Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
В законодательстве не до конца решены проблемы разграничения полномочий и ответственности между государственным управлением и самоуправлением, финансового обеспечения передаваемых полномочий. Более того, в ряде случаев происходит перераспределение финансовых средств, в результате которого местные бюджеты лишаются части доходов, в связи с чем обостряется проблема формирования местных бюджетов. Эксперты отмечают усложнение процедур финансирования отраслей образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, болезненный и недостаточно отрегулированный процесс разграничения прав собственности и перераспределения имущества между уровнями власти.
Руководителям муниципальных образований был задан вопрос о целесообразности исключения из предметов ведения местного самоуправления ряда вопросов непосредственного жизнеобеспечения и передачи их на уровень субъекта Федерации, что предусмотрено федеральным законодательством. 74,5% респондентов считают нецелесообразным исключение из предметов ведения органов местного самоуправления вопросов, связанных с экологическим контролем, 60,4% - с опекой и попечительством и 55,7% - с социальным обслуживанием населения. В отношении регулирования трудовых отношений и занятости мнения разделились, но некоторый перевес все же оказался на стороне признающих нецелесообразность передачи. В целом больше половины опрошенных считают необоснованной передачу этих вопросов на уровень субъекта Федерации, полагая, что они могут оперативнее решаться на местах, причем с учетом местной специфики (табл. 6).
Вопрос |
Целесообразно |
Нецелесообразно |
Затрудняюсь ответить |
Экологический контроль |
17,7 |
74,5 |
7,6 |
Опека и попечительство |
34,0 |
60,4 |
5,7 |
Социальное обслуживание отдельных групп населения |
36,5 |
55,7 |
7,7 |
Участие в регулировании занятости и трудовых отношений |
42,3 |
46,1 |
9,6 |
Кроме того, 68,9% опрошенных отрицательно относятся к предложениям о создании органов государственной власти в городах - центрах субъектов Федерации и переносе местного самоуправления на уровень внутригородских территорий, считая это противоречащим конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления.
В реализации Закона N 131-ФЗ респонденты ожидают реальной помощи от субъектов различного уровня, начиная от федеральных органов власти и кончая объединениями и советами муниципальных образований. Основные ожидания связаны с законодателями, призванными упорядочить нормативную базу путем внесения изменений в действующее законодательство.
Следует заметить, что по сравнению с 2009 г. существенно усилились ожидания помощи в реализации местного самоуправления от федерального уровня власти (президента РФ, законодательных органов и Правительства РФ). При этом опрошенные выделяют целый ряд норм Закона N 131-ФЗ, нуждающихся в уточнении федеральными законодателями, что может быть положено в основу рекомендаций АСДГ.
Мнения относительно достаточности для реализации Закона N 131-ФЗ существующей нормативной базы в субъекте Федерации разделились: 51% оценивают ее как достаточную и 48% - как недостаточную. При этом в настоящее время самостоятельность органов местного самоуправления сдерживается не столько недостаточностью нормативно-правовой базы, сколько неразработанностью механизмов ее реализации, противоречивостью принимаемых законодательных актов.
Вариант ответа |
Распределение ответов, % |
От руководителя субъекта Федерации |
84,9 |
От Президента РФ |
79,2 |
От федеральных органов законодательной власти |
73,6 |
От законодательного органа субъекта Федерации |
66,0 |
От исполнительных органов субъекта Федерации |
58,4 |
От Правительства РФ |
56,6 |
От межрегиональных ассоциаций |
47,2 |
От Совета муниципальных образований субъекта Федерации |
28,3 |
От Общероссийского конгресса муниципальных образований |
22,6 |
От представителя Президента РФ в федеральном округе |
15,1 |
От Общественной палаты РФ |
7,4 |
Среди важных сдерживающих факторов называют и проблему кадрового обеспечения. Только 4% опрошенных считают, что в их муниципальных образованиях проблем с квалифицированными кадрами нет. Не хватает в первую очередь специалистов в области градостроительства и архитектуры, ЖКХ, а также юристов, экономистов-менеджеров. Решение кадровых проблем преимущественно осуществляется за счет направления на переподготовку своих работников (88,2%), приема на работу молодых специалистов (70,6%), а также путем создания системы кадрового резерва (68,6%).
