результате предпринимаемых мер, соотношение среднего размера пенсии и заработной платы увеличится с 35% в 2010 до 40% в 2013 году.
По прогнозу Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в 2013 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 951 рубль и составит 10493 рубля. Опережение темпа роста среднедушевых денежных доходов населения, над темпом индекса потребительских цен, а также введение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума к пенсии неработающим пенсионерам позволит сократить уровень бедности в 2012 году, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составит 19% процентов. Снизится соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в 2013 году - 2,3 раза против 2,5 в 2012 году.
Основная цель социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» - это:
-создание эффективной экономики, обеспечивающей повышение уровня жизни населения;
-поступление бюджетных
доходов в объемах, покрывающих
основную часть расходов
-последовательное и
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
-создание в поселениях новых производств - “точек роста” экономики;
-развитие малого
-привлечение инвестиций
для создания новых
-развития платных услуг населению;
-рост реальных доходов населения;
-снижение уровня безработицы;
-расширение налогооблагаемой базы, обеспечение роста собственных доходов.
3 Совершенствование разработки
программы социально-
район
На первое, на что хотелось бы обратить внимание: опрошенные руководители оценивают социально-экономическую ситуацию в своих муниципальных образованиях в целом как нормальную (рис. 1).
Рисунок 3 - Оценка социально-экономической ситуации в муниципальном образовании
Источник:
Этот факт следует оценивать как позитивный, особенно учитывая динамику оценок, свидетельствующих о том, что тенденции к нормализации, наметившиеся в предыдущие годы, стечением времени продолжают сохраняться (табл. 1).
Вариант ответа |
1993* |
2000 |
2003 |
2006* |
2009 |
2012** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Нормальная |
4,4 |
7,0 |
16,0 |
31,8 |
44,4 |
66,1 |
Неопределенная |
4,4 |
0,0 |
12,0 |
4,5 |
0 |
1,8 |
С элементами напряженности |
60,8 |
50,0 |
52,0 |
50,0 |
48,1 |
26,8 |
Крайне напряженная |
21,7 |
43,0 |
20,0 |
4,5 |
3,7 |
1,8 |
На грани социального взрыва |
8,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,7 |
0,0 |
* В качестве
базы для отсчета выбрано ** Сумма составляет
менее 100%, так как встречаются
два ответа типа "другое" ("удовлетворительно"
и "углубляются позитивные |
Начиная с 1993 г. наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли руководителей муниципальных образований, оценивающих ситуацию в своих городах и районах как нормальную, и в настоящее время две трети опрошенных дают именно такую оценку ситуации. В то же время заметно уменьшилась доля оценок ситуации как крайне напряженной, после подъема 1995 г. она резко пошла на убыль и сейчас находится на уровне менее 2%. Также после нарастания в 1998 г. вновь почти сошли на нет неопределенные оценки ситуации. За 15 лет более чем вдвое уменьшилась доля отмечающих элементы социальной напряженности. Таким образом, в целом можно говорить, что общая оценка ситуации становится более благоприятной8.
Безусловно, это ни в коей мере не означает полного благополучия, отсутствия острых проблем развития муниципальных образований, более того, в дополнение к имевшимся ранее проблемам возникают новые. Происходит смещение акцентов: одни проблемы, получая некоторое разрешение, уходят на второй план, другие, напротив, приобретают большую актуальность.
В 1993 г. первые места среди наиболее острых проблем городов, по мнению их руководителей, делили преступность, социальная незащищенность населения и проблемы финансов. В 1998 г. к последним отнесены проблемы невыплат заработной платы, безработицы, неплатежей, сокращения производства, о которых ранее вообще не упоминалось или упоминалось значительно реже. К началу 2013 г. на передний план вышли жилищная проблема, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления, проблемы кадров, развитие малого и среднего бизнеса. Конечно, это не означает, что проблемы преступности или нехватки рабочих мест полностью решены.
Скорее, их просто несколько "потеснили" ставшие в последнее время необыкновенно острыми проблемы в жилищно-коммунальной сфере. Проблемы занятости населения, нехватки рабочих мест, безусловно, также не сняты с повестки дня, но по сравнению с предыдущим периодом они, с точки зрения руководителей муниципальных образований, уступили первенство более острым болевым точкам.
Изменение степени остроты различных проблем развития муниципальных образований привело и к изменению ранжировки проблем, вызывающих, по мнению руководителей, наибольшую тревогу населения (рис. 2).
На первое место у граждан выходит блок проблем, связанных с низким уровнем материального благосостояния, и в первую очередь опережающий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, цен на продукты и товары первой необходимости при сохраняющемся низком уровне зарплат и пенсий. Вместе с тем проблема несвоевременности выплат зарплат, пенсий, пособий, которая 10 лет назад находилась на первом месте, заняла в 2008 г. только 21-е, что отражено в таблице 8.
Рангпроблемы |
2000 |
2003 |
2006 |
2009 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Рост преступности |
Рост преступности |
Несвоевременность выплаты зарплаты |
Наркомания |
Низкий уровень зарплат, пенсий |
2 |
Рост цен |
Рост цен |
Угроза безработицы |
Рост цен |
Повышение цен на ЖКУ |
3 |
Падение производства, развал экономики |
Угроза безработицы |
Падение производства, развал экономики |
Рост стоимости ЖКУ |
Наркомания и наркоторговля |
4 |
Ухудшение отношений между людьми, общая озлобленность |
Падение производства, развал экономики |
Рост преступности |
Низкие доходы, обнищание населения |
Нехватка рабочих мест, безработица, угроза потерять работу |
5 |
Расслоение населения на бедных и богатых |
Низкие доходы, обнищание населения |
Низкие доходы, обнищание населения |
Жилищная проблема |
Жилищная проблема |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
Экология |
Ухудшение отношений между людьми, общая озлобленность |
Ухудшение отношений между людьми, общая озлобленность |
Рост преступности |
Рост цен на продукты и товары первой необходимости |
7 |
Низкие доходы, обнищание населения |
Экология |
Экология |
Угроза безработицы |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
8 |
Угроза безработицы |
Расслоение населения на бедных и богатых |
Расслоение населения на бедных и богатых |
Падение производства, развал экономики |
Пьянство, алкоголизм |
Источник:
Примечание: В таблице приведены проблемы, занимающие первые восемь мест.
Источник:
Проблема нехватки рабочих мест, угрозы безработицы, которая еще три года назад входила в первую пятерку болевых точек, сейчас, с точки зрения руководителей муниципальных образований, опустилась на 10-е место. Также, по мнению респондентов, отошли на второй план и проблемы социального неблагополучия, связанные с наркоманией, наркоторговлей, пьянством, алкоголизмом, увеличением числа бездомных, нищих, беспризорных детей. В настоящее время они занимают места во втором десятке болевых проблем. Однако, повторим, это не значит, что данные проблемы решены, - просто появились более насущные, требующие неотложного решения. В целом, как видим, ситуация далека отблагополучной: в общей сложности руководители муниципальных образований назвали свыше 20 проблем, которые, по их мнению, существенно тревожат население.
Несмотря на общую тенденцию к некоторой стабилизации социально-экономической ситуации в районе, отмеченную ранее, в среднем каждый третий житель муниципального образования недоволен сложившейся ситуацией в своем муниципальном образовании, правда, со временем доля недовольных уменьшается. В 2012 г. только 11,5% опрошенных руководителей отметили, что доля жителей их муниципального образования, недовольных существующим положением в обществе, составляет половину и более (в 2009 г. эта цифра составляла 30%, а в начале 2000 г. - 45%).
Соответственно, все еще остается высокой и степень недовольства населения не только сложившейся ситуацией, но и местными властями, в которых жители видят главных виновников своих бед. Это неудивительно, поскольку именно местная власть вынуждена в сложных условиях решать проблемы, источником которых зачастую являются совсем другие субъекты и уровни управления.
С чем связывают муниципальные руководители возможности по улучшению ситуации? Обращает на себя внимание следующее. В предыдущие годы они надеялись преимущественно на собственные силы и возможности. Сегодня на первый план по значимости выходят взаимоотношения с государством: 75% респондентов называют в качестве источника улучшения ситуации централизованные капвложения, 73,2% - реализацию приоритетных национальных проектов, 62,5% - государственные дотации и субвенции, несколько меньше доля возлагающих надежды на налоговые и иные льготы - 39,4%. Следует заметить, что роль этих источников улучшения ситуации в глазах местных руководителей возросла по сравнению как с 2000, так и с 2009 г. С чем это связано? Однозначно ответить трудно: возможно, с усиливающейся ролью государства и надеждой на решение проблем за счет укрепления вертикали власти, а может быть, и с некоторым разочарованием в собственных возможностях. Для более точного выяснения причин требуются специальные исследования.