Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».

Содержание работы

Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования.docx

— 296.22 Кб (Скачать файл)

 

В законодательстве не до конца решены проблемы разграничения полномочий и ответственности между государственным управлением и самоуправлением, финансового обеспечения передаваемых полномочий. Более того, в ряде случаев происходит перераспределение финансовых средств, в результате которого местные бюджеты лишаются части доходов, в связи с чем обостряется проблема формирования местных бюджетов. Эксперты отмечают усложнение процедур финансирования отраслей образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, болезненный и недостаточно отрегулированный процесс разграничения прав собственности и перераспределения имущества между уровнями власти.

Руководителям муниципальных образований был задан вопрос о целесообразности исключения из предметов ведения местного самоуправления ряда вопросов непосредственного жизнеобеспечения и передачи их на уровень субъекта Федерации, что предусмотрено федеральным законодательством. 74,5% респондентов считают нецелесообразным исключение из предметов ведения органов местного самоуправления вопросов, связанных с экологическим контролем, 60,4% - с опекой и попечительством и 55,7% - с социальным обслуживанием населения. В отношении регулирования трудовых отношений и занятости мнения разделились, но некоторый перевес все же оказался на стороне признающих нецелесообразность передачи. В целом больше половины опрошенных считают необоснованной передачу этих вопросов на уровень субъекта Федерации, полагая, что они могут оперативнее решаться на местах, причем с учетом местной специфики (табл. 6).

Таблица 12 - Распределение ответов на вопрос о целесообразности исключения ряда вопросов из предметов ведения органов местного самоуправления, %

 

Вопрос

Целесообразно

Нецелесообразно

Затрудняюсь

ответить

Экологический контроль

17,7

74,5

7,6

Опека и попечительство

34,0

60,4

5,7

Социальное обслуживание отдельных групп населения

36,5

55,7

7,7

Участие в регулировании занятости и трудовых отношений

42,3

46,1

9,6


 

 

Кроме того, 68,9% опрошенных отрицательно относятся к предложениям о создании органов государственной власти в городах - центрах субъектов Федерации и переносе местного самоуправления на уровень внутригородских территорий, считая это противоречащим конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления.

В реализации Закона N 131-ФЗ респонденты ожидают реальной помощи от субъектов различного уровня, начиная от федеральных органов власти и кончая объединениями и советами муниципальных образований. Основные ожидания связаны с законодателями, призванными упорядочить нормативную базу путем внесения изменений в действующее законодательство.

Следует заметить, что по сравнению с 2009 г. существенно усилились ожидания помощи в реализации местного самоуправления от федерального уровня власти (президента РФ, законодательных органов и Правительства РФ). При этом опрошенные выделяют целый ряд норм Закона N 131-ФЗ, нуждающихся в уточнении федеральными законодателями, что может быть положено в основу рекомендаций АСДГ.

Мнения относительно достаточности для реализации Закона N 131-ФЗ существующей нормативной базы в субъекте Федерации разделились: 51% оценивают ее как достаточную и 48% - как недостаточную. При этом в настоящее время самостоятельность органов местного самоуправления сдерживается не столько недостаточностью нормативно-правовой базы, сколько неразработанностью механизмов ее реализации, противоречивостью принимаемых законодательных актов.

Таблица 13 - Распределение ответов на вопрос "От кого в первую очередь Вы ожидаете реальной помощи в реализации реформы местного самоуправления?"