Что касается попыток вмешательства
со стороны вышестоящих органов власти
и управления, то на них обратил внимание
21% опрошенных (меньше, чем в предыдущих
опросах). Это дает основание заключить,
что в последнее время отношения с органами
власти, прежде всего субъектов Федерации,
нормализуются: 68,5% оценивают их как хорошие,
22,2% - как средние и только 5,5% - как плохие.
И хотя разногласия между органами местного
самоуправления и органами власти субъекта
Федерации и попытки давления бывают,
прежде всего по финансовым вопросам (бюджет,
финансовое обеспечение передаваемых
полномочий, субсидии, дотации субвенции,
а также разграничение собственности),
их удается разрешить преимущественно
за счет личных контактов и согласительных
комиссий (так ответили соответственно
75 и 71% респондентов). Судебные разбирательства
как способ разрешения разногласий упоминаются
лишь в 29,6% случаев.
Помимо законодателей, по мнению опрошенных, при реформировании системы местного самоуправления реальную помощь могут оказывать советы (ассоциации) муниципальных образований в рамках субъектов Федерации (76,4% ответов). Первый опыт деятельности советов 38,5% респондентов оценивают как положительный, аналогично оценивается и опыт советов по местному самоуправлению федеральных округов (хотя к ним опрашиваемые относятся более сдержанно).
Ожидания, связанные с Единым общероссийским объединением муниципальных образований и недавно созданными советами по местному самоуправлению при Президенте РФ и при Председателе Государственной Думы, пока сравнительно неопределенные, их рассматривают скорее в виде передаточного звена между местным самоуправлением и федеральной властью, лоббирующего интересы местного самоуправления.
Вариант ответа |
Распределение ответов, % |
Разработка рекомендаций для эффективной реализации полномочий |
64,2 |
Координация действий органов государственной власти и местного самоуправления в округе |
56,6 |
Методическая помощь в реформировании местного самоуправления |
54,7 |
Проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления |
52,8 |
Систематический анализ социально-экономической ситуации в регионе |
41,5 |
Организация экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления |
24,5 |
Вариант ответа |
1993 |
2000 |
2003 |
2006 |
2009 |
2012 |
Успешный |
8,3 |
7,7 |
12,5 |
52,4 |
48,0 |
80,8 |
И плохого и хорошего в равной мере |
12,5 |
46,2 |
58,3 |
38,1 |
36,0 |
11,5 |
Очень тяжелый |
79,2 |
46,2 |
25,0 |
4,8 |
12,0 |
7,7 |
Общая тенденция развития в 2012 г. по сравнению с предыдущим десятилетием носит явно позитивный характер, и это вселяет определенную уверенность в том, что проблемы могут быть успешно решены.
