Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Источник:
Потребительский рынок
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) за январь-декабрь 2013 года оборот розничной торговли на территории муниципального образования составил 24 263,0 тыс. руб., в расчете на душу населения – 4 958,7 руб. Следует отметить, что произошло резкое падение оборота (55% к 2012 г.). Напротив, оборот общественного питания составил 9 899 тыс. рублей и превысил показатель 2012 года на 13,7%. Розничная торговля и сфера общественного питания поселка представлены субъектами малого предпринимательства.
Таблица 4 - Оборот розничной торговли и общественного питания за 2011-2012 годы
Год |
Оборот розничной торговли |
Оборот общественного питания, тыс. руб. | |
Всего, тыс. руб. |
На душу населения, руб. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
2011 |
44 114,5 |
9 015,8 |
8 706,2 |
2012 |
24 263,0 |
4 958,7 |
9 899,0 |
Источник: составлено автором
В сфере потребительского рынка на территории поселения наблюдается практически избыточное количество магазинов, торгующих продовольственными товарами, нехватка промтоварных магазинов и отсутствие рыночных комплексов. Данные о фактической обеспеченности объектами торговли и общественного питания представлены в следующей таблице.
Таблица 5 - Обеспеченность предприятиями торговли и общественного питания в2012году.
Показатели |
Ед. изм. |
Норматив |
Фактически |
Обеспеченность, % |
Население |
чел. |
4 893 |
||
Магазины, всего |
кв. м. |
1 470 |
880 |
59,9 |
В том числе |
||||
Продовольственные |
кв. м. |
489 |
603 |
123 |
Непродовольственные |
кв. м. |
978 |
277 |
28,4 |
Рыночные комплексы |
кв. м. |
- |
0 |
0 |
Предприятия общественного питания |
мест |
196 |
63 |
32,1 |
Предприятия бытового обслуживания |
мест |
34,3 |
4 |
11,7 |
Производство потребительских товаров на территории поселения отсутствует. Потребление ориентировано на привозную продукцию, в том числе произведенную на территории Нерюнгринского района (город Нерюнгри, пос. Чульман), преимущественно по товарам продовольственной группы (хлебобулочные, колбасные изделия, яйца, мясо птицы, безалкогольные напитки).
Малое предпринимательство
В данное время предпринимательство является одной из перспективных отраслей развития экономики, как района, так и поселка, которая способна внести вклад в стабилизацию социально-экономического состояния в условиях экономической моноспециализации и преимущественного положения крупных производств как в районе, так и в городском поселении. Тем не менее, имеется тенденция к невысокому, но росту показателей деятельности малых предприятий. Малый бизнес поселка сегодня:
-придает экономике поселка необходимую гибкость;
-вносит вклад в формирование конкурентной среды;
-решает проблемы занятости;
-смягчает социальную
напряженность и способствует
демократизации рыночных
Малые предприятия по видам экономической деятельности по данным 2012 года распределены следующим образом:
-оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и мототранспортных средств, сервис – 4,2%,
-строительство – 64,7%,
-обрабатывающее производство – 11,3%,
-производство и распределение эл/энергии, газа, воды – 3,2%,
-прочие – 16,6%.
Рисунок 2 - Отраслевая структура малых предприятий в 2012 году
Источник:
Вклад малого предпринимательства наиболее заметен в обеспечении внутреннего рынка продовольственными и непродовольственными товарами, строительно-монтажными работами, транспортными услугами, автосервисом, услугами общепита.
Рост объемов отгрузки товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами возрос в 2012 оду по сравнению с 2011 годом на 23,4%.
Таблица 6 - Рынок платных услуг населению
Показатель |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
Количество субъектов малого предпринимательства, в том числе: |
||
малых предприятий, единиц |
20 | |
индивидуальных предпринимателей |
- |
- |
Общая численность занятых в малом бизнесе, человек |
199 |
213 |
Численность занятых в экономике, человек |
3 317 |
3 043 |
Доля занятых в малом бизнесе от общего численности занятых в экономике |
6% |
7% |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, рублей |
6 955,8 |
8 694,7 |
Объем выпуска товаров и услуг, млн. рублей |
- |
- |
Инвестиции в основной капитал, тыс. рублей |
3 078,0 | |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс. рублей |
59 800,3 |
73 793,6 |
Оборот розничной торговли, тыс. рублей |
44 114,5 |
24 263,0 |
За 2012 год оказано платных услуг населению на сумму 3 678,3 тыс. руб. Среднедушевые денежные доходы составили 4 162 рубля в месяц, из них расходы на оплату услуг составили 1,7% (по Нерюнгринскому району – 18,7% от среднедушевых денежных доходов).
На крупные и средние предприятия приходится 60,8% от общего объема платных услуг. На территории городского поселения имеется четыре предприятия бытового обслуживания населения при нормативе 34 ед. Процент обеспеченности предприятиями бытового обслуживания за 2012 год составил 11,7%.
Прогноз программы социально-экономического развития Нерюнгринского района с 2013 года и на период до 2016 года разработан во исполнение Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2011 года 525-З № 1095-III «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2012 года № 543-р «Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы».
Оценка социально-экономического развития Нерюнгринского района за 2012 год, показатели прогноза социально-экономического развития Нерюнгринского района на 2013-2016 годы разработаны на основе анализа социально-экономического развития района за предшествующий период.
В 2012 году развитие экономики района определялось в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Планом действий органов МСУ МО «Нерюнгринский район» по дальнейшему развитию местного самоуправления в Нерюнгринском районе на 2008-2015 годы, постановлением Нерюнгринской районной администрации» № 810 от 09.04.10 г. «О доведении заданий Правительства РС (Я) по производству важнейших видов продукции и услуг на 2013 год по МО «Нерюнгринский район».Исходное состояние и оценка развития экономики района в 2012 году.В целом в начале 2012 года продолжилась тенденция восстановления СЭР МО.