 

Вариант ответа

Распределение ответов, %

От руководителя субъекта Федерации

84,9

От Президента РФ

79,2

От федеральных органов законодательной власти

73,6

От законодательного органа субъекта Федерации

66,0

От исполнительных органов субъекта Федерации

58,4

От Правительства РФ

56,6

От межрегиональных ассоциаций

47,2

От Совета муниципальных образований субъекта Федерации

28,3

От Общероссийского конгресса муниципальных образований

22,6

От представителя Президента РФ в федеральном округе

15,1

От Общественной палаты РФ

7,4


 

 

Среди важных сдерживающих факторов называют и проблему кадрового обеспечения. Только 4% опрошенных считают, что в их муниципальных образованиях проблем с квалифицированными кадрами нет. Не хватает в первую очередь специалистов в области градостроительства и архитектуры, ЖКХ, а также юристов, экономистов-менеджеров. Решение кадровых проблем преимущественно осуществляется за счет направления на переподготовку своих работников (88,2%), приема на работу молодых специалистов (70,6%), а также путем создания системы кадрового резерва (68,6%).

Что касается попыток вмешательства со стороны вышестоящих органов власти и управления, то на них обратил внимание 21% опрошенных (меньше, чем в предыдущих опросах). Это дает основание заключить, что в последнее время отношения с органами власти, прежде всего субъектов Федерации, нормализуются: 68,5% оценивают их как хорошие, 22,2% - как средние и только 5,5% - как плохие. И хотя разногласия между органами местного самоуправления и органами власти субъекта Федерации и попытки давления бывают, прежде всего по финансовым вопросам (бюджет, финансовое обеспечение передаваемых полномочий, субсидии, дотации субвенции, а также разграничение собственности), их удается разрешить преимущественно за счет личных контактов и согласительных комиссий (так ответили соответственно 75 и 71% респондентов). Судебные разбирательства как способ разрешения разногласий упоминаются лишь в 29,6% случаев. 

Рисунок 5 –Распределение ответов на вопрос «Что сдерживает самостоятельность местных органов власти и управления?», %

Помимо законодателей, по мнению опрошенных, при реформировании системы местного самоуправления реальную помощь могут оказывать советы (ассоциации) муниципальных образований в рамках субъектов Федерации (76,4% ответов). Первый опыт деятельности советов 38,5% респондентов оценивают как положительный, аналогично оценивается и опыт советов по местному самоуправлению федеральных округов (хотя к ним опрашиваемые относятся более сдержанно).

Ожидания, связанные с Единым общероссийским объединением муниципальных образований и недавно созданными советами по местному самоуправлению при Президенте РФ и при Председателе Государственной Думы, пока сравнительно неопределенные, их рассматривают скорее в виде передаточного звена между местным самоуправлением и федеральной властью, лоббирующего интересы местного самоуправления.

Таблица 14 - Распределение ответов на вопрос "Какие функции могли бы взять

на себя советы по местному самоуправлению федерального округа?"

 

Вариант ответа

Распределение ответов, %

Разработка рекомендаций для эффективной реализации полномочий

64,2

Координация действий органов государственной власти и местного самоуправления в округе

56,6

Методическая помощь в реформировании местного самоуправления

54,7

Проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления

52,8

Систематический анализ социально-экономической ситуации в регионе

41,5

Организация экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления

24,5


 

Таблица15 - Динамика ответов на вопрос "Как бы Вы в целом оценили прошедший год?", %

 

Вариант ответа

1993

2000

2003

2006

2009

2012

Успешный

8,3

7,7

12,5

52,4

48,0

80,8

И плохого и хорошего в равной мере

12,5

46,2

58,3

38,1

36,0

11,5

Очень тяжелый

79,2

46,2

25,0

4,8

12,0

7,7


 

 

Общая тенденция развития в 2012 г. по сравнению с предыдущим десятилетием носит явно позитивный характер, и это вселяет определенную уверенность в том, что проблемы могут быть успешно решены.

3.2Оценка эффективности совершенствования показателей СЭР муниципального образования

Реализация мероприятий Программы в 2013-2016 годах будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, дальнейшему развитию предпринимательства, сферы услуг, формированию рыночной системы хозяйствования на территории муниципального района и позволит обеспечить:

- Привлечение ресурсов  из внебюджетных источников (средства  предприятий, инвесторов и др.), в  развитие инфраструктуры, реконструкцию  и модернизацию предприятий потребительского  рынка и сферы услуг;

- Сохранение и создание  рабочих мест в муниципальном  образовании;

- Поддержку социально  значимых видов услуг и предприятий, осуществляющих производство потребительских  товаров;

- Удовлетворение населения  в качественных товарах и услугах.