Реализация мероприятий Программы в 2013-2016 годах будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, дальнейшему развитию предпринимательства, сферы услуг, формированию рыночной системы хозяйствования на территории муниципального района и позволит обеспечить:
- Привлечение ресурсов
из внебюджетных источников (средства
предприятий, инвесторов и др.), в
развитие инфраструктуры, реконструкцию
и модернизацию предприятий
- Сохранение и создание рабочих мест в муниципальном образовании;
- Поддержку социально
значимых видов услуг и
- Удовлетворение населения
в качественных товарах и
Таблица 16 - Прогноз развития потребительского рынка МО Нерюнгринский район, тысяч рублей
Единица измерения |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
темп роста, снижения | |
отчет |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
2013 г. к 2012 г. | ||
Cреднегодовая численность населения |
тыс.чел. |
85,7 |
84,7 |
83,6 |
82,2 |
80,4 |
94,9 |
Численность работников предприятий и организаций |
тыс.чел. |
31,5 |
30,2 |
29,9 |
30,0 |
29,2 |
96,7 |
Сpеднемесячнаязаpаботная плата pаботников предприятий и организаций |
руб. |
30032,0 |
32965,0 |
35361,0 |
38344,0 |
40811,0 |
123,8 |
Денежные доходы на душу населения в месяц |
руб. |
22872,0 |
24750,0 |
26719,0 |
28884,0 |
31255,0 |
126,3 |
Производство важнейших видов промышленной продукции | |||||||
Электроэнергия |
млн.кВт/час |
2169,6 |
2208,3 |
2253,6 |
2353,6 |
2455,3 |
111,2 |
Теплоэнергия |
тыс. Гкал |
2442,0 |
2386,0 |
2244,0 |
2167,0 |
2132,0 |
89,4 |
Добыча угля - всего: |
тыс.тонн |
6219,9 |
10465,1 |
11850,0 |
12830,0 |
16830,0 |
160,8 |
ОАО ХК "Якутуголь" |
тыс.тонн |
5053,0 |
8609,0 |
10000,0 |
11000,0 |
15000,0 |
174,2 |
ООО СП "Эрэл" |
тыс.тонн |
583,0 |
568,5 |
350,0 |
330,0 |
330,0 |
58,0 |
ЗАО "Малые разрезы Нерюнгри" |
тыс.тонн |
130,0 |
517,6 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
58,0 |
ООО "ЭрчимТхан" |
тыс.тонн |
43,9 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
ООО "Долгучан" |
тыс.тонн |
102,0 |
190,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
52,6 |
Шахта "Дежневская" |
тыс.тонн |
308,0 |
480,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
208,3 |
Добыча золота - всего: |
кг |
2031,7 |
1690,0 |
1100,0 |
960,0 |
910,0 |
53,8 |
ООО "Нирунган" |
кг |
1138,80 |
970,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
61,9 |
А/с "Пламя" |
кг |
216,50 |
480,0 |
400,0 |
300,0 |
250,0 |
52,1 |
А/с "Новая" |
кг |
311,00 |
150,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Малые золотодобывающие предприятия |
кг |
365,40 |
90,0 |
100,0 |
60,0 |
60,0 |
66,7 |
Потребительские товары | |||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
тонн |
3072,0 |
3100,0 |
3100,0 |
3100,0 |
3100,0 |
100,0 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы |
тонн |
1411,0 |
3133,0 |
3109,0 |
3133,0 |
3109,0 |
99,2 |
Колбасные изделия |
тонн |
146,0 |
180,0 |
198,0 |
218,0 |
240,0 |
133,3 |
Изделия из камнесамоцветов |
тыс.руб. |
734,0 |
1204,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1100,0 |
91,4 |
Ювелирные изделия |
тыс.руб. |
1329,0 |
1295,0 |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
69,5 |
Объем производства сельскохозяйственной продукции: | |||||||
- скота и птицы в живом весе |
тонн |
2019,0 |
4230,0 |
4187,0 |
4221,0 |
4223,0 |
99,8 |
- молока |
тонн |
195,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
100,0 |
- яиц |
тыс.шт. |
42587,0 |
40095,0 |
40955,0 |
40160,0 |
40965,0 |
102,2 |
- картофеля |
тонн |
1272,0 |
1220,0 |
1220,0 |
1220,0 |
1220,0 |
100,0 |
- овощей |
тонн |
581,0 |
582,0 |
582,0 |
582,0 |
582,0 |
100,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (в действующих ценах) |
млн. руб. |
26465,5 |
41524,8 |
50324,7 |
52849,4 |
55676,4 |
134,1 |
Выпуск продукции сельского хозяйства в действующих ценах |
млн. руб. |
357,5 |
520,4 |
553,9 |
578,6 |
611,7 |
117,5 |
Объем розничной торговли в действующих ценах |
млн. руб. |
8297,1 |
8794,9 |
9322,6 |
9881,9 |
10474,8 |
119,1 |
Объем платных услуг населению в действующих ценах |
млн. руб. |
4649,1 |
5126,7 |
5666,2 |
6238,4 |
6826,7 |
133,2 |
Производство потребительских товаров в действующих ценах |
млн. руб. |
489,0 |
648,9 |
696,5 |
744,8 |
802,0 |
123,6 |
Инвестиции за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
88152,1 |
44119,0 |
57670,8 |
56297,3 |
31416,7 |
71,2 |
в % ко всем расходам по территории |
% |
90,9 |
67,7 |
70,7 |
68,5 |
54,2 |
х |
Финансовые ресурсы района с учетом всех источников финансирования |
млн. руб. |
97033,3 |
64929,0 |
81514,9 |
82242,9 |
57953,2 |
89,3 |
Всего расходов по территории |
млн. руб. |
96961,9 |
65161,3 |
81514,9 |
82242,9 |
57953,2 |
88,9 |
Налоговые доходы по всем уровням |
млн. руб. |
2479,9 |
2556,4 |
2669,4 |
2762,7 |
2923,2 |
114,3 |
в % к собственным финансовым ресурсам |
% |
2,6 |
3,9 |
3,3 |
3,40 |
5,0 |
х |
Налоговые доходы местного бюджета |
млн. руб. |
855,1 |
787,7 |
853,6 |
905,1 |
958,5 |
121,7 |
в % ко всем налоговым доходам |
% |
34,5 |
30,8 |
32,0 |
32,8 |
32,8 |
х |
Расходы местного бюджета |
млн. руб. |
3007,5 |
3020,1 |
2990,9 |
3127,0 |
3291,0 |
109,0 |
% дотации в местном бюджете |
% |
69,9 |
65,0 |
68,9 |
68,6 |
68,5 |
х |
Финансовый результат деятельности предприятий |
млн. руб. |
2650,4 |
14216,4 |
18166,4 |
18272,7 |
18761,5 |
132,0 |
в т.ч.: прибыль рентабельных предприятий |
млн. руб. |
2938,7 |
14497,2 |
18415,3 |
18521,0 |
19007,5 |
131,1 |
Расходы на 1 жителя (постоянного) |
тыс. руб. |
1131,6 |
769,7 |
975,6 |
1000,6 |
720,5 |
93,6 |
в том числе местного бюджета |
тыс. руб. |
35,1 |
35,7 |
35,8 |
38,0 |
40,9 |
114,6 |
На конец 2013 года будут достигнуты следующие результаты:
- показатели развития потребительского рынка: увеличение оборота розничной и оптовой торговли, общепита;
- доля численности работающих в сфере малого бизнеса в общей численности занятых в экономике района до 8-10 %;
- доля налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней от
субъектов малого
- благосостояние занятых
в потребительской сфере и
малом бизнесе: среднемесячная заработная
плата работников малых
- качество образовательного уровня.
В рамках совершенствования программы проведения административной реформы в Нерюнгринском районе в последние годы активно реализуются мероприятия, направленные на повышение качества предоставления муниципальных услуг, упрощение соответствующих процедур.
Проблемы:
- недостаточно эффективное
межведомственное
- низкая степень оснащенности
управленческого труда муниципальных
служащих информационными и
Целью повышения эффективности муниципального управления являются расширение доступности и повышение качества предоставления муниципальных услуг жителям Нерюнгринского района.
Основными задачами для достижения указанной цели являются:
- создание и внедрение
системы управления по
- повышение доступности
и качества муниципальных
- формирование эффективной
системы оказания
- повышение профессионализма
сотрудников органов местного
самоуправления для