Преимущественно за счет роста добычи угля промышленное производство экономики, начавшаяся с конца прошлого года.по итогам I полугодия увеличилось в 2,2 раза, в том числе по отрасли добыча и обогащение каменного угля – в 3 раза. Активизация в транспортном комплексе и связи (на 21,8%), торговле (на 44,2 %), оказании платных услуг населению (на 2,6%), рост реальных доходов населения (на 0,6%) создают предпосылки для дальнейшего роста экономики.Растущий спрос на внешних рынках, благоприятная макроэкономическая конъюнктура дают основания для дальнейшего уверенного роста в экономике района.
С восстановлением спроса на угольнуюпродукцию как на внутреннем рынке, так и за пределами страны, впервые с четвертого квартала 2012 года отмечено увеличение объемов угледобывающих предприятий.
В связи со значительным увеличением уровня добычи на разрезе «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» (почти в 2 раза) по оценке объем добычи угля в 2013 году в целом составит 10465,1 тыс. тонн.
По Нерюнгринскому району по производству важнейших видов продукции за январь-август 2012 года выполнено задание по 13 показателям, не выполнено задание по 4 показателям. По итогам 2013 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами ожидается науровне 41,5 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2011 года.
В 2013 году добыча угля в целом по Нерюнгринскому району ожидается в объеме 10465,1 тыс. тн., с ростом к уровню прошлого года на 68,3%. Нерюнгринским разрезом ОАО ХК «Якутуголь» добыча ожидается в объеме 8609 тыс. тонн угля, что выше уровня 2011 года на 70,4 %, малыми угледобывающими предприятиями – 1856,1 тыс. тонн (на 59,1 % выше уровня 2012 года).
По итогам 2012 года из пяти угледобывающих предприятий, которым были доведены задания на январь-август, только одно предприятие задание не выполнило – это ОАО «Шахта ЭрчимТхан». Причин несколько: простой добычного комбайна ДБТ в марте-апреле текущего года в связи с завалом, не укомплектованность подземных участков квалифицированными рабочими, отсутствие профессионального опыта ИТР участков.
Выполнение годового задания по добыче угля в целом по району ожидается на уровне 111,1 %.
Объем добычи золота по итогам промывочного сезона 2013 года, ожидается в количестве 1690 кг, что на 16,8 % меньше, чем в 2012 году. Годовое задание будет выполнено на 109,0 %. Из 4 золотодобывающих предприятий ожидается, что только одно не выполнит задание – ООО «Нирунган» - 97,0 %, причин невыполнения несколько. Технология добычи золота требует зимней вскрыши и подготовки участка к промывочному сезону, что в условиях зимы не делается. Поэтому вместо добычи золота в начале промывочного сезона начинается работа по вскрыше. Техника морально и физически устарела. Отсутствуют свободные финансовые средства на приобретение новой техники и запасных частей к уже имеющейся.
Анализ экономических показателей развития промышленности Нерюнгринского района в 2012 году показывает, что экономический кризис глобально не отразился на основных направлениях развития промышленности района.
Промышленные предприятия сохранили трудовой потенциал, восстанавливают договорные связи по сбыту продукции и по поставкам материальных ресурсов, и в 2013 году ожидается полное восстановление производства по всем видам деятельности.
Выпуск продукции сельского хозяйства в 2013 году ожидается на 45,6 % выше, чем в 2012 году, в основном за счет ввода в эксплуатацию цехов по выращиванию бройлеров.
Потребительский рынок характеризуется сохранением объема оборота розничной торговли, ростом платных услуг населению. Ожидается, что объем розничного товарооборота в действующих ценах вырастет на 6,0 %, объем платных услуг населению в действующих ценах вырастет на 10,3 % по сравнению с 2012 годом.
Производство потребительских товаров в действующих ценах ожидается с ростом к 2014 году на 32,7 %. Благодаря слаженной работе предпринимателей Нерюнгринского района потребительский рынок развивается стабильно, ассортимент товаров не уменьшается. Ежедекадно проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания.
По итогам текущего года финансовое состояние предприятий и организаций района значительно улучшиться, ожидается, что будет получена прибыль в 14,2 млрд. рублей, что в 5,4 раза выше, чем в 2012 году.
Развитие социальной сферы находится в прямой зависимости от динамики производственных показателей.
Основная цель государственной политики занятости на 2013 год – сдерживание негативных процессов на рынке труда вследствие финансового кризиса.
В целях снижения негативных последствий увольнения работников и предупреждению роста безработицы принята Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Нерюнгринском районе на 2013 год, подписано соответствующее Соглашение о реализации Программы между Нерюнгринской районной администрацией и Комитетом занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я). Реализация мероприятий Программы в 2012 - 2016 году позволит не допустить роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,6 %.
К концу 2013 года ожидается, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по району составит 32,97 тыс. рублей с ростом на 9,8 % к уровню 2012 года.
Прогноз социально-экономического развитияНерюнгринского района на 2013-2016 годы разработан во исполнение Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Саха Якутия от 26 декабря 2011 года 525-З №1095-III «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2012 года № 543-р «Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы».
Прогноз социально-экономического развития Нерюнгринского района на 2013-2016 годы разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике района в 2012 году, предложений предприятий и организаций и методических рекомендаций Минэкономразвития РС (Я). Прогноз социально-экономического развития РС (Я) на 2012-2016 годы утвержден постановлением Правительства РС (Я) № 367 от 10.08.2012 года «О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2013 год и на период до 2016 года».