Таблица 16 - Прогноз развития потребительского рынка МО Нерюнгринский район, тысяч рублей

 

Единица измерения

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

темп роста, снижения

отчет

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

2013 г.                          к 2012 г.

Cреднегодовая численность населения

тыс.чел.

85,7

84,7

83,6

82,2

80,4

94,9

Численность работников предприятий и организаций

тыс.чел.

31,5

30,2

29,9

30,0

29,2

96,7

Сpеднемесячнаязаpаботная плата pаботников предприятий и организаций

руб.

30032,0

32965,0

35361,0

38344,0

40811,0

123,8

Денежные доходы на душу населения в месяц

руб.

22872,0

24750,0

26719,0

28884,0

31255,0

126,3

Производство важнейших видов промышленной продукции

Электроэнергия

млн.кВт/час

2169,6

2208,3

2253,6

2353,6

2455,3

111,2

Теплоэнергия

тыс. Гкал

2442,0

2386,0

2244,0

2167,0

2132,0

89,4

Добыча угля - всего:

тыс.тонн

6219,9

10465,1

11850,0

12830,0

16830,0

160,8

ОАО ХК "Якутуголь"

тыс.тонн

5053,0

8609,0

10000,0

11000,0

15000,0

174,2

ООО СП "Эрэл"

тыс.тонн

583,0

568,5

350,0

330,0

330,0

58,0

ЗАО "Малые разрезы Нерюнгри"

тыс.тонн

130,0

517,6

300,0

300,0

300,0

58,0

ООО "ЭрчимТхан"

тыс.тонн

43,9

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ООО "Долгучан"

тыс.тонн

102,0

190,0

100,0

100,0

100,0

52,6

Шахта "Дежневская"

тыс.тонн

308,0

480,0

1000,0

1000,0

1000,0

208,3

Добыча золота - всего:

кг

2031,7

1690,0

1100,0

960,0

910,0

53,8

ООО "Нирунган"

кг

1138,80

970,0

600,0

600,0

600,0

61,9

А/с "Пламя"

кг

216,50

480,0

400,0

300,0

250,0

52,1

А/с "Новая"

кг

311,00

150,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Малые золотодобывающие предприятия

кг

365,40

90,0

100,0

60,0

60,0

66,7

Потребительские товары

Хлеб и хлебобулочные изделия

тонн

3072,0

3100,0

3100,0

3100,0

3100,0

100,0

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы

тонн

1411,0

3133,0

3109,0

3133,0

3109,0

99,2

Колбасные изделия

тонн

146,0

180,0

198,0

218,0

240,0

133,3

Изделия из камнесамоцветов

тыс.руб.

734,0

1204,0

1000,0

1000,0

1100,0

91,4

Ювелирные изделия

тыс.руб.

1329,0

1295,0

900,0

900,0

900,0

69,5

Объем производства сельскохозяйственной продукции:

- скота и птицы в  живом весе

тонн

2019,0

4230,0

4187,0

4221,0

4223,0

99,8

- молока

тонн

195,0

180,0

180,0

180,0

180,0

100,0

- яиц

тыс.шт.

42587,0

40095,0

40955,0

40160,0

40965,0

102,2

- картофеля

тонн

1272,0

1220,0

1220,0

1220,0

1220,0

100,0

- овощей

тонн

581,0

582,0

582,0

582,0

582,0

100,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (в действующих ценах)

млн. руб.

26465,5

41524,8

50324,7

52849,4

55676,4

134,1

Выпуск продукции  сельского хозяйства  в действующих ценах

млн. руб.

357,5

520,4

553,9

578,6

611,7

117,5

Объем розничной торговли в действующих ценах

млн. руб.

8297,1

8794,9

9322,6

9881,9

10474,8

119,1

Объем платных услуг населению в действующих ценах

млн. руб.

4649,1

5126,7

5666,2

6238,4

6826,7

133,2

Производство потребительских товаров  в действующих ценах

млн. руб.

489,0

648,9

696,5

744,8

802,0

123,6

Инвестиции за счет всех источников финансирования

млн. руб.

88152,1

44119,0

57670,8

56297,3

31416,7

71,2

в % ко всем расходам по территории

%

90,9

67,7

70,7

68,5

54,2

х

Финансовые ресурсы района с учетом всех источников финансирования

млн. руб.

97033,3

64929,0

81514,9

82242,9

57953,2

89,3

Всего расходов по территории

млн. руб.

96961,9

65161,3

81514,9

82242,9

57953,2

88,9

Налоговые доходы по всем уровням

млн. руб.

2479,9

2556,4

2669,4

2762,7

2923,2

114,3

в % к собственным финансовым ресурсам

%

2,6

3,9

3,3

3,40

5,0

х

Налоговые доходы местного бюджета

млн. руб.

855,1

787,7

853,6

905,1

958,5

121,7

в % ко всем налоговым доходам

%

34,5

30,8

32,0

32,8

32,8

х

Расходы местного бюджета

млн. руб.

3007,5

3020,1

2990,9

3127,0

3291,0

109,0

% дотации в местном  бюджете

%

69,9

65,0

68,9

68,6

68,5

х

Финансовый результат деятельности предприятий

млн. руб.

2650,4

14216,4

18166,4

18272,7

18761,5

132,0

в т.ч.: прибыль рентабельных предприятий

млн. руб.

2938,7

14497,2

18415,3

18521,0

19007,5

131,1

Расходы на 1 жителя (постоянного)

тыс. руб.

1131,6

769,7

975,6

1000,6

720,5

93,6

в том числе местного бюджета

тыс. руб.

35,1

35,7

35,8

38,0

40,9

114,6


 

На конец 2013 года будут достигнуты следующие результаты:

- показатели развития  потребительского рынка: увеличение  оборота розничной и оптовой  торговли, общепита;

- доля численности работающих в сфере малого бизнеса в общей численности занятых в экономике района до 8-10 %;

- доля налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней от  субъектов малого предпринимательства;

- благосостояние занятых  в потребительской сфере и  малом бизнесе: среднемесячная заработная  плата работников малых предприятий  достигнет 14000 рублей;

- качество образовательного  уровня.

В рамках совершенствования программы проведения административной реформы в Нерюнгринском районе в последние годы активно реализуются мероприятия, направленные на повышение качества предоставления муниципальных услуг, упрощение соответствующих процедур.

Проблемы:

- недостаточно эффективное  межведомственное взаимодействие  при предоставлении государственных  и муниципальных услуг;

- низкая степень оснащенности  управленческого труда  муниципальных  служащих  информационными и техническими  средствами.


 

 









 






 

 

 

Рисунок 6 –Распределение ответов на вопрос «Что сдерживает самостоятельность местных органов власти и управления?», %

Целью повышения эффективности муниципального управления являются расширение доступности и повышение качества предоставления муниципальных услуг жителям Нерюнгринского района.

Основными задачами для достижения указанной цели являются:

- создание и внедрение  системы управления по результатам  в органах местного самоуправления;

- повышение доступности  и качества муниципальных услуг  в социально значимых сферах;

- формирование эффективной  системы оказания государственных  и муниципальных услуг с помощью  информационно-коммуникационной сети  «Интернет»;

- повышение профессионализма  сотрудников органов местного  самоуправления для обеспечения  эффективного выполнения муниципальных  функций.

Информация о работе Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования